Ялкала

Обсуждение истории и краеведческих вопросов и материалов о Зеленогорске/Териоках и окружающей местности

Модераторы: автодоктор, Vladimir S. Kotlyar

Ответить
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 28406
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Ялкала

Сообщение abravo »

Александр отметил на фрагменте карты конца 1950-х - начала 1960-х годов номера дач и обозначил другие постройки поселка на Верхнем Долгом.

Обозначения на карте:
А - автобусная остановка; С - сараи, В - водокачка, М - магазин, НЗ - недостроенное здание, ? - сомнительные или несуществующие постройки.
В посёлке изначально была 31 дача.
Нумерация дач начиналась от бетонки.
Дача №1 - здесь жили комендант с семьёй и продавец магазина с семьёй.
Между дачами №9 и №12 построек точно не было.
Самыми последними в посёлке были дачи №29 и №30.
Но была ещё дача №31 рядом с дачей №17. Либо её построили после того, когда номера уже были присвоены. Либо, когда привинчивали номера, пропустили :)
Судя по всему, в посёлке планировали построить больше дач. В четырёх местах были прокопаны траншеи по контуру дач для заливки фундамента.
Две дачи планировали построить за дачей №29 в сторону мыса, одну - по карте севернее дачи №30 и ещё одну в начале посёлка перед дачами №4 и №5 у дороги.
Про недостроенное здание поговаривали, что там хотели сделать баню. Позже небольшую баню построили на берегу речки (протоки) за дачами №4 и №5.
В районе посёлка на карте две неточности.
1) Дорожка, идущая вдоль берега за дачу №29, заканчивалась тупиком. В самом конце стояла незадействованная колонка, которая предназначалась для непостроенных дач.
2) На карте показан ручей, вытекающий из озера Глухого (Радужного). Канава на этом месте действительно была, но гораздо выше уровня соседних озера и речки и всегда сухая.
Повторю выдержку из воспоминаний В.В.Сумароковой: "В озеро не впадает и не вытекает ни одного ручейка".

Изображение

Гуня
Сообщения: 938
Зарегистрирован: Пн окт 03, 2016 1:51 pm
Защита от спама: Нет
Откуда: Нижняя Саксония

Re: Ялкала

Сообщение Гуня »

На спутниковом снимке https://terijoki.spb.ru/trk_viewer.php? ... 07_f1&sc=7 дачь поменее будет.

Kandid
Сообщения: 392
Зарегистрирован: Вт апр 25, 2017 11:15 pm
Защита от спама: Нет

Re: Ялкала

Сообщение Kandid »

abravo писал(а):
Пн фев 22, 2021 9:25 pm
Александр отметил на фрагменте карты конца 1950-х - начала 1960-х годов номера дач и обозначил другие постройки поселка на Верхнем Долгом
Добрый вечер. Жаль, Александр не оставил комментария имел ли отношение к дачному поселку дом на мысу в северной оконечности озера, который пока позиционируется как "дача Морозова". Кто там проживал? Как бы восполнить этот пробел?
В свою очередь свидетельствую -неоднократно проходил мимо и отмечал присутствие там людей, занятых своими бытовыми хлопотами. Иногда можно было заметить развешенное на веревке постельное белье, кучу недавно наколотых дров, каких-то женщин и т.д.
На представленной карте кроме перечисленных еще две неточности: не указан мост через Птичью в месте пересечения с дорогой, идущей к ферме (там, где цифра 49,0), ошибочно указан мост через Птичью на дорожке, идущей к кордону лесника Василия Семеновича; спуск был прямым и выше по течению, а вместо моста -брод.

Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 28406
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Ялкала

Сообщение abravo »

Гуня писал(а):
Пн фев 22, 2021 10:24 pm
На спутниковом снимке https://terijoki.spb.ru/trk_viewer.php? ... 07_f1&sc=7 дачь поменее будет.
Действительно, я и забыл про этот снимок. И дачи там, действительно, видны.
Там и бетонка видна, и некоторые объекты, которые должны были быть не видны :)

Аватара пользователя
Osbourne
Сообщения: 3008
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 5:24 am
Откуда: Vanha Valkeasaari

Re: Ялкала

Сообщение Osbourne »

Напрашивается версия, что раз Райкин жил в последней даче, ну или в конце поселка, значит можно в теории было спутать эту дачу с дачей Морозова, которая была тоже в конце, только еще дальше. Тем более что обе на мысу. Многие могли слышать о присутствии артиста, но никогда не видеть где он конкретно обитает, только представлять. Тем более что дача Морозова отличалась от остальных.

Аватара пользователя
Osbourne
Сообщения: 3008
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 5:24 am
Откуда: Vanha Valkeasaari

Re: Ялкала

Сообщение Osbourne »

abravo писал(а):
Пн фев 22, 2021 10:33 pm
Гуня писал(а):
Пн фев 22, 2021 10:24 pm
На спутниковом снимке https://terijoki.spb.ru/trk_viewer.php? ... 07_f1&sc=7 дачь поменее будет.
Действительно, я и забыл про этот снимок. И дачи там, действительно, видны.
Там и бетонка видна, и некоторые объекты, которые должны были быть не видны :)
Вот только не понятно, что стоит на месте Бауэра. Больше похоже на магазин.

А.М.
Сообщения: 39
Зарегистрирован: Ср янв 03, 2018 7:34 pm
Защита от спама: Нет

Re: Ялкала

Сообщение А.М. »

Корвенкюля писал(а):
Сб фев 20, 2021 1:09 pm
А вообще, на бетонке кто-нибудь видел реальные передвижения "средств сдерживания" ? Должны же были проводиться учения ? В окружении дачников. (За давностью лет это наверное не гостайна ?)
Скорее всего, такие передвижения выполнялись по ночам, но на закрытых для общего доступа участках могли и днём, наверное.

Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 28406
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Ялкала

Сообщение abravo »

Фрагмент карты п. Ильичево и его окрестностей, 1994 г. - https://terijoki.spb.ru/trk_viewer.php? ... _1994&sc=4
Может быть полезен для наших рассуждений.
Спасибо Александру Шейнису за предоставленную карту.

Изображение

Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 28406
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Ялкала

Сообщение abravo »

Гуня писал(а):
Пн фев 22, 2021 10:24 pm
На спутниковом снимке https://terijoki.spb.ru/trk_viewer.php? ... 07_f1&sc=7 дачь поменее будет.
Ответ Александра:

Дело в том, что это не садоводство, где видно каждую постройку, а дачный посёлок. И дачи были государственные. На снимках видно, что дачи стоят среди сосен. Деревья под грядки не вырубали. К слову, если кто и разводил огород, он требовал большого труда, т.к. почвы песчаные. Хотя в то время в посёлке жил энтузиаст и видимо знаток дела. На песчаном склоне он под каждую грядку выкапывал яму глубиной около 70-80 см, укреплял стены ямы стволами сухостоя небольшого диаметра (нечто похожее на сруб), с ближайшей низины тачками возил торф, со всей округи сгребал хвою-листву, видимо добавлял туда ещё что-то. На этой органической подушке у него вырастал хороший урожай.

Гуня
Сообщения: 938
Зарегистрирован: Пн окт 03, 2016 1:51 pm
Защита от спама: Нет
Откуда: Нижняя Саксония

Re: Ялкала

Сообщение Гуня »

А.М. писал(а):
Пт фев 26, 2021 12:54 am
Корвенкюля писал(а):
Сб фев 20, 2021 1:09 pm
А вообще, на бетонке кто-нибудь видел реальные передвижения "средств сдерживания" ? Должны же были проводиться учения ? В окружении дачников. (За давностью лет это наверное не гостайна ?)
Скорее всего, такие передвижения выполнялись по ночам, но на закрытых для общего доступа участках могли и днём, наверное.
Такое впечатление, что бетонку строили по линейке.
Где там технику скрытно перемещать можно ?

Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 28406
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Ялкала

Сообщение abravo »

Александр прислал своё видение вопроса о дореволюционных дачах на В. Долгом.
----
Ещё раз перечитал воспоминания В.В.Сумароковой. Она пишет: «Наша семья жила в красненьком домике у излучины р.Линтула, перед впадением ее в оз. Икалан-Ярви (Верхнее Долгое)… Домик стоял на высоком берегу, состоял из одной комнаты и кухни, высокое крылечко.» и ниже «Наш красненький домик как-то отошел к лесникам. Стали жить вместе с огородной бригадой в двух домиках, также расположенных на берегу р.Линтула.»

По описаниям В.В.Сумароковой мне трудно предположить, где находились дома, в которых жила их семья. В пойме р. Птичьей (Линтула) доводилось бывать неоднократно. В самом нижнем течении по омутам бросал блесну. Прелесть такой ловли на спиннинг (в отличие от озера) заключается в том, что щука атакует блесну у тебя на глазах. Крупные щуки не попадались, но до килограмма случалось. Но знаю те места не настолько хорошо, да и берега к тому времени поросли кустарником и мелколесьем.

Теперь о расположении дореволюционных дач.
Для начала следует уточнить, что за всё время проживания в посёлке я никогда не слышал фамилий Морозов, Комаров, Зауэр в связи с историей этих мест. С интересом узнал обо всём этом только на форуме. И в своих рассуждениях здесь и раньше исходил из этой информации.

На форуме показывали фрагменты карты:

Изображение

Изображение

На них буду ориентироваться.
Начну с фотографии этой дачи:

Изображение

Если меня не подводит зрительная память, на фотографии именно тот дом, который стоял на мысу в северной части озера в имении Морозова. И фотография была сделана с мыса напротив.

Об этом доме уважаемый Kandid » Пн фев 22, 2021 10:25 pm пишет:
Добрый вечер. Жаль, Александр не оставил комментария имел ли отношение к дачному поселку дом на мысу в северной оконечности озера, который пока позиционируется как "дача Морозова". Кто там проживал? Как бы восполнить этот пробел?
В свою очередь свидетельствую - неоднократно проходил мимо и отмечал присутствие там людей, занятых своими бытовыми хлопотами. Иногда можно было заметить развешенное на веревке постельное белье, кучу недавно наколотых дров, каких-то женщин и т.д.

Мы тоже многократно мимо ходили и на лодке проплывали. Там действительно бывало многолюдно. Вернусь к воспоминаниям Валентины Васильевны: «В одном километре от нас, на берегу озера Икалан-Ярви возвышался большой Белый дом типа русской барской усадьбы. Он после войны не весь сохранился, судя по следам значительной части фундамента. Вероятно, у дома была терраса. Дом был огромный, высокий, виднелся издалека, со всех уголков озера. В нем появился пионерлагерь не меньше, чем на 100 детей.».
И далее она пишет «Через несколько лет в Белом доме разместился дом отдыха лесников, а в 70-х годах вдруг он как в одно мгновение испарился, его не стало.»
Полагаю, речь тут идёт о той же постройке. В 60-е – 70 –е годы пионерского лагеря там действительно не было. Ни горнов, ни линеек, ни поднятия флага, ни пионеров в галстуках. Да и по-хорошему в те времена пионерлагерь уже должен был иметь забор. Видимо там была какая-то (возможно ведомственная) база отдыха, где люди постоянно менялись. Но не помню ни вывесок, ни указателей. К посёлку этот дом отношения не имел. Когда этот дом снесли, сказать не могу. Возможно и в конце 70-х. Мы жили в посёлке до 1977 года.

