Граница

Обсуждение истории и краеведческих вопросов и материалов о Зеленогорске/Териоках и окружающей местности

Модераторы: автодоктор, Vladimir S. Kotlyar

Ответить
isl
Сообщения: 997
Зарегистрирован: Пн ноя 15, 2010 9:55 pm
Защита от спама: Нет
Контактная информация:

Re: Граница

Сообщение isl » Чт янв 11, 2018 8:43 pm

Две фотографии железнодорожного моста через реку Сестру.

Строительство пограничного моста в Раяйоки в разгаре. На заднем плане - забор, ограждающий стройку с российской стороны. Фото Р. Копонена. Suomen kuvalehti, 1926, № 8.

Подпись ко второй фотографии объясняет, почему уделялось внимание этому забору. Расположена она неудобно, поэтому приведу текстом.

RAJAJOEN UUSI RAUTATIESILTA (vasemmalla). Valokuvattu vastaanoton jälkeen 18.7.26. Silta on suomalaisten rakentama, mutta kustannukset on tasattu. — Valok. R. Koponen.
Новый железнодорожный мост в Раяйоки. Фотография сделана после приема моста 18.7.26. Мост построен финнами, но расходы поделены поровну. Фото Р. Копонена. Suomen kuvalehti, 1926, № 31.
Вложения
suomen-kuvalehti-1926-8.JPG
suomen-kuvalehti-1926-8.JPG (142.95 КБ) 738 просмотров
suomen-kuvalehti-1926-31.JPG
suomen-kuvalehti-1926-31.JPG (83.13 КБ) 738 просмотров
2 x

А.М.
Сообщения: 13
Зарегистрирован: Ср янв 03, 2018 7:34 pm
Защита от спама: Нет

Re: Граница

Сообщение А.М. » Пт янв 12, 2018 1:24 am

А как изменялись советские погранзоны на перешейке в послевоенное время (с 1945 года)?

Помимо погранзоны в окрестностях Выборга и севернее Приозерска, припоминаю закрытый примерно до конца 80-х город Высоцк и район Приветнинского (остатки КПП там и сейчас остались).

Родственники говорили, что где-то до начала 60-х был закрытым для свободного доступа район Лужки - Рябово (Куолемаярви), но информации об этом почти нигде нет. Кто-то утверждал, что в 50-х погранзона вдоль Приморского шоссе начиналась у моста через Чёрную речку в Серово.

Добавим сюда участки бетонки между Серово и Васкелово, которые были закрытыми в своё время (наверное, до 80-х), а также участок Средневыборгского шоссе к северу от Каменки. Плюс старая трасса Выборгского шоссе в районе Первомайского.

Возможно, старожилы помнят лучше и поделятся информацией. :D
0 x

Аватара пользователя
Osbourne
Сообщения: 1164
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 5:24 am
Откуда: Vanha Valkeasaari

Re: Граница

Сообщение Osbourne » Пт янв 12, 2018 3:57 am

Две фотографии железнодорожного моста через реку Сестру.
Насколько мне известно, в первый раз мост восстановила советская сторона к августу 1921 года. Затем финны поставили на место подорванную ферму с другой стороны (в сторону Выборга), а вторую ферму убрали. Откосы укрепили булыжником. Но то, что мы видим на снимках, не похоже на предвоенное состояние моста. На первом фото ферма лежит на шпалах, а не на гранитных блоках. На втором можно разглядеть деревянные (по ощущениям) косые "балки", не наблюдается так же ограды (поручней). То есть, либо это не конец работ, а промежуточная стадия, либо была еще одна реконструкция. Я у финнов тоже читал, что предвоенный вид мост приобрел к 1926 году, но мы видим, что это не так. Кстати, на фото с лоттами июля 1925-го года мы видим, что работы еще не начаты.
2 x

isl
Сообщения: 997
Зарегистрирован: Пн ноя 15, 2010 9:55 pm
Защита от спама: Нет
Контактная информация:

