На yle.fi появилась интересная статья "Прекрасное лето в Терийоках" (с музыкальным оттенком) -
https://yle.fi/aihe/artikkeli/2019/11/2 ... -1918-1939 , там много про известных нам персонажей с Лоухикату (Березовая ул.) - семья Тилли, дачи Канаева (которые, как мы уже выяснили, Коняев, и не генерал), Чернова, Эмми Юркка и т.д. При всем недоверии к воспоминаниям, мне кажется, что интересные факты там есть.
Autumn подготовила литературный перевод (фотографии в него не включаю, только подписи, сами фотографии в оригинале статьи по ссылке выше):
---
Фотографии с пляжа Терийоки. На снимках с членами семьи Тилли - композитор Хейно Каски и пианист Кирилл Салькевич. Фото: фотоархив Калеви Тилли.
Переезды были сложным делом в 1920-х и 30-х годах, так как вещи упаковывались в течение трех месяцев. Как мы переехали из Выборга в Терийоки. Пианист Кирилл Салькевич мог задержаться на вилле кантора Оскари Тилли на несколько недель. Чеховская атмосфера виллы привлекала из Выборга и других музыкантов и композиторов. Летом 1929 года на виллу неожиданно зашел и режиссер Борис Сирпо. - Часть 16/26.
Летом 1929 года Борис Сирпо, дирижер и скрипач Выборгского музыкального училища, совершил поездку в Центральную Европу, чтобы продемонстрировать свое дирижерское мастерство. Его супруга Грета Сирпо путешествовала с ним. На обратном пути через Балтийское море на пароходе «Рюген» Борис и Грета Сирпо повстречались с 15-летней пианисткой Теллерво Тилли, студенткой Выборгского музыкального училища, которая училась по обмену в Веймаре в семье оперного дирижера Зайделя. Теллерво была дочерью Оскари Тилли, кантора Выборгской церкви Агриколы, и его жены Элли.
Фото: Пароход «Рюген» возвращается в Южную гавань Хельсинки 21 июля 1924 г. Фото: Хельсинки
Теллерво путешествовала вместе с Элли, дочерью Зайделя, которая приехала с ответным визитом на летний отдых с Тилли в Терийоки, чтобы познакомиться с Финляндией и, прежде всего, с летними красотами Перешейка.
Известный своей чувствительностью, энтузиазмом и спонтанными восторгами, Сирпо воспользовался моментом и поприветствовал Теллерво со сцены у оркестра. Попросив перерыва, он повернулся к публике и объявил, что теперь молодая финская пианистка будет у рояля и создаст аутентичную музыкальную атмосферу для летнего путешествия. Теллерво не оставалось ничего, кроме как послушаться Сирпо. К счастью, у него в запасе был «Sommermärschen op. 39» Роберта Фукса, который он преподнес на ужин сидящей в зале публике. Когда Теллерво закончила, Сирпо бросился к ней на сцену, стиснул в руках и воскликнул:
- Ах, дорогое дитя, ты - словно Ангел Господень!
Рисунок: Взгляд венгерского карикатуриста Сробля на Бориса Сирпо в 1930 году. Карикатуры Сробля были опубликованы в «Карельской газете» 9 февраля 1930 года.
Через несколько дней Сирпо и его жена неожиданно появились на вилле Тилли в Терийоках, недалеко от их летней дачной резиденции в Перкярви. После обеда звучало домашнее трио Тилли. Мелодии пятнадцатилетних близнецов, пианистки Теллерво и скрипача Олави, а также их младшего на 4 года брата-виолончелиста Калева в тот вечер звучали более проникновенно, чем обычно. Сирпо наслаждались вечером, который закончился вишневым пирогом. На вечере также присутствовал сверстник Теллерво и Олави, 15-летний пианист Кирилл Салькевич. Кирилл, часто проводивший лето в Терийоках, под конец, блестяще сыграл прелюдию Рахманинова. Так Элли, дочь дирижера Веймарской оперы, начала свое пребывание в Терийоках с музыки.
Как и многие жители Выборга, Оскари Тилли нашел идеальный райский уголок для отдыха в Терийоках, проведя прежние сезоны со своей семьей в Куконканте, Ярвенпяянкюля, на берегу Симпеле и в Анискала, Талин.
