Железные дороги Карельского перешейка

Обсуждение истории и краеведческих вопросов и материалов о Зеленогорске/Териоках и окружающей местности

Модераторы: автодоктор, Vladimir S. Kotlyar

Ответить
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30522
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

Корвенкюля писал(а):Доброй ночи.
Материал касается "наших" станций Тюрисевя и Аккахарью.
Архитектор Бруно Гранхольм разработал 2 очень похожих типа вокзалов с «полуоткрытым залом ожидания».
Небольшие, аккуратные, в стиле "модерн" с разными резными "детальками".
В 1907г. были построены идентичные вокзалы Тюрисевя и Алберга (с1925 Леппяваара), а в 1909г. другого типа вокзал в Эрвеля "зеркально" относительно чертежа. А вокзал в Аккахарью был по неизвестной причине построен не совсем похожим на "брата", с другими окнами/дверью.
Спасибо!
Пока все разложил по "папочкам" в галерее, в том числе и в альбом по Гранхольму - http://terijoki.spb.ru/g2/main.php?g2_itemId=54712
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30522
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

В описании ст. Кархусуо Мичуринского направления - http://terijoki.spb.ru/railway/rw_dir_v ... p#karhusuo - упоминалось предприятие Sementtivalimo (завод железо-бетонных изделий). Нашлась его фотография, плохонькая, но какая есть.

Общий вид предприятия Sementtivalimo (завод железобетонных изделий) в довоенном Кархусуо. Фото из газеты “Karjalan liite”, № 49 за декабрь 1970 г., стр. 14

Изображение
Аватара пользователя
Osbourne
Сообщения: 4770
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 5:24 am
Откуда: Vanha Valkeasaari

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Osbourne »

http://terijoki.spb.ru/g2/main.php?g2_itemId=54743 - вокзал станции Кемпеле в Финляндии. Зеркален по конструкции вокзалу Сортавала-порт. И история с ним такая же - строили по чертежам Нюландера 1884 года, а в 1904-м Гранхольм перестраивал.

http://fi.wikipedia.org/wiki/Kempeleen_rautatieasema
Корвенкюля
Сообщения: 3156
Зарегистрирован: Чт окт 20, 2011 9:52 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Корвенкюля »

abravo писал(а):В описании ст. Кархусуо Мичуринского направления - http://terijoki.spb.ru/railway/rw_dir_v ... p#karhusuo - упоминалось предприятие Sementtivalimo (завод железо-бетонных изделий).
Добрый день.
Нашелся и каталог продукции. Черепицу хорошую делали, кстати.
Вложения
Кархусуо. цементный завод. каталог продукции 1937г..jpg
Кархусуо. цементный завод. каталог продукции 1937г..jpg (176.64 КБ) 1774 просмотра
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30522
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

Описание платформы Аккахарью ветки Выборг-Хийтола-Сортавала - http://terijoki.spb.ru/railway/rw_dir_h ... #akkaharju

Уточняющий вопрос к Корвенкюля по поводу фотографии вокзала Аккахарью 1924 года - это точно именно 1924 год? Есть предположение, не более, чем гипотеза, что на фото - только что назначенный начальник станции, а тогда это 1925 год.

Изображение
Корвенкюля
Сообщения: 3156
Зарегистрирован: Чт окт 20, 2011 9:52 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Корвенкюля »

Доброй ночи.
Вот так и было указано, "Аккахарьюн асематало 1924", ничего про начальника станции и проч. возможные обоснования.
Обычно-то указывают просто "1920-е гг.". Раз указана точная дата, то были веские основания.
Про начальника, а точнее "станционного служащего", раз это "платформа-пюсякки", я читал. Решил не упоминать - это офф-топ . Ужасы какие-то. Но раз зашла речь...
"На платформу Аккахарью в 1925г. был переведен /новый/ станционный служащий по фамилии Куири. Осенней ночью, в сумерках, этот служащий пропал прямо с рабочего места. Недели поисков прошли тщетно, лишь впоследствии помог случай. /Заметили/ беспокойное поведение птиц возле лесного озера поблизости. В нем "на дне" и нашли потерянного служащего утонувшим. Предсмертной записки у несчастного обнаружить не удалось."
Вот я и подумал, что наверное, что на фото скорее предыдущий станционный служащий, а не "утопленник".
Впрочем, тогда следует понимать: "не позднее 1924г."
Для верности можно написать и "1924-25". :D Будет наверняка правильно, в обоих случаях.
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30522
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

Корвенкюля писал(а):Доброй ночи.
Вот так и было указано, "Аккахарьюн асематало 1924", ничего про начальника станции и проч. возможные обоснования.
Обычно-то указывают просто "1920-е гг.". Раз указана точная дата, то были веские основания.
Доброе утро.
Понятно, спасибо. Жуткая история.
Аватара пользователя
Osbourne
Сообщения: 4770
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 5:24 am
Откуда: Vanha Valkeasaari

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Osbourne »

Про начальника, а точнее "станционного служащего", раз это "платформа-пюсякки", я читал. Решил не упоминать - это офф-топ . Ужасы какие-то.
Ну почему же оффтоп? Какая-никакая информация о служащем станции. Вполне можно упомянуть и в описании.
Аватара пользователя
Буквоед
Сообщения: 1337
Зарегистрирован: Сб май 07, 2011 11:17 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Буквоед »

