Терийокские дачи и не только

Обсуждение истории и краеведческих вопросов и материалов о Зеленогорске/Териоках и окружающей местности

Модераторы: автодоктор, Vladimir S. Kotlyar

Ответить
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 25770
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Терийокские дачи и не только

Сообщение abravo » Вс сен 03, 2017 8:11 pm

Терийоки. Дача Захарова.
Фото из "Финского иллюстрированного журнала" №23 за 1926 г.

Изображение

Изображение
1 x

Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 25770
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Терийокские дачи и не только

Сообщение abravo » Вс сен 03, 2017 8:18 pm

Настоятель католического прихода Терийоки Адольф Карлинг.
Фото из "Финского иллюстрированного журнала" (Suomen Kuvalehti) №23 за 1926 г.

Изображение
0 x

Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 25770
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Терийокские дачи и не только

Сообщение abravo » Вс сен 03, 2017 9:39 pm

Дача Захарова.
Фотография из шведскоязычного (есть такой же финноязычный) путеводителя по Финляндии, изданного в 1927 г. в Хельсинки. Из собрания aist16.
Издание карманного формата, фотография чуть больше спичечной этикете, так что за качество не ругайте. Но башенку на другой части дома разглядеть можно.

Изображение
1 x

Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 25770
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Терийокские дачи и не только

Сообщение abravo » Вт сен 05, 2017 7:46 am

aist16 писал(а):
Пн авг 14, 2017 4:06 pm
А аннотация к фотографии, размещенной в журнале «Suomen Kuvalehti» №233 за 1926 год, требует качественного перевода:
«Kamariherra K. Sergejew. Keisarillinen kamariherra, entinen Venäjän aateliston raadin jäsen. Astrakanin kunniaporvari, oppinut agronoomi, synnyltään hindulaiskaukasialaista rotua. Vanha mies, asuu eräässä huvilan ullakkohuoneessa. Katsokaa lintusia taivaan alla; ei he kerää latoihin eikä kellareihin, mutta visertelevät sentään ilosta ja riemusta. Ei kamariherrakaan jaksa enää työtä tehdä eikä kerätä, mutta nauraa hän jaksaa ja huitoa käsillään kuin Itämaalainen konsanaan. Eikä hänen naurunsa ole «punaista naurua»; helakkata, riemuisata se on kuin peipposen koivun oksalla.»
«Камергер К. Сергеев. Императорский камергер, бывший член русского дворянства, почетный гражданин Астрахани, известный агроном…. Старик, живущий на вилле в комнате на чердаке…

Довершите начатое :)
Перевод (спасибо нашей коллеге Анне-Мари):

"Камергер К. Сергеев. Царский камергер, бывший член аристократического совета, почетный гражданин Астрахани, образованный агроном, индийско-кавказского происхождения. Пожилой человек, живет на чердаке виллы.
Посмотрите на птиц в небе, они ничего не делают, только поют для удовольствия и счастья. У камергера уже нет сил работать, но есть силы улыбаться и он размахивает своими руками, как настоящий Азиат."

Полностью перевод статьи про Терийоки из "Финского иллюстрированного журнала" №23 за 1926 год будет чуть позже. Надо остальное с английского перевести :)
1 x

Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 25770
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Терийокские дачи и не только

Сообщение abravo » Вт сен 05, 2017 12:35 pm

abravo писал(а):
Вт сен 05, 2017 7:46 am
Полностью перевод статьи про Терийоки из "Финского иллюстрированного журнала" №23 за 1926 год будет чуть позже. Надо остальное с английского перевести :)
Заметка о Терийоках "Беженцы, летние гости и виллы" из "Финского иллюстрированного журнала" №23 за 1926 год - http://terijoki.spb.ru/trk_starosti.php?item=169
Заметка забавная, с фактическими ошибками, но, вероятно, атмосферу того времени передает.
Там, кстати, помимо всего прочего упоминается известный местный футболист и знаменитый шпион Петр Соколов.
1 x

Корвенкюля
Сообщения: 2001
Зарегистрирован: Чт окт 20, 2011 9:52 pm
Защита от спама: Нет

Re: Терийокские дачи и не только

Сообщение Корвенкюля » Вт сен 05, 2017 5:04 pm

Добрый вечер.
Сколько всяких новостей !!! :D
Анна-Мария несколько "причесала" текст. Дословно текст более любопытный, типично высокопарный...
"Камергер Х.(К).Сергеев. Имперский камергер, бывший член российского дворянского совета /Сергеев являлся членом Совета объединенного дворянства/. Потомственный почетный гражданин Астрахани, известный агроном, по рождению - индокавказской расы. /??? Наверное, финнов смутила Астрахань как место его рождения/.
Старик, живший в одиночестве на чердаке виллы.
Посмотрите на птиц небесных; они не собирают сараи и погреба, но щебечут всё-таки в радости и ликовании.
/Это по мотивам Евангелия от Матфея гл.6 строка26 "Посмотрите на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, а Отец ваш Небесный кормит их..."/
Камергер не мог и не собирался трудиться на тяжелой работе, он только смеялся и размахивал руками, "как азиат".
И его смех - не «красный смех», /не/ звонкий и радостный, как у зяблика на березовой ветке ".

