События
Содержание:
И физик, и лирик
К 85-летию Г.А. Осиповой. (19.03.2023)
«Дух учебного заведения живет не в стенах, не на бумаге,
но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников».
К.Д. Ушинский
Как родителей не выбирают, так и школьных учителей нам предоставляет судьба. И она распорядилась так, что почти 50 лет назад нашим классным руководителем на два последних школьных года стала Галина Андреевна ОСИПОВА (Шаркова).
Ничего нет удивительного в том, что она нам нравилась уже давно. Ведь физику она нам стала преподавать значительно раньше. А что учащиеся ждут от преподавателя? Доброе отношение без повышенных тонов, хорошие оценки и знание предмета, ради чего и посещали занятия. Однако рассуждать в отношении последнего стоит индивидуально. Не следует забывать, что человечество поделено на две части: физики и лирики. И по сей день никто этот природный феномен не пытался оспорить и тем более отменить. Потому и знания по этому предмету каждый получил в меру собственных стремлений.

Галина Андреевна ведет урок физики в классе 450 школы. Конец 1960-х годов
Так вот, об учителе. Жаль, что только в начальной школе все предметы преподает один учитель. Не принижая достоинств других учителей, я бы с удовольствием получал все знания у одного – у Галины Андреевны. Речь идет о том, что на ее занятиях мне было комфортно. Подкупала ее манера общения с классом, доброта и рассудительность. В отличие от своих коллег, когда в классе поднимался шум, она голос не повышала, а понижала. Это удивительно, но в классе наступала тишина. Будучи отличным методистом, умела удивительно доходчиво объяснять учебный материал. В ней сочетались высокая требовательность с уважительным отношением к ученикам, потрясающее терпение и удивительная скромность.
Кто-то скажет, что невозможно одному учителю прекрасно преподавать в старших классах все предметы. Конечно, это так. А жаль.
Как мало мы знали о своих учителях в школьные годы. И только сейчас, когда уже наши внуки завершают обучение в школе, ознакомился с воспоминаниями Галины Андреевны. Да, она была прекрасным учителем физики. Чего уж тут говорить, если даже меня, отнюдь не технаря, на вступительном экзамене по физике в технический ВУЗ только «засыпной» вопрос лишил отличной оценки. Феноменально то, что при этом она в отдельный период времени преподавала музыку, и многие годы успешно руководила школьным хором, была аккомпаниатором. В голове не укладывается, что речь идет об одном человеке.
В жизни мы часто сталкиваемся с примерами обратного толка. Например, ученый высокого уровня в совершенстве владеет своей темой, а на бытовом уровне он абсолютный ноль. Мои друзья рассказывали о том, как были на рыбалке со скрипачом из оркестра. Дали топор и попросили его «добыть» из доски лучину для розжига костра. Так он стал рубить доску поперек.
Сколько же открытий я для себя сделал, когда прочитал воспоминания Галины Андреевны. Как оказалось, окончив в 1960 году Физико-математический факультет Педагогического института им. М.Н. Покровского (в 1957 году был объединен с Ленинградским государственным педагогическим институтом им. А.И. Герцена), она вполне могла стать и прекрасным учителем математики. Впрочем, золотые медали выпускникам школ вручают не за красивые глазки, а за отличные знания по всем предметам.
Стоит отметить, что была она выпускницей 445 школы, здание которой было построено по инициативе и при непосредственном участии ее отца, Андрея Сергеевича Шаркова, который был заведующим РОНО Курортного района, а затем и директором этой школы. Вообще-то, надо сказать, Андрей Сергеевич был легендарной личностью не только для Зеленогорска. В 1941 году он был директором одной из школ Ленинграда. Было принято решение эвакуировать детей вглубь страны. Он был назначен начальником эшелона, в котором разместили порядка 1 000 ребятишек из двух школ и детского сада. Когда их товарный поезд находился на узловой станции Бологое, они подверглись бомбардировке. От руководства поступило указание возвращаться. Осознавая свою ответственность за судьбу детей, А.С. Шарков ослушался приказа. Поезд продолжил движение на Восток. Ни один ребенок из эшелона, прибывшего на станцию Свеча (Кировская область), не погиб! Не трудно догадаться, какая участь ждала бы этих детей в Ленинграде, если бы он послушно исполнил требование руководства.