Как я уже писал: «Самыми последними в посёлке были дачи №29 и №30.» К слову в посёлке в то время были дачи только двух проектов, с одной или двумя верандами (можно посмотреть на фотографиях). Дачи с двумя верандами имели небольшое различие. У одних выходы с веранд были «во двор», у других – «на дорогу».

Кстати о базах отдыха. Где-то в 60-е годы на противоположном от посёлка берегу построили базу отдыха. Одно время у поворота с бетонки стоял указатель «Голубой факел». Говорили, что там была база отдыха Ленгаза.

Вернусь к дореволюционным дачам. Про дачу Зауэра.
На форуме есть две фотографии:

Изображение

Изображение

и фрагмент карты ( Osbourne » Сб июл 13, 2019 6:29 pm):

Изображение

Зная рельеф местности, соглашусь, что фотографии могли быть сделаны именно с этих ракурсов.
Здание это уже совсем не похоже на "Белый дом типа русской барской усадьбы", как писала Валентина Васильевна о доме на мысу в северной части озера.
Раньше мной уже были приведены фотография 1959 года и некоторые соображения.

Изображение

Дополнительно приведу направление, с которого эта фотография сделана:
1959.jpg
1959.jpg (163.68 КБ) 575 просмотров
Я уже ссылался на воспоминания В.В.Сумароковой. Здесь приведу повторно, объединив две цитаты в одну, поскольку в цитате присутствуют ключевые моменты для определения на местности, не упомянутые в комментариях к фотографии: «В Горках два замечательных места: дом лесника и мельница. Дом лесника находился на берегу озера Икалан-Ярви, в 0,5 км от Белого дома по направлению к теперешней бетонке. Домик был маленький, желтого цвета. Стоял за развалиной, немного вглубь леса. Вокруг развалины необыкновенный дендрарий: росли три кедра с раздвоенными стволами, березки со звездчатыми листьями, серебристые елки, персидская сирень, виргинская черемуха, У последней кистья как у черемухи, а ягоды крупнее и цвета спелой вишни. Видно, здесь жил большой любитель чудес, а кто такой вряд-ли мы когда-нибудь узнаем. Дороги от бывшего дома представлены аллеями из плотно посаженных елок. Полузаросшие грядки, по торцам которых росли кусты смородины, крыжовника. Туда-то мы частенько наведывались. Подальше от дома расположено волшебной красоты глухое озерцо. Оно небольшое, со сплавинами по берегам, и росла там роскошная крупная черника. В озеро не впадает и не вытекает ни одного ручейка, вода светлая, глубокая.».

Полагаю, что Валентина Васильевна пишет именно об этом месте, которое на карте находится на территории имения Комарова (а позже - Зауэра) В пользу этого приведу следующие доводы, для чего разобью цитату из воспоминаний на фрагменты:

1) Валентина Васильевна пишет: "Дом лесника находился на берегу озера Икалан-Ярви, в 0,5 км от Белого дома по направлению к теперешней бетонке. Домик был маленький, желтого цвета. Стоял за развалиной, немного вглубь леса." По карте расстояние по прямой немногим более 600 метров в сторону бетонки.
2) И далее у неё читаем: "Вокруг развалины необыкновенный дендрарий: росли три кедра с раздвоенными стволами, березки со звездчатыми листьями, серебристые елки, персидская сирень, виргинская черемуха, у последней кистья как у черемухи, а ягоды крупнее и цвета спелой вишни. Видно, здесь жил большой любитель чудес, а кто такой вряд-ли мы когда-нибудь узнаем. Дороги от бывшего дома представлены аллеями из плотно посаженных елок." Про кедры я уже писал. Других кедров в округе не было, когда мы там проживали. Рядом с магазином росла раскидистая сирень, а под ней – скамейка для покупателей, ожидающих открытия магазина. От асфальтированной дорожки, проходящей через весь посёлок, было сделано короткое асфальтированное ответвление до магазина, идущее по аллее из плотно посаженных елей. Рядом с этой аллеей рос незнакомый видимо декоративный куст с непонятными ягодами.
3) И наконец Валентина Васильевна пишет: "Подальше от дома расположено волшебной красоты глухое озерцо." Об этом озере я уже писал. До него совсем недалеко. Надо обойти горушку и пройти ещё немного.

