Краеведение. Общие вопросы
Модераторы: автодоктор, Vladimir S. Kotlyar
- abravo
- Site Admin
- Сообщения: 32133
- Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
- Откуда: Зеленогорск/Terijoki
- Контактная информация:
Краеведение. Общие вопросы
Тема для обсуждения тонкостей перевода, юридических аспектов землеустройства, структуры исторического законодательства и других вопросов, не имеющих прямой привязки к конкретным населенным пунктам или административным образованиям (волостям, приходам и пр.)
- Скаут
- Сообщения: 201
- Зарегистрирован: Вс июн 24, 2018 12:25 pm
- Защита от спама: Нет
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: Краеведение. Общие вопросы
Ну-с, буду первым. 
Уважаемым коллегам, самостоятельно занимающихся переводом финских текстов на русский язык, рекомендую в качестве настольной книги:
О.В. Андрушкевич
Пособие по письменному переводу с финского языка
Теоретический минимум переводчика
Часть I
Московский государственный лингвистический университет
Москва
2003 год
Книгу в формате DjVu объемом 3 Мб можно скачать отсюда:
https://disk.yandex.ru/i/yJZ71TLWq3HiXQ
P.S. Если кто-то найдет в Интернете "Часть II", прошу поделиться ссылкой.
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Ольшевский Олег Генрихович

Уважаемым коллегам, самостоятельно занимающихся переводом финских текстов на русский язык, рекомендую в качестве настольной книги:
О.В. Андрушкевич
Пособие по письменному переводу с финского языка
Теоретический минимум переводчика
Часть I
Московский государственный лингвистический университет
Москва
2003 год
Книгу в формате DjVu объемом 3 Мб можно скачать отсюда:
https://disk.yandex.ru/i/yJZ71TLWq3HiXQ
P.S. Если кто-то найдет в Интернете "Часть II", прошу поделиться ссылкой.
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Ольшевский Олег Генрихович
Spiritus flat, ubi vult.
- abravo
- Site Admin
- Сообщения: 32133
- Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
- Откуда: Зеленогорск/Terijoki
- Контактная информация:
Re: Краеведение. Общие вопросы
План Смоленского лютеранского кладбища из книги Р. Лейнонена и Э. Войт, 1998 г. - https://terijoki.spb.ru/trk_viewer.php? ... etery&sc=5


- Скаут
- Сообщения: 201
- Зарегистрирован: Вс июн 24, 2018 12:25 pm
- Защита от спама: Нет
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: Краеведение. Общие вопросы
Касательно обсуждений по видам землепользования (см. пост viewtopic.php?p=132018#p132018) хочу для прояснения ситуации привести фрагмент книги Л.В.Суни "Великое княжество Финляндское (первая половина XIX в.). Становление автономии" (Петрозаводск, Издательство ПетрГУ, 2013):
"Сословная структура финляндского общества
Социальная структура финляндского общества, унаследованная со шведского времени, после 1809 г. осталась без каких-либо существенных изменений...
...
Немногочисленное дворянское сословие (около 2,5 тысяч человек в начале XIX в., что составляло всего 0,19 % от всех жителей княжества) занимало господствующие позиции во всех сферах управления Финляндией. Привилегированное положение дворянства покоилось на старом шведском законодательстве 1723 г., по которому только у «лучших людей» было право на замещение высших государственных должностей и на владение землей, свободной от налогообложения...
...
Довольно замкнутую касту представляло собой духовное сословие, ряды которого пополнялись только через церковную должность и, как правило, по семейной линии, от отца к сыну. Наличие в Финляндии только двух епархий и небольшого числа приходов сдерживало количественный рост священников. За более чем столетний период (с 1730 по 1860 г.) число служителей культа в Финляндии выросло всего на 115 человек (с 540 до 655), что объяснялось практически полным застоем по учреждению новых приходов как в XVIII в., так и в первой половине XIX в...
...
