History Interesting things Photogalleries Maps Links About Finland Guestbook Forum Russian version translate to:

Quite unexpected attack


Selection of archives documents about the details of attacking the Kronstadt harbour with the Russian ships in it by Britain torpedo boats in August 1919 during the Civil War of 1918-1921 in Russia. In the course of the attack three boats were sunk, seven British seamen (including four officers) lost and nine (including three officers) captured. The results of the attack unlike its plan were rather modest: there was sunk the submarine mother ship "Pamyat Azova" (an old cruiser built in 1890), the battleship "Andrey Pervozvanny" was damaged with one torpedo.


История нападения английских торпедных катеров на Кронштадт в августе 1919 года хорошо известна. Достаточно вспомнить книгу Л. Кузьмина «Записки по истории торпедных катеров», изданную, правда, давно, в 1939 году, рассказ И. С. Исакова «Кронштадтская "побудка"» или перепечатанный в 1996 году альманахом «Цитадель» (№ 1) из «Морского сборника» (1929. № 1) доклад коммандера А. В. С. Эгара «Операции английского флота на Балтике в гражданскую войну».

Тем не менее, издательство сочло возможным вновь вернуться к этой теме, представив ее читателям в виде подборки ряда документов из фондов Российского государственного архива военно-морского флота. Предлагаемые материалы, большинство которых публикуется впервые, дают возможность познакомиться с подробностями проведения этой операции, как с позиции нападавшей, так и обороняющейся сторон. Практически все документы датированы одним числом - днем нападения неприятеля на Кронштадт, то есть составлены по свежим следам людьми, находившимися еще под впечатлением всего произошедшего, что придает документам дополнительную ценность.

Кстати, последовавший в ходе проведения этой операции скоротечный бой оказался первым, не считая стрельбы по соотечественникам на мятежных фортах «Красная Горка» и «Серая Лошадь», и последним, в который волею случая оказался вовлеченным линейный корабль «Андрей Первозванный». Не успев сделать и одного выстрела, он был торпедирован одним из катеров противника, что стало одним из немногих ярких событий в его будничном существовании.

При подготовке к публикации последовательность составления некоторых документов пришлось несколько нарушить, но в то же время это позволило сохранить в целом хронологию развития событии.

Первые два документа (№ 1 и № 2) представлены материалами нападавшей стороны - сведениями, полученными путем допроса пленных англичан, и найденной у них инструкцией по проведению операции, которые в целом дают достаточно полную картину подготовки и проведения нападения на Кронштадт.

Остальные (№ 3-№ 10) приведены уже в порядке их составления, вплоть до часов и минут (если таковые были указаны) от первых телефонограмм до заключения следственной комиссии, расследовавшей обстоятельства, связанные с этим нападением.

Комментарии конкретизируют отдельные детали и моменты, не вошедшие в публикуемые документы.


№ 1

Сведения о нападении на Кронштадт 18 августа 1919 года, а также данные о британском флоте на Балтике, полученные путем опроса пленных английских моряков с потопленных торпедных катеров

1. Англичанам была дана точная инструкция производства операции, разработанная на три варианта; первый из них должен быть выполненным в том случае, если они обнаружили бы вход в гавань совершенно свободным, в смысле бонов; второй - в случае обнаружения в воротах бона, который они не смогли бы развести или уничтожить, и третий - в том случае, если обнаруженный бон они развели бы. Каждому катеру1 были во всех трех вариантах даны совершенно точные, исчерпывающие приказания, сводящиеся к следующему: 1) уничтожение сторожевого эсминца на малом рейде, 2) уничтожение «Памяти Азова», 3) уничтожение «Андрея Первозванного», 4) уничтожение «Петропавловска», 5) уничтожение «Рюрика», 6) уничтожение «Авроры» или «Дианы», 7) уничтожение батопорта среднего (Николаевского) дока, 8) катер должен был быть запасным и делать то, что не удалось у кого-либо из первых катеров.

Катеров было назначено в операцию 8, но один из них отстал у Териок, видимо, из-за повреждений2.

Катера, согласно инструкции, должны были идти в строе клина (7 штук) и один впереди3, но на самом деле в строе клина они дошли только до линии северных батарей и от них шли уже в строе кильватерной колонны до Военного угла, около которого они уже разошлись, причем три катера, по всем вероятиям, дальше никуда и не ушли.

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
Характер разрушений английского торпедного катера СМВ-62, потопленного эскадренным миноносцем "Гавриил" 18 августа 1919 года при нападении на кронштадтскую гавань и поднятого 13 сентября того же года. Кронштадт. Лесные ворота Средней гавани, через которые входили английские катера 18 августа 1919 года. С почтовой открытки начала 20 века. Фотография Средней гавани Кронштадта, сделаная с английского самолёта. Показаны направления атак английских катеров на корабли Балтийского флота.

Катера сопровождались аэропланами, которые должны были «показывать дорогу» и в случае гибели катера - подбирать на себя людей; в инструкции между прочим говорится, что каждый аппарат может принять на себя, кроме летчика, еще 7 человек, но с ними уже подниматься не может, а должен идти по воде. Катера, в свою очередь, тоже должны были оказывать помощь аппаратам в случае аварии. Сигнализация (ракетами) допускалась только в двух случаях, а именно: две зеленых ракеты - повреждение катера и просьба оказать помощь и две красных ракеты - бон в воротах гавани, причем, если катера, встретив бон в воротах, не могли бы его развести или подорвать - они, отстреливаясь из пулеметов, должны бы были уйти прочь.

