Терийокские старости

Содержание:

"Териокский Дневник" "Мiръ и Искусство" "Мысль" "Петербургская газета" "Suomen Kuvalehti" "Вестник полиции" "Весь Петербург" "Вечерний Ленинград" "Дачник" "Зодчий" "Иллюстрированная неделя" "Искры" "Ленинград" "Ленинградская Здравница" "Неделя строителя" "Нива" "Огонёк" "Олонецкие губернские ведомости" "Православный финляндский сборник" "Сестрорецкий рабочий" "Смена" "Советская Колыма" "Строительный рабочий" "Театрал" "Териокский Дневник" "Финляндия" "Финляндская газета" "Хельсингский илл. журнал" Выборг Зеленогорск Зимняя война Келломяки Книжный вестник Комарово Куоккала Пенаты Погода Путеводители Райвола Репин Сестрорецкий Курорт ТАСС Терийоки Уусикиркко Халила газета "День" газета "TERIJOKI" железная дорога фотоальбомы этикетки 1875 1878 1881 1888 1896 1899 1901 1903 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1915 1916 1917 1919 1926 1930 1939 1940 1941 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1962 1965

Газета "TERIJOKI", 6 февраля 1909 года. (14.10.2009)

Газета Терийоки

Терийоки, Суббота 6 февраля 1909

 

ТЕРИЙОКСКИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ВЗНОСЫ
[о создании Терийокского финского евангелическо-лютеранского прихода
("Terijoki" № 11, 06.02.1909 г. , сс.2,3) ]

В газете "Карьяла" недавно была следующая колоритная заметка.

"Весной 1903 г. терийокцы решили выделиться из Кивеннапы в отдельный приход, но еще раньше для осуществления этого было решено временно принять экстраординарного пастора, чтобы вести в этой местности церковные службы и решено было ему, как и другим временным церковнослужителям вносить оплату, назначенную местными жителями. Однако на эту оплату не получено утверждения сената. Несмотря на это, заинтересованные в этом воплотили оба свои замысла. Под руководством пастора Т.А.Бруммера были проведены сельские сходы, на которых принимались решения о раскладке1 для указанной цели, и лучшим средством для достижения этого всегда объявлялись собрания, юридически церковные собрания и соответствующие решения. И на основе этого якобы законного решения потом вносились деньги для оплаты церковных служащих, в том числе и путём принудительного взыскания даже с упрямых ограбливаемых. Такое временное состояние местных жителей продлилось уже около пяти лет.

На сельских сходах всё же не было недостатка в голосах, которые уже заранее отмечали незаконность такой насильственной доплаты. Последней весной сенат всё же дал об этом свое решение, в котором этот дополнительный взнос объявлен непозволительным, противозаконным. Заключительным спектаклем об этом дополнительном взносе будет ожидаемый вызов в суд председателя сельских сходов пастора Бруммера и, возможно, других его "законных" помощников на местах, которых он вовлекает в это дело".

В заголовке статьи значится, что есть намерение вышеуказанной заметкой объяснить результат судопроизводства о Терийокских церковных взносах. Хотя думающий читатель догадывается, что вообще означают такие заметки, и какова та основа, на которой они построены, истина и важность дела требуют, чтобы об этом было дано основанное на фактах объяснение, пусть не даёт вышеуказанная личная неприязнь смутную опасность дать о наших делах очень неверную и плачевную картину.

Форма слов заметки и ее весьма некрасивое содержание с намёками хорошо объясняют происхождение заметки. В самом деле, это может быть сделано с жалобы учителя Сутинена, ведь никак не может быть более широкой значимости в упомянутом деле, как это в заметке уверяется и подозревается.

На собрании 15 июля 1903 г. жители селения Терийоки решили, причем епископ Савонлинна вел дело на собрании, единогласно, без единого голоса против, основать в Терийоки свой приход. На том же собрании решено, что поскольку это отделение наступает, здесь организуется временное приходское попечение. С этой целью решено, что для селения временно принимается оплачиваемый группой селений помощник настоятеля, затем было решено, что "группа селений обязуется оплачивать все вытекающие из этого расходы". При этом вначале произошла одна ошибка - та, что этому действительно единогласному решению не сразу получено утверждение. Ведь дело было столь новое, и всё так непривычно, что не удалось сделать это сразу. И сам духовный капитул отметил это. Так обстояло дело с вынесенным на собрании 6 декабря 1903 г. решением. На этом собрании было решено взять в обоснование этих вносимых на приходские нужды дополнительных оплат общинную раскладку1.

