History Interesting things Photogalleries Maps Links About Finland Guestbook Forum Russian version translate to:

Virtual walk by northern part of Zelenogorsk

Если идти от железнодорожного вокзала в сторону Санкт-Петербурга и не поворачивать под мост, то мы попадаем на Паровозную улицу. Само название улицы относит нас к далеким временам, когда главной двигающей силой на железнодорожных перевозках был паровоз. И это в данном случае не случайно (как правило, в 40-е годы финские названия меняли на русские без особого смысла). На этой улице до 1917 года стоял первый терийокский вокзал. И жили рабочие этого ведомства. Сначала жили строители дороги, потом железнодорожники. Один из старых домов железнодорожника финского периода сохранился и находится в самом начале улицы. И в советский период и сейчас здесь живут рабочие той же специальности. В середине улицы стоит типовой одноэтажный длинный желтый кирпичный дом (такие дома строились на многих станциях).

Вид на железнодорожный мост со стороны Кивенаппской дороги.

Затопленная дорога под ж.-д. мостом.

Терийоки, 1939 г. Взорванный ж.-д. мост.4

Современный железнодорожный мост с того же ракурса.

Железнодорожный мост был взорван финнами при отступлении во время Зимней войны (Терийоки был взят 30 ноября 1939 г.). Восстановленный мост уже в советское время был реконструирован для увеличения пролета.

Пройдя по Паровозной улице 200 метров, мы доходим как раз до места, где был старый териокский вокзал. Сейчас там березняк, между деревьями которого видны камни - остатки фундамента. Сам вокзал был деревянный, построенный в 1870 году одновременно с открытием железной дорогой Санкт-Петербург-Риихимяки (Риихимяки уже были соединены железной дорогой с отстоявшим на 66 верст Гельсинфорсом/Хельсинки). Долгое время после открытия дороги Терийоки оставались первой станцией после пограничного Белоострова. Именно тогда начинается интенсивное заселение деревни русскими дачниками и превращение Терийок в центр курортной жизни Карельского перешейка.

Историк Г.С.Усыскин пишет: "Попытаемся представить, как в разгар жаркого лета у широкого деревянного перрона станции Терийоки останавливался поезд, переполненный столичными пассажирами. Из вагонов выходили дачники в светлых коломянковых или полотняных костюмах свободного покроя. Встречающих и праздношатающихся тоже, как правило, на перроне было достаточно. Большинство из пассажиров рассаживались в брички - легкие рессорные экипажи. Часть приезжих, перейдя железнодорожное полотно, направлялась пешком к центру по Большой дороге. Постепенно все они растекались ручейками в боковые улочки и переулки."1

Сейчас, кроме остатков фундамента, можно увидеть фрагменты булыжной мостовой на бывшей привокзальной площади и старые ступени на перрон. После постройки нового вокзала в 1917 году (в полукилометре от старого в сторону Выборга) здание старого вокзала использовалось финскими военными вплоть до Зимней войны - там размещалась школа низших офицеров.

Старый вокзал Терийоки, 1909 г.2

Старый вокзал со стороны привокзальной дороги. 1907 г.2

Старый вокзал со стороны привокзальной дороги. Не позже 1907 г.3

Здание старого вокзала в 1920-х - начале 1930-х годов4

Остатки булыжной мостовой на месте старой привокзальной площади. 2009 г.

Ступени у железной дороги. 2009 г.

Пройдя еще 50 метров дальше по Паровозной улице, можно увидеть двухэтажный жилой деревянный дом. На месте этого дома находилось здание Териокского реального училища (ТРУ). В 20-30-е годы XX-го века это училище, наряду с православным храмом, было центром общественной жизни русских эмигрантов, которые оказались заграницей после получения Финляндией независимости в 1917 году. Как часто бывает в истории, при отсоединении "национальной" части территории от метрополии, национальное большинство относится к жителям бывшей метрополии с болезненной нетерпимостью. Такое отношение было у финнов к русским, которые остались на территории Финляндии, и большинство из них жило именно на Карельском перешейке. Поэтому русским такие центры общественной жизни были необходимы для самоидентификации.

Терийокское реальное училище. Предположительно 1930-е гг.

Здание на месте бывш. Терийокского реального училища. 2009 г.

ТРУ было основано еще в 1915 году, располагалось на подаренном крестьянином Игумновым участке. Здание было перестроено под учебное заведение из старой дачи. После 1918 года у училища возникли проблемы с финансированием учебного процесса. Сюда приезжали и встречались с учениками и преподавателями многие известные люди: И.Репин, И.Павлов. Здесь дала благотворительный вечер в пользу училища выдающаяся балерина Анна Павлова. Однажды проездом в Териоках был знаменитый дирижер и пианист Александр Ильич Зилотти. Узнав о тяжелом положении русских, он также дал концерт в пользу училища. Последний выпуск ТРУ состоялся в 1937 году.