Операция была выполнена следующим образом: в 3 ч 45 мин над Кронштадтом появились аппараты (аэропланы. - Прим. ред.), которые обстреливали суда и стенки из пулеметов светящимися пулями и бросали бомбы. В 4 ч 20 мин сторожевой миноносец «Гавриил»4, стоявший на малом рейде, заметил два катера около восточного знака Морского канала и одновременно услышал сильный взрыв у стенки гавани, под мастерскими Балтийского завода (около металлического крана); миноносец в это время отстреливался от атаковывавших его аэропланов, но заметив эти два катера, открыл по ним огонь и первым же выстрелом из орудия № 2 - потопил одного из них, другой же, повертевшись на рейде, очень большим ходом ушел за Военный угол; мина, попавшая в стенку, была выпущена одним из этих двух катеров по «Гавриилу», но в него не попала, и надо отметить, что только благодаря этому операция не была выполнена полностью. В то время, когда «Гавриил» [открыл огонь] по вышеупомянутым катерам, он также заметил два или три катера, прошедших очень большим ходом в гавань, стрелять по ним не успел, а открыл огонь за Военный угол, из-за которого все время выскакивали и прятались обратно катера. Проскочившие в гавань катера5 взорвали «Память Азова» и в 4 ч 25 мин подорвали «Андрея [Первозванного]» почти одновременно, после чего выскочили из гавани, курсом зюйд; при выходе из ворот два катера были утоплены огнем «Гавриила», причем после попаданий они ярко горели6. «Гавриил» немедленно послал свою шлюпку, которая в два приема подняла с воды людей и доставила на миноносец.

Катера прошли Северным кронштадтским фарватером7 таким образом: форт Обручев видел четыре катера между собой и Рифом (шли они в строе клина, поэтому понятно, почему ему были видны только четыре катера, а на самом деле это было только одно крыло клина в 7 катеров) очень больши[м] ходом; форт в это время отстреливался от аэропланов, поэтому мгновенно не мог открыть огня по катерам; катера, пройдя траверз форта, обсыпали его из пулеметов, в тыл ему; форт сейчас же донес об этом по телефону в штаб крепости, где это донесение было принято дежурным комиссаром в 4 ч 15 мин и передано в штаб Надота (начальника Действующего отряда судов Балтийского моря. - Прим. ред.); получив такое донесение, штаб Надота, конечно, не успел ничего предпринять, так как принято оно было одновременно с открытием огня «Гавриилом». Далее катера прошли между 3 и 4 северными батареями, где их тоже видели, но предпринять ничего не могли, так как 3 батарея невооруженная, а на 4 только накануне сняли пушки и заменяли другими, которые еще не были установлены; стреляли из винтовок8. Если иметь в виду скорость катеров (около 40 узлов), то станет совершенно ясным, что все это происходило мгновенно, да еще в темноте; все это было прикрыто атаками аэропланов, да и само нападение катерами было совершенно неожиданно по своей идее [и] смелому выполнению (выделено мною. - Л. К.).

Уже после прорыва катеров форты открыли прожектора9 и были готовы к бою, но катера-то надо было ожидать с тыла, куда огромное большинство пушек стрелять не может.

Обратно катера шли двумя группами, причем первая из них прошла опять же между 3 и 4 батареями и Обручевым и Рифом, а другая - между 5 и 6 батареями (видимо) и, по всем вероятиям, между Обручевым и Тотлебеном, придерживаясь Обручева10. Катера сильно обстреливали форты из пулеметов и шли, видимо, полным ходом, попадая в лучи прожекторов. По ним стреляли из орудий, но, конечно, стрельба не могла быть успешной.

Таким образом, из 7-ми пришедших катеров три были утоплены «Гавриилом», а четыре - видимо, ушли.

С момента ухода катеров от гавани прекратились и аэропланные атаки. Аппараты летали очень низко, едва не касаясь рангоута судов, и гул их моторов и стрельба, конечно, много помогли атаке катеров.

2. В Гельсингфорсе, Ревеле и Биорке имеется всего шесть крейсеров типа «Галатея», «Дейли», «Дейни» («Galatea», «Delhi» и, вероятно, «Danae». - Прим. ред.); три из них 14 августа были в Биорке; в Ревеле - матка подводных лодок «Люсия» («Lucia». - Прим. ред.) и не сколько подлодок типа «Л» и «Е», причем всего их в Финском заливе - не более 10 штук; в Ревеле и Биорке имеются также эскадренные миноносцы, турбинные, типа «Выльстон», «Теле Мекс» («Woolston» и «Telemachus». - Прим. ред.) и т.п.; в Биорке - матка аэропланов, но на днях она должна уйти в Англию, так как сидела на камнях и должна чиниться.

Эстонский флот, над которым очень смеются пленные англичане, 13 августа стоял в Ревеле в составе: нашего бывшего «Бобра» и эсминцев «Автроил» и «Миклуха».

О финляндском флоте они ничего не слышали и, смеясь, отвечают, что вряд ли такой существует и с ним нельзя считаться.

Они знают, что в Финском заливе есть английские тральщики, занятые тральными работами, но сколько их - не знают<...>.

РГАВМФ. Ф.р-92.0п.1.Д.262. Л.22-24. Копия


№ 2

Инструкция по проведению операции нападения на Кронштадт, найденная у одного из пленных англичан и переведенная на русский язык

Операция I-ая

Действие 1 - ст[арший] лейт[енант] Нэпир (24)11 пускает мину в сторожевое судно, стоящее на внешнем рейде и поддерживает огонь из пулеметов.

Действие 2 - ст[арший] лейт[енант] Бремнер (79) идет ко входу в гавань. Если он свободен, входит и пускает ко дну «Память Азова», а затем укрывается за Средним доком.

Действие 3 - ст[арший] лейт[енант] Мак-Бин (31) - флагманское судно, входит в гавань и пускает мины (2) в «Андрея Первозванного», а затем проходит к западному краю и обстреливает батареи, команду и пр. на берегу.

Действие 4 - лейт[енант] Говард (86 ) входит в гавань и пускает мины (2) в «Рюрика», а затем проходит к «Авроре» или «Диане», смотря по тому, где безопаснее.

Действие 5 - лейтенант Дагнель-Рид (88) входит в гавань и пускает мину в «Петропавловск», если можно обстреливает, затем идет к 31-му, если можно, ждет действие 7-ое и повторяет атаку.

Действие б - лейт[енант] Бодлей (72) входит в гавань и пускает мину в док, или атакует «Аврору» или «Диану», присоединяется к «86» и уходит.

