Железные дороги Карельского перешейка

Обсуждение истории и краеведческих вопросов и материалов о Зеленогорске/Териоках и окружающей местности

Модераторы: автодоктор, Vladimir S. Kotlyar

Ответить
Kandid
Сообщения: 557
Зарегистрирован: Вт апр 25, 2017 11:15 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Kandid »

abravo писал(а): Ср апр 16, 2025 7:31 pm Переименование пл. 63 км Выборгского направления в "Мухинское болото" не прошло гладко. Местные жители очень недовольны.
Если кто-то смог бы сфотографировать табличку "Мухинское болото" на этой платформе, был бы очень признателен. Подозреваю, что это будет историческая фотография.


Сам по себе выбор названия поселка "Мухино" выглядит не совсем гладко: ст.лейтенант Мухин И.В., зам.командира батальона 187 СП (72СД), погиб 23.06.1944, а это уже район Тали-Ихантала, т.е. на значительном расстоянии от Сахакюля и к прорыву линии VT в этом месте отношения не имеет.В боях в секторе Сахакюля отличились воины из 456 СП : майор Мелехин, капитан Егин, капитан Болкунов, капитан Кубасов, ст.лейтенант Веселов...Егин и Болкунов погибли смертью храбрых.
Есть поверье - если изначально не заладилось, то и в продолжении ладно не будет.
Сергей Ренни
Сообщения: 4144
Зарегистрирован: Пн сен 28, 2009 7:55 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Сергей Ренни »

Картонка билета 3 класса Петроград - Дибуны, ноябрь 1916.

Изображение
Сергей Ренни
Сообщения: 4144
Зарегистрирован: Пн сен 28, 2009 7:55 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Сергей Ренни »

Картонка абонентского билета (20 поездок) в вагоне 2 кл. СПб - Райвола. Все поездки прокомпостированы. Цифры года нечеткие, видимо 1916. Редкость!

Изображение
Сергей Ренни
Сообщения: 4144
Зарегистрирован: Пн сен 28, 2009 7:55 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Сергей Ренни »

Открытка (фотопечать), отправленная с жд ст. Антреа (штемпель почт. экспед. Вуокси) в Куопио, 1904 год

Изображение
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 32133
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

abravo писал(а): Ср апр 16, 2025 7:31 pm Переименование пл. 63 км Выборгского направления в "Мухинское болото" не прошло гладко. Местные жители очень недовольны.
Если кто-то смог бы сфотографировать табличку "Мухинское болото" на этой платформе, был бы очень признателен. Подозреваю, что это будет историческая фотография.
Остановочный пункт Мухинское Болото. Табличка с новым названием на 1-й пассажирской платформе. Фото: Д. Верёвкин, 15.05.2025 г.

Изображение
Kandid
Сообщения: 557
Зарегистрирован: Вт апр 25, 2017 11:15 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Kandid »

abravo писал(а): Пт май 16, 2025 8:02 pm
abravo писал(а): Ср апр 16, 2025 7:31 pm Переименование пл. 63 км Выборгского направления в "Мухинское болото" не прошло гладко. Местные жители очень недовольны.
Если кто-то смог бы сфотографировать табличку "Мухинское болото" на этой платформе, был бы очень признателен. Подозреваю, что это будет историческая фотография.
Остановочный пункт Мухинское Болото. Табличка с новым названием на 1-й пассажирской платформе. Фото: Д. Верёвкин, 15.05.2025 г.

Изображение
Заодно и болото, в местной топонимике носившее название "Мустамякское", теперь автоматически переименовано в честь геройски павшего в Тали-Ихантала старшего лейтенанта Мухина.
Корвенкюля
Сообщения: 3604
Зарегистрирован: Чт окт 20, 2011 9:52 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Корвенкюля »

Kandid писал(а): Пт май 30, 2025 11:23 am...болото, в местной топонимике носившее название "Мустамякское"
Добрый день.
Насчет "Мустамякского болота" есть сомнения, какая такая местная топонимика. :wink:
2-3 почитателя станции Горьковская, не больше.
А я вот с женой и друзьями называю это болото Мерисуо, но это не делает название "местной топонимикой", к сожалению.

Ну а так, при всем уважении к павшему воину, получилось вполне комфортное название, мухинское болото, там где много мух.
Не режет ухо, детям понравится. И кстати там действительно много мух. Комаров конечно еще больше.
Но не всем же болотам быть Комаровско-Комариными.
Kandid
Сообщения: 557
Зарегистрирован: Вт апр 25, 2017 11:15 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Kandid »

Корвенкюля писал(а): Пт май 30, 2025 1:44 pm
Kandid писал(а): Пт май 30, 2025 11:23 am...болото, в местной топонимике носившее название "Мустамякское"
Добрый день.
Насчет "Мустамякского болота" есть сомнения, какая такая местная топонимика. :wink:
2-3 почитателя станции Горьковская, не больше.
А я вот с женой и друзьями называю это болото Мерисуо, но это не делает название "местной топонимикой", к сожалению.