О ! А на ступеньках виллы Захарова на фото - сидит Эрнст Лампен по прозвищу Царь. Он был известным писателем-"инсайдером" того времени, и выдумщиком-вруном по совместительству. Собственно, информация о камергере князе Львове в Терийоках - это его "утка".

"Ruhtinas Lwov oli entinen tsaarin hovin kamariherra, joka oli hyvin vaitonainen menneisyydestään. Hän asui rantatien pohjoispuolella ja opetti venäjää kolmen luutnantin perheille. Ruhtinas Lwov piti asuttamansa huvilan alakerrassa kanalaa.
Tuomas Toiviainen omisti perheensä asuttaman talon lisäksi myös toisen huvilan, jossa asui vuokralla venäläinen emigrantti ruhtinas Lwov.
Hän piti huvilan alakerrassa kanalaa ja joutui muuttamaan pois, minkä jälkeen huvila myytiin huopa tehtaaksi.
Perhe vuokrasi huoneita Ollinpään kesävieraille".
Интересно, если информация о месте проживания камергера псевдо-Львова/Сергеева правдива, его виллу нужно искать в Оллинпяя, на шоссе на северной стороне. Там этот "Львов" жил на вилле, где на первом этаже он устроил птичник, на втором жил сам.
1 x

Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 25770
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Терийокские дачи и не только

Сообщение abravo » Вт сен 05, 2017 5:18 pm

Корвенкюля писал(а):
Вт сен 05, 2017 5:04 pm
Добрый вечер.
Анна-Мария несколько "причесала" текст. Дословно текст более любопытный, типично высокопарный...
"Камергер Х.(К).Сергеев. Имперский камергер, бывший член российского дворянского совета /Сергеев являлся членом Совета объединенного дворянства/. Потомственный почетный гражданин Астрахани, известный агроном, по рождению - индокавказской расы. /??? Наверное, финнов смутила Астрахань как место его рождения/.
Старик, живший в одиночестве на чердаке виллы.
Посмотрите на птиц небесных; они не собирают сараи и погреба, но щебечут всё-таки в радости и ликовании.
/Это по мотивам Евангелия от Матфея гл.6 строка26 "Посмотрите на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, а Отец ваш Небесный кормит их..."/
Камергер не мог и не собирался трудиться на тяжелой работе, он только смеялся и размахивал руками, "как азиат".
И его смех - не «красный смех», /не/ звонкий и радостный, как у зяблика на березовой ветке ".

О ! А на ступеньках виллы Захарова на фото - сидит Эрнст Лампен по прозвищу Царь. Он был известным писателем-"инсайдером" того времени, и выдумщиком-вруном по совместительству. Собственно, информация о камергере князе Львове в Терийоках - это его "утка".
Добрый вечер.

Здесь двойное "причёсывание" :) Анна-Мари перевела с финского на английский, а я с английского на русский. Так что стиль, конечно, пропал и некоторые моменты могли потеряться. Я про камергера поправлю, спасибо.

Там еще не очень понятный абзац про Карлинга, который я, в итоге, просто опустил. О том, что он настоящий финн, а Турку, Хямелинна и еще что-то - шведские регионы. Я не понял, как там это все связать.

Да, там подпись, что Эрнст Лампен сидит на ступеньках виллы Захарова. Помимо всего прочего (убитый с царем Боткин, владелец виллы, где жил потом Воейков, и т.д.) , он зачем-то Захарова к Эстонии приписал. Возможно, потому, что Захаров из Псковской губернии, где-то недалеко от границы с Эстонией.
0 x

Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 25770
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Терийокские дачи и не только

Сообщение abravo » Ср сен 06, 2017 1:11 pm

abravo писал(а):
Сб сен 02, 2017 10:14 pm
Прогулялись сегодня по бывшим участкам Бойсмана/Коха, Мостовенко, Марсеру, между Приморским шоссе и заливом, по карте - http://terijoki.spb.ru/trk_viewer.php?m ... a=-60&zl=6 - от верхнего правого угла участка Бойсмана/Коха 14-43 до нижнего левого Мостовенко 14-41. Думали, может найдем какие-то следы дома Коха, поскольку потомки в современном доме по адресу Приморское ш., 568 не только дом, но и место не узнают. Ничего не нашли, хотя думаю, что дом Кохов был немного западнее, ближе к ручью.
Продолжение про дом Кохов в Кякёсенпяя.