Действие 7 - лейт[енант] Брэд (62) входит в гавань и пускает мину в «Андрея» или «Петропавловск», а затем идет ко входу, поддерживая пулеметный огонь.

Действие 8 - лейт[енант] Бремнер может проскользнуть среди мелких судов западного бассейна, как можно скорее, а затем соединяется с «62» и уходит в сопровождении «88» и «31».

«24» уходит, как только освобождается «62» и «79»12.

Операция II-ая

Действие 1 - то же, что в операции 1-ой.

Действие 2 - ст[арший] лейт[енант] Бремнер (79) встречает заграждение у входа и ему не удается прорвать его. Пускает 2 красных ракеты. Брэд (62) идет ему на помощь.

Действие 3 - все катера, кроме «24», открывают сильный пулеметный огонь по батареям. Когда «62» и «79» освобождаются, уходят в следующем порядке: 79, 62, 72, 86, 24, 88, 31, причем все суда, кроме 79 и 62, обстреливают перед уходом гавань и вход.

Если 62 и 79 получат сильные повреждения, они пойдут назад через Северный фарватер и, в случае надобности, другие катера будут оказывать им помощь по мере подхода.

Операция III-ья

Действие 1 - как в операции 1-ой.

Действие 2 - Бремнер (79) находит заграждение и удаляет его, остается в стороне, поддерживая пулеметный огонь.

Действие 3 - как в операции 1-ой.

Действие 4 - как в операции 1-ой.

Действие 5 - как в операции 1-ой.

Действие 6 - Бодлей (72) пускает мину в «Память Азова» и присоединяется к «86».

Действие 7 - как в операции 1-ой.

Действие 8 - Бремнер (79) входит, если возможно, в гавань и пускает мину в док или подобную цель, а затем как можно скорей соединяется с «62».

Копия снята с инструкции, найденной у одного из пленных англичан

РГАВМФ. Ф.р-92.0п.1. Д.262. Л.45. Заверенная копия

Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6
Английские торпедные катера фирмы ТорникрофТ: 55-футовый (вверху) и 40-футовый (из книги "A Short History of the Revival of the Small Torpedo Boat (C.M.Bs) During the Great War and subsequently in the Kronstadt, Archangel and Caspian Sea Expedition of 1919" Vahr and sons Ltd., Vestminster House, 1920) Фрагмент страницы архивного документа, на котором показана схема строя английских торпедных катеров на подходе к Кронштадту. Схемы нападения английских торпедных катеров на Кронштадт 18 августа 1919 года: вверху - по английским источникам (помещена в журнале "Морской сборник", 1929, № 1), внизу - из "Морского атласа" (т. III, ч. 2, л. 48, изд. Главного штаба ВМФ, 1957)

№ 3

Сообщение штаба Кронштадтской морской базы о налете неприятельских аэропланов и катеров13

Кронштадт, 18 августа 1919 года, 4 ч 25 мин

В Кронштадте налет аэропланов ... бросают бомбы ... численность их за темнотою не выяснена, но много... По слухам, 1 бомба упала в Новое Адмиралтейство и «Память Азова», которая накренилась ... На рейде виден какой-то плавающий горящий предмет ... Сейчас выяснилось, что одновременно с налетом в гавань прорвался быстроходный катер, который выпустил мину в «Память Азова». «Память Азова» затонула в гавани... Выпущена вторая мина в «Андрей Первозванный» ... по непроверенным еще сведениям попала в носовую часть ... На рейде стреляет по уходящему катеру дозорный эсминец (Гавриил) ... подробности будут на рассвете по мере точного выяснения...

РГАВМФ. Ф.р-92. Оп.1.Д.158.Л387

№ 4

Сообщение штаба начальника Действующего отряда судов Балтийского моря (ДОТ) С. Н. Дмитриева о налете английских торпедных катеров на Кронштадт13

Кронштадт, 18 августа 1919 года 5 ч 00 мин

Мина попала в носовую часть левого борта [линкора «Андрей Первозванный»], около 15-го шпангоута. Затоплены: 1) ледник, 2) таранное о[тделени]е, 3) помещение трюмных, 4) канатный ящик. Корабль сел на 2 ф[ута] носом... По непроверенным еще сведениям, катер утоплен «Гавриилом»... Все подробности будут утром... Все меры на случай повторения атак приняты... Сейчас вернулся ф[лаг]-секретарь с «Гавриила»... утоплены 3 катера п[ротивни]ка, было всего 7 шт. Взяты пленные, среди которых есть раненые.

РГАВМФ. Ф.р-92. Оп.1.Д.158.Л.387

№ 5

Телефонограмма начальника ДОТ С.Н.Дмитриева начальнику Морских сил (наморси) Балтийского моря А. П. Зеленому о нападении неприятеля на Кронштадт

Кронштадт, 18 августа 1919 года 8 ч 40 мин

№ 954

НАМОРСИ. Сего числа 3 ч 45 мин над городом появилось несколько неприятельских аэропланов, обнаруженных по звуку моторов, т.к. за темнотою их видно не было. На судах немедленно была пробита воздушная тревога, но стрельба из-за темноты была лишь одиночная отдельными выстрелами. Аппараты производили обстрел из пулеметов и сбросили бомбы, упавшие в Петровский парк, Петровский док, Пароходный завод и Среднюю гавань. Попаданий в суда не было. Одна бомба попала в баржу, стоящую у «Андр. Первозв.», повредив баржу и сходню. Кроме бомб в воздухе были замечены светящиеся ракеты различных цветов.