Бюргерское сословие было представлено состоятельными городскими жителями, имевшими права на ведение торговых операций, на занятия промышленным производством или ремесленным трудом, т. е. лицами, которые обладали бюргерскими правами. Жители финляндских городов, не отвечавшие данным критериям, а также военнослужащие, лица, находившиеся в услужении у третьих лиц, к городскому сословию не принадлежали...
В отличие от дворянского и духовного сословий количество бюргеров в первой половине XIX в. почти удвоилось (в 1820 г. — 6700 человек, в 1860 г. — 11 500), что было естественным результатом экономического развития Финляндии...
...
Крестьянское сословие состояло только из полноправных земельных собственников, количество которых в первой половине XIX в. выросло незначительно: с 80 230 человек в 1825 г. до 81 550 человек в середине столетия. Крестьяне — арендаторы земельных участков — членами сословия не являлись. Его ряды пополнялись путем наследования, покупки или создания самостоятельного налогооблагаемого хозяйства. К середине XIX в. крестьянское сословие в Финляндии насчитывало всего около 80 тысяч человек (5,3 % сельского населения княжества)...
...
Экономическое положение различных групп земледельческого населения финской деревни на протяжении XIX в. было неодинаковым, и эти различия непрерывно возрастали.
Среди арендаторов на самой высокой социальной ступени находились лампуоти, которые арендовали целое хозяйство со всеми постройками, пашней, лугами. Это была довольно состоятельная группа лиц, которая стала арендовать казенные хозяйства, бывшие шведские коронные «бостели», отмененные после 1809 г. В этой группе «полных» арендаторов появились офицеры и даже дворяне. Но общее число лампуоти оставалось небольшим, всего около 2—3 % населения, занятого в сельском хозяйстве.
Более многочисленной была другая группа арендаторов — торпари. Они имели в своем распоряжении лишь какую-то часть хозяйской земли. Как правило, это были неудобицы, расположенные вдалеке от основного двора, которые торпарь получал в аренду на условиях отработок и натуральной оплаты. На этом участке он строил небольшой домик, приводил землю в порядок и с нее получал хлеб свой насущный. Лес в аренду торпарю, как правило, не выдавался, и поэтому его эксплуатация ограничивалась лишь домашними потребностями. Исключения из этого правила были очень редки...
Известный историк XIX в. И.-С. Ирьё-Коскинен характеризовал положение торпаря как рабство, поскольку хозяин «мог по собственному желанию в любое время выселить торпаря и присвоить плоды многолетнего труда арендатора. В первой половине XIX в. торпари составляли 11—12 % земледельческого населения Финляндии.
Еще более низким социальным статусом в финской деревне обладали лица, не занимавшиеся земледелием как таковым. Эта категория жителей делилась на две группы: постоянные работники данного хозяйства (прислуга, батраки и вдовы, питавшиеся наряду с хозяевами в этом же доме) и временные работники, которые различались между собой «жилищными условиями». В наиболее благоприятном положении среди них были т. н. «мякитупалайсет», владевшие небольшим домиком на арендованной земле, но вынужденные зарабатывать пропитание работой на хозяина. «Итселлисет» не имели собственного жилья и вынуждены были его арендовать. «Лойсет» не имели и этой возможности и вынуждены были скитаться по углам, старым баням." (стр.102-106)
Собственно к "бобылям" я бы отнес мякитупалайненов, итселлиненов и лойсетов.
"Сословная структура финляндского общества
Социальная структура финляндского общества, унаследованная со шведского времени, после 1809 г. осталась без каких-либо существенных изменений...
...
Немногочисленное дворянское сословие (около 2,5 тысяч человек в начале XIX в., что составляло всего 0,19 % от всех жителей княжества) занимало господствующие позиции во всех сферах управления Финляндией. Привилегированное положение дворянства покоилось на старом шведском законодательстве 1723 г., по которому только у «лучших людей» было право на замещение высших государственных должностей и на владение землей, свободной от налогообложения...
...
Довольно замкнутую касту представляло собой духовное сословие, ряды которого пополнялись только через церковную должность и, как правило, по семейной линии, от отца к сыну. Наличие в Финляндии только двух епархий и небольшого числа приходов сдерживало количественный рост священников. За более чем столетний период (с 1730 по 1860 г.) число служителей культа в Финляндии выросло всего на 115 человек (с 540 до 655), что объяснялось практически полным застоем по учреждению новых приходов как в XVIII в., так и в первой половине XIX в...