Фото: Тилли бывали летом в качестве гостей Оскара Мериканто в его летнем домике в Лийккаранте, Париккала. Фото 1913 г. слева. Оскар Мериканто, Айра Вартиайнен, Элли Фагерлунд и Элли Тилли в своей летней шляпке. Оскари Тилли работал над премьерой оперы Мериканто «Северная Дева» для Выборгского праздника песни в 1908 году. Фото: фотоархив Калеви Тилли.
Виллы в Терийоках принадлежали богатым петербуржцам, построившим летние курорты в деревнях Терийоки, Куоккала и Райвола. На рубеже веков туризм к Финскому заливу увеличился благодаря построенной в 1870 году линии Санкт-Петербург - Риихимяки, которая всего до пары часов сократила расстояние до песчаных пляжей Терийок. На пике начала 1910-х годов количество дачников достигало 60 000, в то время как в Хельсинки, столице Великого княжества Финляндского, проживало 100 000 человек. В самые загруженные летние периоды между Терийоками и Санкт-Петербургом ежедневно курсировали 40 поездов.
После революции дачный район жил тихой жизнью, а после Гражданской войны в Финляндии всего за несколько лет около половины из 6500 вилл в Терийоках были проданы и перемещены в другие части Финляндии.
Летом 1923 и 1924 годов Оскари Тилли арендовал кружевную виллу в Терийоках, которая принадлежала русскому генералу Канаеву, и находилась в (государственном) управлении иностранной собственностью.
В 1924 году вилла была повреждена во время яростного осеннего шторма. Шторм разрушил прекрасные набережные Терийок и каменные стены, защищавшие их на десятки километров, а также многочисленные виллы вблизи берега. Песок, принесенный приливными волнами, полностью покрыл парк виллы Канаева, и вода в комнатах поднялась до клавиш фортепиано.
Фото: Следы осенней бури в Териоках осенью 1924 года. Фото: Национальное управление древностей. Собрание Союза Карел.
Фото дачи: Картина художника Элиаса Муукки, изображающая виллу Оскари Тилли в Терийоках в 1934 году. Сейчас картина украшает дом Аули Тайпале, внучки Оскари Тилли.
На следующее лето Оскари Тилли нашел новую летнюю виллу немного дальше от пляжа. Вилла торговца тканями Михаила Дернова была построена в конце 19 века, имела десять комнат и представляла собой старинный усадебный стиль. После покупки виллы Оскари Тилли прожил в ней со своей семьей все летние сезоны, пока не разразилась война. Дирижер Илмари Венескоски, напротив, много лет жил на отремонтированной после шторма вилле генерала Канаева.
Летом, когда семьи уезжали из города, концертная деятельность Выборга также перемещалась в деревню. Оживленными концертными площадками были Общинный дом и Морской Курорт-Казино в Терийоках.
Фото: актер Каарло Ангеркоски (второй справа) и его сестра, певица и киноактриса Айно Ангеркоски (рядом с контрабасом) выступаютт в Терийокском Общинном доме 16 марта 1924 года. Фото: Национальный совет древностей. Фотоателье Вирола, Терийоки.
Выезд на побережье все еще вызывал настоящий переполох в семейной жизни в 1920-х и 1930-х годах. Нужно было упаковать невероятное количество всевозможных вещей: одежду, постельное белье, горшки, ведра, умывальники, столовые приборы, мебель и все, что только можно между небом и землей. Известно, что отец семейства заказал для отъезда из порта Выборга целый вагон, куда помимо всевозможных вещей было загружено семейное пианино. Затем маленький буксир увлек все это великолепие на их виллу в Юустиле.
Фото: В июле 1932 года студенческая фуражка использовалась в качестве летней одежды. Фото: Национальный совет по древностям. Собрание Союза Карел.
Семья Арви Туоми, директора Выборгского рабочего театра, проводила лето в Тюрисевя, в нескольких километрах от Терийок в сторону Выборга. В своих воспоминаниях дочь семьи, актриса Лийса Туоми, много писала о лете, потому что тогда семья жила совсем другой жизнью, чем зимой.
- Каждую весну мы ездили в Тюрисевя с десятками чемоданов и сумок на деревянной скамейке третьего класса. Наша вилла была не такой красивой, но благодаря пляжной жизни мы всегда были коричневыми, как кофейные зерна. Сестра отца, Эмми Юркка и ее дети, проводили лето на другом берегу реки Терийоки в Оллинпяя, и там было много других актеров. Когда мы стали старше, мы ходили в Териоки по краю теннисного корта в парке Сеурахуоне/Общинного Дома, чтобы познакомиться с другими молодыми людьми.
