Доброй ночи.
1. Открытка, отправленная в мае 1907 г. из Терийоки в Курск А. Ф. Маевской.
http://terijoki.spb.ru/old_dachi/od_let ... ijoki#t121
Адресат открытки - уроженка Харькова Александра Филипповна (Штейфон).
Ее муж, директор Курского реального уч-ща - Андрей Васильевич Маевский, Действительный ст. советник.
Об их детях, к сожалению, ничего узнать не удалось.
2. Открытка с виллой "Жанетт"
Ничего про "кинетикомолекулярное гамма-сканирование" не понял, но восхищен !!!
Согласен, дача Крюгера на дороге Тойвола превратилась в дачу Крюнера на дороге Ойва.
Адрес "любящая тетя Аня" явно записывала "с голоса".
Адресат открытки "Муся" (кстати, здесь непонятное исправление- в семье Машу звали "Муля", а тетя переправила...?),
Эндер Мария Владимировна (1897 СПб—1942 Л-д, Блокада), известная художница-авангардистка.
Окончила Константиновскую гимназию. Училась на литературном факультете педагогического института. В 1916г. познакомилась с М.Матюшиным ; под его руководством в 1918-22гг. училась в СВОМАС, изучает живопись, рисунок и музыку. С 1922г. участница выставок. 1923-1926 сотрудник отдела Органической культуры в ГИНХУКе ; занималась изучением восприятия цвета и проблемами цвета в современной архитектуре в лаборатории А.С. Никольского.
В 1929-32гг. преподавала во ВХУТЕИНе и других Ленинградских худож. вузах. Живописные композиции (в т.ч. "Опыт новой пространственной меры", 1920 ) и др. работы.
В конце 1920-1930-х работала консультантом по вопросу колорирования общественных сооружений в Ленинграде (железнодорожные станции, Дома культуры и т.д.). Была сотрудником института мозга и занималась проблемами восприятия цветоформы.
Вместе с братом Борисом Эндером оформляет советский павильон на Всемир.выст. в Париже 1937г. В 1940г. разрабатывает цветовые решения для павильонов ВСХВ.
Проживала на ул.Проф.Попова 33 кв. 15
Умерла в 1942г. во время блокады. Похоронена в общей могиле.
Ее дед - Эрнест-Эдуард (Иванович) Эндер (1837--1893 СПб). Потомственный садовник, ландшафтный проектировщик.
Прибыл в Россию в 1860г., с 1865г. служит в Ботаническом саду СПб. Старший садовник Ботанического сада, имел почетные медали, призы выставок и Особое Монаршее благоволение.
Друг, сотрудник и вероятный родственник Генриха Эйлерса, цветовода, садовника и Терийокского дачника.
Один его сын отошел от семейной традиции. Эрнест (Фридрих) Эрнестович, Германский подданный, доверенный различных частных фирм. Совладелец завода «Р.Г.Людке» и домовладелец. А кроме того, выдающийся филателист, соучредитель нескольких филателистических обществ (общ-в собирателей почтовых знаков), союзов и журналов.
Отправительница письма "тетя Аня" пока не определена, возможно это жена Эрнеста Эрнестовича.
Второй сын пошел по стопам предков. Отец Маши, Владимир Эрнестович (1871 СПб--1943 Л-д, блокада).
Чиновник Департамента земледелия, столоначальник, затем чиновник по особым поручениям при Министре Земледелия, Статский советник, секретарь Имп. Русского общ-ва плодоводства, редактор журналов «Научное плодоводство», «Плодоводство».
В Ленинграде проживал в пер.Ильича 73 кв.22
Все известные его дети (четверо) стали художниками круга Матюшина !!!
Помимо Марии, это:
Борис Владимирович (1893 СПб—1960 Москва) Художник и дизайнер круга Матюшина. Брал уроки рисования у И.Я.Билибина (1905–1907). С 1911г. был знаком с Е.Г.Гуро и ее мужем М.В.Матюшиным. В 1913г. поступил на исторический факультет Петербургского университета. Двумя годами позже его призвали в армию. Демобилизовавшись, учился в Свободных художественных мастерских (бывшей Академии художеств) (1918–1923), сперва у К.С.Петрова-Водкина, позже у Матюшина.
Принимал участие в выставках «мастерской пространственного реализма». В 1923–1926 активно работал в Инхуке (Институте художественной культуры). «Абстрактная живопись, связанная с законами цветовосприятия и с физиологией мозга.» С 1927г. в Москве. Отошел от абстракционизма, переключившись на дизайн выставочных площадок. (оформление павильона СССР на Международной выставке в Париже (1936–1937) и павильона «Ленинград» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве (1940) ; один из руководителей Строительной выставки , глав. художник советского павильона на Промышленной выставке в Будапеште (1949). Умер в Москве.
Ксения Владимировна (1894 СПб--1955 Л-д Сераф.кл.). Живописец, график круга Матюшина. В 1919-22гг. училась в Петроградском СВОМАСе у М.Матюшина в мастерской "Пространственного реализма". Жила и работала в Ленинграде. В 1923-26гг. сотрудница ГИНХУКа (под рук. Матюшина). Живописные композиции, пейзажи, станковая графика и др. работы.
Георгий Владимирович (1898 СПб—1963). Художник круга Матюшина.
Из воспоминаний Т.Г.Зингер «В доме Матюшина»: «…комната с балконом, которая служила Мих[аилу] Вас[ильевичу] спальней, мастерской, где собирались художники, и комнатой, где иногда музицировали он /Матюшин/ и его верная и преданная ученица и помощница Мария Владимировна Эндер, а иногда организовывался и квартет из ещё одной сестры (Ксении Владимировны) и брата (Юрия Владимировича) «Юрки» (как говорила тётя) Эндер. В этом случае Мария Влад[имировна] (Муля) исполняла партию фортепьяно, Мих[аил] Вас[ильевич] и Ксения – скрипки, Юр[ий] Влад[имирович] – альта.»
«Эндер Мария Владимировна (Муля), самый верный и преданный друг семьи Матюшиных. Верный помощник Мих[аила] Вас[ильевича] во всех опытах с цветом, музыкантша. Погибла от голодного психоза в 1942 г., в блокаду Ленинграда. Принимала участие в оформлении ВДНХ в 1937–1938 годах.»