...
Бюргерское сословие было представлено состоятельными городскими жителями, имевшими права на ведение торговых операций, на занятия промышленным производством или ремесленным трудом, т. е. лицами, которые обладали бюргерскими правами. Жители финляндских городов, не отвечавшие данным критериям, а также военнослужащие, лица, находившиеся в услужении у третьих лиц, к городскому сословию не принадлежали...
В отличие от дворянского и духовного сословий количество бюргеров в первой половине XIX в. почти удвоилось (в 1820 г. — 6700 человек, в 1860 г. — 11 500), что было естественным результатом экономического развития Финляндии...
...
Крестьянское сословие состояло только из полноправных земельных собственников, количество которых в первой половине XIX в. выросло незначительно: с 80 230 человек в 1825 г. до 81 550 человек в середине столетия. Крестьяне — арендаторы земельных участков — членами сословия не являлись. Его ряды пополнялись путем наследования, покупки или создания самостоятельного налогооблагаемого хозяйства. К середине XIX в. крестьянское сословие в Финляндии насчитывало всего около 80 тысяч человек (5,3 % сельского населения княжества)...
...
Экономическое положение различных групп земледельческого населения финской деревни на протяжении XIX в. было неодинаковым, и эти различия непрерывно возрастали.
Среди арендаторов на самой высокой социальной ступени находились лампуоти, которые арендовали целое хозяйство со всеми постройками, пашней, лугами. Это была довольно состоятельная группа лиц, которая стала арендовать казенные хозяйства, бывшие шведские коронные «бостели», отмененные после 1809 г. В этой группе «полных» арендаторов появились офицеры и даже дворяне. Но общее число лампуоти оставалось небольшим, всего около 2—3 % населения, занятого в сельском хозяйстве.
Более многочисленной была другая группа арендаторов — торпари. Они имели в своем распоряжении лишь какую-то часть хозяйской земли. Как правило, это были неудобицы, расположенные вдалеке от основного двора, которые торпарь получал в аренду на условиях отработок и натуральной оплаты. На этом участке он строил небольшой домик, приводил землю в порядок и с нее получал хлеб свой насущный. Лес в аренду торпарю, как правило, не выдавался, и поэтому его эксплуатация ограничивалась лишь домашними потребностями. Исключения из этого правила были очень редки...
Известный историк XIX в. И.-С. Ирьё-Коскинен характеризовал положение торпаря как рабство, поскольку хозяин «мог по собственному желанию в любое время выселить торпаря и присвоить плоды многолетнего труда арендатора. В первой половине XIX в. торпари составляли 11—12 % земледельческого населения Финляндии.
Еще более низким социальным статусом в финской деревне обладали лица, не занимавшиеся земледелием как таковым. Эта категория жителей делилась на две группы: постоянные работники данного хозяйства (прислуга, батраки и вдовы, питавшиеся наряду с хозяевами в этом же доме) и временные работники, которые различались между собой «жилищными условиями». В наиболее благоприятном положении среди них были т. н. «мякитупалайсет», владевшие небольшим домиком на арендованной земле, но вынужденные зарабатывать пропитание работой на хозяина. «Итселлисет» не имели собственного жилья и вынуждены были его арендовать. «Лойсет» не имели и этой возможности и вынуждены были скитаться по углам, старым баням." (стр.102-106)
Собственно к "бобылям" я бы отнес мякитупалайненов, итселлиненов и лойсетов.
Spiritus flat, ubi vult.
- abravo
- Site Admin
- Сообщения: 32133
- Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
- Откуда: Зеленогорск/Terijoki
- Контактная информация:
Re: Краеведение. Общие вопросы
Мы с ув. Ana пытаемся разобраться с историей участка 9-91 в Терийоках. Участок этот после революции стал "бесхозным" и попал под действие финского законодательства, предусматривающего схему национализации и продажи таких участков. У нас неполный список таких участков есть, общую схему мы представляем.
