Terra Incognita

Содержание:   Фортификация   Маршруты   Достопримечательности   Малоизвестное   Заграница

Пешком по Карельскому: Пл. 13 км - ст. Гвардейское - пл. Пионерлагерь. (06.04.11)

Любой из предлагаемых маршрутов в рубрике "Пешком по Карельскому" может быть пройден за один день без ночёвки лицами, не имеющими специальной туристической подготовки и снаряжения. Маршруты составлены в расчёте на жителей Санкт-Петербурга.

Маршрут: Пл. 13 км - ст. Гвардейское - пл. Пионерлагерь.

Протяжённость: 5 км.

Этот небольшой по протяженности маршрут позволяет увидеть густые леса, выросшие на каменистых россыпях, а также несколько красивейших озер в окрестностях станции Гвардейское (бывш. Karisalmi). Трасса пешеходной части маршрута проходит вдоль полотна железнодорожной линии Выборг-Хийтола. Во время прогулки необходимо помнить, что железная дорога является зоной повышенной опасности, и во-время уходить с путей от приближающегося поезда.

Маршрут начинается у платформы 13 км Каменногорского направления (фото 1). Этот остановочный пункт появился тридцать лет назад в связи с увеличением количества садовых участков жителей г. Выборга. Добраться сюда достаточно просто. От Финляндского вокзала до Выборга едем на утренней скоростной электричке, с которой согласован пригородный поезд "Выборг-Светогорск" (по графику 2010/2011 г. отправление из Выборга в 9.23). В летнее время по субботам и воскресеньям к этому поезду прицепляют два дополнительных вагона до Хийтолы. Нам годится любой вагон. Пересаживаться нужно без промедления, т.к. между прибытием скоростной электрички в Выборг и отправлением Светогорского пригородного расписанием заложено всего-то шесть минут. До платформы 13 км поезд из Выборга идёт чуть менее получаса.

Фото 1. Платформа 13 км. Взгляд в сторону Выборга

Фото 2. Платформа 13 км. Взгляд в сторону Гвардейского

Прибыв на место, необходимо перейти ж.д. пути и двигаться по левой стороне вслед ушедшему поезду. На фото 2, сделанном в 2007 году, видно, что идти тогда можно было только по шпалам. Это, во-первых, небезопасно, а во-вторых, через несколько километров такой прогулки Ваша обувь и брюки будут безнадёжно испачканы маслом, попавшим на путь с эксплуатируемых здесь тепловозов (участок неэлектрифицирован). Но в 2008-2009 годах в этих местах начались работы по строительству вторых путей между Выборгом и Каменногорском, для чего вдоль существующей линии была расчищена и частично выровнена полоса, по которой теперь можно с минимумом препятствий добраться до самого Гвардейского. В 2010 году стройка была приостановлена на неопределенный срок. Это обстоятельство даёт надежду, что путешествующим здесь не встретятся грохочущие экскаваторы и бульдозеры.

Через полкилометра ходьбы железная дорога сворачивает в лес. Сбоку видны несколько больших валунов (фото 3). Да и сам лес словно пророс через обильные каменистые россыпи (фото 4). Если, пройдя вдоль "железки" около двух километров, отклониться от трассы чуть влево, то можно увидеть край озера Малое Лошадиное (бывш. Pienihepolampi). Идти через этот лес нужно осторожно, поскольку некоторые камни шатаются, когда на них наступишь. Кроме того, их поверхность поросла мхом. Да и тропинок здесь практически нет. Зато много черничника, правда, комаров тоже хватает...

Фото 3. Придорожные великаны

Фото 4. Лес вырос на каменной россыпи

Вернувшись к железной дороге (фото 5), мы вскоре увидим два безымянных озерца слева и справа от насыпи (фото 6 и 7). До начала строительства дороги это было единое озеро и называлось оно Tervalampi. Насыпь разделила его на две половины, а в советское время забылось и его название. От берегов озерца уже хорошо видны крайние дома поселка Гвардейское (фото 8). Вскоре покажется и первый автодорожный переезд. Отсюда до привокзальной площади можно идти по асфальтированной дороге справа, но лучше продолжать движение вдоль ж.д. путей - тогда мы увидим красивую панораму южной части озера Большое Лесное (бывш. Salojärvi)(фото 9). Миновав второй переезд (фото 10), уже рукой подать до вокзала ст. Гвардейское.

Фото 5. В километре от Гвардейского

Фото 6. Озеро Tervalampi слева от железной дороги

Фото 7. Озеро Tervalampi справа от железной дороги

Фото 8. Впереди - Гвардейское

Фото 9. Вид озера Большое Лесное с южной стороны

Фото 10. Второй переезд в Гвардейском

Осмотрев комплекс вокзальных сооружений и ознакомившись с возможными изменениями в расписании движения поездов (на здании вокзала) и автобусов (в окне магазина рядом с вокзалом), продолжаем наш путь. Поселковая улица, начавшись от площади у вокзала, скоро переходит в обычную проселочную дорогу и через 800 м заканчивается у платформы под названием Пионерлагерь (фото 11). Этот остановочный пункт появился в советское время, поэтому старого финского названия у него нет. Железнодорожные пути тут уложены на огромный гранитный монолит, хорошо заметный уже при подходе к платформе. С этой платформы мы будем уезжать в обратный путь (фото 12). Пригородный поезд на Выборг проходит здесь в 16.04. Следует иметь в виду, что поезд этот, как правило, принимается на 1-й путь - на фото 12 показан слева. Делается это для того, чтобы в самом Гвардейском он прибыл к вокзалу. На путь, расположенный на фото 12 справа, этот пригородный поезд принимают только в крайнем случае, если главный 1-й путь занят в это время грузовым поездом. Но это бывает очень редко.