Re: Граница

Сообщение isl » Пт янв 12, 2018 4:39 pm

Osbourne писал(а):
Пт янв 12, 2018 3:57 am
Две фотографии железнодорожного моста через реку Сестру.
Насколько мне известно, в первый раз мост восстановила советская сторона к августу 1921 года. Затем финны поставили на место подорванную ферму с другой стороны (в сторону Выборга), а вторую ферму убрали. Откосы укрепили булыжником. Но то, что мы видим на снимках, не похоже на предвоенное состояние моста. На первом фото ферма лежит на шпалах, а не на гранитных блоках. На втором можно разглядеть деревянные (по ощущениям) косые "балки", не наблюдается так же ограды (поручней). То есть, либо это не конец работ, а промежуточная стадия, либо была еще одна реконструкция. Я у финнов тоже читал, что предвоенный вид мост приобрел к 1926 году, но мы видим, что это не так. Кстати, на фото с лоттами июля 1925-го года мы видим, что работы еще не начаты.
Вот фотография 1927 года. Ракурс не очень удачный, но кажется, что "раскосов" под мостом нет. Может быть, это были какие-то вспомогательные конструкции, возведенные при сооружении моста, а на фотографии 1926 года их просто не успели убрать?

Собрание учителей народных школ округа [не знаю, как здесь правильно перевести "piiri"] Эйрепя на реке Раяйоки. Фото Р. Копонена. Suomen kuvalehti, 1927, № 25.
Вложения
suomen-kuvalehti-1927-25.JPG
suomen-kuvalehti-1927-25.JPG (115.15 КБ) 689 просмотров
2 x

Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 25402
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Граница

Сообщение abravo » Сб янв 13, 2018 9:06 pm

kotjar нашел на Фликре:

Поезд пересекает советско-финскую границу по мосту через р. Сестру (Раяйоки). Снимок сделан с финской стороны неизвестным фотографом, 1920-е гг.

Изображение
0 x

Сергей Ренни
Сообщения: 2548
Зарегистрирован: Пн сен 28, 2009 7:55 pm
Защита от спама: Нет

Re: Граница

Сообщение Сергей Ренни » Вс янв 14, 2018 10:44 pm

Что-то не дает покоя этот ж/д мост.... Взял лупу, посмотрел открытки. Хочу поделиться выводами и сомнениями.
1. Вот фермы по состоянию на 1913 г. - фото 01 - ферм две - все понятно.
2. Ферма на месте левой (если смотреть из Финл-и), 1927 г. - фото 05 - мне кажется, что конструктив (места диафрагм, ребра жесткости, расположение рядов заклепок) совсем другой. Основной пролет старого моста состоял из 16 секций (по рядам клепок); новый состоит из 14.
3. Разве такая переделка на месте возможна? А может не старую секцию подняли, а сделали новую?
4. Смотрим состояние моста на 1925 г. Фото 02 и 03. Левая ферма обрушена (июнь 1919г.) и по ней проложены мостки (с весны 1920 г., не позже). Правая ферма отремонтирована - русский "конец" поднят на клети из шпал - по ферме осуществляется ж/д движение. По Логунцову обкатка моста произошла в декабре 1920 г.
5. А вот фото 04, скорее всего лета 1926 г. Ракурс совпадает с фото 02. Что мы видим? Левая ферма исчезла! Повисла в воздухе часть верхних конструкций со шпалами. Честно говоря не пойму, зачем так усложнять демонтаж?, но тем не менее...
6. Я считаю, что левая ферма была демонтирована и скорее всего более не использовалась. Вместо нее поставили НОВУЮ! После чего демонтировали и "инвалидную" правую ферму.
7. На зимнем фото из Кувалехти №8, 1926г. на клетях стоит старая ферма, судя по характерным рядам заклепок. Ее подняли. А вот дальше?
Пошла в металлолом? Или в переделку? Если в переделку, то на месте? Насколько это было выгодно и целесообразно?
8. Пусть ферма вновь изготовлена. Доставили на платформ(ах) к реке. Как ее установили?
Вложения
01 Мост 1912.jpg
01 Мост 1912.jpg (231.97 КБ) 631 просмотр
05 Мост 1927.jpg
05 Мост 1927.jpg (302.3 КБ) 631 просмотр
02 Мост 1925 против течения.jpg
02 Мост 1925 против течения.jpg (122.03 КБ) 631 просмотр
03 Мост 1925 по течению.jpg
03 Мост 1925 по течению.jpg (168.16 КБ) 631 просмотр
04 Мост 1926.jpg
04 Мост 1926.jpg (224.94 КБ) 631 просмотр
2 x

Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 25402
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Граница

Сообщение abravo » Вс янв 14, 2018 10:58 pm

к п.7, для удобства сопоставления

Изображение
0 x

Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 25402
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Граница