4 ч 30 мин. Со стоящего в дежурстве на малом рейде эсминца «Гавриил» были замечены на рейде 6 быстроходных моторных катеров, без огней, которые обстреливали из пулеметов и ходили большими ходами, переменными курсами. Катера были обстреляны, причем, по донесению н[ачальни]ка 1-го дивиз[иона], 2 или 3 из них были утоплены, а команды их подобраны шлюпкой. Всего спасено 9 челов. в том числе 2 офицера (все англичане14). Пленные все ранены и отправлены в мор. госпиталь. Катера, по-видимому 4, ворвались в Сред. гавань и выпустили мины. 1 мина попала в «Память Азова», которая затонула, накренившись градусов на 60 на правый борт. 2-я мина в линкор «Андр. Первозв.» - по левому борту, около 15-го шпангоута. Пробоина незначительная, отвернуты 2 броневые плиты и затоплены отделения: 1) таранное, 2) канатный ящик, 3) помещение трюмных, 4) провизионное и ледник. Корабль сел носом на 2 фута. На «Пам. Азова» утонул 1 матрос, на «Андр. Первоз.» 1 убит и 2-е контужено. Из предварительных расспросов можно заключить, что катера появились с восточного рейда. Об этом производится подробное расследование, которое будет представлено дополнительно.

Надот Дмитриев

Комиссар Месс

РГАВМФ. Ф.р-92. Оп.1. Д.158. Л.384 с обор.

Рис. 7 Рис. 8 Рис. 9
Затонувшая в Средней гавани Кронштадта плавбаза подводных лодок "Память Азова" Эскадренный миноносец "Гавриил" Кронштадтский рейд. Слева - линейный корабль "Андрей Первозванный" (с фотографии начала 1920-х годов).

№ 6

Юзограмма наморси Балтийского моря А.П.Зеленого командующему Морскими силами республики Е. А. Беренсу о нападении на Кронштадт

18 августа 1919 года 13 ч 23 мин

№ 2011/оп

Сегодня 18 августа в 3 ч 45 мин произведен неприятелем налет на Кронштадт значительного числа аэропланов сбрасывавших бомбы точк^ Под прикрытием этого налета была произведена атака Кронштадтской гавани быстроходными катерами в числе семи точка Четырем катерам удалось прорваться и выпустить мины которыми подорваны линкор «Андрей Первозванный» и уч[ебное]судно «Память Азова» точка Огнем нашего сторожевого эсминца «Гавриила» потоплено три неприятельских катера с которых спасено девять человек англичан точка «Андрей» имеет пробоину в носовой части запятая сегодня вводится в док точка

Наморси [Зеленой А.П.] Член Реввоенсовбалта [Зоф В.И.]

РГАВМФ. Ф.р-92. Оп. 1. Д. 158. Л.380. Подлинник

№ 7

Рапорт командира линейного корабля «Андрей Первозванный» Л.М.Галлера начальнику ДОТ С.Н.Дмитриеву о торпедировании корабля английскими катерами

Кронштадт, 18 августа 1919 года

№ 1321 Срочно. Секретно

Доношу, что 18 августа около 3 1/2 утра на вахтенном мостике был услышан шум пропеллера, после чего была сыграна аэропланная тревога и включены установленные огни. После того, как лин. корабль «Петропавловск» и мачта отрепетовали, огни были выключены и более не включались, так как было замечено, что с аэропланов открывали из пулемета огонь по ярким огням. Стрелять по аэропланам было невозможно, так как их удавалось обнаруживать изредка и то только на мгновение. Около 4 ч 25 мин в гавани промелькнули силуэты одного или двух катеров, двигавшихся с большой быстротой. Прежде чем успели принять какие-либо меры, почти одновременно был замечен все увеличивающийся крен «Памяти Азова», и раздался сильный взрыв в носовой части корабля, от чего содрогнулся весь корпус корабля. Очевидно, с катера была выпущена мина. попавшая в носовую часть корабля, приблизительно около 9 шпангоута, и давшая подводную пробоину. Минут через 5 с аэроплана была сброшена бомба, разорвавшаяся под самой кормой и причинившая только небольшую подводную пробоину стоявшему на бакштове паровому катеру. Результат попадания мины в носовую часть корабля по предварительному осмотру следующий: снаружи сдвинуты с места 4 броневых плиты по левому борту, причем две из них оторваны и отстали от борта от 2 1/2 до 1 1/1 фут[ов], две же крайние чуть-чуть сдвинуты (одна дюйма на 3, другая около 1 дюйма). Центр пробоины, по-видимому, около 9 шпангоута. Затопленными оказались следующие помещения: канатный ящик, носовое провизионное помещение и ледниковое с ледниковыми машинами, носовая читалка (помещение трюмных), т.е. от 4 до 13 шпангоута до второй броневой палубы и от 13 до 15 шпангоута до кубрика. Дальнейшее распространение воды приостановлено, переборки держат. Выпучена переборка 13-я, течь незначительная. Из канатного ящика по обделочному угольнику заколочено небольшое отверстие деревянными колышками, течь незначительная. С прибылью воды в помещение носового холодильника от вышеупомянутой течи справляются легко. Подробнее пробоина будет обследована водолазами.

Из находящихся в помещении трюмных 3 трюмных один, именно трюмный ср[очной] сл[уж6ы] 1916 г. Сергей Константинович Суворов, оказался убитым на месте, двое других получили ушибы15.

Командир Комиссар корабля

РГАВМФ. Ф.р-92. Оп. 1. Д.262. Л.56 с обор. Подлинник

№ 8

Рапорт командира линейного корабля «Петропавловск» П. Ю. Постельникова начальнику ДОТ С. Н. Дмитриеву о нападении английских воздушных и морских сил на Кронштадт

Кронштадт, 18 августа 1919 года

№ 2887

К 3 ч 45 мин ночи на Морском телеграфе был поднят сигнал (Т). Была пробита воздушная тревога. Ввиду темноты и облачности наводить орудия не представлялось возможным. По временам аппараты бывали замечаемы, но на самый короткий срок. Они обстреливали из пулеметов гавань и бросили несколько бомб. Около 4 ч 25 мин была замечена в Средней гавани, недалеко от ворот, шлюпка без огней, которая стала стрелять красными ракетками. Почти в то же время, слева под носом «Андрея Первозванного» и у стенки между «Петропавловском» и «Андреем Первозванным», произошли значительной силы взрывы. После этого на малом рейде, вблизи стенки Средней гавани показался огонь, быстро увеличившийся.