По результатам нашей прогулки в субботу внучка Коха поговорила со своей тётей - Лидией фон Кох. Выжимка из этой беседы (еще раз позавидовал памяти 100-летней дочери Константина фон Коха) следующая:

- ручей Хурриноя был примерно в 200 метрах от их дома, в сторону Выборга, он пересекал дорогу под землей [как и сейчас]. Дети ловили в ручье форель и миногу.
- дом Кохов был в западной части участка Бойсмана [как я и предположил].
- Лидия думает, что сохранившийся/перестроенный/построенный на старом фундаменте дом с современным адресом 568А - это дом их соседа Юуусо Маннермаа. Этот дом не был разрушен во время войны и он не был никак особенно украшен, обычный щитовой дом, выкрашенный в светлую краску.

Замечу еще от себя, что на старых фотографиях дома Кохов видно, что он стоит на небольшом уклоне. Крыльцо с одного фасада (к дороге) - низкое, а с другого - высокое, там же виден высокий фундамент. Дом же с адресом 568А, расположенный восточнее, находится на совершенно плоской площадке. А между этим домом и ручьем есть участок с небольшим уклоном.

К сожалению, в доступных нам архивных журналах записи по "подозрительным" участкам, которые могли принадлежать Бойсману и Маннермаа - 14-42, 14-43, 14-46, пустые. Номера участков есть, а информации нет никакой. Я вот думаю, чтобы тему закрыть, заказать карточки на эти и соседние участки (карточки на прибрежные участки Марсеру и Мостовенко у нас уже есть). Может в карточках будут Бойсман/Кох и Маннермаа.
0 x

Корвенкюля
Сообщения: 2001
Зарегистрирован: Чт окт 20, 2011 9:52 pm
Защита от спама: Нет

Re: Терийокские дачи и не только

Сообщение Корвенкюля » Ср сен 06, 2017 2:42 pm

Добрый день.
Так ведь именно у Кяхёнен этот дом (место этого дома) отмечен как дом фон-Коха. №53 v. Koch
И кстати, "фон-"... а что потомки говорили, будто частичка фон- появилась у Коха только после войны?
Здесь "вообще не все так однозначно" (с).

1. Константин Кох приехал в Терийоки в 1924г.
2. По инфе потомков, он здесь ранее не жил, собственного дома и родни здесь не было.
3. Отто Окессон приехал в Терийоки в том же 1924г. назначенным окружным судьей.
4. Он поселился в бывшем доме Коха (фон-Коха), неподалеку от народной школы Кякёсенпяя (согласно справочникам Терийок 1925г.)
5. В 1926г. Окессон приобрел виллу Неклюдова/Михайлова/псевдо-Заеца (согласно карточке межевания).

Итого.
1. Можно считать доказанным, что вилла Неклюдова не имеет отношения к Кохам.
2. На 1924г. неподалеку от школы Кякёсенпяя (т.е. примерно в районе, о котором сейчас идет речь) уже был дом Коха (фон-Коха).
Окессон жил в нем 1924-26гг., а затем переехал в купленный дом Неклюдова (псевдо-Заеца).
3. Некая семья Кох (фон-Кох) имела дом в Терийоках до 1924г., до приезда сюда Константина Коха. И сам Константин Кох у Кяхёнен (а это данные на 30е годы) назван фон-Кохом.

Так что с дачей Неклюдова и Кохами окончательно разобрались, а с самими Кохами наоборот. Потомки все-таки что-то забыли. :D
Вложения
1925г. справочник по Терийокам. Окружной судья в бывш.доме Коха.jpg
1925г. справочник по Терийокам. Окружной судья в бывш.доме Коха.jpg (69.12 КБ) 1710 просмотров
0 x

Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 25770
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Терийокские дачи и не только