Директор 445 школы А.С. Шарков, первая половина 1950-х годов. Фото: Я. Туде
Ветеран Великой Отечественной войны, А.С. Шарков, накануне своего назначения руководителем народного образования (1949 год) нашего района был награжден орденом «Знак Почета». Так высоко была оценена его педагогическая деятельность на различных должностях. Пользуясь огромным авторитетом и доверием коллег, он смог пригласить на работу в район замечательных учителей не только из Ленинграда, но и из многих уголков страны. Они были его единомышленниками и опорой. А чтобы учителя смогли задержаться в Зеленогорске надолго, смог добиться предоставления им квартир, а его семья с тремя дочерьми долгое время довольствовалась помещением в общежитии.

Курсы повышения квалификации учителей начальных школ Курортного района г. Ленинграда. Зеленогорск, 1951 год. В центре – А.С. Шарков, директор средней школы № 445. Фото из архива Г.Б. Карасик
Со временем многие выпускники наших школ нашли свое призвание в педагогике, стали работать в школах нашего города и во многом определили дальнейшее развитие образования в Зеленогорске. По сути, они обучались и воспитывались по методике, которой придерживался Андрей Сергеевич. Можно сказать, что и мы, выпускники 450 школы далекого 1975 года, во многом обязаны А.С. Шаркову.
Галина Андреевна, впрочем как и ее старшая сестра Татьяна, стала учителем в третьем поколении. Наверное, иначе и быть не могло, когда их отец и мать, Аполлинария Сергеевна, в 1926 году окончили Педагогический техникум имени К.Д. Ушинского, который впоследствии был преобразован в Педагогический институт имени М.Н. Покровского, унаследовавший лучшие традиции техникума.
В дни, когда Галина Андреевна отмечает личный праздник, педагогическое сообщество с гордостью вспоминает Константина Дмитриевича Ушинского, который родился ровно 200 лет назад. Прожив очень короткую, но яркую жизнь, он заложил основы отечественной педагогики. Подтверждением тому может служить одна только его цитата: «Педагогика не наука, а искусство – самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека». Именно этой точки зрения и придерживался А.С. Шарков, воспитывал и обучал своих детей, школьников. Эти взгляды К.Д. Ушинского на обучение и воспитание детей прививал и своим коллегам.
Конечно, Галина Андреевна гордилась своим отцом, но положение дочери обязывало и соответствовать. Генетические корни никто не отменял, но и трудиться приходилось безмерно. Думаю, этот симбиоз вылился в прекрасный результат. Все, кто был ее учениками, вправе благодарить судьбу за то, что свела их с замечательным учителем. Не стану пытаться прикинуть, сколько детей, ставших уже взрослыми, благодарны ей. Полвека преподавательской и плодотворной просветительской деятельности внесли весомый вклад в развитие личности множества наших земляков.

Прощальная линейка выпускников 450 школы. Крайняя слева – Г.А. Осипова. 1965 год
В начале 70-х годов в наш класс впервые вошла она, учительница физики. Нам предстояло заниматься с ней лет пять. Конечно, постепенно мы знакомились с ее методом обучения, но мы ничего о ее жизни не знали, да и не могли. А жаль. Не предусмотрен в школьной практике рассказ учителя о себе, хотя бы основные вехи. Наверное, мы бы иначе воспринимали человека, делящегося с нами своими знаниями. В отличие от многих я хотя бы сейчас получил возможность познакомиться с ее воспоминаниями, можно сказать, мемуарами. Больше всего меня поразило то, что она превосходный лирик. Редко сочетается в одном человеке физик и лирик. Поражает ее феноменальная память – детально воспроизводит события, происходившие 70-80 лет назад. Помнит имена учителей, одноклассников, сокурсников и профессоров, которых вспоминает с благодарностью. При этом пишет живым литературным языком. Потрясающе! Не мог я представить ее такой в 70-х. Как оказалось, ее активная жизнь была столь многогранна и насыщенна, что позавидует любой, не менее активный человек.

Такой Галину Андреевну помнят все выпускники 450 средней школы. 1976 год
Приведу несколько особо ярких цитат, которые дополнят портрет сегодняшней героини.