На фоне этого огня был усмотрен, на малое время, моторный катер, по типу напоминающий наши бывшие дозорные катера серии «С. К.», двигавшийся от огня на W и стрелявший ракетками. В огне было замечено несколько взрывов. Вскоре вспыхнул второй огонь, невдалеке от первого. Оба огня около пяти час[ов] потухли. Такой же катер был усмотрен значительно далее от стенки, его курс был Ost. Была пробита боевая тревога. Около пяти часов звуки аэропланных моторов не стали слышны. К 5 ч 35 мин был пробит отбой.

[П.Постельников] Комиссар корабля

РГАВМФ. Ф.р-92. Оп. 1. Д.262. Л.57 с обор. Подлинник

Рис. 10 Рис. 11 Рис. 12
Группа членов Реввоенсовета Балтийского флота. В центре (в гражданском котюме) - А. Г. Зеленой. Фотография с цензорской правкой 1930-х годов. Из фондов ЦВММ. Командир эскадренного миноносца "Гавриил" В. В. Севастьянов. Из фондов ЦВММ. Английские торпедные катера на Балтике. Октябрь 1919 года.

№ 9

Доклад начальника штаба Кронштадтской морской базы А. С. Клевцова об атаке быстроходных минных катеров на корабли, стоящие на Малом кронштадтском рейде и в Средней гавани одновременно с налетом неприятельских аэропланов

Кронштадт, 18 августа 1919 года

18 августа в 3 ч 45 мин над Кронштадтом появились неприятельские аппараты, бросавшие бомбы. Брошенные аппаратами бомбы упали: 1) на правую стенку Петровского дока у Южных ворот между рельсами и стенкой дока - сделала воронку, 2) на Деловой двор у деревянного склада - выбита дверь и пробита стенка, 3) в Средней гавани у лин[ейного] кор[абля] «Андрей Первозванный» в воду, 4) в Средней гавани у тр[альщика] «Кама» в воду, 5) на Купеческую улицу, 6) у дежурного миноносца на малом рейде в воду.

В то же время два неприятельских быстроходных катера, ворвавшись в гавань, выпустили мины. Мины попали: одна в учебное судно «Память Азова» в носовой отсек, судно начало сильно крениться на правый борт и погружаться, команда стала покидать судно. Погиб один - комиссар судна Лукин, спавший в своей каюте у места взрыва. Вторая мина попала в носовой отсек лин[ейного] кор[абля] «Андрей Первозванный» с левого борта, затоплены: таранное отделение, провизионное отделение и помещение трюмных (бывшая читалка). Убит - один, раненых двое. Меры приняты, вода не прибывает. На рейде катера обстреливались дежурным эсминцем «Гавриил», два катера загорелись, один из них потом взорвался, третий потоплен снарядами. С катеров подобраны «Гавриилом» девять человек, из них - три офицера. Все подобранные ранены, впоследствии доставлены в госпиталь. Третья мина, очевидно, выпущенная по «Гавриилу», попала в наружную сторону южной стенки Средней гавани у мастерских Балтийского завода. В гавани катера прошли большим ходом, обстреливая суда пулеметным огнем. Во время операции катеров наблюдалась сигнализация зелеными ракетами. Четыре катера появились из-за угла Военной гавани, другие три со стороны Ораниенбаума. Скрылись два на Северном фарватере и были обстреляны фортом «Обручев», остальные скрылись на юг. Толбухин маяк доносил, что видел два мотора, шедших малым ходом с Северного фарватера на вест. У Толбухина маяка долго кружился неприятельский аппарат, очевидно, искавший катера.

В полдень неприятельский разведчик пролетел над Кронштадтом на очень большой высоте. Аппарат был обстрелян фортами и судами, бомб не бросал. Сейчас «Андрей [Первозванный]» стоит с затопленным носовым отсеком, углубление носом 33 фут[а]. «Память Азова» лежит на грунте с креном в 60 градусов, половина верхней палубы в воде. Тело погибшего комиссара Лукина извлечено водолазом. На эс[минце] «Гавриил» пулеметным огнем катеров прострелены обшивка, вентиляторы и трубы.

Начальник штаба Морской Кронштадтской базы
Комиссар штаба

№ 10

Заключение следственной комиссии по делу о нападении быстроходных английских лодок на Кронштадт ночью 18-го августа 1919 года

Следственная комиссия в составе: председатель глав[ный]штур[ман] флота, военный моряк Блинов, члены - командир линейного корабля «Севастополь», военный моряк Ставицкий и комиссар Петробазы Кимм, - собравшись в штафлоте 1-го сего сентября и ознакомившись со всем следственным материалом, пришла к заключению:

1. Само выполнение операции, поскольку это можно установить по отмеченным фактам, свидетельским показаниям и показаниям пленных англичан, комиссии представляется таким образом:

18-го августа, около 1 часу с лишним ночи, пять английских катеров вышли из Биорке и, немного спустя, два катера - из Териок; все они встретились в море, в районе форта Инонеми и оттуда пошли вместе Северным фарватером, в тыл Кронштадту. В 4 часа они были замечены вблизи форта Обручева, между ним и берегом Кронштадта, и затем, разделившись на два отряда, пошли далее на восток, причем часть их прошла между батареями № 2 и № 3, а часть - между батареями № 5 и № 6.

Начиная с 3 ч 45 мин над Кронштадтом, его гаванями и фортами были замечены аэропланы, бросавшие бомбы и стрелявшие из пулеметов светящимися пулями; этот налет продолжался и далее во все время до конца атаки катеров. На всех фортах и судах была пробита аэропланная тревога и лишняя прислуга от орудий (непротивоаэропланных) была убрана в закрытия, а на судах - в палубы. Внимание остававшихся на наружных постах было всецело поглощено аэропланами.

