Железные дороги Карельского перешейка

Обсуждение истории и краеведческих вопросов и материалов о Зеленогорске/Териоках и окружающей местности

Модераторы: автодоктор, Vladimir S. Kotlyar

Ответить
Аватара пользователя
Osbourne
Сообщения: 4846
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 5:24 am
Откуда: Vanha Valkeasaari

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Osbourne »

Вот на всякий случай этот приказ ржд 94 года про памятники: https://drive.google.com/file/d/1sf-hW3 ... p=drivesdk
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30597
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

Искали одно, а нашли другое.
Чертежи вокзала ст. Инкиля участка Выборг-Хийтола-Сортавала.
Автор всех чертежей архитектор Бруно Гранхольм.
Источник: Национальный архив Финляндии. Чертежи еще не оцифрованы, поэтому сняты с руки. Публикуются впервые.
Спасибо за помощь Тимо Кейнянену.

1. Чертеж №979 вокзала Инкиля, март 1900 года, архитектор Бруно Гранхольм.
Проект считался типовым и в 1900-1904 годах должен был быть использован на 12 станциях.

Изображение

2. Чертежи №78 и №78(1) два варианта домика сторожа станции Инкиля, май 1900 года, архитектор Бруно Гранхольм.
Типовой проект должен был быть использован на 15 станциях, часть из них перечислена в правом верхнем угле чертежа №78(1). Среди них - Тюрисевя, Райвола, Япиля (?).

Изображение

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30597
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

Чертежи вокзала станции Кавантсаари (Возрождение) участка Выборг-Хийтола-Сортавала.
Источник: Музей железных дорог Финляндии.
Большое спасибо за предоставленные материалы Екатерине Выборновой.

1. Фасады здания второго вокзала Кавантсаари, построенного в 1918 году. Типовой вокзал V класса. Название станции с трудом, но читается в верхнем правом углу. В левом верхнем углу - интересная информация, но она лучше читается на следующем чертеже.

Изображение

2. Вокзал Кавантсаари 1918 года, поэтажные планы. Типовой вокзал V класса.
Насколько я понимаю, в левом верхнем углу - список станций, на которых предполагалось построить аналогичные вокзалы. В том числе на станциях "Большой Приморки" - Ваммельйоки (Молодежная), Местеръярви, Наурисъярви (Тарасовское), Куолемаярви, Хумалйоки (Ермилово).

Изображение

И, действительно, вокзалы Местеръярви и Куолемаярви - один в один с Кавантсаари. А вот вокзалы Ваммельйоки и Хумалйоки построили другими, по-крайней мере по фасадам. Как выглядел вокзал в Наурисъярви мы пока не знаем.

На штампе чертежа читается подпись автора проекта - Туре Хеллстрём (Thure Hellström).

Изображение

3. Чертеж водонапорной башни станции Кавантсаари. Подписан 1895 годом, то есть это постройка еще времен первого вокзала Кавантсаари, построенного в 1892 г.

Изображение
Аватара пользователя
VPatrunov
Сообщения: 109
Зарегистрирован: Вт янв 28, 2014 10:14 am
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение VPatrunov »

Я тоже давно интересовался архитектором токсовского вокзала.
Единственное упоминание о нем я нашел в свое время в заметке в "Новой газете" за 2016 г., посвященной водонапорной башне: "Сортавальский архитектор Урхо Пяллия строил деревянные вокзалы в стиле северный модерн в поселках Девяткино, Токсово, Васкелово, Саккола (Громово) и др. Водонапорная башня и вокзал в Токсове – единственные из этих построек, сохранившиеся до наших дней" -
http://novayagazeta.spb.ru/articles/10362/.
Но изучив всю имеющуюся литературу по Сортавале, я нигде не встретил этой фамилии. В объемной книге "Сортавала" А.Краснолуцкого (СПБ, "Площадь искусств", 2012) перечислены все архитекторы и даже строительные мастера, принимавшие участие в строительстве города - Урхо Пяллия там нет. Может, конечно, он жил в Сортавале, но ничего там не строил...
Аватара пользователя
Osbourne
Сообщения: 4846
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 5:24 am
Откуда: Vanha Valkeasaari

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Osbourne »

Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30597
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

VPatrunov писал(а): Ср июн 10, 2020 11:58 pm Я тоже давно интересовался архитектором токсовского вокзала.
...
Может, конечно, он жил в Сортавале, но ничего там не строил...
В Сортавале такого человека не было...
Аватара пользователя
VPatrunov
Сообщения: 109
Зарегистрирован: Вт янв 28, 2014 10:14 am
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение VPatrunov »

