На всякий случай.
Александр Гусев
https://vk.com/note4110397_11301704
1 сен 2011
Самолёт в Яппиля
Уважаемый Павел!
Да, этот Ил-2 давно меня интересовал, т.к., действительно еще с незапамятных времен видел этот бронекорпус на берегу озера+ и что только про него не сочиняли и не рассказывали. И вот когда приступил к написанию книги (рукописи), про действия авиации в Выборгской операции 1944 года ( к сожалению, которая на сегодняшний день безнадежно заброшена в долгий ящик из-за катастрофической нехватки времени+, хотя материал накоплен просто сногсшибательный, и архивный, и финский и наш отечественный+.) вот тут-то и наступил через разгадки этого самолета.
Опять же к сожалению, свою работу доделать до конца не смог. Все забываю в архиве взять должностную книгу полка и выписать полные соцдемографические данные на экипаж (Вы меня должны понять, т.к., они (оба и летчик и воздушный стрелок) остались живы, то и понятно, что в списках безвозвратных потерь их нет поэтому высылаю выдержку из своей рукописи:
"Для выполнения боевого задания с аэродрома Яппиля вылетают штурмовики 448-го штурмового авиаполка 281-й штурмовой авиадивизии. На одном самолете Ил-2 (заводской номер 302446) отказал мотор и поэтому летчику срочно пришлось идти на вынужденную посадку, которую он совершил на остров, находящийся на озере Юлисъярви. Летчик самолета младший лейтенант М.П. Волков получил ранения, а воздушный стрелок Семенов остался невредим.
Эта была вторая вынужденная посадка Михаила Волкова, которую он совершил в период Выборгской операции. Выше мы говорили, о том, что удалось найти его воспоминания, в которых он описывает и этот боевой день:
"...Был и такой случай: взлет был у озера около Выборга. После того, как самолет поднялся, на высоте 100 метров отказал мотор. У озера в стороне был маленький остров, весь заросший соснами. Я с бомбами и со всеми снарядами сел на этот остров. Потом узнал, что оборвался всасывающий клапан, и мотор заклинило. После госпиталя приехал на этот остров и на фюзеляже красным карандашом написал "Волков из Юрьевца"...".
Многим жителям Ленинграда, а теперь Санкт-Петербурга известен пионерский лагерь "Зеркальный", который находится на берегу одноименного озера Зеркальное, на Карельском перешейке. В летнее время туда отправляют детей на летний отдых многие петербуржцы. Вот что пишут об этих местах историки-краеведы Карельского перешейка и сами активисты лагеря "Зеркальный":
"...Деревня Яппиля была окружена ожерельем различных по величине озер, покоящихся в ледниковых котловинах. Самое большое из них, Юлисъярви, отличалось двумя красивыми островками Суурсаари и Пьенсаари (Большой и Малый). Все озера были богаты рыбой, которая существенно дополняла рацион крестьянского питания. На 1939 год деревня Яппиля состояла из 65 крестьянских имений. В декабре 1939 г. деревня сгорела почти полностью.
В августе 1941 в Яппиля сохранился только один-единственный дом и несколько полуразрушенных строений. 41 хозяйство превратилось в пепел. Большинство домов деревни подняли из руин вернувшиеся в 1942 г. бывшие жители Яппиля, которым пришлось окончательно оставить свою землю летом 1944 г. Вслед за ними осваивать завоеванные территории пришли советские переселенцы. В местечке Валтонен разместилось подсобное хозяйство фабрики им. Луначарского. По решению расширенного заседания исполкома Кайпиальского сельсовета депутатов трудящихся от 26 июня 1947 г. селениям Валтонен, Юлякюля и Тухканен были присвоены новые наименования - дер. Бугры, д. Вишневка и д. Овражная, соответственно. Выбор топонимов был обусловлен "природными условиями". Переименования были закреплены Указом Президиума ВС РСФСР от 13 января 1949 г. Местечко Хюпияниеми (или Юрисевя), расположенное на берегу озера Юлисъярви, работники подсобного хозяйства завода им.С.М. Кирова в том же 1948 г. окрестили просто - "дер. Озерная". Позднее около этого поселка возник пионерский лагерь "Зеркальный". Такое название известный центр детского отдыха унаследовал от переименованного топографическим отделом Генерального штаба ЛенВО озера Зеркальное, бывшего Юлисъярви. К имевшему в свое время всесоюзное значение пионерлагерю "Зеркальный" было проложено асфальтированное шоссе, а на железной дороге тогда появилась новая платформа
"пл. 86 км"...".
