Железные дороги Карельского перешейка

Обсуждение истории и краеведческих вопросов и материалов о Зеленогорске/Териоках и окружающей местности

Модераторы: автодоктор, Vladimir S. Kotlyar

Ответить
autumn
Сообщения: 1187
Зарегистрирован: Вт ноя 09, 2010 8:51 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение autumn »

abravo писал(а):
Сб май 30, 2020 1:33 pm
VPatrunov писал(а):
Сб май 30, 2020 1:06 pm
О реконструкции вокзала в Токсово я сообщал здесь еще в прошлом году.
Предполагается полностью снести существующее здание и на старом фундаменте построить новое.
Недавно появилась информация, что работы могут начаться уже в июне:
https://nsp.ru/news/25732-vokzal-pretknoveniya
Как видно, предложенное решение не соответствует в полной мере оригинальному проекту Урхо Пяллия:
Да... Это, мягко говоря, "по мотивам".
Господа знатоки, помогите, пожалуйста, прояснить вопрос с архитектором, который построил вокзал в Токсово - Урхо Пяллия. Дело в том, что наши финские друзья заинтересовались этой темой (сноса вокзала), но не могут нигде пока найти сведений об этом архитекторе. В Сети я нашла, что он строил и другие вокзалы на линии Петербург-Кексгольм-Хийтола, а именно, в Девяткино, Васкелово и Саккола/Громово. Плюс до недавнего времени существовала водонапорная башня в Токсово, которая входила в комплекс станционных построек. И что родился он в Сортавала. А еще какие-то сведения о нем есть? Спасибо.

Аватара пользователя
Osbourne
Сообщения: 2676
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 5:24 am
Откуда: Vanha Valkeasaari

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Osbourne »

Информация об архитекторе - из книги Андрея Сырова "Токсово" (1998 год). Все вопросы к нему. В финских источниках такой фамилии нет.

Корвенкюля
Сообщения: 2247
Зарегистрирован: Чт окт 20, 2011 9:52 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Корвенкюля »

Доброй ночи.
Да, такую фамилию в регионе Сортавала, да и вообще на Перешейке не найти. Возможно, источник информации напутал.

Из работ этого Пяллия упоминается Саккола (Громово).
Есть фото 1-го и 2-го вокзалов Сакколы. В описании с сайта https://terijoki.spb.ru/railway/rw_dir_ ... hp#gromovo
"1-й вокзал ст.Саккола. Построен в 1917 г. по проекту арх.Туре Хеллстрёма.
В 1920-х г.г. его заменили на здание более крупных размеров.
2-й вокзал ст.Саккола 4-го класса постройки 1920-х годов. Сгорел в 1941г."

Описание финской ст.Хёльяккя вбл.ст.Нурмес:
"Хёльяккя была открыта для движения 16 октября 1911г. Там было построено здание вокзала, спроектированное Туре Хеллстрёмом .
Здание было перенесено в Сакколу в 1920г. А небольшое здание вокзала было перенесено из Сакколы на освободившееся место".
Т.е. произошел обмен вокзалами.
Получается, вокзал Хеллстрема - не первый, а второй вокзал Сакколы 1911г. постр., привезенный в 1920г.

Вокзал Хёльяккя, первый вокзал Сакколы, сохранился в слегка перестроенном виде.
Саккола вокзал (с 1920г.в Хёльяккя).jpg
Саккола вокзал (с 1920г.в Хёльяккя).jpg (382.9 КБ) 784 просмотра

Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 27876
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

Пока в качестве источника удалось вспомнить только статью в "Новой газете" - http://novayagazeta.spb.ru/articles/10362/
Но, боюсь, что газета воспользовалась информацией местных, токсовских, краеведов.