Сообщение abravo » Ср сен 06, 2017 3:08 pm

Корвенкюля писал(а):
Ср сен 06, 2017 2:42 pm
Здесь "вообще не все так однозначно" (с).
Добрый день.
Корвенкюля писал(а):
Ср сен 06, 2017 2:42 pm
Так ведь именно у Кяхёнен этот дом (место этого дома) отмечен как дом фон-Коха. №53 v. Koch
№53 v. Koch у Кяхёнен есть, конечно. Только какому дому он соответствует - сохранившемуся/перестроенному 568А или тому, который сгорел в начале войны? Вся-таки у Кяхёнен не карта, а схема.
Корвенкюля писал(а):
Ср сен 06, 2017 2:42 pm
И кстати, "фон-"... а что потомки говорили, будто частичка фон- появилась у Коха только после войны?
Да, потомки говорят именно так. Это вопрос, согласен. С "v. Koch" у Кяхёнен не стыкуется.
Но, в том, что семья Константина (фон) Коха с 1930 года жила в доме где-то между нынешним 568А и ручьем Хурриноя, у меня сомнений нет. Уж очень много совпадений - ручей помнят, дорожку к морю мимо Марсеру помнят. Можно что-то забыть (например, про использование "фон" еще до войны), но придумать Марсеру невозможно.
Корвенкюля писал(а):
Ср сен 06, 2017 2:42 pm
3. Отто Окессон приехал в Терийоки в том же 1924г. назначенным окружным судьей.
4. Он поселился в бывшем доме Коха (фон-Коха), неподалеку от народной школы Кякёсенпяя (согласно справочникам Терийок 1925г.)
Понятно, но непонятно :)
Потомки по годам помнят (да, воспоминания могут быть ошибочными), где с 1924 года жила семья Константина (фон) Коха в Терийоках. И Окессона никакого не помнят. По биографии Константина до 1924 года Терийоки нигде не вырисовываются. Может быть были другие Кохи, в справочниках "Весь Петербург" их много. Может как раз те, которые Матвеевичи?
И все-таки "неподалеку от народной школы Кякёсенпяя" это близко от №53 по Кяхёнен, но не рядом, там больше полукилометра будет. А вот такой вариант - потомки пишут, что "по приезду в Терийоки в 1924 году семья Кохов сначала жила в доме Карьялайнена". Но, весь участок нынешней "Северной Ривьеры" в начале ХХ века принадлежал семье Карьялайнен. Не там ли они жили с 1924 года, в одном из домов Карьялайнена как раз рядом с народной школой Кякёсенпяя, переехали потом в дом Шахова, а на их место временно, до покупки "Заеца" вселился Окессон?
Корвенкюля писал(а):
Ср сен 06, 2017 2:42 pm
1. Можно считать доказанным, что вилла Неклюдова не имеет отношения к Кохам.
То есть мы информацию в справке по "Заецу" о том, что там между Михайловыми и Окессоном был Кох, убираем?
Корвенкюля писал(а):
Ср сен 06, 2017 2:42 pm
Так что с дачей Неклюдова и Кохами окончательно разобрались, а с самими Кохами наоборот. Потомки все-таки что-то забыли. :D
Это да, вполне возможно.
0 x

Корвенкюля
Сообщения: 2001
Зарегистрирован: Чт окт 20, 2011 9:52 pm
Защита от спама: Нет

Re: Терийокские дачи и не только

Сообщение Корвенкюля » Ср сен 06, 2017 3:52 pm

У Кяхёнен №53 соответствует пятну дома 568А.
Дом Маннермаа №54 действительно рядом, но в стороне. Ну что тут сделаешь...
Либо память, либо Кяхёнен. :D

Просто в Терийоках до 1924г. скорее всего проживали какие-то (фон-)Кохи, родственники или однофамильцы Константина Коха, неизвестно.

Я так понял из письма потомков, что отцом Константина Коха был не полковник Леопольд Матвеевич фон-Кох, а некий полковник Леопольд Адамович Кох (не дворянин). Найти его пока не удалось. В списках полковникам его нет. Разве что он мог выйти в отставку с чином полковника, а по подполковникам и чинам ниже полных данных нет. На эстонских сайтах жителей он тоже пока не обнаружен.

Странное совпадение, что на одном клочке земли Терийок поселились сразу 2 разных семьи Кох...
Наверное, это была одна семья Кох, возможно с дореволюционной дачей. В общем, копать и копать...
0 x

Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 25770
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Терийокские дачи и не только

Сообщение abravo » Ср сен 06, 2017 4:02 pm

Корвенкюля писал(а):
Ср сен 06, 2017 3:52 pm
У Кяхёнен №53 соответствует пятну дома 568А.
Дом Маннермаа №54 действительно рядом, но в стороне. Ну что тут сделаешь...
Либо память, либо Кяхёнен. :D

Просто в Терийоках до 1924г. скорее всего проживали какие-то (фон-)Кохи, родственники или однофамильцы Константина Коха, неизвестно.