Но тут нам финские коллеги любезно написали краткую справку по истории вопроса, которая, как мне кажется, может быть полезна для общего понимания. Привожу эту справку ниже полностью в переводе, предоставленном авторами справки.
--------------
Что представлял собой Совет по управлению иностранной собственностью Выборгской губернии при Поселенческом управлении (Asutushallituksen ulkomaalaisten omaisuuden Viipurin läänin hoitokunta)?
Близость России и ее столицы Санкт-Петербурга повлияла на условия расселения и демографическую ситуацию на Карельском перешейке в период автономии. Начиная с XIX века состоятельные петербуржцы строили большое количество летних вилл, особенно в Терийоках, а также, например, в Кивеннапе, Куолемаярви и Уусикиркко. Помимо них, в Выборгской губернии находилось большое количество ферм и других объектов недвижимости, принадлежащих иностранцам, в основном русским. В 1918 году в Выборгской губернии насчитывалось 7000 земельных участков, принадлежащих иностранцам, общей площадью 54 000 гектаров.
После обретения Финляндией независимости в 1917 году граница с Россией закрылась, и на Карельском перешейке осталось большое количество объектов иностранной собственности, которые грозили прийти в упадок из-за отсутствия ухода. Чтобы предотвратить ущерб, парламент принял в 1922 году закон "об иностранном имуществе в Финляндии, оставшемся без присмотра", а также дополняющее его постановление. Закон, который был уточнен уже в 1924 году, окончательно отменен только в 1992 году, хотя его самый активный период применения закончился уже в середине 1930-х годов.
В соответствии с принятым законом государство брало бесхозное имущество под свой контроль, стремясь поддерживать его в хорошем состоянии и возвращать законному владельцу при его появлении. Если владелец не появлялся в течение пяти лет с момента взятия под контроль, имущество переходило в собственность государства. Позднее, в 1930-х годах, этот срок был сокращен до одного года, а сильно обветшалые объекты недвижимости и их движимое имущество могли быть проданы очень быстро, без соблюдения сроков. Для предотвращения ветшания государство также стремилось сдавать в аренду объекты недвижимости, взятые им под свой контроль.
Для реализации положений закона в Выборгской губернии в 1923 году был учрежден совет, состоящий из председателя, заместителя председателя и двух запасных членов. Первоначальные задачи совета включали выяснение количества объектов недвижимости, подпадающих под действие закона. После этого на подлежащем конфискации объекте недвижимости проводился первоначальный осмотр, результаты которого записывались в отдельный протокол. В работе совета помогали инспекторы, имеющие опыт в строительстве.
За управление объектами недвижимости, взятыми под государственный контроль, отвечали инспекторы, которые должны были заботиться о содержании помещений и сдаче в аренду тех объектов недвижимости, которые были пригодны для аренды. Совет принимал решения об аренде и продаже имущества с аукциона по предложению Поселенческого управления, которое в неясных случаях запрашивало заключение Министерства сельского хозяйства.
Совет взял под свой контроль в общей сложности более 4500 объектов недвижимости. Более тысячи объектов недвижимости были возвращены бывшим владельцам, и столько же совет продал подходящим покупателям. Здания, подлежащие переносу, продавались особенно жителям близлежащих районов, но "кружевные виллы" Карельского перешейка также перевозились в другие части Финляндии. Около двух тысяч объектов недвижимости перешли в собственность государства, часть из которых осталась в постоянном владении государства.
Из чистых доходов, полученных государством от продажи и аренды помещений, в 1933 году был образован Фонд Карельского перешейка при Министерстве финансов. Процентные доходы фонда до Зимней войны использовались для содействия духовному и экономическому развитию Карельского перешейка, а после войны – для поддержки карельского населения, переселившегося в материковую Финляндию. Министерство финансов упразднило фонд с начала 1979 года, и большая часть активов была передана Карельскому союзу. Карельский союз на эти средства учредил отдельный фонд для поддержки жизни карел, который был ликвидирован в 1995 году. Накопленный за годы капитал фонда был объединен с активами Карельского союза.
