Попытался найти на сайте фотографию Рафаэля фон Хаартмана, но не смог… Помню, что попадалась на глаза его фотография в парадном мундире и довольно плохого качества из книги воспоминаний его дочери Марты "Гонимые ветром", но не нашел даже ее. Напомню ее из моих «архивов».
- Рафаэль фон Хаартман.jpg (22.77 КБ) 2290 просмотров
Личность Рафаэля фон Хаартмана для Териок довольно значимая. Материалы о нем есть и в обсуждениях на форуме, и в статьях А,К.Молчанова и Ритвы Хейкиля:
http://terijoki.spb.ru/history/templ.ph ... n2&lang=ru
http://terijoki.spb.ru/history/templ.ph ... an&lang=ru
Информации казалось бы вполне достаточно, но захотелось немного дополнить и уточнить.
Итак, Фридольф Рафаэль фон-Хаартман (1839-1902)
- фон-Гартман Рафаэль Карлович Нива. 1902. Вып. 1-26..jpg (67.05 КБ) 2290 просмотров
Идеолог и организатор Общества благоустройства дачной жизни в Териоках, лоббист интересов и финансовый гарант Общества перед Финляндским правительством, Председатель Комитета Общества и его почетный член…
Переоценить его участие в дачной жизни Териок просто невозможно.
Главной загадкой на сегодняшний день остается расположение его дачи «Алиса» (на мой взгляд участок 4-29 «немного» маловат для Хаартмана, да и записан он на Алису фон Хаартман в 1904 году, через два года после смерти мужа. Дача «Алиса» Рафаэля фон Хаартмана, скорее всего, была построена до 1890 года, т.к. 1891 году он уже во всю занимался делами по созданию Общества.
О даче «Алиса» Ритва Хейкиля писала:
«Первая в Терийоках летняя дача петербуржцев была построена урожденным финляндцем Рафаэлем фон Хартманом между Оллинпяа и Келломяками. Камергеру Рафаэлю фон Хартману удалось получить вокруг своей дачи столько земли, сколько он хотел, т. к. тогда строителей дач было немного. Вначале вокруг дома не было посажено парка, т. к. теннисная и крокетная площадки считались важнее цветов.»
В этой цитате я увидел сразу три момента не соответствующие участку на углу Березовой ул. и Березового переулка:
1. упоминание, что ПЕРВАЯ летняя дача построена между Оллинпяя и Келломяками. Получается была еще и вторая;
2. Хаартману далось получить столько земли, сколько хотел. Не уверен, что амбиции Хаартмана могли бы быть удовлетворены скромным по размеру участком 4-29;
3. Вокруг дома был посажен парк, а в первые годы имелись теннисная и крокетная площадки, т.е. участок был довольно большого размера.
Может быть моих аргументов кому-то покажется недостаточно, но это вряд ли повлияет на мое убеждение, что дачу «Алиса» нужно продолжать искать в районе Оллинпяя.
Всего этого можно было бы и не писать, ведь изначально я просто хотел поделиться интересным шаржем на Рафаэля фон Хаартмана из апрельского номера 1897 года художественного журнала с карикатурами «Шут», выпускавшегося известным издателем Романом Романовичем (Робертом Робертовичем) Голике (его типография «Товарищества Р. Голике и А. Вильборг» сейчас именуется «Типография им. Ивана Федорова») и являвшегося по совместительству куоккальским дачником (дача Голике-Коллиандера).
Не удержался
- Голике Роман Романович.jpg (52.06 КБ) 2290 просмотров
Вот таким Голике видел своего соседа.
- Шут.jpg (42.3 КБ) 2290 просмотров
Ну и еще пару слов о Рафаэле фон Хаартмане.
Его предпринимательской смекалкой можно только восхищаться.
«Финские пароходы», а чуть позже АО "Финляндское речное пароходство", суда которых ходили по Неве, каналам и Финскому заливу и перевозили до 13 миллионов пассажиров в год.
- Пароход „Финляндского легкого пароходства“ на Фонтанке.jpg (117.16 КБ) 2290 просмотров
Между Хельсинки и Санкт-Петербургом ходили его спальные вагоны.
В Нижнем Новгороде он организовал электрическую трамвайную сеть в состав которой входили два уникальных гидравлических фуникулера на рельсах, работавших на перепаде высот 63 и 45 метров и связывавших нижнюю и верхнюю трамвайные линии (кому интересно наберите в поиске Похвалинский и Кремлевский элеватор).
- Фуникулёр Гартмана в Нижнем Новгороде.jpg (163.99 КБ) 2290 просмотров
Не без участия Хаартмана появился трамвай и в Севастополе.
Но самым ярким примером предпринимательской смекалки Хаартмана я считаю организацию ледового трамвая через Неву. Дело в том, что Акционерному обществу конно-железных дорог принадлежали уникальные права на использование действующей маршрутной сети города, в соответствии с которыми никто больше не мог организовывать на петербургских улицах массовую перевозку населения, причем эти права были зафиксированы по времени могли выкупиться через строго установленный срок (15 лет). Вклиниться в эту сеть трамваю было практически невозможно. Но Хаартман быстро смекнул, что ситуация касалось только улиц и не касалась рек. В результате в 1894 году появилась первая «ледовая линия» через Неву, которая не затрагивала интересов владельцев конок.
Вначале это были вагончики, которые спускали на лёд с горок, подобных тем, что строили на Масленицу и двигались они своим ходом, но уже на следующий год совместно с инженером-технологом М.М. Подобедовым была создана электрическая версия переправы. По льду прокладывали рельсы и вмораживались столбы линии электроснабжения.
Всего было организовано четыре трамвайные переправы: от Зимнего дворца до Мытнинской набережной,
- ледовая переправа у Зимнего дворца.jpg (79.37 КБ) 2290 просмотров
- Станция ледового трамвая у Зимнего дворца.jpg (274.7 КБ) 2290 просмотров
от Сенатской площади до Румянцевского сквера,
- Ледовая переправа у Академии художеств.jpg (325.39 КБ) 2290 просмотров
от Суворовской площади до Сампсониевского проспекта и от Суворовской площади до домика Петра I.
Впоследствии Хаартман передал права на эксплуатацию ледового трамвая Подобедову.
Вот такой он был, Рафаэль фон Хаартман!