В 4 часа с лишним (около 4 ч 20 мин), стоявший на Малом рейде э[скадренный] миноносец] «Гавриил» замечает катер по направлению к Ораниенбауму, открывает по нему огонь и первым же выстрелом топит его вблизи восточного знака Морского канала. Одновременно с этим он видит 2 или 3 катера, идущие огромной скоростью по стенке, по направлению к гавани; по ним он не стреляет, опасаясь своими снарядами попадать в суда, стоящие за этой стенкой; сразу после этого он обнаруживает еще катера, пытающиеся выскочить из-за Военного угла гавани, но своим огнем загоняет их обратно и не дает им возможности выйти оттуда. Катера, прорвавшиеся вдоль стенки в гавань, взрывают там «Память Азова». подрывают «Андрея Первозванного» в 4 ч 25 мин и вылетают из ворот, где сейчас же топятся (2) огнем того же «Гавриила»; бывшие за Военным углом катера не решаются ничего предпринять и уходят обратно; идут они двумя группами, одна между батареей № 3 и батареей № 4, а другая, видимо, между батареей № 2 и батареей № 3. Затем они проходят мимо форта Обручев, к северу от него. На обратном пути катера были в лучах прожекторов, под обстрелом ружей и орудий и шли огромной скоростью, по выражению некоторых свидетелей - «летели».

После ухода катеров - прекращаются и аэропланные атаки.

Э[скадренный] м[иноносец] «Гавриил» подобрал с воды, при помощи своей шлюпки, 9 англичан, которых и отправил затем на берег.

2. Комиссией не обнаружен злой умысел со стороны лиц, оборонявших Кронштадт, в их распоряжениях по этому делу.

3. Комиссия пришла к единогласному заключению, что причины, сделавшие возможной такую атаку, заключаются в следующем:

а) Полная неожиданность атаки Кронштадта моторными лодками. ПО ИДЕЕ.

б) Полная уверенность в невозможности осуществления какой-либо морской операции через Северный фарватер, да и вообще - невозможность плавания этим фарватером судов, имеющих боевое значение.

в) Полное отвлечение внимания всех фортов, батарей, сигнальных постов и судов - АЭРОПЛАНАМИ.

г) Малая осадка лодок, позволяющая 40-узловой скоростью проходить над ряжами (их осадка на полном ходу всего лишь 3 1/2 4 1/2, фута).

4. Комиссия нашла следующие упущения в деле обороны Кронштадта и гаваней16:

а) Отсутствия организации охраны гаваней (охрана рейдов - имеется).

б) Отсутствие заграждений ворот гаваней.

в) Отсутствие наблюдения собственно за побережьем острова.

г) Неудовлетворительность системы связи фортов и батарей со штабом Кронштадтской крепости.

Комиссия считает своим долгом отметить, что катера все же были замечены всеми существующими элементами обороны крепости, что указывает на должную постановку службы на фортах и батареях и ОСОБЕННО отмечает деятельность э[скадренного] м[иноносца] «Гавриил», который, несмотря на все вышеприведенные причины (п. 3-ий), все же вовремя заметил катера, утопил трех из них, а остальным не дал возможность выйти из-за Военного угла.

Председатель комиссии

Члены комиссии

РГАВМФ. Ф.р-92. Оп.1. Д.262. Л.2 с обор. Подлинник


Рис. 13 Рис. 14
Схема повреждений линейного корабля "Андрей Первозванный" (РГА ВМФ, Ф.р.-92, оп. 1, д. 262, л. 7). Схема торпедного катера, выполненная по описанию пленных английских моряков (РГА ВМФ, Ф.р.-92, оп.1, д. 262, л. 30). В журнале опубликовано впервые.

Комментарии

1 В операции участвовали английские торпедные катера СМВ-4, СМВ-24, СМВ-31, СМВ-62, СМВ-72, СМВ-79, СМВ-86 и СМВ-88. Первый относился к катерам так называемого «40-футового» типа (водоизмещение 5 т; главные размерения 13,7х2,6х0,8 м; скорость хода до 37 уз; мощность моторов 250-275 л. с.; вооружение: один 457-мм торпедный аппарат, 2-4 пулемета; экипаж 2-3 человека), строившимся и 1916-1918 годах, остальные семь - «55-футового» типа (водоизмещение 11 т; главные размерения 18,3х3,4х0,9 м; скорость хода до 42 уз; мощность двигателей 750-900 л. с.; вооружение: один или два 457-мм торпедных аппарата, 4 пулемета; экипаж 3-5 чел.), строились в 1917-1918 годах.

Два катера, дос тащенных из Англии на Балтику через Швецию на борту грузовых пароходов, а затем на буксире эсминца 8 июня 1919 года прибыли в Биорке. 11 июня они уже своим ходом пришли п. Териоки (ныне Зеленогорск). Их экипажи, чтобы не привлекать внимание, следовали отдельно под видом яхтсменов и коммерсантов. Остальные катера, поначалу их было восемь, под командованием коммандера К. К. Добсона для сокращения времени перебрасывались из Англии на буксирах эскадренных миноносцев, причем скорость буксировки при переходе Северным морем доходила до 20 уз. Один катер (СМВ-67) затонул в проливе Скагеррак, протараненный эсминцем, когда тот подходил к нему для заводки лопнувшего буксира. Экипаж его не пострадал, так как перед этим, из-за шторма, он, как и команды других катеров, был переведен на буксирующий корабль. В Биорке они прибыли 30 июля 1919 года.

2 Отстал и не участвовал в операции из-за отказа двигателя СМВ-86 сублейтенанта Р. Говарда.

3 Головным в строю клина шел СМВ-31 лейтенанта Р. Г. Мак-Бина с коммандером К. К. Добсоном и финским лоцманом на борту.

4 Дежурство эсминцев на Малом рейде было введено в конце июня 1919 года, но не столько для его охраны, «а чтобы быть в готовности для оперативных действий». До 9 августа выделялось два корабля, а затем «только один в трехчасовой готовности», хотя, по мнению командира эсминца «Гавриил» В. В. Севастьянова, подобное стояние «на рейде ночью нежелательно».