Обратил внимание, что размещенный на сайте Архнадзора чертеж первоначального проекта вокзала в Токсово 1916 г. не вполне соответствует привычному нам облику. На мой взгляд, осуществленный вариант действительно выдержан в стиле северного модерна, а тот, который на представленном рисунке - не совсем... Но, похоже, что теперь хотят реализовать именно этот проект:
Т1.png
Т1.png (206.89 КБ) 2511 просмотров
Источник - http://www.archnadzor.ru/2020/06/02/vok ... go-obekta/

Кстати, в проекте нет и полноценного второго этажа, а он там был, причем даже с балконом в свои лучшие времена.
Вот снимок 1960 г., слева можно заметить и водонапорную башню с еще целым деревянным верхом:
hA89pgR1GaU.jpg
hA89pgR1GaU.jpg (433.39 КБ) 2511 просмотров
Источник - http://vk.com/toksovo_retro
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30597
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

Чертеж вокзала станции Сайрала (Бородинское) участка Выборг-Хийтола-Сортавала.
Источник: Музей железных дорог Финляндии.
Большое спасибо за предоставленные материалы Екатерине Выборновой.

Справа наверху вроде бы написан год, кажется, 1908 (что соответствует времени перестройки первого маленького вокзала), но не уверен. Также не могу достоверно разобрать подписи в правом нижнем углу. К сожалению, картинка есть только такого качества.

Изображение

Для сравнения фотография 1930-х годов:

Изображение
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30597
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

Чертеж вокзала ст. Карисалми (Гвардейское).
Как я понимаю, использован чертеж вокзала ст. Вуоксенниска 1904 года, в котором удалена крайне левая секция.
Вокзал в Карисалми в 1907 году перестроили именно так, без этой секции.
Источник: Музей железных дорог Финляндии.
Большое спасибо за предоставленные материалы Екатерине Выборновой.

Изображение

Для сравнения - фото 1910-х годов из коллекции Антти Ройвайнена.

Изображение
Аватара пользователя
Osbourne
Сообщения: 4846
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 5:24 am
Откуда: Vanha Valkeasaari

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Osbourne »

Есть вот такой каталог бывших финских железнодорожных станций на Перешейке: http://digi.narc.fi/digi/hak_view.ka?hakid=2507 Там на карточках указаны например года постройки зданий. И видимо вообще все события в жизни этих зданий. Например, будет указано, если вокзал был перенесен в другое место. Что там еще на этих карточках - не спрашивайте, не разбирался.
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30597
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

Тарховка, 1959 г.
Фотографии из архива С. Фоменко
(Фрагмент покажу отдельно в тарховских дачах)

Изображение

Изображение
Toni
Сообщения: 65
Зарегистрирован: Сб июл 30, 2016 9:33 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Toni »

Изображение
Электропоезд ЭР2К-930 под тягой тепловоза М62-1631 на перегоне Приветненское - Ермилово (пригородный поезд Санкт-Петербург-Финляндский - Советский);


Изображение
Дизель-поезд (рельсовый автобус) РА2-101 на перегоне Приветненское - Ермилово (пригородный поезд Зеленогорск - Выбор ч/з Приморск), прибывает к платформе 70 километр (ранее в этом месте находилось ответвление на подъездной путь Приветнинского карьера).

Фото 06.2020 г.
Toni
Сообщения: 65
Зарегистрирован: Сб июл 30, 2016 9:33 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Toni »

Изображение
Дизель-поезд Д1-555 в составности 555-1 555-3 проходит ТР-1 и подготовку к ВКО, цех ТР-2 и ТР-3 дизель-поездов и тепловозов депо Выборг (на момент съемки цех Выборг ТЧР-7).
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30597
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

Может быть не совсем по теме, но уж больно мне понравилось. Я таких тётенек застал.

Сергей Кравченко (кр-ко). "Контролёр электрички Выборг-Ленинград: - Ваш билетик?! " Зима 1988. Последняя электричка. Станция Удельная. Бумага 11х17см; авторучка, чёрные чернила.
ks_Udelnaya_1988.jpg
ks_Udelnaya_1988.jpg (555.74 КБ) 2193 просмотра
Аватара пользователя
alexandrus
Сообщения: 1873
Зарегистрирован: Ср сен 07, 2005 8:19 pm

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение alexandrus »

Видео про электропоезд ЭР2К-980, который почти всю свою трудовую деятельность провел обслуживая Приозерское в Выборгское направление. Он хорошо известен дачникам по линии Зеленогорск-Приморск-Выборг.

Ответить