«Как октябрята, а потом пионеры, мы проводили «тимуровскую работу»: помогали ветеранам войны, пожилым людям сложить дрова, принести воду из колонки, сходить в магазин за продуктами…
…Когда наша семья переезжала в Зеленогорск (в 1951 году Гале было 13 лет), я везла с собой 30 однодневных цыплят, купленных на Поклонной горе в инкубаторе, и горшочек с ростком яблони, выращенной из семечка. Эта яблоня до сих пор растет в Зеленогорске. Привитая моим отцом, она много лет давала вкусные плоды. А цыплят я вырастила. Занималась ими все лето, в то время как одноклассники отдыхали на пляже...
…О 445 школе, в которой я училась с седьмого по десятый класс, у меня остались самые лучшие воспоминания. И особенно о нашем классном руководителе Германе Михайловиче Рождественском. Настолько это был интересный, неординарный человек: и как преподаватель, и как воспитатель».
До института Галя занималась в музыкальной школе (в Ленинграде), а позднее была в составе институтского хора. Она вспоминает примечательное выступление в городе Тракай: «Когда мы начали выступать на открытой эстраде разразилась страшная гроза. Зрители достали зонтики, а мы были в своих белых муаровых платьях, а мальчики в черных костюмах; совершенно беззащитные перед стихией. И именно в момент сильнейшего ливня, удара грома и сверкнувшей молнии мы грянули произведение Людвига Ван Бетховена «Восхваление природы человеком». Исполнили весь репертуар под аплодисменты публики. Промокли «до нитки».
В институте Галина посещала занятия дирижерско-хорового факультатива. Воспользовалась прекрасной возможностью получить дополнительную специальность: «Учитель музыки и пения». И не напрасно, очень даже пригодилось. Так сложилось, в течение первых десяти лет педагогической работы совмещала преподавание физики и математики с уроками пения и хором.
«Трудовой семестр 1957 года я провела на целине в Омской области, в селе Цветнополье. В то время там было очень плохо с учителями. Старшие школьники преподавали младшим. Вот таким «учителям-десятиклассникам» мы помогали впоследствии целый год, посылая им учебники, методические пособия, лекции по физике и математике. И еще осталась память об этой поездке – ценные книги, купленные в этом глухом поселке: двухтомники А. Блока и Г. Уэллса, полное собрание сочинений А. Беляева и много детских книг, которые до сих пор хранятся в семейной библиотеке».
Настоящая целина была в Казахстане в сентябре-ноябре 1958 года: «На целине удалось заработать довольно большие деньги. Я, например, получила 800 рублей и 100 кг пшеницы. На эти деньги удалось сшить в ателье зимнее пальто, а пшеницу смолоть на мельнице и частично в виде муки обеспечить своих родственников на целый год. За освоение целины я получила медаль».
«Впереди – неизвестность, манящая и пугающая самостоятельная жизнь и большое желание сделать что-нибудь значительное, передать все свои умения и знания будущим ученикам.
Первым местом работы для меня стала школа города Приозерска (1960-62 годы)».
Энтузиаст от природы уже здесь проявила себя. Не может этот человек просто преподавать. Причем, молодой учитель действует дерзновенно. «Еще одно направление в моей работе было удачным – турпоходы». Что для нее путешествия с детьми по Карельскому перешейку? «Захотелось совершить дальнее путешествие. И не куда-нибудь, а в Крым. Составила маршрут от Алушты до Севастополя, и мы стали серьезно готовиться к походу. Часть денег нам дали родители, дотацию выделил ГОРОНО, а остальные надо было заработать самим на лесопильной фабрике. Все ребята были заражены идеей этого похода». Молодая учительница Галина Шаркова – руководитель похода, два воспитателя и 18 школьников. Сложно представить, но справилась. Это характер!
«В санаторно-лесную школу (пос. Манола, в пяти километрах от г. Приморска) я была переведена из Приозерска по семейным обстоятельствам (вышла замуж). Физики там было мало, поэтому меня «загрузили» математикой, пением, хором и уроками труда. Так я стала универсальным специалистом «на все руки».