Но тут нам финские коллеги любезно написали краткую справку по истории вопроса, которая, как мне кажется, может быть полезна для общего понимания. Привожу эту справку ниже полностью в переводе, предоставленном авторами справки.
--------------
Что представлял собой Совет по управлению иностранной собственностью Выборгской губернии при Поселенческом управлении (Asutushallituksen ulkomaalaisten omaisuuden Viipurin läänin hoitokunta)?
Близость России и ее столицы Санкт-Петербурга повлияла на условия расселения и демографическую ситуацию на Карельском перешейке в период автономии. Начиная с XIX века состоятельные петербуржцы строили большое количество летних вилл, особенно в Терийоках, а также, например, в Кивеннапе, Куолемаярви и Уусикиркко. Помимо них, в Выборгской губернии находилось большое количество ферм и других объектов недвижимости, принадлежащих иностранцам, в основном русским. В 1918 году в Выборгской губернии насчитывалось 7000 земельных участков, принадлежащих иностранцам, общей площадью 54 000 гектаров.
После обретения Финляндией независимости в 1917 году граница с Россией закрылась, и на Карельском перешейке осталось большое количество объектов иностранной собственности, которые грозили прийти в упадок из-за отсутствия ухода. Чтобы предотвратить ущерб, парламент принял в 1922 году закон "об иностранном имуществе в Финляндии, оставшемся без присмотра", а также дополняющее его постановление. Закон, который был уточнен уже в 1924 году, окончательно отменен только в 1992 году, хотя его самый активный период применения закончился уже в середине 1930-х годов.
В соответствии с принятым законом государство брало бесхозное имущество под свой контроль, стремясь поддерживать его в хорошем состоянии и возвращать законному владельцу при его появлении. Если владелец не появлялся в течение пяти лет с момента взятия под контроль, имущество переходило в собственность государства. Позднее, в 1930-х годах, этот срок был сокращен до одного года, а сильно обветшалые объекты недвижимости и их движимое имущество могли быть проданы очень быстро, без соблюдения сроков. Для предотвращения ветшания государство также стремилось сдавать в аренду объекты недвижимости, взятые им под свой контроль.
Для реализации положений закона в Выборгской губернии в 1923 году был учрежден совет, состоящий из председателя, заместителя председателя и двух запасных членов. Первоначальные задачи совета включали выяснение количества объектов недвижимости, подпадающих под действие закона. После этого на подлежащем конфискации объекте недвижимости проводился первоначальный осмотр, результаты которого записывались в отдельный протокол. В работе совета помогали инспекторы, имеющие опыт в строительстве.
За управление объектами недвижимости, взятыми под государственный контроль, отвечали инспекторы, которые должны были заботиться о содержании помещений и сдаче в аренду тех объектов недвижимости, которые были пригодны для аренды. Совет принимал решения об аренде и продаже имущества с аукциона по предложению Поселенческого управления, которое в неясных случаях запрашивало заключение Министерства сельского хозяйства.
Совет взял под свой контроль в общей сложности более 4500 объектов недвижимости. Более тысячи объектов недвижимости были возвращены бывшим владельцам, и столько же совет продал подходящим покупателям. Здания, подлежащие переносу, продавались особенно жителям близлежащих районов, но "кружевные виллы" Карельского перешейка также перевозились в другие части Финляндии. Около двух тысяч объектов недвижимости перешли в собственность государства, часть из которых осталась в постоянном владении государства.
Из чистых доходов, полученных государством от продажи и аренды помещений, в 1933 году был образован Фонд Карельского перешейка при Министерстве финансов. Процентные доходы фонда до Зимней войны использовались для содействия духовному и экономическому развитию Карельского перешейка, а после войны – для поддержки карельского населения, переселившегося в материковую Финляндию. Министерство финансов упразднило фонд с начала 1979 года, и большая часть активов была передана Карельскому союзу. Карельский союз на эти средства учредил отдельный фонд для поддержки жизни карел, который был ликвидирован в 1995 году. Накопленный за годы капитал фонда был объединен с активами Карельского союза.