Всё это даёт основание предполагать, что на месте дома, изображенного на фотографиях как дача Зауэра, позже был построен магазин.
К слову, от магазина и далее по северному склону горушки уходила тропа и там, где горушка примыкала к Большой горе (Vuorimäki), она разветвлялась. Одна тропа зигзагом уходила наверх (подъём не быстрый, но без усталости), а вторая шла по склону горы выше дороги, существенно сокращая расстояние, нежели идти по дороге. Эти тропы были хорошо спрофилированы и удобны для ходьбы. Между собой мы называли их финскими тропами. Как я теперь понимаю, они видимо были сделаны владельцами имения.

Аватара пользователя
Osbourne
Сообщения: 3008
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 5:24 am
Откуда: Vanha Valkeasaari

Re: Ялкала

Сообщение Osbourne »

Значит, дом Зауэра исчез до 1959 года, а дом Морозова - в конце 70-х, но не ранее 1977.

Kandid
Сообщения: 392
Зарегистрирован: Вт апр 25, 2017 11:15 pm
Защита от спама: Нет

Re: Ялкала

Сообщение Kandid »

abravo писал(а):
Пт фев 26, 2021 10:15 pm
Александр прислал своё видение вопроса о дореволюционных дачах на В. Долгом.
----

Начну с фотографии этой дачи:

Изображение

Если меня не подводит зрительная память, на фотографии именно тот дом, который стоял на мысу в северной части озера в имении Морозова. И фотография была сделана с мыса напротив.
[/i]
Мы тоже многократно мимо ходили и на лодке проплывали. Там действительно бывало многолюдно. Вернусь к воспоминаниям Валентины Васильевны: «В одном километре от нас, на берегу озера Икалан-Ярви возвышался большой Белый дом типа русской барской усадьбы. Он после войны не весь сохранился, судя по следам значительной части фундамента. Вероятно, у дома была терраса. Дом был огромный, высокий, виднелся издалека, со всех уголков озера. В нем появился пионерлагерь не меньше, чем на 100 детей.».
И далее она пишет «Через несколько лет в Белом доме разместился дом отдыха лесников, а в 70-х годах вдруг он как в одно мгновение испарился, его не стало.»
Полагаю, речь тут идёт о той же постройке. В 60-е – 70 –е годы пионерского лагеря там действительно не было. Ни горнов, ни линеек, ни поднятия флага, ни пионеров в галстуках. Да и по-хорошему в те времена пионерлагерь уже должен был иметь забор. Видимо там была какая-то (возможно ведомственная) база отдыха, где люди постоянно менялись. Но не помню ни вывесок, ни указателей. К посёлку этот дом отношения не имел. Когда этот дом снесли, сказать не могу. Возможно и в конце 70-х. Мы жили в посёлке до 1977 года.