Учитель Сутинен, насколько нам известно, был единственным человеком, который заметил в этом большое беззаконие, и если еще приннять во внимание царившие тогда школьные споры, то неудивительно, что на этих собраниях можно было услышать и то и другое. Учитель Сутинен жаловался, когда ленсман производил взыскание с него этой оплаты. Губернатор Выборгской губернии отклонил жалобу. Учитель С. пожаловался в сенат. Сенат принял во внимание его жалобу, так как на его стороне была правда закона. Решение о раскладке не было утверждено сенатом.

Так было дело. Как же это рассматривается в заметке? Кто бы ни был автор, он оказал в этом деле плохую услугу. Статья кишит вводящими в заблуждение мыслями. Прежде всего говорится, что на раскладку не было получило утверждение сената. Это ложь. Тогда и  н е  п р о с и л и  об утверждении оплаты, а лишь потом просили утверждения всем тем решениям, и  с е н а т  у т в е р д и л  их. Автор хочет сказать, что сенат отклонил то прошение, т.к. пишет "несмотря на это заинтересованные в этом осуществили свой замысел". Пусть каждый даст этому лживому намёку ту оценку, какую хочет. Надо сказать, что сенат 11 июня 1908 г. утвердил всё, касающиеся временного приходского попечения. "Удача" учителя Сутинена было в том, что он опередил это прошение. Но ведь то его прошение и не было рассмотрено вполне законно, т.к. он сам понёс свои дорожные расходы, хотя и требовал их от церковной комиссии.

Особенное желание проявляется у автора напасть в своей статье на пастора Бруммера. Каждый мыслящий человек поймет, в чем дело. Но пастор Бруммер провел все те церковные собрания именно по указанию настоятеля Кивеннапы. На наш взгляд неверно , более того, весьма огорчительно, что о его деятельности пытаются сбиваться на такие намёки. По нашему мнению, это чиновник, который выполнил своё задание, и больше ему не было до этого дела.

То, что это единственное чисто формальное дело осталось не сделанным - это наша собственная вина. Ведь не нашлось среди нас ни одного со столь тонким чувством законности, чтобы сразу сказать, пожаловаться, тогда, когда было время пожаловаться. Во многих делах всегда происходят какие-то мелкие ошибки. Но очень грустно, что ими злоупотребляют и нападают в какой-то мере из личной неприязни к исполнителю. Пусть лучше обвинят в этом сельских жителей Терийоки, которые, за исключением одного голоса, были в этом единодушны. В конце своей статьи автор еще и грозит судом, так что можно предположить, что это написал прокурор. Но первое условие законности - это беспристрастность, в таком свете и нужно вести это дело. Мы надеемся, что в наших силах представить верную сторону этого дела и надеемся что читатели с помощью этого взвесят, что в этой грустной заметке правда, а что нет.

И, наконец, прилагаем сюда то решение сената, которое придаёт законность указанному решению.

"Решение Императорского Сената Финляндии о письме Губернатора Выборгской губернии, посланном 21 мая 1908 г. в Императорский Сенат, о находящемся в Терийоки помощнике настоятеля Кивеннапского прихода Тойво Алер. Бруммера в связи с письменным прошением получить утверждение решения на выделение собственно Терийокского пастората2, посланного от членов указанного селения для утверждения решений, которые касаются поддержки временного приходского попечения в указанном селении. Подано в Хозяйственном отделе 11 июня 1908 г.

Из касающихся дела писем можно узнать следующее.

В Кивеннапском приходе 15 июля 1903 г. по инициативе епископа епископства Савонлинна как председателя на проведенных церковных собраниях принадлежащие к приходу жители селения Терийоки решили образовать из своей группы селений самостоятельный пасторат, а также чтобы там могло проводиться временное приходское попечение, с каковой целью указанные жители группы селений единогласно решили следующее:
- что для селения временно принимается оплачиваемые группой селений помощник настоятеля, который должен проживать в селении Терийоки;
- что этому священнику выплачивается годовая оплата в три тысячи (3000) марок, а также деньги на аренду канцелярии пятьсот (500) марок, причем он должен сам арендовать себе жилище и всё к нему относящееся;
- что группа селений, получив на это разрешение школьного управления, оборудует праздничный зал своей народной школы так, чтобы в нем можно было проводить святое Причастие Господне;
- что группа селений по ходу дела оплачивает себе временного кантора, церковного сторожа и могильщика;
- что группа селений приобретает и обустраивает в должном порядке кладбище, которое потом должно быть освящено для этой цели;
- что группа селений обязывается брать на себя все вытекающие из этих мероприятий расходы; и, наконец,
- что всё касающиеся осуществления этих решений и основания нового прихода, в дальнейшем ведет избранная комиссия, которой даётся право объединять всё вызванное принятыми теперь решениями, насколько комиссия может взяться за них в рамках закона.

