Художник Ник. Мих. Фокин (16.12.1869-03.10.1908).
В 1904 г. художник Н. М. Фокин вернулся из Германии, где лечился от чахотки, в Россию. Затем он поселился в Финляндии, в Мустамяках, в пансионе г-жи Ланг, где для него была выстроена мастерская, которую он арендовал, - там он и скончался. «Мастерская его, одиноко стоявшая на горушке, откуда открывался бесконечный простор большого озера, как маяк, светила своим громадным окном среди сонной финляндской деревушки; когда все спало, там горел огонь в длинные осенние и зимние вечера и ночи, которые он проводил одиноко, шагая и думая. От весны до глубокой осени мимо тарахтели финские тележки, развозившие с вокзала и на вокзал дачников, густо населяющих эти места. Этот необычный свет интересовал едущих, и финны-извозчики удовлетворяли любопытство их, рассказывая, что «здесь сивет адна русска худосник, которая писет расивые картины».
Родился Николай Фокин в Петербурге, рано потерял родителей и воспитывался в семье брата, служившего в старинной петербургской фирме Петровых. Среднее образование получил в реформатском училище, затем учился в Обществе поощрения художеств, откуда поступил в Академию Художеств. В 1902 г. за картину «Первый снег» получил звание художника и заграничную поездку, дважды ему продолженную. Член-учредитель «Нового Общества художников». «Почти единственным сюжетом его картин был снег. В некоторых картинах и этюдах под его кистью, краска перестает быть краской и совершается таинство перевоплощения. Если бы можно было собрать все его работы и, вникнув в них, оценить ту гигантскую работу изучения и передачи любимого им снега во все моменты дня и в разную пору зимы, сколько неожиданного наслаждения можно было бы испытать чуткому человеку. […] Со времен великого пейзажиста Ф. Васильева вряд ли найдется другой художник, столько поработавший в громадной мастерской «под открытым небом». Сотни этюдов, сделанных им в непогоду, в морозы, свидетельствуют о том жгучем любовании природой, которым полны его работы. Подчас не верится той силе, которая толкала его, слабого чахоточного человека на мороз, в слякоть или в далекую осеннюю поездку на Урал, когда крепчает мороз, а вагоны еще не топятся; все это питало его душу художника, тонкого, чуткого… но все ускоряло путь к могиле. […] Его стремление передать момент в природе, впечатление – несомненно сближает его с импрессионистами; задачи Моне в его серии Руанских этюдов очень близки к тому, что искал Фокин…»
Похоронить его хотели рядом с мастерской, но разрешения получено не было, и гроб 40 дней простоял там же, в мастерской. Затем его отвезли на Шуваловское кладбище. Нива, 1909 №17, с. 321.
https://runivers.ru/bookreader/book4819 ... 7/mode/1up
- Фокин_Лунная ночь.png (211.56 КБ) 2014 просмотров
- Фокин_Сырой вечер.png (332.67 КБ) 2014 просмотров
- Фокин_Финляндия, 1909.png (327.65 КБ) 2014 просмотров
- Фокин.png (167.59 КБ) 2014 просмотров