Сообщение abravo » Пн янв 15, 2018 2:50 pm

Вот чует моё сердце, что в газете "Karjala" №275 от 10.10.1926 г. в статье на страницах 5 и 6 есть ответы на некоторые вопросы про мост через Раяйоки. Там и фото моста, вроде как с новыми фермами, но с косыми подпорками есть. Вся газета есть у нас на полочке - http://terijoki.spb.ru/old_dachi/od_arc ... p#panel1-9 , текст там вполне читаемый, надо только переводить... А здесь первую страницу статьи покажу, ради картинок (качество, увы).
Karjala_275_10_10_1926-5.jpg
Karjala_275_10_10_1926-5.jpg (440.43 КБ) 608 просмотров
0 x

Сергей Ренни
Сообщения: 2548
Зарегистрирован: Пн сен 28, 2009 7:55 pm
Защита от спама: Нет

Re: Граница

Сообщение Сергей Ренни » Пн янв 15, 2018 3:07 pm

Заранее прошу извинить, сам себе "мозги заплёл"...
Фото 4, конечно, не 1926г., а 1925, как и фото 2, но сделано позднее - конец лета (?).
Однако, логичной взаимосвязи состояния моста на фото 4 и зимнем фото 1926г. пока не нахожу...
0 x

Сергей Ренни
Сообщения: 2548
Зарегистрирован: Пн сен 28, 2009 7:55 pm
Защита от спама: Нет

Re: Граница

Сообщение Сергей Ренни » Пн янв 15, 2018 3:12 pm

Что интересно в этой газете - впервые вижу в кадре новый (2-х цветный) мост с еще не демонтированной секцией старого!
1 x

isl
Сообщения: 997
Зарегистрирован: Пн ноя 15, 2010 9:55 pm
Защита от спама: Нет
Контактная информация:

Re: Граница

Сообщение isl » Пн янв 15, 2018 8:29 pm

Обмен немецких и русских военнопленных через мост Раяйоки. Suomen kuvalehti, 1920, № 40.
Вложения
suomen-kuvalehti-1920-40-1.jpg
suomen-kuvalehti-1920-40-1.jpg (133.11 КБ) 588 просмотров
0 x

Аватара пользователя
Osbourne
Сообщения: 1164
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 5:24 am
Откуда: Vanha Valkeasaari

Re: Граница

Сообщение Osbourne » Пн янв 15, 2018 10:31 pm

Сергей Ренни писал(а):
Вс янв 14, 2018 10:44 pm
Что-то не дает покоя этот ж/д мост.... Взял лупу, посмотрел открытки. Хочу поделиться выводами и сомнениями.
1. Вот фермы по состоянию на 1913 г. - фото 01 - ферм две - все понятно.
2. Ферма на месте левой (если смотреть из Финл-и), 1927 г. - фото 05 - мне кажется, что конструктив (места диафрагм, ребра жесткости, расположение рядов заклепок) совсем другой. Основной пролет старого моста состоял из 16 секций (по рядам клепок); новый состоит из 14.
3. Разве такая переделка на месте возможна? А может не старую секцию подняли, а сделали новую?
4. Смотрим состояние моста на 1925 г. Фото 02 и 03. Левая ферма обрушена (июнь 1919г.) и по ней проложены мостки (с весны 1920 г., не позже). Правая ферма отремонтирована - русский "конец" поднят на клети из шпал - по ферме осуществляется ж/д движение. По Логунцову обкатка моста произошла в декабре 1920 г.
5. А вот фото 04, скорее всего лета 1926 г. Ракурс совпадает с фото 02. Что мы видим? Левая ферма исчезла! Повисла в воздухе часть верхних конструкций со шпалами. Честно говоря не пойму, зачем так усложнять демонтаж?, но тем не менее...
6. Я считаю, что левая ферма была демонтирована и скорее всего более не использовалась. Вместо нее поставили НОВУЮ! После чего демонтировали и "инвалидную" правую ферму.
7. На зимнем фото из Кувалехти №8, 1926г. на клетях стоит старая ферма, судя по характерным рядам заклепок. Ее подняли. А вот дальше?
Пошла в металлолом? Или в переделку? Если в переделку, то на месте? Насколько это было выгодно и целесообразно?
8. Пусть ферма вновь изготовлена. Доставили на платформ(ах) к реке. Как ее установили?
2. Ферма скорее всего новая, это вы здорово разглядели. :D Невозможно из 16 секций сделать 14 и не потерять в длине.
5. Левая ферма не исчезла, ее просто плохо видно. На ней тень от шпал правой фермы (а не повисшие в воздухе конструкции).
7. На зимнем фото на клетях уже новая ферма, у нее 14 секций. Ее нижняя часть стоит на уровне путей, то есть выше проектного положения. Каким-то образом ее еще предстоит опустить.