Данным 30 ноября 1904 г. милостивым указанием т.о. Терийокская группа селений определяет, когда там будут построена кирха и основано кладбище, а также права получателей оплаты в церкви тогдашнего Кивеннапского прихода и их правообладателей в получении оплаты, а также кассы вдов и сирот церковной канцелярии в проведении оплаты для формирования без нарушений ведoмого одним настоятелем пастората, в котором настоятелю за год платилось бы 4000 марок, а также, поскольку ему приобретается служебный дом, деньги на аренду 1000 марок в год, каковая оплата изыскивается силами прихода таким образом, что в приходе каждый достигший 16 лет член выплачивает членский взнос 2 марки, а остальное соответственно единице общинного налога, и это выплачивается настоятелю поквартально.

Перед тем Духовный капитул епископства Савонлинна 23 октября 1903 г. назначил помощником настоятеля пристанционного места Терийоки священнослужителя Т.А.Бруммера, после чего в группе селений Терийоки соответственно вышеизложенному решению поддерживается отдельное приходское попечение, а также на состоявшемся в приходе собрании вынес следующее обусловленное указанным отдельным приходским попечением решение:
- на собрании, проведенном 6 декабря 1903 г., на котором в церковную комиссию избраны три дополнительных члена т.о, что из комиссии исключаются в первые два года два члена по жребию, а потом два старейших ежегодно;
- 6 декабря 1903 г. временно принять за основу церковных взносов общинный расклад т.е. на основании голосования и принять казначея на 100 марок, временного кантора на 500 марок, а также церковного сторожа на 200 марок годовой оплаты;
- 17 апреля 1905 г. внести в годовую церковную оплату с каждого голоса состоятельности3, в том числе голоса мантала и парцеллы по 2 марки и с каждого члена 1 марку 50 пенни;
- 19 июня 1905 г. повысить плату временному кантору до 700 марок ;
- 14 мая 1906 г. собрать церковные взносы за этот год так, что с каждого членского голоса платится 1 марка 50 пенни и с каждого голоса состоятельности, в том числе голоса парцеллы и мантала также 1 марка 50 пенни ; и, наконец,
- 15 апреля 1907 г. собрать средства нужные на церковные расходы, как и в предыдущий раз.

В настоящее время помощник настоятеля Бруммер при содействии губернатора Выборгской губернии попросил членов Терийокской части прихода принять вышеизложенное решение, на что жалоб не было сделано и которое губернатор, со своей стороны, поддержал.

И м п е р а т о р с к и й  С е н а т, которому со своей стороны, сегодня представили это дело, также предполагает в подтверждение этого утвердить вышеупомянутое решение принадлежащих к группе селений Терийоки прихожан Кивеннапы, всё же соответственно тому, что установлено 13 февраля 1908 г. в милостивом законе об основаниях раскладки на отдельные церковные выплаты в евангелическо-лютеранском приходе, сравнительно с изданным 19 июля 1892 г. милостивым указом, который касается обязанности принимать участие в строительстве и содержании кирхи в евангелическо-лютеранских приходах Финляндии; нужные для временного приходского попечения в Терийоки средства среди платёжеобязанных прихожан,  в п р е д ь  выделяются и взыскиваются согласно данному 30 ноября 1904 г. милостивому указу для внесения оплаты настоятелю вновь образованного Терийокского пастората.

Всего этого следует надлежащим образом придерживаться.

Начальник комиссии по церковным делам, Сенатор Эдв. Хьельт."

Вот так обстоят дела. Вряд ли дело заслуживало такой шумихи. Но каждый житель Терийоки поймёт, где жмёт сапог автору.

Микко [Уотинен]

Перевод: А.К.Молчанов.

Примечания переводчика
1. Используется слово "taksoitus" - таксировка, таксация; оценка, расценка; раскладка (налогов) - Финско-русский словарь; сост. И.Вахрос и А.Щербаков,1977.
2. Пасторат - церковный приход, руководимый настоятелем и включающий также дочерние общины с их молельнями и часовнями.
3. Голос состоятельности - varallisuuden aani - это, насколько понимаю, каждый сам заявляет, сколько у него, и соответственно платит.

/ © Перевод А. К. Молчанова
 © Публикация terijoki.spb.ru, 14.10.2009 г. При перепечатке ссылка обязательна. /

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)






© terijoki.spb.ru | terijoki.org 2000-2024 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.