В РГИА попались интересные документы, связанные со
станцией Мерисуо (район 63 км) и имением Танино. Как известно, здесь в военное время была построена узкоколейка на Куутерселькя. Однако это была не первая узкоколейная дорога в этой местности, хотя непонятно успела ли предшественница заработать.
Во время Первой мировой войны отдел хозяйственных заготовок и закупок дров Особого совещания по топливу купил право на заготовку дров в имениях Вайнштейн (в т.ч. в Танино). Подряд на работы получил "ученый лесовод" А. А. Любимов(договор от 14 мая 1916 года). Для вывозки дров Любимов предлагал построить от Мерисуо до Танино узкоколейную дорогу на паровой тяге. Необходимость дороги мотивировалась нехваткой рабочих рук, реквизицией лошадей в Финляндии и резким повышением расценок на работу возчиков. Ожидаемая экономия от дороги составляла 45 тыс. марок из расчета на 10 тыс. куб. саженей дров. Решение о строительстве дороги было утверждено уже 20 мая 1916 года, Любимову был выделен аванс в 20 тыс. рублей. Дорога была закуплена у Акционерного общества дачных недвижимостей, т.е., как я понимаю, в Леовилле (стоимость покупки мне пока найти не удалось, как и вообще следов договора).
10 января 1917 года Любимов отчитывался об освоении аванса и требовал еще 33 тыс. рублей на дальнейшее строительство и последующую эксплуатацию дороги. Согласно отчету к этому моменту был составлен проект (составлял его инженер И. В. Тальгрен), в выборгских фирмах закуплен необходимый инструмент, сооружено полотно и проведены другие земляные и плотничные работы. Требовались укладка рельс и шпал с балластировкой пути, постройка депо, кузницы и помещений для машиниста.
Деньги были предоставлены, из отчета Любимова от 7 февраля 1917 года следует, что к этому моменту уже началось строительство депо и дома для машиниста. Более поздних отчетов я не нашел, но вполне возможно, что дорога была к лету построена. А может быть и нет. На финской карте, видимо, обозначена ее трасса. Подозреваю, что при строительстве военной узкоколейки она частично была использована.

- merisuo.JPG (175.72 КБ) 1657 просмотров
Еще один сюжет связан уже непосредственно с "большой" железной дорогой. В 1916 году отдел хозяйственных заготовок и закупок дров обратился к Управлению Финляндских казенных железных дорог по вопросу об устройстве ширококолейного тупика на полустанке Марисуо на "складочном месте", арендованном для хранения дров. Управление Финляндских казенных железных дорог по техническим соображениям постройку тупика отклонило, предложив вместо него устройство разъезда, затребовав для его строительства 57 тыс. марок и пообещав обслуживание дополнительного пути и пятилетний срок эксклюзивной его эксплуатации отделом заготовки дров. Выделение денег было одобрено в конце 1916 года, построили путь или нет опять-таки пока неясно.