Две статьи из финской газеты "Карьяла", посвященные границе в районе Белоострова. 1926 год. Любезно переведены
Дмитрием Семеновым.
Часть первая.
Недремлющие стражи нашей юго-восточной границы. О пограничниках Перешейка, их работе и задачах.
В гостях рядом с колючей проволокой и невинный взгляд из-за неё на царство ЧК.
Первое место в Финляндии, на которое может быть ориентирован вражеский удар с востока - это, конечно же, Карельский перешеек. Это ещё и тот путь, который приспешники большевиков избирают для себя, переходя границу и занимаясь у нас своей пропагандистской работой. Сюда секретными тропами приходят бегущие из Совдепии люди. Здесь они показывают свои раны, полученные от красных. Здесь из рассказов, которые приносят беженцы, более всего чувствуются быстрые изменения условий жизни, трудности и противоречия. Эта самая юго-восточная часть юго-востока нашей страны входит в зону контроля пограничной службы Перешейка. За безопасность участка отвечает местный пограничный комендант.
Задачи пограничников и территория их контроля.
Задача пограничного отряда, говоря сухим языком, следить, чтобы не происходило незаконного пересечения границы; чтобы в районе границы не располагались различные общества «темного» направления; содействовать работе местной полиции, когда это может быть необходимо. На самом деле задачи пограничников достаточно шире, и их с первого знакомства можно и не понять, не зная местных приграничных условий. Пограничный округ поделен на пограничные территории, на которых работает по несколько пограничников. Территория округа начинается от побережья Финского залива и идёт на северо-восток около деревни Муурила в приходе Уусикиркко и вплоть до Ладожского озера. На финском заливе у пограничников есть большой катер для патрулирования. Проверка документов производится пограничниками в поездах и на шоссейных дорогах.
Значение пропусков и документов, удостоверяющих личность в приграничной местности.
Проверка документов у людей, находящихся на приграничной территории очень важна в поддержании общей безопасности и в борьбе с подпольными коммунистическими организациями. И это единственный способ выяснить личность неизвестного человека в этих местах. Публика с чистой совестью может сразу же позабыть эти небольшие формальности, понимая при этом, что этот контроль помогает задерживать опасных контрабандистов и преступников. И потом эти меры уменьшают число приезжающих на приграничную территорию подозрительных и ненадежных людей.
Хорошие кадры в пограничной охране. Совместная работа с таможенной службой.
Служащих в пограничной охране минимальное возможное количество, но все они хорошо подготовлены и воодушевлённо выполняют свою работу. Их работу облегчает и то обстоятельство, что таможенные служащие, у которых сейчас работы очень мало, принимают участие в патрулировании границы. Со своей стороны пограничники делают все возможное, чтобы снизить контрабанду крепких спиртных напитков на берегах от Муурила до Терийоки. Сейчас здесь всего один таможенный пост.
Одно важное достижение.
Одним из самых важных достижений в пограничном отряде это полное восстановление телефонной связи на всей территории. Все полевые посты связаны с центром и друг с другом телефонными линиями. Кроме этого организована прямая телефонная линия с Выборгом, по которой с городом могут круглосуточно связаться все военные и гражданские службы.
Мы захотели лично познакомиться с пограничным отрядом. Названные нами в самом начале сухие цели и задачи, мы услышали когда связались с пограничной службой Перешейка. Но человеческая любознательность не смогла довольствоваться столь малым и мы чувствовали непреодолимый соблазн познакомится с пограничным отрядом лично, увидеть ту часть границы, о которой так много говорят. И может быть одним глазком через колючую проволоку взглянуть в иной, загадочный мир ЧК. И мы набрали номер коменданта Перешейка, всегда дружелюбного к обращающимся, капитана Шредера, который и благословил нас на это мероприятие. Так и организовалась эта экскурсия.
Путешествие на юго-восточную границу. Знакомство с белым домом.
Напротив роскошного вокзала в Терийоки нас ждал сам комендант и на его машине мы быстро проделали путь, отделявший нас от границы. Быстро промелькнули панорамы бурной общественной, коммерческой и отельной жизни Терийоки. Остались позади две местные церкви. Через короткое время машина притормозила у плотного деревянного забора, за которым в тени вечнозеленых деревьев проглядывалось белое, напоминающее виллу, строение. Нам сказали, что это и есть нынешний штаб пограничной охраны.
- Штаб пограничного отряда
- u-14qZEvH-M.jpg (459.84 КБ) 5131 просмотр
До этого здание служило карантинным целям и поэтому здесь такой, немного странный, забор. Тогда на этой вилле искали бактерии и прочую пакость. Сейчас изучают рапорты и ищут действительно крупных паскудников, а также управляют всеми нитями пограничной организации. Но не имело смысла терять время, и вскоре мы на большой скорости уже мчались по шоссе в направлении на восток. По сторонам дороги мелькали виллы и проглядывало открытое море. Дорога стала хуже. В одном месте, недалеко от кромки моря, нам пришлось проехать по бревнам, положенным прямо на мягкий песок. На этом месте пару лет назад разбушевавшаяся буря в щепки разнесла рыбацкие постройки. От них остались только небольшие части.