После трех лет работы по распределению я с семьей в 1963 году вернулась в Зеленогорск, где меня приняли на работу в 450 восьмилетнюю школу учителем физики и пения. В качестве учебного процесса большое внимание я уделяла экскурсиям. По ранее составленному плану мы с учащимися посетили:
- метеостанцию на Финском заливе, где для нас был запущен зонд с устройством, записывающим скорость ветра, температуру, давление;
- водоканал, где нам рассказали, как добывается артезианская вода с глубины более 100 метров и показали процесс очистки фильтров;
- телефонную станцию;
- вычислительный центр в г. Сестрорецке;
- спектральную лабораторию на заводе имени Воскова;
- гидроэлектростанцию и алюминиевый завод в г. Волхове;
- подстанцию в поселке Решетниково.
Для 10-го класса я приобрела абонементы в Ленинградский планетарий. Раз в месяц мы выезжали на лекции».
Изучив список этих поездок, понимаешь насколько это интересно и полезно для школьников. Но надо осознавать, насколько непросто все это организовать. И эти поездки явно не входят в планы школьной программы. Все это происходило по инициативе учителя в свободное от работы время. Ну, и сделаем очевидные выводы.
В 1969 году состоялось знаменательное для Галины Андреевны событие – первый ее выпускной 10-й класс покинул стены родной школы. «Коллектив нашей школы был очень дружным и творческим. Отношения с коллегами и учениками некоторые называли «домашними». Часто собирались коллективом в праздничные дни, путешествовали по стране.
Наши выпускники успешно поступали в ВУЗы, а по прошествии многих лет благодарили учителей за прочные знания и хорошее воспитание. Очень жаль, что спустя 10 лет, в 1977 году, школа вновь превратилась в восьмилетку, и мне с моим выпускным классом пришлось перейти в 445 среднюю школу, где я трудилась до 1982 года...
…В 1982 году после переезда в Ленинград я поступила на работу учителем физики и астрономии в ПТУ № 46 при ЛОМО. После средней общеобразовательной школы, где главной целью была подготовка учащихся для поступления в ВУЗ, поначалу пришлось трудно привыкать к новым задачам подготовки рабочих разных профессий. Изменилось все: контингент, задачи образования и воспитания, методы обучения.
Во-первых, меня ошарашили количеством групп (их было 18!). Во-вторых, расписание уроков было каким-то плавающим из-за практики – постоянно менялось. В-третьих, в выпускных группах второго курса почти полгода не было физики из-за болезни преподавателя, которого я сменила.
Ну, и конечно, – новый коллектив педагогов и мастеров производственного обучения, к которому нужно было привыкнуть. Правда, приняли меня хорошо.
Не скрою, на первых порах было желание все бросить и снова перейти работать в школу. Но от этого поступка меня удержала моя мама (учительница математики). Она твердо сказала: «трудности надо преодолевать, а не убегать от них. Ты справишься». Так и получилось. Справилась и проработала 28 лет. И нисколько об этом не пожалела. Для меня работа в училище (лицее) стала местом профессионального роста и самосовершенствования».
Кто-то, может, подумал, что все – заслуженный отдых. Нет, конечно.
Работая в образовательном центре «Гармония», Галина Андреевна в 1990-х годах стала одним из первых в Петербурге популяризатором методики М. Монтессори. Изготовленные дидактические пособия Монтессори увлекли многих заведующих и воспитателей детских садов Петербурга.
Галина Андреевна является ярким представителем послевоенной молодежи, впитавшая в себя лучшие черты советского человека, смело берущаяся за решение самых сложных дел, никогда не отступающая перед трудностями.
Она – учитель с большой буквы, мастерски владеющая предметом, умеющая донести материал до каждого ученика, не унижая его человеческое достоинство. При этом она не только учила, но и воспитывала нас, своих учеников, личным примером. И за это ей отдельное спасибо.
Галина Андреева всю жизнь была счастлива. Ставила перед собой цель и мужественно добивалась желаемого. Тогда счастье на какой-то момент пропадало. В это время она ставила перед собой новую, более сложную задачу. И вновь стремилась ее решить. И снова была счастлива от этого.
И, конечно же, она и сейчас занимается общественно полезными вопросами в просветительском деле. Энергичности, энтузиазма, стремления к познанию нового, желания быть полезной у нее с избытком. Так что счастливой она будет всегда.
Сергей КУКУШКИН