5 По показаниям сторожа Лесных ворот Кронштадта Василия Грибанова, «сперва в гавань вошла одна лодка, а за нею еще три. Против Николаевского дока у них произошло замешательство, и они стали разворачиваться... О виденном сперва никому не сообщал. Потом же телефон оказался испорченным. Лодки входили и выходили очень быстро, не менее двадцати узлов».

6 Со слов машинного содержателя эсминца «Гавриил» Артемия Саввича Лихуша, потопление катеров выглядело следующим образом. Вскоре после пробития аэропланной тревоги «услышали шум моторов и увидели два моторных катера, идущие от Ораниенбаума. Один из них, получив выстрел, повернул и затонул по направлению у маяка (нижний створный знак Морского канала). Была пробита боевая тревога. Увидели слева идущие катера вдоль стенки Военной гавани, которые вошли в гавань. Немного погодя из гавани вышли два катера. Один, получив снаряд, выпустил две ракеты и стал тонуть. Второй подошел к нему и подобрал команду и пошел мимо "Гавриила" справа и на зюйд-ост. Вскоре он был также утоплен».

Из показаний артиллерийского старшины того же корабля Василия Федоровича Лукьянова: «По воздушной тревоге находился в палубе. После, но сигналу "боевая тревога" выбежал и увидел два катера, идущие по стенке в гавань. Потом крикнули: "Справа катер". Стал стрелять, пушка дала две осечки. Скомандовали: "Пулеметы на корму", потом скомандовали: "Справа дальше катера", выстрелом из орудия № 2 утоплен катер у маяка. У маяка он был потоплен раньше, чем другие вышли из гавани».

7 Успешному проходу катеров северным фарватером способствовало то, что дувший с 17 августа западный ветер нагнал в восточную часть финского залива воду, в результате чего ее уровень над подводным брекватером и ряжами, проход над которыми больше всего беспокоил англичан, поднялся с 0,9 до 1,5 м (по показаниям пленных, осадка «55-футового» катера кормой на полном ходу составляла около 1,02 м; по другим сведениям - до 1,07 м).

8 Интересно, что когда комендант 1-й Северной батареи Петр Алексеевич Кузнецов запросил Штаб воздушной обороны об открытии огня по обнаруженным катерам (один из них был замечен часовым в 3 ч 45 мин в 427 м к северу от батареи), ему ответили, «чтобы мы смотрели за аэропланами, а не за морем, поэтому мы огня по катеру не открыли».

9 По словам коменданта Кронштадтской морской крепости Всеволода Андреевича Унковского, фортам «Риф» и «Тотлебен» было приказано: «Светить только темными ночами, для экономии топлива. В ту ночь прожектора не светили по инициативе комендантов фортов, ибо им свет только мешал».

10 Из показаний коменданта форта «Обручев» Антона Николаевича Крюкова. «В начале четвертого часа доложили, что слышен шум моторов. Пробил тревогу. Штаб крепости долго не отвечал на вызов по телефону. Доложил об аэропланах, что четыре мотора прорвались между бат[ареей] "Риф" и фортом. Через 10-15 минут передали по телефону с батареи "Северная № 1", что заметили лодки. Стали светить прожектором. Поймав в луче катера, увидели, что они делают синие сигналы. Немного спустя с бат[ареи] "Сев[ерная] № 1" доложили но телефону, что увидели две лодки, идущие обратно. Вскоре передали с [батареи] № 4, что еще две лодки идут. Стрелять в тыл без угла возвышения нельзя, а с углом возвышения попадешь в своих. Открыли огонь из пулеметов, а вслед за тем из зенитной батареи.

...Дали несколько залпов из зенитной. Немного спустя по направлению на "Толбухин" увидели два мотора. Открыл огонь из 10" батареи но катерам. Дал всего одиннадцать выстрелов».

11 В скобках приведены номера торпедных катеров, соответствующие номерам на схеме строя, стр.106.

12 Согласно докладу А. В. С. Эгара, который во время операции имел звание лейтенанта и командовал СМВ-4, действия каждого из английских катеров выглядели следующим образом (цитируется по «Морскому сборнику» 1929. № 1.С. 113-115):

СМВ-79 лейтенанта В. Г. Бремнера - «Катер № 1 - не обнаружив бона у ворот гавани, атаковал "Память Азова". Было выпущено две торпеды, обе попали. Затем он отошел на свое место, во внутренней гавани, ожидая других»;

СМВ-31 лейтенанта Р.Г.Мак-Бина - «Катер № 2 - имея на борту коммандера Добсона, прибыл вскоре за ним и атаковал "Андрея Первозванного". Достигнуто двойное попадание в носовую часть корабля»;

СМВ-86 лейтенанта (но другим данным сублейтенанта) Р. Говарда - «Катер № 3 - должен был атаковать "Рюрик", но не пришел. Произошел взрыв мотора в момент, когда он находился близ северной цепи фортов, и позднее был взят на буксир одним из возвращавшихся с атаки катеров»;

СМВ-88 лейтенанта А. Дайрелл-Рида - «Катер № 4 - проходя через ворота, потерял командира капитан-лейтенанта Дайрелла Рида. Второй по старшинству лейтенант Стииль немедленно бросился к штурвалу, овладел управлением и произвел атаку, выпустив две торпеды по "Петропавловску" (обе попали)». В действительности попаданий в линкор не было;

СМВ-72 лейтенанта (по другим данным сублейтенанта) Бодлея - «Катер № 5 - имел своей целью сухой док, но стреляющее приспособление у него было сбито при подходе к воротам, так что ему ничего не оставалось другого, как возвращаться по способности (по другим данным, карбюратор его двигателя был пробит пулей. - Л. К.). Он это и сделал, подобрав по дороге беспомощный катер № 3 (СМВ-86. - Л. К.) и отбуксировав его в безопасное место под тяжелым огнем фортов»;

СМВ-62 лейтенанта Ф. Т. Бреда - «Катер № б... [приближаясь] к гавани... к несчастью, столкнулся с возвращавшимся катером № 1 (СМВ-79. - Л. К.). Личный состав обоих катеров был переведен на катер № 6 (СМВ-62. - Л. К.), а катер № 1 был взорван.