«Шоссе» на границу.
Немного восточнее, между Терийоки и Куоккала, исчез километровый участок прибрежной дороги, и пришлось искать для движения новый маршрут. Здесь участок дороги надо было прокладывать через сопку, которая, при взгляде снизу, напоминает крутую, уходящую в небо, скалу. После нее извилистая дорога проходит сквозь территории вилл, над железной дорогой, по проселку, подходящему к железной дороге и далее вперёд. Очень скверно порой ехать по этому приграничному «шоссе», которое, с позволения сказать, не делает чести нашей стране и, естественно, не может выполнять никаких стратегических функций. Местные чиновники со своей стороны, конечно, стараются исправлять самые вопиющие недостатки. Например, тот крутой подъем на сопку стараниями коменданта и губернского правительства был замощен, и по нему стало возможно движение автотранспорта. В благодарность за это местные окрестили дорогу «дорогой Шредера» - рассказал нам об этом брат пограничного коменданта. Не так давно в районе станции Раяйоки шёл один единственный скверный просёлок, который связывал здесь деревни и хутора, но местные, путём проведения общественных работ, привели его в порядок, а позже и государство взяло эту дорогу под свою опеку.
В Раяйоки.
В конце концов, как ни удивительно, с целыми костями, оставшимися на месте зубами и не прокушенными языками, добрались до места, до восточной пограничной станции. Описать её великолепие и чистоту не хватит никаких слов. Мгновение мы стояли, открыв рты и глядя на просторные вокзальные залы и ровные, расчесанные граблями, песчаные насыпи станционных перронов. По насыпям можно было пройти только по проложенным через них доскам. Пройдя совсем чуть-чуть, мы дошли до крайней точки Раяйоки, где у моста, идущего над рекой, стоит сторожевая будка. Мост, как мы помним, только–только восстановили от разрушений освободительной войны. Финская часть моста выкрашена в белый цвет, а российская - в красный. Когда мы были там, то видели, что группа наших граждан работала на той стороне моста, занимаясь мощением насыпи моста. Для этого небольшой участок строительной площадки был временно объявлен «нейтральным». Поэтому мы позволили себе пройти по мосту вперед, что в других условиях привело бы к немедленному аресту и поездке в камеру на Шпалерной, возможно пожизненно… Стоящие поодаль большевики, состроили нам гримасу и в целях безопасности повернулись к нам спиной, видимо, чтобы мы при своём приближении, не смогли их разглядеть. С нашей стороны моста стоит белый пограничный столб с металлическим гербом Финляндии и порядковым номером. С большевистской стороны стоит такой же, но красный столб со своими атрибутами. На северо-западной оконечности моста стоит финский солдат пограничной службы – суровый, в тёмной служебной форме. Его образ мы запечатлели на фотографической пластине. По ту сторону границы ее контролируют своеобразно прославившиеся органы ЧК. Представитель этой службы в форменной фуражке с красной кокардой и ружьём со штыком.
Со стороны Финляндии прибыл поезд. Перед тем, как въехать на мост, поезд остановился и с русской стороны к нему поспешили, поднимая ногами комья земли, несколько большевистских чиновников. Машинисты, финские пограничники и русские чиновники обменялись короткими деловыми приветствиями, затем русские поднялись в поезд и он растворился в глубине российского государства. Пограничный комендант предложил нам прогулку вдоль пограничной линии, которая идёт до самого берега. С нами отправился таможенный начальник, который примкнул к нашей группе чуть ранее. Мы бросили общий взгляд на открытое пространство на том берегу реки. Кое-где оборванные и грязные большевики ловили с берега рыбу – несколько десятков людей после работы пришло к берегу помыться. Недалеко от пристанционного участка Валкеасаари группа молодых чекистов играла в какую-то игру с клюшками, а мальчишки там же играли в игру, напоминающую кости. Старая сгорбленная женщина толкала перед собой по переходу над дорогой тележку, полную какого-то груза. За ней дребезжа ехала телега. Издалека доносилось жужжание грузовика, а гудки русских паровозов напоминали «голоса» паровых барж на Сайме. Достаточно спокойной и безобидной казалась нам жизнь на том берегу реки. Но во всём чувствовалось тяжелое, немного давящее на психику, настроение печали. Оно выражалось в лицах любопытных, но настороженных советских стражей и даже в движениях молодёжи на игровой площадке; оно царило в атмосфере неухоженных зданий с ржавыми крышами, поблекшими стенами и разбитыми стёклами и в неухоженном, заросшем травой пристанционном участке Валкеасаари…