На фото слева изображены Оке Маттас и Раули Туоми. На фото справа Оке Маттас готовит еду для Калеви Тилли и Аби Кагана, стоящих на заднем плане. Фото: фотоархив Калеви Тилли.
Брат Лийсы Туоми, Раули Туоми, и Оке Маттас были хорошими друзьями. Актерская игра Раули была очень успешной и многообещающей в студенческой актерской школе, основанной его отцом Арви Туоми. Раули и Оке катались с девушками на велосипедах, и никто не предполагал, что оба молодых человека станут людьми искусства. Раули стал актером, а Оке - великим художником. И никто не предполагал, что жизнь обоих ждет печальный конец.
На теннисных кортах Калеви Тилли подружился с Раули Туоми и Оке Маттасом.
- В то время мой круг друзей был типичным для толерантной космополитической среды Терийок. Когда среди моих закадычных друзей были Рауль и Оке, Фейзи Асен-Бёре из Тампере и Аби Каган из Выборга, мы представляли четыре разные религии. Также из Выборга был Дима Беляев, опытный скрипач, который жил в Англии, потому что и родился на английском корабле. Нас также отличало разнообразие наших домашних языков.
Фото: Трое пловцов в Терийоках в 1929 году. Фото: Национальный совет древностей. Фотограф Антти Йокин
Лийса Туоми вспоминала также, как с наступлением осени они вернулись в Выборг.
- В вагон третьего класса мы запихнули осенний урожай со всего сада: банки варенья, огурцы, всё. Моему брату Раули было стыдно, и он перешел в другой вагон.
Фото: Раули Туоми в роли архитектора Карле Литау в фильме «Зеленая палата Линнайнена» (1945) и танцовщица Лийса Туоми в роли Биргит Марино в фильме «Жениться на один день» (1946). Карьера Раули Туомена закончилась шокирующим самоубийством в 1949 году, когда ему было 29 лет. Фото: Илонет. Национальная фильмография.
Пианист Кирилл Салькевич мог останавливаться на летней вилле Тилли на несколько недель. За это время Кирилл и скрипач Олави Тилли отрабатывали концертный репертуар, а сестра пианистки Теллерво взяла тогда много ценного для себя от великолепной игры Кирилла. Однако Кирилл стремился к большему разнообразию жизни, чем просто сидеть несколько дней безотрывно за роялем.
- Он очень интересовался плаванием, - вспоминает Калеви Тилли. - Часто ранним утром мы отправлялись с рыбаками к дальнему берегу залива, забрасывая свои сети у границы. Однако с русскими нужно было быть осторожными, потому что они часто брали с собой пограничников.
Фото: На берегу морского курорта Терийоки 1936 г. Слева. Олави Тилли, Калеви Тилли и Кирилл Салькевич. Фото: фотоархив Калеви Тилли.
Когда на вилле был Кирилл, «вечерних прогулок» в семье было больше, чем обычно. Рядом с домом Тилли, в окружении пышного парка, в конце 1920-х годов на вилле Вельца размещался Солдатский(?) клуб. Несмотря на запретительный закон, там втихую подавали спиртное..
- Военные время от времени посещали с целью получить подтверждение своих художественных устремлений, «Кисточку»/ Tupsluikussa, как это место в шутку называли. Иногда на рассвете и господа прокрадывались оттуда домой с таких «прогулок», веселые, но в достаточно хорошем состоянии.
Рисунок: Анимация Эки Карппанена о Кирилле Салькевиче. Иллюстрация из книги Эки Карппанен «Молодой человек по стопам Кнута Поссе».
Среди верных гостей Тилли были и композиторы.
- Самым ярким персонажем наших домашних концертов был композитор Хейно Каски. Он был эмоциональным и чутким мастером мелодии.
Фото: «Наслаждаясь летом в Терийоках». Сестра Элли Тилли Ирья Ахокас (слева), композитор Хейно Каски и Элли Тилли. Фото 1929 г. Фото: фотоархив Калеви Тилли.
- Как художник он также был чуток к женской красоте, которая была обнаружена во многих наших знакомых. Красавица-эстонка, наша белокурая домашняя учительница Ада Мерьям, которая учила нас немецкому языку, и моя тетя Ирья в особенности вдохновили Каске своим очарованием на создание новых романтических фортепьянных мелодий и песен в тихие мгновения летней ночи. Ночью после того, как он удалился в свою комнату, он сразу записал их на нотах, прежде чем они исчезли в небытие.
