Сообщение
автодоктор » Чт апр 20, 2006 3:07 pm
ЛОВИ!
U-250 И “БОЛЬШАЯ ПОЛИТИКА” 30 июля 1944 года в Выборгском заливе немецкая подводная лодка U-250 потопила советский морской охотник МО-105. Погибло двадцать советских моряков, двое были ранены, а семерых выбросило за борт. Оставшиеся в живых были спасены, поскольку гибель сторожевого катера видели с советского наблюдательного поста на острове Руонти. Спустя несколько часов немецкую подлодку постигла участь потопленного ею МО-105. За погибших товарищей отомстил экипаж другого морского охотника - МО-103. На нем была опытная команда, которая участвовала в советско-финской войне, а во время Великой Отечественной обеспечивала эвакуацию военно-морской базы с полуострова Ханко в декабре 1941 года. Сброшенными глубинными бомбами немецкая субмарина была серьезно повреждена, над лодкой поднялся столб черного дыма. Через полтора месяца потопленную немецкую лодку советские водолазы, как особо ценный трофей, подняли и отбуксировали в Кронштадт. Захват подводной лодки U-250 сыграл большую политическую роль. С этим событием были связаны раскрытие одного из важнейших секретов войны, активные переговоры в связи с этим верховного руководства стран антигитлеровской коалиции. Субмарина была спущена на воду на верфи "Германия" в городе Киле 11 ноября 1943 года, а 12 декабря того же года была введена в строй. На ее вооружении состояли новейшие акустические торпеды. U-250 предполагалось использовать для подводной войны против союзников по антигитлеровской коалиции, однако начавшееся в июне 1944 года наступление советских войск против Финляндии внесло свои коррективы. Гросс-адмирал Дениц, отвечая на просьбу командующего германским флотом в Финском заливе контр-адмирала Бурхарда, отправил ему на помощь новые подводные лодки, в том числе и U-250, - для борьбы с Балтийским флотом и отражения высадки русского десанта на острова Бьеркского архипелага. Поход U-250, ставший вторым и последним в ее истории, начался 29 июля 1944 года. На следующий день она вступила в бой, была обнаружена и уничтожена. ТАЙНА СУБМАРИНЫ Шестеро выживших немецких подводников с U-250, в том числе и командир субмарины капитан-лейтенант Вернер Карл Шмидт, были взяты в плен. Сорок шесть подводников остались на борту потопленной подводной лодки. Из показаний пленных и из данных разведки командование Балтийского флота сделало вывод, что U-250 представляет особый интерес и хранит какую-то тайну. Чтобы обследовать субмарину, ее с большими трудностями, в ночь с 14 на 15 сентября 1944 года подняли со дна залива (будучи в зоне действия береговой артиллерии противника) и отбуксировали в Кронштадт, где 15 сентября поставили в сухой док. В результате тщательного осмотра было установлено, что, действительно, на U-250 находились ранее не известные акустические торпеды "Zaunkonig". Спустя некоторое время советские специалисты по торпедному оружию раскрыли секрет этих торпед - неконтактный взрыватель и систему акустического самонаведения торпеды на цель, что являлось серьезным достижением немецких конструкторов. О захвате немецких акустических торпед было доложено премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю, а затем началась сверхсекретная переписка между ним и Сталиным на предмет ознакомления англичан с акустическими торпедами, которые еще с 1943 года использовались немцами в борьбе против союзных конвоев в Атлантике. ...Однако у истории с гибелью U-250 есть и другая сторона. Жертвами последнего удара субмарины стали двадцать советских моряков, и на самой немецкой подводной лодке, опустившейся на дно, нашли свою смерть сорок шесть подводников. По воспоминаниям одного из плененных подводников с U-250, котельного машиниста Рудольфа Чарнке, "мы помогали доставать наших мертвых товарищей из подлодки, уже находящейся в доке. Русские моряки вытаскивали трупы из U-250, укладывали их на палубе и затем переносили их по сделанным из балок и досок сходням к краю сухого дока. Дальнейшую работу исполняли немецкие пленные. Спасшимся членам экипажа U-250 не разрешали войти в подлодку. Русские, наверное, боялись того, что мы подорвем ее с помощью взрывных устройств. Мы