Лейтенант Бремнер, будучи уже тяжело ранен, принял командование катером, командир и два матроса которого были убиты. Катер быстро наполнялся водой, но несмотря на это и сильный огонь и освещение прожекторами, Бремнер выпустил две торпеды в сторожевой эсминец "Гавриил", стоявший перед входом. К несчастью, обе торпеды прошли мимо.

Это было его второй атакой в эту ночь. Бремнер был ранен не менее 11 раз, но держался хорошо до самого конца, пока не загорелся бак с бензином. Катер пришлось покинуть, и он затонул. Под конец Бремнер был подобран на "Гавриил" и взят в плен»;

СМВ-4 лейтенанта А. В. С. Эгара - «Катер № 7. Катера, назначенные для атаки сторожевого эск[адренного] миноносца, задержались из-за того, что пошли более длинной дорогой вокруг фортов. Увидев взрыв, происшедший на катере № 8 (СМВ-24. - Л. К.), и ошибочно приняв его за взрыв торпеды по сторожевому эскадренному] миноносцу (взрыв был точно на этой линии), повернул по направлению к восточной гавани в соответствии с заранее намеченным планом, выпустив торпеды внутрь гавани но эск[адренным] миноносцам (попадании в них не было. - Л. К.), обеспечивая этим возможность обратного возвращения катеров».

СМВ-24 лейтенанта Л. Э. С. Нэпира - «атаковал сторожевой эск[адренный] м[иноносец] "Гавриил", но в момент проведения атаки сам находился на мелком месте (глуб[ина] 10 фут[ов]). Мина взорвалась о грунт, и катер взлетел на воздух (по показаниям взятого в плен с этого катера матроса 1 разряда Ч. А. Харуэя, торпедой с него не стреляли, он был утоплен попаданием снаряда. - Л. К.).

№ 7 (СМВ-4. - Л. К.), возвращаясь с атаки восточной гавани, сделал попытку подобрать оставшихся в живых из экипажей катеров № 1, 6 и 8 (СМВ-79, СМВ-62 и СМВ-24. - Л. К.), но это оказалось невозможным благодаря тяжелому огню, направленному против него.

Катера вернулись по тому же пути, по которому шли раньше, использовав дымовые завесы для прикрытия отступления».

Как видно из процитированных отрывков, в целом катера действовали согласно первому варианту инструкции, найденной у пленных англичан. Основное отличие заключалось в запоздалом прибытии СМВ-24, который в паре с другим, скорее всего с СМВ-4, как уже говорилось, шел более длинным путем вокруг фортов.

13 Установить адресата этих сообщений, скорее всего телефонограмм, не удалось.

14 Среди спасенных и взятых в плен англичан, шесть человек было с катера СМВ-24: командир лейтенант Нэпир Лоренс Элжертон, 23 лет, из Лондона, сублейтенант Олсмен Кирил Хотын Гидди, 19 лет, из Лондона; старший механик унтер-офицер Рейниш Вениамин, 22 лет, из Суон-Си (Нижний Уэльс); матрос 1 разряда Харуэй Чарльз Альфред, 20 лет, из Лондона; механик-моторист Уайт Вильям Эрик, 22 лет, из Портсмута, и пулеметчик Баульс Герберт, 20 лет, из Ярмута.

Из экипажей катеров СМВ-62 и СМВ-79 уцелело трое: командир последнего лейтенант Бремнер Вильям Гамильтон, из Лондона, машинный унтер-офицер Мекви Самуил, 30 лет, из Белфаста (судя по его показаниям, он был с борта СМВ-62) и механик-моторист Донкли Генри Джон, 19 лет, с острова Уайт.

Помимо пленных, англичане потеряли убитыми четырех офицеров и трех матросов.

По словам С. Мекви, СМВ-62 был потоплен двумя снарядами приблизительно в 90 м от эсминца «Гавриил». 13 сентября этот катер был поднят и поставлен для осмотра на стенку Константиновского дока.

15 На линейном корабле «Андрей Первозванный» ранения получили трюмные: Федор Викентьевич Иванов, 1917 года призыва, и Семен Васильевич Лазичный - 1915 года.

16 Охрана водного района Кронштадта была ориентирована исключительно на западное направление. Для предотвращения проникновения подводных лодок неприятеля имелось распоряжение о постановке бонового заграждения шириной около 80 м у входных ворот Большого рейда. Однако в день нападения, за неимением средств, этот бон заведен не был.

По свидетельству начальника Охраны водного района Бориса Федоровича Стааля, «защиты рейдов не было, ибо ни одно из судов охраны не было отремонтировано; наблюдение велось только с плавучего Лондонскою маяка, "Петра Великого" и брандвахты в Купеческой гавани... Инструкция давала задачу охранять Б[ольшои] рейд и минное заграждение. Но охранять нечем было. Охрана была только номинально». Имелись еще наблюдательные посты на Толбухином маяке (выставлен за месяц до нападения) и на Морском телеграфе, однако отмечалось слабое выполнения своих обязанностей личным составом наблюдательных постов.

После всего случившегося с 18 ч с восточной стороны гаваней стали выставляться наблюдательные посты, а с 22 ч все входы в них перекрывались бонами.


© Подготовка к публикации и комментарии Л. А. Кузнецов, 2001.

Издательство благодарит Г. А.Гребенщикову за помощь в переводе книги «A Short History of the Revival of the Small Torpedo Boat (C.M.Bs) During the Great War and subsequently in the Kronstadt, Archangel and Caspian Sea Expedition of 1919» (Vacher and sons Ltd., Vesminster House, 1920), необходимой для подготовки комментариев.

"Гангут", № 26/2001, с. 98-113



Последние комментарии:




History Interesting things Photogalleries Maps Links About Finland Guestbook Forum   

^ вверх

© terijoki.spb.ru 2000-2023 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.