Решил продолжить обсуждение в теме по принадлежности :D
Буквоед писал(а):
Osbourne писал(а):
построил цистерны (?) у станции Раяйоки.
А что за загадочные цистерны? Нет ли подробностей?
Может быть речь идёт о котельной вокзала в Раяйоки?
С.Ренни в статье "Раяйоки (Rajajoki) исчезнувшая станция у пограничной реки" пишет:
С другой стороны к центральной части примыкала двухэтажная пристройка эксплуатационных служб со своим входом, сдержанность облика которой нарушала лишь живость линии карниза. В подвале размещалась собственная котельная. Комплекс завершал дворик для дымовой трубы котельной, запаса угля и дров, огражденный стеной с небольшими проемами без остекления. Двор делил на две равные части проход в вокзал.
Вполне возможно, что Гранхольм проектировал не все сооружения вокзального комплекса и на блок эксплуатационных служб (проще -котельную) подрядили Карлова. А м.б. он спроектировал/построил (?) только собственно котлы. Как бы посмотреть исходный финский текст?
В оригинальном тексте говорится именно о цистернах. Надо понимать, коль скоро речь идёт именно о строительстве (сооружении) этих самых цистерн, они д.б. быть достаточно заметным стационарным сооружением. Однако в известных на сегодня описаниях, схемах и фотографиях станции Раяйоки упоминания о них нет.
В 2010 г. при строительстве ЗСД на месте раяйокского вокзала был обнаружен водозаборный колодец. Обследовавший находку М.А.Логунцов предположил, что колодец являлся частью системы водоснабжения вокзала. При этом, по мнению М.А.Логунцова, накопительные ёмкости (цистерны? 8) )могли находиться внутри вокзала. Замечу, что уважаемый краевед забыл ещё и про котельную: ведь помимо водоснабжения вокзал ещё и отапливался.
Кроме того, вода требовалась и для заправки паровозов. А водонапорной башни на станции не было. Т.о. цистерны могли служить и для этой цели. Вот только понять бы, где они размещались...
Вложения
Люк водозаборного колодца. 2010 г. .
Люк водозаборного колодца. 2010 г. .
водозаборный колодец 2010 г..jpg (262.84 КБ) 1687 просмотров
Люк водозаборного колодца. 2014 г. Оригинальная крышка, увы, утрачена.
Люк водозаборного колодца. 2014 г. Оригинальная крышка, увы, утрачена.
водозаборный люк 2014.JPG (233.47 КБ) 1685 просмотров
Сергей Ренни
Сообщения: 3837
Зарегистрирован: Пн сен 28, 2009 7:55 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Сергей Ренни »

Посмотрел ракурсы вокзала Раяйоки 1920-30-х гг. Может пригодится...
В метрах 5 от дворика с трубой прямо из перрона торчит бетонное кольцо ( диам. не менее 1,2м и высотой около 0,6м) закрытое (деревянной?) крышкой.
В метрах 15-20 от трубы, за вновь посаженным каре из лип, виден люк (?); из него торчит гусек (но на колонку не похоже); из гуська течет вода...
Аватара пользователя
Osbourne
Сообщения: 4770
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 5:24 am
Откуда: Vanha Valkeasaari

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Osbourne »

Этот водозаборный колодец находится в центральной части вокзала, примерно по оси подземного перехода, чуть в сторону Солнечного. А пристройка с котельной с белоостровского торца.
Аватара пользователя
автодоктор
Сообщения: 2827
Зарегистрирован: Чт янв 12, 2006 5:14 am
Откуда: Питер
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение автодоктор »

Osbourne писал(а):
Про начальника, а точнее "станционного служащего", раз это "платформа-пюсякки", я читал. Решил не упоминать - это офф-топ . Ужасы какие-то.
Ну почему же оффтоп? Какая-никакая информация о служащем станции. Вполне можно упомянуть и в описании.
Исключительно для информации ещё об одном служащем. Правда другой станции.
08032015313.jpg
08032015313.jpg (477.71 КБ) 1613 просмотров
08032015311.jpg
08032015311.jpg (479.24 КБ) 1613 просмотров
08032015312.jpg
08032015312.jpg (471.05 КБ) 1613 просмотров
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30522
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

автодоктор писал(а): Исключительно для информации ещё об одном служащем. Правда другой станции.
Это такой именной жетон? Класс!
Аватара пользователя
автодоктор
Сообщения: 2827
Зарегистрирован: Чт янв 12, 2006 5:14 am
Откуда: Питер
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение автодоктор »

Если честно, то я не знаю что это такое. Сначала думал, что жетон. Но изгиб исключает этот вариант. Возможно что-то типа кокарды на фуражку. Но вещь довольно тяжёлая. Медь. Хотя вполне возможно.
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30522
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

автодоктор писал(а):Если честно, то я не знаю что это такое. Сначала думал, что жетон. Но изгиб исключает этот вариант. Возможно что-то типа кокарды на фуражку. Но вещь довольно тяжёлая. Медь. Хотя вполне возможно.
Дмитрий Верёвкин по поводу этого жетона написал:

"Думаю, что это действительно эмблема на форменной одежде ж.д. служащего. Лууринмяки – это утраченный финский остановочный пункт в районе современной пл. 117 км. Открыт был приблизительно в 1913 году. На этом о.п. был кассир, в 1938 году эту должность ликвидировали. Подчинялся кассир начальнику станции Сяйниё (сейчас Верхне-Черкасово). Вот, наверное, это его “нагрудный орден” и был."
Ответить