складывали наших мертвых товарищей на грузовики. При этом считали их. Нам удалось узнать всех, несмотря на то что они находились в воде с конца июля до середины сентября". Затем пленные немецкие подводники участвовали в захоронении своих погибших товарищей. Все происходило ночью, при свете прожекторов. По словам Рудольфа Чарнке, когда грузовики кружными путями приехали к месту захоронения, яма для членов погибшего экипажа U-250 была уже вырыта. "Мы положили туда трупы наших товарищей и засыпали землей, - вспоминал Рудольф Чарнке. - Нам разрешили сделать на могилах погибших простой крест из веток". Какова была дальнейшая судьба немецкой субмарины? 12 апреля 1945 года ее включили в состав советского военно-морского флота и переименовали в ТС-14. Однако из-за очень серьезных повреждений отремонтировать ее не удалось, и в августе 1945 года бывшую сверхсекретную германскую субмарину отправили на слом... ПАМЯТНИК ПРИМИРЕНИЯ Когда в 1990-х годах подробности истории с потоплением подводной лодки U-250 и пленением немецких подводников, долгое время хранившиеся в тайне, стали известны, возникла идея установить символический памятник примирения погибшим русским и немецким подводникам. Поскольку место захоронения сорока шести подводников оставалось неизвестным, символический знак решили установить на старинном лютеранском кладбище Кронштадта. Он был сооружен в 1996 году совместными усилиями Народного союза Германии по уходу за воинскими захоронениями, ассоциации "Военные мемориалы" и центра "Примирение" и стал первым в России международным военно-морским мемориальным комплексом в память о погибших моряках обеих воюющих сторон времен Второй мировой войны. Большая роль в создании этого памятного знака, торжественно открытого в сентябре 1996 года, принадлежала российскому историку Борису Александровичу Каржавину и немецкому ученому Гунтеру Фурманну из города Йена в ФРГ. К открытию памятника в Кронштадте ассоциация "Военные мемориалы" издала книгу Б. А. Каржавина и Г. Фурманна "Немецкая подводная лодка U-250: новые документы и факты". "U-250 для меня не просто подводная лодка, - отмечал Гунтер Фурманн. - Она, при всем моем восхищении уровнем тогдашней техники, олицетворяет бессмысленность вооруженных конфронтаций между народами, которые мирным путем могли бы достигнуть большего". Памятный знак представляет собой огромный гранитный камень с памятной доской, на которой увековечены имена двадцати погибших советских моряков с МО-105, потопленного подводной лодкой U-250, и сорока шести немецких подводников с U-250. Надпись на двух языках гласит: "Примиренные смертью взывают к миру". Поначалу многим нашим ветеранам не по душе пришлась идея увековечить рядом защитников Родины и врагов-завоевателей. Потребовались многочисленные международные акции центра "Примирение" с ветеранами и молодежью России и Германии, активная деятельность кронштадтского совета ветеранов и смелая позиция главы администрации Кронштадта, поддержавшей инициативу установки единственного в своем роде памятника примирения. ПРОПАВШИЙ БЕЗ ВЕСТИ И ДВАЖДЫ УВЕКОВЕЧЕННЫЙ Кронштадтский памятник примирения обо многом мог бы рассказать. Для обеих сторон он стал символом памяти о тех, кто погиб в июле 1944-го в Выборгском заливе. ...В день российского военно-морского флота, в июле 2003 года, ровно через два месяца после 300-летнего юбилея Петербурга, на лютеранское кладбище Кронштадта приехал Клаус Ходерманн - сын одного из подводников с субмарины, потопленной в Выборгском заливе. На памятной доске у гранитного валуна он с трепетом прочитал имя своего отца - старшины шлюпки Хуго Ходерманна. Рядом - имена еще сорока пяти немецких подводников, а слева - список имен двадцати погибших советских моряков. Клаус Ходерманн не мог поверить, что стоит у могилы своего отца, считавшегося долгое время пропавшим без вести. Путь в Кронштадт он проделал из далекой Америки, куда после войны перебралась вдова немецкого подводника. Клаус родился в январе 1945 года и никогда не видел своего отца. Получилось, что имя Хуго Ходерманна увековечено в Европе дважды: и на родине, и в России, куда его забросила война.
Сергей ГЛЕЗЕРОВ
0 x