В тексте статьи ответов не нашел. Там все про охрану границы.
0 x

Аватара пользователя
Osbourne
Сообщения: 1164
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 5:24 am
Откуда: Vanha Valkeasaari

Re: Граница

Сообщение Osbourne » Пт янв 19, 2018 1:49 am

Osbourne писал(а):
Пн янв 15, 2018 10:31 pm
Сергей Ренни писал(а):
Вс янв 14, 2018 10:44 pm
Что-то не дает покоя этот ж/д мост.... Взял лупу, посмотрел открытки. Хочу поделиться выводами и сомнениями.
1. Вот фермы по состоянию на 1913 г. - фото 01 - ферм две - все понятно.
2. Ферма на месте левой (если смотреть из Финл-и), 1927 г. - фото 05 - мне кажется, что конструктив (места диафрагм, ребра жесткости, расположение рядов заклепок) совсем другой. Основной пролет старого моста состоял из 16 секций (по рядам клепок); новый состоит из 14.
3. Разве такая переделка на месте возможна? А может не старую секцию подняли, а сделали новую?
4. Смотрим состояние моста на 1925 г. Фото 02 и 03. Левая ферма обрушена (июнь 1919г.) и по ней проложены мостки (с весны 1920 г., не позже). Правая ферма отремонтирована - русский "конец" поднят на клети из шпал - по ферме осуществляется ж/д движение. По Логунцову обкатка моста произошла в декабре 1920 г.
5. А вот фото 04, скорее всего лета 1926 г. Ракурс совпадает с фото 02. Что мы видим? Левая ферма исчезла! Повисла в воздухе часть верхних конструкций со шпалами. Честно говоря не пойму, зачем так усложнять демонтаж?, но тем не менее...
6. Я считаю, что левая ферма была демонтирована и скорее всего более не использовалась. Вместо нее поставили НОВУЮ! После чего демонтировали и "инвалидную" правую ферму.
7. На зимнем фото из Кувалехти №8, 1926г. на клетях стоит старая ферма, судя по характерным рядам заклепок. Ее подняли. А вот дальше?
Пошла в металлолом? Или в переделку? Если в переделку, то на месте? Насколько это было выгодно и целесообразно?
8. Пусть ферма вновь изготовлена. Доставили на платформ(ах) к реке. Как ее установили?
2. Ферма скорее всего новая, это вы здорово разглядели. :D Невозможно из 16 секций сделать 14 и не потерять в длине.
5. Левая ферма не исчезла, ее просто плохо видно. На ней тень от шпал правой фермы (а не повисшие в воздухе конструкции).
7. На зимнем фото на клетях уже новая ферма, у нее 14 секций. Ее нижняя часть стоит на уровне путей, то есть выше проектного положения. Каким-то образом ее еще предстоит опустить.

В тексте статьи ответов не нашел. Там все про охрану границы.
И все же, посмотрев еще раз на снимки, я склоняюсь к тому, что ферма та же самая. У нее 14 секций и по половинке с каждой стороны. Вот дореволюционное фото:

1.jpg
1.jpg (363.15 КБ) 513 просмотров

Остальное - "дефекты" снимков. Сложно представить, что она была настолько повреждена, что пришлось полностью изготавливать ее заново. На зимнем фото 26 года поднятая левая ферма стоит на правой, соответственно, движение перекрыто.
0 x

Гуня
Сообщения: 530
Зарегистрирован: Пн окт 03, 2016 1:51 pm
Защита от спама: Нет
Откуда: Нижняя Саксония

Re: Граница

Сообщение Гуня » Пт янв 19, 2018 2:48 pm

Сложно представить, что она была настолько повреждена, что пришлось полностью изготавливать ее заново.
на тих снимках https://digi.kansalliskirjasto.fi/aikak ... m=Rajajoen видны повреждения
1 x

Аватара пользователя
Osbourne
Сообщения: 1164
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 5:24 am
Откуда: Vanha Valkeasaari

Re: Граница

Сообщение Osbourne » Пт янв 19, 2018 3:53 pm

Отличные снимки, спасибо! Но они ничего не доказывают. Взрывом уронили с опоры одну ферму (которую потом подняли) и сбросили рельсовый путь со второй (его потом оперативно восстановили).
0 x

Ответить