Вернемся к железнодорожному мосту и продолжим нашу экскурсию на север, вдоль шоссе. В VI-XIX веках эта дорога вела в волостной центр Кивеннапу. В 60-90-е годы ХХ века шоссе стало частью трассы М-10 всесоюзного значения Москва-Ленинград-Выборг-госграница. После ввода в эксплуатацию в середине 90-х трассы "Скандинавия" значение шоссе снизилось, оно стало просто "перемычкой" между Приморским и Верхне-Выборгской трассами и поэтому качество асфальтового покрытия оставляет, мягко говоря, желать лучшего.

В начале ХХ века эту часть Терийок называли Рялляля либо Койвико. Это был небольшой дачный район. В переводе с финского Рялляля означает "гуляка", хотя среди финнов бытовала версия, что это название могло произойти от стука колес по рельсам - "ря-лля-ля-ря-лля-ля" (об этом рассказывал выросший в этом районе Яаако Мякеля). Местные жители предпочитали название Койвико, что переводится как березняк.

Справа по ходу нашей экскурсии находится Зеленогорская ветеринарная лечебница - одно из старейших подобных заведений в городе.

 

Зеленогорская ветеринарная лечебница. 2009 г.

 

История зеленогорской ветеринарной лечебницы начинается с самого окончания Отечественной войны. Сюда в Терийоки был переведен ветеринар, как говорится, "от бога" - Владимир Петрович Чиж. Ему местные власти выделили ведомственное жилье в домике в северной части городка. А рядом стоящее здание старой финской конюшни стали переоборудовать под лечебницу. Пока шло строительство, Владимир Петрович принимал посетителей у себя дома. А в те годы "лечиться приходили" не только, как сейчас, кошечки и собачки, но и козы, и коровы, и лошади. В 1947 году здание ветлечебницы открылось. И двадцать лет главврачом там был В. П. Чиж. До сих пор иногда приходят посетители и спрашивают: "Вот о-очень давно здесь работал ветеринар-старичок. Не знаете, можно ли к нему попасть на прием?" Здание лечебницы сохранилось практически в изначальном виде, перенесли только вход из центрального портала в боковой флигель. Когда попытались подпилить старый финский брус, чтобы вставить дверную коробку - сломалась цепь на бензопиле: такой крепкий "просмоленный" материал использовали финны!

Сейчас началось строительство нового двухэтажного каменного корпуса ветлечебницы на той же территории. Будем надеяться, что старое здание сохраниться.

По обеим сторонам шоссе отходят небольшие улочки к дачам советского периода. Сами улочки были прорублены еще до войны. Это можно определить не только по старым картам, но и по рядам елей, которые финны сажали вдоль улиц, чтобы защищаться от сильных северных ветров. В советский период дачи строились и выделялись для руководящих работников предприятий Ленинграда и высших военных чинов.

База отдыха "Прибой". 2009 г.

Пройдя еще несколько сот метров, справа можно увидеть лыжную спортивную базу "Прибой". Она создана на месте бывшего пионерского лагеря завода "Двигатель". В 40-70-е годы Зеленогорск был центром лыжного любительского спорта в Ленинградском регионе. Это определялось не только удобными трассами для разного уровня спортсменов, но и наличием, как теперь говорят, соответствующей инфраструктуры (кафе, магазины, большой вокзал, удобное расписание электричек). Сюда ходили каждый выходной специальные поезда - "Лыжные стрелы". Позже центр лыжного спорта переместился в Кавголово, а теперь, с возросшей модой на горные лыжи - в Коробицыно. При этом Зеленогорск остается до сих пор удобным местом для лыжников: на базе "Прибой" можно взять лыжи на прокат, есть специальные трассы для спортменов-разрядников, проводятся соревнования. А на Пухтуловой горе есть трассы для спуска на горных лыжах и сноубордах, работают подъемники.

Через сто метров слева можно увидеть здание управления лесного хозяйства. Оно интересно своей архитектурой - выполнено в стиле "сталинского ампира". Таких небольших зданий в этом стиле осталось в стране достаточно мало. Здесь же начиналась старая дорога на Рощино. От нее остались лишь опоры моста через речку Терийоки. Просека, где раньше была дорога, заросла и еле просматривается. Еще пару лет назад оставались балки от моста, но их, видимо, срезали на металлолом.

 

Здание управления лесного хозяйства. 2009 г.

 

Открытка, отправленная в 1913 г. на адрес дачи Улановского4.