- Каски часто просил моего брата Олави сыграть только что сочиненные им скрипичные пьесы под аккомпанемент моей сестры Теллерво. Это дало ему возможность доработать свои сочинения до их публикации.
Другой композитор, Лаури Сайккола из Выборга, также всегда был желанным гостем. Сайккола и Калеви Тилль стали хорошими друзьями, хотя Калеви был значительно моложе композитора. Летом Сайккола имел дополнительный доход, работая музыкантом в ресторане в Терийоках.
- Ему очень понравилось на нашей вилле, на чердаке которой он энергично творил свои произведения. Именно тогда родилась его композиция «Пастораль», которой он впоследствии дирижировал на симфоническом концерте «Друзья музыки Выборга». В положительных отзывах о мелодиях Сайкколы писали, что они похожи на россыпь красочных акварелей.
Возможно, вдохновляющая природа реки Терийок с ее мерцающими морскими пейзажами, красочными и пышными парками и шелестящими фонтанами была причастна к рождению этих музыкальных акварелей.
Фото: Лаури Сайккола в 1930-е годы. Фото: Национальный совет древностей. Собрание концертного офиса «Фацер». Фотостудия Tenhovaara.
Лаури Сайккола с 1928 года преподавал в Выборгском музыкальном училище, играл на скрипке в оркестре «Выборгские друзья музыки». В 1929 и 1930 годах он совершил учебные поездки в Чехословакию и Австрию, а в 1930-1934 годах изучал композицию у Пекки Акимова. В 1934 году Лаури Сайккола переехал в Хельсинки, где он получил должность альтиста от Городского оркестра Хельсинки и занимал эту должность до выхода на пенсию в 1965 году. Он женился на Тайне Рене в 1933 году.
Перо Лаури Сайкколы также начертало и практичную музыку, поскольку он написал первую музыкальную тему для финского телевидения. Оркестр Радио записал музыкальную тему в 1958 году, когда начались регулярные телетрансляции. Сайккола работал в YLE музыкальным редактором с 1953 по 1973 год.
- Когда Лаури Сайккола аранжировал Концерт Вивальди для трех скрипок с оркестром, я с интересом или, скорее, любопытством следила за его работой. Во время Выборгской недели искусств в Хельсинки в 1934 году организованный им концерт в исполнении Тойво Саловуори, Ирмы Салмела и моего брата Олави получил отличные отзывы в столичных газетах.
Фото: Трио Салмела, известное как Олави Тилли, Ирма Салмела и Тойво Саловуори в начале 1930-х годов. Фото: Архив консерватории Лахти
- Хотя мы часто говорим о солнечном и теплом лете, самые прекрасные мои воспоминания связаны с теми дождливыми осенними вечерами, когда музыка собирала нашу семью и близких друзей, чтобы провести незабываемые моменты в нашем зале, освещенном масляными лампами, - вспоминает Калеви Тилли. Мебель, олицетворяющая русскую сельскую старину на вилле торговца тканями Дернова, оставалась на месте, как это было до того, как прежние жители исчезли где-то в водовороте революции.
- Старое зеркало в холле и декоративная резьба на дубовом шкафу рассказывали свою долгую историю о людях, которые жили на этой вилле. Однажды мы с братом и сестрой сыграли трио из «Осенней песни» Чайковского в тот час, когда ветер стучал ветками жасмина в окна залы, а дождь стекал по крыше стеклянной веранды, и это было идеально. И скрипка, и виолончель, и фортепиано нашли тончайшее созвучие друг с другом в этой прозрачной чеховской атмосфере. И точнее всего эта атмосфера ощущалась, когда одно только фортепиано завершало вечера этюдами Шопена в интерпретации моей сестры Теллерво.
Фото: «Харппулинна/Замок Арфа» была одной из самых богато украшенных вилл вблизи Терийок. Внутренний вид Харпулинны 1930-х годов. Фото: Национальный совет древностей. Собрание Союза Карел. Фотограф Антти Пуллинен.
Примечания: см. Русская Финляндия: 100 лет – 100 судеб - от Бориса Сирпо до Виктора Клименко.
https://yle.fi/uutiset/osasto/novosti/r ... ko/9892243
-----