Ну а так, при всем уважении к павшему воину, получилось вполне комфортное название, мухинское болото, там где много мух.
Не режет ухо, детям понравится. И кстати там действительно много мух. Комаров конечно еще больше.
Но не всем же болотам быть Комаровско-Комариными.
Добрый вечер. Местные (рощинские и лебяжские) жители- переселенцы естественно не знали, как называлось это болото при прежних хозяевах территории и даже не подозревали о существовании довоенной финской топографической карты. Почему-то именовали это болото "мустамякским", вероятно для простоты в ориентировании. Кстати, еще в 60-х на этом болоте была развернута интенсивная хозяйственная деятельность по заготовке торфа. Передвигаясь от ж/д моста через Рощинку по бывшей узкоколейке к 5-му километру дороги Рощино-Цвелодубово, можно было наблюдать на этом болоте спецтехнику и копошащихся рядом с ней людей. Часть полотна бывшей узкоколейки была приспособлена для проезда грузовиков и хорошо укатана.
Корвенкюля
Сообщения: 3604
Зарегистрирован: Чт окт 20, 2011 9:52 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Корвенкюля »

Добрый вечер.
Я конечно в этом месте не жил, но много раз бывал у знакомых в советское время в одном из садоводств на краю этого самого болота, помогал обустраиваться.
Не претендуя на статистическую достоверность, ни разу не слышал "Мустамякское болото", только "Горьковское" или "Большое", а чаще просто "Болото".
Кстати, "Большое" болото вполне соответствует названию Мерисуо, дословно "Морское" болото. Ведь в переносном смысле это "нечто огромное", "необъятная ширь".
"Мустамяки" слышал только применительно к дер.Горьковской, "где музей Горького", а не к станции и тем более к болоту.
Если говорить о переселенцах 1948-50 гг., то они естественно знали и использовали названия как Мустамяки, так и Мерисуо. Следующие поколения уже забывали.
Разумеется, все сказанное из серии к.м.к.
Аватара пользователя
Osbourne
Сообщения: 5680
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 5:24 am
Откуда: Vanha Valkeasaari

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Osbourne »

Добрый вечер. Всегда меня интересовал вопрос - а откуда переселенцы могли знать финскую топонимику?
Корвенкюля
Сообщения: 3604
Зарегистрирован: Чт окт 20, 2011 9:52 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Корвенкюля »

Даже опешил. То есть как... они приехали и заселились в официально тогда называвшихся: пристанционный поселок Мустамяки и деревня/хутор Мерисуо (там было пара-тройка домов, где до того жили торпари, в подряде на торф.работах). Наверное даже прописка в паспортах такая была. И даже некоторое время после переименований думаю все помнили прежние названия.

А если Вы про "природную" топонимику типа озер, рек, ручьев, болот, то объекты также не были переведены, и на картах были финские.
Я так понимаю, что т.н. "карты РККА" зелененькие были в ходу и у населения. Я их много встречал у местных в советское время, типа "от отца осталось"..., уже рваные-засаленные. Даже покупал. :D
Аватара пользователя
Osbourne
Сообщения: 5680
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 5:24 am
Откуда: Vanha Valkeasaari

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Osbourne »

Ну допустим про прописку понятно. Непереименованные населенные пункты до 1948 года тоже понятно. Но реки, болота и всё остальное - непонятно. Карты сомневаюсь что были у кого-то подробные, генштаб секретный, а все советские карты доступные населению и туристические планы уж такие были приблизительные.. В 70-х годах я живя в Тарасовке от бабушки слышал только "Териоки". Были наверное люди исключительной любознательности, но чтоб большинство..
Аватара пользователя
Буквоед
Сообщения: 1425
Зарегистрирован: Сб май 07, 2011 11:17 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Буквоед »

Позволю себе некоторую саморекламу, учитывая что она касается обсуждаемого предмета :D Поясню, что цитируемый фрагмент относится к 1956 г.
"большинству граждан тогда (да и сейчас) были неизвестны и совершенно безразличны географические, а тем более – исторические, этнографические и прочие подробности. Однако у некоторых, из тех, что постарше и застали довоенные и военные времена, сохранились в памяти, а то и в фактах биографии, прежние, существовавшие до 1948 года финские топонимы. Так вот и воспитательница уверенно произнесла прежнее название: Вуокси, хотя и ошиблась при этом в географии. Также помню, что мама, объясняя знакомым, где я был в лагере, называла станцию Лосево, и это было многим непонятно, а потом уточняла, что это в районе Рауту (Сосново), и тогда собеседники дружно кивали. "
Подробнее - на https://vk.com/wall51034218_323
isl
Сообщения: 1829
Зарегистрирован: Пн ноя 15, 2010 9:55 pm
Защита от спама: Нет
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение isl »

Участники IV Международного железнодорожного конгресса во время поездки в Финляндию, 18/30 августа 1892. Фото А. А. Насветевича. Первый снимок сделан на вокзале в Выборге, остальные - у моста через Вуоксу в Антреа. В превосходном качестве альбом выложен здесь: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01013564129
Вложения
railway-congress-1.jpg
railway-congress-1.jpg (136.93 КБ) 1171 просмотр
railwaycongress-2.jpg
railwaycongress-2.jpg (162.41 КБ) 1171 просмотр
railway-congress-3.jpg
railway-congress-3.jpg (162.15 КБ) 1171 просмотр
railwaycongress-4.jpg
railwaycongress-4.jpg (150.62 КБ) 1171 просмотр
railway-congress-5.jpg
railway-congress-5.jpg (144.08 КБ) 1171 просмотр
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 32133
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

isl писал(а): Вс июн 01, 2025 8:45 pm Участники IV Международного железнодорожного конгресса во время поездки в Финляндию, 18/30 августа 1892. Фото А. А. Насветевича. Первый снимок сделан на вокзале в Выборге, остальные - у моста через Вуоксу в Антреа. В превосходном качестве альбом выложен здесь: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01013564129
У нас есть статья в "Ниве" за 1892 год с иллюстрациями у у моста через Вуоксу в Антреа - https://terijoki.spb.ru/photos/picture. ... egory/2137
Но здесь фото много лучшего качества, конечно.
Ответить