Аватара пользователя
Osbourne
Сообщения: 2676
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 5:24 am
Откуда: Vanha Valkeasaari

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Osbourne »

Спросил у Андрея Сырова в ВК. Он говорит, что в 1997 году на вокзале в Приозерске был какой-то краеведческий праздник и там на информационных стендах об истории жд была фамилия этого архитектора. Оттуда он ее и взял. Возможно, и напутал потом с точным написанием. Видимо, вся последующая информация идет уже с учетом этой ошибки.

autumn
Сообщения: 1187
Зарегистрирован: Вт ноя 09, 2010 8:51 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение autumn »

Osbourne писал(а):
Пн июн 08, 2020 1:18 am
Информация об архитекторе - из книги Андрея Сырова "Токсово" (1998 год). Все вопросы к нему. В финских источниках такой фамилии нет.
Спасибо. То-то финны удивляются... Надо смотреть дела в РГИА, кем чертежи подписаны...

autumn
Сообщения: 1187
Зарегистрирован: Вт ноя 09, 2010 8:51 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение autumn »

Господа, тут еще такой вопрос: финны вспомнили, что в 2020 г отмечается 150 лет железной дороге Петербург-Риихимяки. Их железнодорожный музей хочет сделать виртуальную выставку и, может, публикацию об этой истории. Исследователь, бывш. член ИКОМОС Пирье Хувила (Pirjo Huvila) отсняла здания на финской стороне и очень просит рассказать о состоянии зданий на российской стороне. Что было разрушено, что сохранилось, в каком виде? Если есть - фотографии. Я могу напрямую связать с Неттой Бёёк и Пирье Хувила, если такая помощь возможна. Спасибо.

Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 27876
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

autumn писал(а):
Вт июн 09, 2020 1:01 pm
Господа, тут еще такой вопрос: финны вспомнили, что в 2020 г отмечается 150 лет железной дороге Петербург-Риихимяки. Их железнодорожный музей хочет сделать виртуальную выставку и, может, публикацию об этой истории. Исследователь, бывш. член ИКОМОС Пирье Хувила (Pirjo Huvila) отсняла здания на финской стороне и очень просит рассказать о состоянии зданий на российской стороне. Что было разрушено, что сохранилось, в каком виде? Если есть - фотографии. Я могу напрямую связать с Неттой Бёёк и Пирье Хувила, если такая помощь возможна. Спасибо.
Так у нас в железнодорожном разделе все подробно представлено. С фотографиями, справочными материалами.
Если говорить о Выборгском направлении, то:

От Петербурга до Зеленогорска - https://terijoki.spb.ru/railway/rw_dir_zelenogorsk.php
От Ушково до Лужайки - https://terijoki.spb.ru/railway/rw_dir_vyborg.php

И обзорная карта - https://terijoki.spb.ru/railway/rw_map.php

Аватара пользователя
Osbourne
Сообщения: 2676
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 5:24 am
Откуда: Vanha Valkeasaari

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Osbourne »

autumn писал(а):
Вт июн 09, 2020 11:51 am
Osbourne писал(а):
Пн июн 08, 2020 1:18 am
Информация об архитекторе - из книги Андрея Сырова "Токсово" (1998 год). Все вопросы к нему. В финских источниках такой фамилии нет.
Спасибо. То-то финны удивляются... Надо смотреть дела в РГИА, кем чертежи подписаны...
А они есть, чертежи? Конкретно по Токсово я не нашел. Вот фонд 350, планы и чертежи железных дорог. Опись 54, соединительная ветка и финляндские жд. Там два дела более-менее по теме: #386 - проект вокзала Раасули и #391 -
проекты вокзалов на станциях IV класса и на разъездах.

http://rgia.su/object/1296500772
http://rgia.su/object/1296501402

Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 27876
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

Osbourne писал(а):
Вт июн 09, 2020 4:26 pm
А они есть, чертежи? Конкретно по Токсово я не нашел. Вот фонд 350, планы и чертежи железных дорог. Опись 54, соединительная ветка и финляндские жд. Там два дела более-менее по теме: #386 - проект вокзала Раасули и #391 -
проекты вокзалов на станциях IV класса и на разъездах.