На территории этого лагеря и есть интересующие нас интересное место. Активисты лагеря называет его "Памятник погибшему самолету":
"Есть в "Зеркальном" одно памятное место. Оно напоминание о тех страшных годах, когда нашу землю попирал сапог фашистского солдата, а наши воины сражались зачастую с превосходящими силами противника. Это Памятник погибшему самолету. Говорят, что в годы Великой Отечественной войны (1941-45 гг.) на один из островов озера "Зеркальное" (остров "Разлуки") упал подбитый самолет. Уже в послевоенные годы следопыты нашли на острове останки боевой машины и определили, что это был советский истребитель. Его решено было переправить на "Большую землю" и создать памятное место на берегу озера на территории лагеря, а погибшего летчика похоронить на острове. Так и было сделано, однако при транспортировке обломков произошла какая-то нештатная ситуация, и только часть самолета благополучно добралась до места назначения. К сожалению, сейчас памятник пришел в упадок, превращаясь в кусок гниющего железа и к нему уже не водят ребят...".
На нескольких петербургских сайтах периодически поднимался вопрос, и размещались фотографии этого "рукотворного" памятника. Уже давно всем интересующимся известно, что на берегу озера в лагере выбрана под основу памятника бронекабина советского штурмовика Ил-2, но вот до последнего времени информация о его судьбе и судьбе экипажа самолета была неизвестна! Еще в советское время пионерская дружина лагеря пыталась установить, кому же принадлежал разбившейся самолет на острове. Строились различные гипотезы и назывались различные предположения. Пионеры не один год переписывались с ветеранами - летчиками. Так по одному предположению, которое озвучил полковник в отставке Артамонов, бывший начальник штаба 277-й штурмовой дивизии выдвигалась версия, о том, что
в озеро "Юлисъярви" 18 июня 1944 года упал сбитый советский штурмовик Ил-2 из состава 566-го штурмового авиаполка 277-й штурмовой дивизии. Летчик и стрелок погибли. По словам Артамонова, самолет возвращался после нанесения бомбоштурмового удара по г. Лапперанта. Но эта история не получила продолжения, так как изначально была ошибочна, так как за 18 июня 1944 года, потерь личного состава в составе 566-го штурмового полка и в целом 277-й штурмовой дивизии не было. Видимо бывшего начальника штаба дивизии немного подводила память. С учетом того, что в советские времена допуск к архивным сведениям был очень затруднен, установить тогда, кто же упал на остров в озере пионерам не удалось.
И вот сейчас мы с полной уверенностью можем сказать, что на берегу озера в лагере "Зеркальный" лежат обломки советского штурмовика Ил-2 из состава 448-го штурмового полка 281-й штурмовой авиадивизии, который был посажен на вынужденную посадку из-за отказа работы мотора самолета 3 июля 1944 года. Экипаж самолета в составе младшего лейтенанта Волкова и воздушного стрелка Семенова остался живым, лишь летчик получил ранения. И поэтому очень трогательно звучат слова ветерана Михаила Волкова, когда мы спустя полвека после войны можем их услышать и хоть немного почувствовать, что пережили наши воины в то тяжелое время:
"... Война войной, но были и веселые дни. Мы, офицеры, сложились и купили баян. Иногда, в промежутке между боями, а это было в момент переформирования пехоты, устраивали танцы. Девчат в полку было много. Иной раз в землянке пели под баян: "Завтра снова под Нарву лечу - или смерть, или счастье найду".
В полку у нас было заведено правило - перед взлетом на задание на старте стояло трое солдат с Красным Знаменем, и под это развевающееся знамя мы летели на врага. Очень было символично. На моих глазах погибли десятки летчиков, и неплохо бы знать их родственникам о подробностях, но никому не напишешь...".