Добрый вечер! Спасибо Александру за разъяснения. Мне кажется, что на 90,9% определился, наконец, где что стояло.
Не до конца пока понимаю тему пионерлагеря: откуда он взялся и где был расположен(?). Тем более, что он фигурирует не только в воспоминаниях В.В., но и другого краеведа из другой родственной группы в другой соцсети. Насчет размещения там "не менее 100 детей" Валентина Васильевна явно погорячилась, или мы неправильно понимаем, о каком лагере она вспоминает. Сам я и, как теперь понимаю, Александр ничего не знаем про этот таинственный лагерь.
Вот версия относительно "ведомственной базы" (только на 100% не дом отдыха лесников) в бывшей даче Морозова представляется более чем правдоподобной. Готов признать, что неправильно истолковал расположение "Дачи Райкина" со слов лесника Василия Семеновича и его родственников, как на бывшей даче Морозова. Предполагаю, что размещалась там на лето обслуга статусных дачников, живших в основной части поселка.
Кстати, может и "испарился он в одно мгновение в 70-х" в представлении В.В., но в начале 90-х (91-92,93) вновь воспрянул в том же привычном виде, только состарился. Видите ли, я с берега, где этот дом расположен, любил лавливать окуней, и во время ловли отчетливо слышал звуки жизни, его наполнявших. Тогда, да и сейчас, не замечал за собой подверженность к слуховым галлюцинациям. Да и не один я ходил ловить окуньков, есть свидетели.
Исследование продолжается?

Аватара пользователя
Буквоед
Сообщения: 1097
Зарегистрирован: Сб май 07, 2011 11:17 pm
Защита от спама: Нет

Re: Ялкала

Сообщение Буквоед »

abravo писал(а):
Пт фев 26, 2021 10:15 pm
Александр прислал своё видение вопроса о дореволюционных дачах на В. Долгом.
----
Как я уже писал: «Самыми последними в посёлке были дачи №29 и №30.» К слову в посёлке в то время были дачи только двух проектов, с одной или двумя верандами (можно посмотреть на фотографиях). Дачи с двумя верандами имели небольшое различие. У одних выходы с веранд были «во двор», у других – «на дорогу».
Вероятно, это были типовые проекты конца 1950-х - начала 1960-х годов. Точно такие же дачи, как №29 - сборно-щитовые, под шифером, с двумя торцевыми верандами и центральным общим крыльцом - в те же годы строились в Тарасово, в дачном посёлке ЛОМО.

Kandid
Сообщения: 392
Зарегистрирован: Вт апр 25, 2017 11:15 pm
Защита от спама: Нет

Re: Ялкала

Сообщение Kandid »

Буквоед писал(а):
Сб фев 27, 2021 11:31 am
abravo писал(а):
Пт фев 26, 2021 10:15 pm
Александр прислал своё видение вопроса о дореволюционных дачах на В. Долгом.
----
Как я уже писал: «Самыми последними в посёлке были дачи №29 и №30.» К слову в посёлке в то время были дачи только двух проектов, с одной или двумя верандами (можно посмотреть на фотографиях). Дачи с двумя верандами имели небольшое различие. У одних выходы с веранд были «во двор», у других – «на дорогу».
Вероятно, это были типовые проекты конца 1950-х - начала 1960-х годов. Точно такие же дачи, как №29 - сборно-щитовые, под шифером, с двумя торцевыми верандами и центральным общим крыльцом - в те же годы строились в Тарасово, в дачном посёлке ЛОМО.
В начале нулевых довелось поучаствовать в реконструкции "дачи Гидаспова (надеюсь, не надо объяснять, кто это такой, но по запросу могу дать справку)" в Комарово. Так вот, свидетельствую, что сложно было осознать, что у руководителя такого уровня, такая затрапезная постройка сборно-щитового типа в один этаж и метров 60-80 общей площади.
Как понимаю, это была госдача и не являлась его собственностью, а переходила от одного временного арендатора к другому в соответствии с ротацией номенклатуры.Но пару отличительных особенностей у этого объекта все-таки было:
-два независимых ввода по электроснабжению, один из которых осуществлялся от киоска н/н медицинского учереждения, что против всяких правил и выделенная телефонная кабельная линия диам.20 мм, проложенная в грунте.
Ну и соседи соответствующие. Так что при советской власти номенклатуру, высокопоставленных чиновников и статусных пенсионеров не баловали по части организации мест для восстановления и отдыха. И пример поселка от "Ленгор.Дачного треста"- наглядная иллюстрация принятой тогда концепции.

Ответить