Я так понял из письма потомков, что отцом Константина Коха был не полковник Леопольд Матвеевич фон-Кох, а некий полковник Леопольд Адамович Кох (не дворянин). Найти его пока не удалось. В списках полковникам его нет. Разве что он мог выйти в отставку с чином полковника, а по подполковникам и чинам ниже полных данных нет. На эстонских сайтах жителей он тоже пока не обнаружен.

Странное совпадение, что на одном клочке земли Терийок поселились сразу 2 разных семьи Кох...
Наверное, это была одна семья Кох, возможно с дореволюционной дачей. В общем, копать и копать...
Да, потомки однозначно написали, просто процитирую письмо, для четкости:

"Their father was Leopold Amandus Adamovich Koch (1848-1919), Estonian by birth, who served in the Russian army and retired as a Colonel.
Leonid Matveyevich Koch who is mentioned on the Terijoki site is not related to our family.
My grandfather Konstantin added "von" to their name only during the WWII, so during the time they lived in Terijoki their surname was plain Koch."


Будем копать. Я думаю, что закажу сейчас все-таки карточки на участки "около Кохов". Если есть еще какие-то пожелания по заказу в Миккели, пишите.

И Кохов из "Заеца" убираю.
0 x

Гуня
Сообщения: 600
Зарегистрирован: Пн окт 03, 2016 1:51 pm
Защита от спама: Нет
Откуда: Нижняя Саксония

Re: Терийокские дачи и не только

Сообщение Гуня » Ср сен 06, 2017 4:11 pm

№53 v. Koch у Кяхёнен есть, конечно. Только какому дому он соответствует - сохранившемуся/перестроенному 568А или тому, который сгорел в начале войны? Вся-таки у Кяхёнен не карта, а схема.
Что нам подскажет карта 1940 года?
http://terijoki.spb.ru/trk_viewer.php?m ... _1940&sc=5
0 x

Корвенкюля
Сообщения: 2001
Зарегистрирован: Чт окт 20, 2011 9:52 pm
Защита от спама: Нет

Re: Терийокские дачи и не только

Сообщение Корвенкюля » Ср сен 06, 2017 4:24 pm

Вот уж карта у Кяхёнен сделана на совесть, почти полное соответствие топографической.
А с цифирками и владельцами да, у нее есть явные косяки.

Да, удивительно, но не найти участок или хоть упоминание Бойсмана. Известный ведь для Терийок человек. Финляндский генерал !!!
0 x

Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 25770
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Терийокские дачи и не только

Сообщение abravo » Ср сен 06, 2017 4:27 pm

Гуня писал(а):
Ср сен 06, 2017 4:11 pm
№53 v. Koch у Кяхёнен есть, конечно. Только какому дому он соответствует - сохранившемуся/перестроенному 568А или тому, который сгорел в начале войны? Вся-таки у Кяхёнен не карта, а схема.
Что нам подскажет карта 1940 года?
http://terijoki.spb.ru/trk_viewer.php?m ... _1940&sc=5
К сожалению, ничего нового она нам не подсказывает. Там есть только дом с современным адресом 568А. Этот дом Кохи своим не признают и дом на старых фотографиях выглядит не так, в этом месте дом такой фундамент иметь не мог. Это,
а) соответствует и воспоминаниям Кохов, и воспоминаниям Жаворонковой-Галаховой о том, что "поместительный" дом Кохов сгорел в самом начале Зимней войны, поэтому его на карте 1940 года уже и нет, и
б) не соответствует карте Кяхёнен, у которой владелец "v.Koch" указан для дома №53, совпадающего с сохранившимся 568А, а дом №54 записан за Маннермаа. Но Кохи пишут, что их ближайший сосед Маннермаа имел дом к востоку от них, а у Кяхёнен все наоборот.

Я все-таки предполагаю, что путаница у Кяхёнен (у нее ведь это тоже воспоминания, а не документ, и ошибки у нее мы много раз находили). По воспоминаниям Кохов и виду участков должно быть наоборот, №53 - Маннермаа, №54 - Кох и, желательно, без "фон" :) Но вот "фон" Кяхёнен выдумать не могла. Правда, книга писалась после войны и, подгоняя желаемое под действительное, можно предположить, что Кяхёнен указала послевоенную, то есть актуальную на момент написания книги, фамилию, а не ту, которой Кох пользовался до войны (и которую Кяхёнен, кстати, могла и не знать).

PS: c учетом последнего сообщения - я именно путаницу с номерами у Кяхёнен имею ввиду. Топографически все четко.
0 x

Ответить