Где-то недалеко от здания лесхоза до революции находилась дача зубного врача Улановского. Известна эта дача была тем, что ее снимал известный большевик и будущий советский и партийный деятель Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич. В.Д.Бонч-Бруевич вспоминал:
"В это время многие из нас жили в Териоках, в Финляндии, и Никитич (Красин Л. Б.) нередко заезжал ко мне на дачу, точно так же как у меня в это время собирался Петербургский комитет нашей партии и несколько раз к нам из Куоккала приезжал Владимир Ильич вместе с Надеждой Константиновной. Мы жили в Териоках на даче зубного врача Улановского, направо от железной дороги, довольно уединенно в лесу, где было очень мало жителей, и здесь наши собрания проходили совершенно незамеченными"5.

О. М. Пышновская и Г. С. Усыскин пишут про эту дачу: "О доме, где жил В. Д. Бонч-Бруевич, в котором бывал В. И. Ленин, можно кое-что узнать из донесений агентов охранки. Дачи зубного врача Улановского вызывали особый интерес у Выборгского жандармского управления. Правда, следили за другим революционером, Сыркевичем, но вышли в конце концов и на В. Д. Бонч-Бруевича: "...Сыркевич близок со своим соседом но даче неким Бонч-Бруевичем. У последнего часто собираются неизвестные люди, приезжающие с поездов. По слухам, на днях на одном из собраний у Бонч-Бруевича, кроме Сыркевича, были шесть человек из Варшавы, все с портфелями. Собрание продолжалось до утра, причем трое гостей будто бы уехали обратно в Варшаву, а трое остались в Финляндии. Глухое и безлюдное местожительство Сыркевича и Бруевича очень затрудняет филерское наблюдение". Самое главное - агент сообщает точный адрес: Териоки, по Кивенапскому шоссе дача Улановского, в полутора верстах от станции. Значит, дача Улановского находилась недалеко от того места, где сейчас стоит большое каменное здание с колоннами - контора местного парклесхоза (проспект Ленина, 72)."5

Далее шоссе вместе с речкой делает изгиб. Вдоль берегов речки растут редкие для здешних мест "серебристые" ивы. Здесь же речка имеет каскад из двух плотин, которые образовывали небольшие запруды. Еще видны остатки старой финской деревянной плотины. В 1970-е годы была построены бетонные аналоги, но и они не смогли выдержать напора воды...

Развалины плотины 1970-х гг. 2009 г.

Чертово озеро. Осень 2007 г.

У самой границы Зеленогорска мы повернем направо к кладбищу. Хотя желающие могут пройти прямо еще пару километров дальше по шоссе до Чертова озера (Дружинное), а еще через пару - до озера Красавица (Большого Симагинского).

На терийокских кладбищах (и православном, и лютеранском) хоронили жителей еще в ХIХ веке. Но в 1950-х годах почти все могилы сравняли бульдозерами, многие надгробия использовали для бордюров при реконструкции улицы Ленина. Наиболее известное из сохранившихся дореволюционных захоронений - могила одного из лидеров кадетской партии М.Я.Герценштейна. В 1906 году при возвращении со знаменитой Выборгской конференции кадетов после роспуска Первой Государственной Думы он остановился в Терийоках, где состоялось еще одно совещание депутатов. Через 4 дня, во время прогулки со своей семьей по берегу финского залива он был застрелен черносотенцами. Его дочь была ранена в руку. Жена Герценштейна получила высочайшее благословление на захоронение своего мужа в Москве. Но бюрократические проволочки задерживали перевоз тела в Москву. И тогда жена согласилась захоронить Михаила Яковлевича в Терийоках. Из многих городов России приехало несколько десятков тысяч людей, и похороны вылились в мощную антиправительственную манифестацию. Таких многочисленных и громких событий в нашем городке за всю его историю было не так много.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа на терийокском кладбище. 1900-1901 гг. Разрушена в 1940-е годы.

Часовня в честь Рождества Христова. 2006 г.

Могила М.Я.Герценштейна на терийокском православном кладбище. Довоенный снимок.

Могила М.Я.Герценштейна на зеленогорском кладбище. 2008 г.

В 2006 году рядом с кладбищем была построена православная часовня в честь Рождества Христова (приписная к церкви во имя иконы Казанской Божией Матери Зеленогорска). До войны на кладбище была небольшая деревянная Спасская церковь, однако она погибла в 1940 году. Построенная часовня - первое новое культовое сооружение, построенное в Зеленогорске после войны.

На кладбище сохранились еще несколько дореволюционных могил. В 2007 году Владимир Котляр зафиксировал четыре из них.