Фото 11. Выход к платформе Пионерлагерь

Фото 12. Общий вид платформы Пионерлагерь

От платформы Пионерлагерь спускаемся к берегу озера Большое Лесное (фото 13 и 14). Здесь можно остановиться на большой привал у воды. Если пройти чуть дальше по дороге (фото 15) и перейти межозерный пролив через мостик, то мы увидим на берегу озера Большое Лесное плоский гранитный массив, плавно "сползающий" под воду (фото 16). После моста через пролив железная дорога отклоняется вправо, образуя красивую панораму (фото 17).

Фото 13. Озеро Большое Лесное. Центральная часть

Фото 14. Озеро Большое Лесное. Район пролива

Фото 15. Дорога идет по гранитной плите

Фото 16. Монолит уходит под воду

Фото 17. К северу от платформы Пионерлагерь

Пройдя ещё дальше по дороге слева от ж.д. путей и миновав несколько дачных домов, путешествующие окажутся в "каменном" сосновом бору (фото 18). Он вырос на межозерной гряде, и поэтому - более светлый, чем лес, в который мы заходили в начале маршрута. Здесь встречаются гранитные обнажения причудливой формы (фото 19). В качестве награды путешественнику здесь растёт лесная земляника (фото 20), да и черничник тоже есть.

Фото 18. Каменная гряда поросла соснами

Фото 19. Причудливые формы гранитных обнажений

Фото 20. Награда путешественнику

Другое возможное место отдыха у воды находится по правую сторону от железной дороги. Перейдя её по тропинке недалеко от моста через пролив, путешествующие попадают на берег озера Pien-Salojärvi (фото 21-23), которое на картах советских времён также осталось без названия.

Фото 21-23. Озеро Pien-Salojarvi

При желании задержаться в этих местах подольше, есть вариант выезда из Гвардейского на автобусе № 137, отправляющимся от привокзальной площади в 18.50. Вечерний пригородный поезд, проходящий платформу Пионерлагерь в 20.50, прибывает в Выборг уже после того, как уходит последняя электричка на С.-Петербург, поэтому рассчитывать на этот поезд не приходится.

К сожалению, из-за начавшегося строительства вторых путей на участке Выборг - Каменногорск, некоторые пейзажи вдоль железнодорожной линии оказались изуродованными в результате земляных работ. Поэтому пришедший сюда в 2011 году путешественник увидит местами не совсем то, что изображено на прилагаемых к описанию фотографиях. Но со временем земля залечит нанесённые раны, и красота этих мест, надеюсь, будет радовать ещё не одно поколение туристов.

Внимание! В конце лета 2011 года на железной дороге Выборг - Каменногорск начались интенсивные работы по прокладке вторых путей. Шум от строительной техники, грязь и вид разрытого грунта могут свести на нет приятные впечатления от прогулки по этому маршруту. Поэтому, до окончания земляных работ рекомендуется повременить с визитом в эти края. На фото от 26 сентября 2011 года запечатлён вид из окна поезда, остановившегося на пл. 13 км, другое фото иллюстрирует, во что превращена красивейшая панорама межозёрного пролива рядом с пл. Пионерлагерь.

Фото 13. Строительство вторых путей, 13 км

Фото 14. Строительство вторых путей, Пионерлагерь

Пешком по Карельскому: Пл. 13 км - ст. Гвардейское - пл. Пионерлагерь
Маршрут на довоенной финской карте

/ ©  Дмитрий Веревкин, апрель 2011 г., сентябрь 2011 г. Фото автора, 2007-2011 гг. Специально для terijoki.spb.ru /


Читайте также в рубрике "Пешком по Карельскому":
Пл. Тарасовское – пос. Уткино – пос. Поляны
Ст. Ермилово - пос. Малышево - ст. Куолемаярви
Пл. Лазаревка - пл. Кархусуо - ст. Верхне-Черкасово
Пл. Ушково - г. Зеленогорск (ж.д. вокзал)
пос. Мичуринское - ж.д. платформа Лосево
пос. Ленинское - оз. Б.Симагинское ("Красавица")
Ст. Куолемаярви - озеро Высокинское
Пл. Ушково - ст. Приветненское
Ст. Куолемаярви - озеро Александровское
Громово - Суходолье
Пл. Заходское - Красноперские озера - оз. Грачиное
Пос. Попово - г. Высоцк
Ст. Верхне-Черкасово - пос. Перово - пос. Гончарово - пл. Пальцево
Куолемаярви - Лужки - берег Финского залива (бухта Окуневская)
От Кузнечного до Севастьяново
Ст. Гвардейское - пос. Овсово - протока между Соколиным и Губановским озёрами

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

ОБЯЗАТЕЛЬНО - введите символы с картинки - цифры и латинские буквы.
Регистр не имеет значения - вводите маленькие буквы.
Цифра ноль - всегда перечеркнута.
Если не можете прочесть - перезагрузите страничку.

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)   


Содержание

 

Фортификация

Карельский укрепрайон (КаУР)

Форт Ино

Крепость Выборг

Линия Маннергейма, Зимняя война, Великая Отечественная война

Финская береговая оборона

Линия VT

 

Маршруты

Пешком по Карельскому

 

Достопримечательности и знаменитости

Выборг и его окрестности, острова Выборгского залива

Зеленогорск/Терийоки, Курортный район Санкт-Петербурга, Карельский перешеек

 

Малоизвестные факты и проекты

 

Заграница


 

Rambler's Top100 page counter

© terijoki.spb.ru 2000-2016 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.