http://rgia.su/object/1296500772
http://rgia.su/object/1296501402
Я спросил у своего финского знакомого, бывшего руководителя архива музея архитектуры Финляндии. Посмотрим, что он ответит.

autumn
Сообщения: 1187
Зарегистрирован: Вт ноя 09, 2010 8:51 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение autumn »

Osbourne писал(а):
Пн июн 08, 2020 2:17 pm
Спросил у Андрея Сырова в ВК. Он говорит, что в 1997 году на вокзале в Приозерске был какой-то краеведческий праздник и там на информационных стендах об истории жд была фамилия этого архитектора. Оттуда он ее и взял. Возможно, и напутал потом с точным написанием. Видимо, вся последующая информация идет уже с учетом этой ошибки.
Да, я ему тоже сразу написала, и он ответил слово-в-слово. Так что тема с этим Урхо в качестве архитектора, думаю, закрыта, а дальше можно искать в РГИА. Там есть фонд жд. Петербург-Хийтола. Наверное, техник, инженер, подрядчик. И фамилия не факт, что такая - Андрей Сыров по памяти писал. А все подхватили. Я, кстати, эту фамилию в "Новой газете" намеренно не упоминала, потому как информация не проверенная - я сразу погуглила. Врезку сделала сама газета.
Кстати, вполне возможно, что Пяллия и Потехин в памяти Сырова поменялись местами. Именно Н. Н. Потехин служил в это время в ПЕтербурге архитектором. В 1908 г. построил доходный дом на Подольской. Тогда Пяллия (или как его еще) - инженер, техник или др.

autumn
Сообщения: 1187
Зарегистрирован: Вт ноя 09, 2010 8:51 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение autumn »

Osbourne писал(а):
Вт июн 09, 2020 4:26 pm
autumn писал(а):
Вт июн 09, 2020 11:51 am
Osbourne писал(а):
Пн июн 08, 2020 1:18 am
Информация об архитекторе - из книги Андрея Сырова "Токсово" (1998 год). Все вопросы к нему. В финских источниках такой фамилии нет.
Спасибо. То-то финны удивляются... Надо смотреть дела в РГИА, кем чертежи подписаны...
А они есть, чертежи? Конкретно по Токсово я не нашел. Вот фонд 350, планы и чертежи железных дорог. Опись 54, соединительная ветка и финляндские жд. Там два дела более-менее по теме: #386 - проект вокзала Раасули и #391 -
проекты вокзалов на станциях IV класса и на разъездах.

http://rgia.su/object/1296500772
http://rgia.su/object/1296501402
Я про чертежи вот здесь нашла: http://www.archnadzor.ru/2020/06/02/vok ... go-obekta/
Т1.png
Т1.png (206.89 КБ) 674 просмотра

autumn
Сообщения: 1187
Зарегистрирован: Вт ноя 09, 2010 8:51 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение autumn »

Потехин Николай Иванович, р. 1869. Учился в Институте гражданских инженеров (1887-1892). На 1911 год был гласным Думы и служил в Управлении СПб городских железных дорог. Могли вполне привлечь к проектированию вокзалов на линии СПб-Хийтола. Вроде, сходится пока... А вот на 1917 год - ваще! "Архитектор Управления по постройке ж.д. линии Петроград-Токсово".
Потехин.png
Потехин.png (24.55 КБ) 672 просмотра

Аватара пользователя
Osbourne
Сообщения: 2676
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 5:24 am
Откуда: Vanha Valkeasaari

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Osbourne »

А откуда взялась фамилия Потехин? Тоже из книги Сырова?

Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 27876
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

Мой финский знакомый Тимо Кейнянен ответил:

1) Материалов по вокзалу Токсово, также как, например, по вокзалам Удельной и Парголово, в Национальном архиве Финляндии нет. Поскольку это на русской стороне.

2) Он не нашел ничего про Urho Pälli или Pälliä - ни среди студентов Технического института Хельсинки, ни в адресных книгах за 1915 год Хельсинки, Сортавалы и Выборга. Так что почти наверняка это ошибка.

Ответить