Муравьёв Василий Петрович (1858-1910). По адресной книге 1909 года: чиновник для особых поручений при Министерстве финансов, служащий Особой канцелярии по кредитной части. Коллежский советник. Место жительства: Финляндская железная дорога, ст. Терiоки. Интересно, что надпись на табличке – в современной орфографии.

«Господи да будетъ воля Твоя! Здесь покоится прахъ раба Божiя Феодора Георгiевича Саксина (12.04.1865 – 19.04.1915) Петроградской губ. Гдовскаго уезда дер. Кошелевича».

«С. К. Симсъ (ск. 1907), А. К. Симсъ (ск. 1910). На память дорогимъ родителямъ! Дети».

Надпись на надгробии требует расшифровки.

Если пройти дальше по асфальтовой дорожке, то после ручья мы выйдем к началу гряды небольших горок. Главная из которых у лыжников и у местных жителей называется Серенада, как говорят в честь очень популярного после войны музыкального фильма "Серенада Солнечной долины" с участием оркестра Гленна Миллера. На склонах этих гор (а точнее у подножия холма Мансиккамяки) можно увидеть остатки старых финских мишеней. Здесь было стрельбище 1-го Егерского батальона финской армии, который был расквартирован в Терийоках с 1924 по 1939 годы.

 

Холм "Серенада", остатки стрельбища 1-го Егерского батальона финской армии. 2009 г.

 

 

Холм "Серенада", вторая огневая позиция стрельбища на другой стороне холма. 2009 г.

 

Завершить прогулку можно, например, пройдя по лесной дорожке обратно к Паровозной улице и далее к Зеленогорскому вокзалу. Или по гравийной дороге дойти до Щучьего озера, обогнуть его и выйти к станции Комарово.


1. Г. С. Усыскин. "Привет из Терийоки (из прошлого Зеленогорска)".
2. Открытка издателя Р. Лютермана (СПб), примерно 1908г.
3. Открытка издателя K.F. Winter, не позже 1907 г.
4. Из коллекции С. Ренни.
5. О. М. Пышновская, Г. С. Усыскин. "Зеленогорск", - Л., 1978.

/ Июль-октябрь 2009 г. /



Обсудить статью на форуме.

Последние комментарии:

14-05-2019 19:36 Anonymous
Заметил любопытную деталь про нумерацию домов по Паровозной улице. Четная сторона. Есть два полуразрушенных домика в начале улицы - бывшее жилье железнодорожников (как там люди жили в пяти метрах от ж/д полотна!?). И потом в конце улицы, уже практически...

04-11-2009 19:50 Молчанов
[size=85]Очень интересное исследование. Могу добавить, что примерно в северо-восточной части кладбища есть могила Пешехонова - не одного ли из живших в финском Терийоки? - довольно ухоженная, окруженная столбиками с цепями. В своё время,...

12-10-2009 14:45 abravo
Цитата:[Выкладываю обещанное знаковое фото 1939г., без которого не обойтись на данном маршруте!] Спасибо большое! Добавил в экскурсию.

12-10-2009 14:34 Сергей Ренни
Выкладываю обещанное знаковое фото 1939г., без которого не обойтись на данном маршруте!

06-10-2009 19:16 abravo
Цитата:[Да, именно это фото. Если очень надо, могу выложить...] Был бы признателен. Можно сюда выложить, а можно прислать мне на

06-10-2009 17:27 Сергей Ренни
Да, именно это фото. Если очень надо, могу выложить...
К сожалению, оборотная сторона открыток интересует людей мало, даже в "стане собирателей". А ведь это серьезная тема для исследований, в т. ч. краеведческого характера. Открытки прошедшие почту...

06-10-2009 16:55 abravo
Цитата:[Кажется, официально открытая ж/д именовалась "Риихимяки-СПб", а не "Г-форс-СПб". Фраза о "единственности" станции между Белоостровом и Выборгом "до...

06-10-2009 16:47 abravo
Цитата:[Считаю, что в иллюстрации к данному маршруту просто "просится" известное фото кон.1939г.- разрушенный ж/д мост...] Сергей, если...

06-10-2009 16:04 Сергей Ренни
Считаю, что в иллюстрации к данному маршруту просто "просится" известное фото кон.1939г.- разрушенный ж/д мост...

06-10-2009 15:58 Сергей Ренни
Кажется, официально открытая ж/д именовалась "Риихимяки-СПб", а не "Г-форс-СПб". Фраза о "единственности" станции между Белоостровом и Выборгом "долгое время" не соответствует действительности - уже в 1870г., кроме Терийоки,на этом участке находилось 5 ...




History Interesting things Photogalleries Maps Links About Finland Guestbook Forum   

^ вверх

© terijoki.spb.ru 2000-2023 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.