Terra Incognita

Содержание:   Фортификация   Маршруты   Достопримечательности   Малоизвестное   Заграница

М. Костоломов. WIBORGIANA. Территории и поселения.
Земля босых коров, первых школ и первых заводов. Вахвиальская волость довоенной Финляндии. (05.11.08)

Справка для будущей "Выборгской энциклопедии":

Карта довоенной финской волости Вахвиала из финского пятитомника "Карьяла".

ВАХВИАЛЬСКАЯ ВОЛОСТЬ, Vahvialan pitaja - административная территория (волость, сельский приход) финляндской Карелии (Karjala), исторической области Южная Карелия (Etela-Karjala), Выборгского уезда (Viipurin kihlakunta). Расположена на западном берегу Выборгского залива. Образована в 1921 г. из западной части Выборгского сельского района (Viipurin maalaiskunta), позднее южная граница волости была изменена в связи с присоединением к ней в 1924 г. деревни Тервайоки. Общая площадь без акваторий в 1936 г. составляла 301,81 кв. км. Население на 1939 г. - 5 851 чел. Административный центр - село Вахвиала (Vahvialan kirkonkyla), возникшее после организации Вахвиальского прихода и возведения церкви в 1920 г. на территории деревни Сипиля (Sipila), ныне Яшино. После 2-й мировой войны территория отошла к СССР, за исключением 1600 га с населением 67 чел.: дер. Хясяля (Hasala) - 18 чел., дер. Хийваниеми (Hiivaniemi) - 49 чел., которые с 1946 г. присоединены к финляндским волостям Лаппее (Lappee) и Юлямаа (Ylamaa).

НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ - деревни Hanhijoki, Hiivaniemi, Houni (ныне пос. Буслово), Hovinmaa (пос. Кравцово), Huotari, Hasala (Булановка), Jarvenpaa, Kintere, на некоторых картах - Kinteri (пос. Усадище, на многих картах это название ошибочно отнесено к Vahviala), Koskela, Louko или Loukko, Loukola (Пограничное), Loytomaki, Nurmi (пос. Лужайка), Rakkola, Rakkolanjoki (пос. Заречье), Sipila (пос. Яшино), Sydanmaa, Tervajoki (пос. Большое Поле), Tervajarvi (Карповка), Vahviala (территория этой деревни, согласно земельному регистру, первоначально включала в себя 4 участка, из которых Anttila (Анттила), Sipila и Таарасти (Taarasti) составили церковную деревню, т.е. село Vahviala), Vanhakyla. Список деревень основан на работе Юрьё-Пекки Мякинена "Волости поуездно" (1982) в пятитомной "Karjala" (том 3), советские переименования приведены с учетом всех доступных автору очерка карт, однако нуждаются в уточнениях.

Пассажир железнодорожного вагона 1920-х годов, проезжая через земли Вахвиальской волости и любуясь отлично ухоженными полями по обе стороны колеи, утопающими в парковой зелени зданиями поместий и вилл, вонзающимися в облака трубами новеньких заводов, мог составить представление о вахвиальцах как о зажиточных, уверенных в себе, крепко стоящих на земле хозяевах. Это представление было не так уж далеко от действительности. По крайней мере, поступь технического прогресса здесь чувствовалась на каждом шагу - фабрики и заводы росли, как грибы в вахвиальских борах после дождя. Однако почти все они жались к узкой полосе вдоль железнодорожного полотна. Сельские хозяева работали изо всех сил, на своей земле им порой удавалось достигать значительных успехов и наслаждаться спелыми плодами своего труда... Но сладость урожая обеспечивал только горький пот труженика. Райских условий эта земля никогда не предоставляла, босоногая бедность была ее вековой приметой.

Но еще одной из местных примет был - и сохранился среди уроженцев волости до сих пор - типично карельский юмор. И потому, указывая на бегающего по двору и скинувшего обувь ребенка, например, они и сейчас покачают головой с мягкой укоризной: что ж ты, мол, так - paljain jaloin kuin Tervajoen lehmat. Босыми ногами, как тервайокские коровы! Странная поговорка, не так ли? Разве не все в мире коровы босые?

Отнюдь нет - по крайней мере, маленькая деревня Тервайоки, вошедшая потом в Вахвиальскую волость, тем в основном и известна современным финнам. (Это точно - автор очерка недавно услышал присказку про босых коров на стокгольмском пароме от молодой пары, живущей в Норвегии.)

В этой-то самой деревне жила-была 150 лет назад некая госпожа Бютцов (Butzow). Подробностей о ее жизни никто, пожалуй, и не знает. Но, надо думать, босоногая бедность ей знакома не была. (По крайней мере, муж ее, богатый г-н Бютцов, основал в Тервайоки мыловаренный завод, который в 1856 г. был перенесен в Выборг и слит с фабрикой Хави.)

Неизвестно, проявляла ли г-жа Бютцов, тогдашняя владелица тервайокского имения Алахови, жалость к голодным и босым карельским крестьянам или работникам мыловаренной фабрики своего мужа. Однако животных она очень любила, и ей было сердечно жаль своих коровушек, ноги которых очень зябли по осени. И однажды для мерзнущих коров имения по ее заказу была пошита обувка - что-то вроде тапочек или бахил.

Представим себе: раннее утро, допустим, сентября. Затвердел почвенный покров, ледком покрылись лужицы на дорогах, побурела и заиндевела трава после ночного заморозка. Тервайокские крестьяне - как и в наши дни, по укладу сельскому, извечному - спозаранку выгоняют из приземистых хлевов своих коровенок и, ворча из-за ранних холодов, озабоченные, достанет ли скотине корма, провожают их с хворостиною до условленного места, где пастух ведет сбор общего стада и готовится уходить к местам выпаса, куда-нибудь к дальним полянам. В стаде, наверное, и несколько буренок, принадлежащих владельцам имения, и разномастные коровы арендаторов, торпарей. А место сбора, надо полагать, поближе к коровнику имения, как удобнее барину.

Коровник имения Тервайоки. Фото А. Павлова, 2008 г.

В данном случае это было, видимо, на пустыре, где сейчас стоит здание недавно ликвидированной Большепольской администрации. Ведь коровник имения Тервайоки, о котором идет речь, это и есть уникальное даже для Финляндии, всегда восхищавшее местных жителей старинное сооружение, испытавшее ряд перестроек, но первоначально возникшее в XVI-XVII, а может быть, даже в конце XV века. Известно, что владельцу имения Тервайоки в 1606 году, рыцарю Линдведу Классону Хэстеску (Lindwed Klasson Hastesko), который стал хозяином этих земель по воле короля Карла Девятого, принадлежал коровник на 50 голов скота. (Это бывшее здание совхозной конюшни, крепкое, вековое - последнее на территории волости и всего района Завыборжья средневековое сооружение. Поспешите побывать в Большом Поле и поглядеть на свидетельство далекого прошлого, пока его стены еще стоят.)

Но пока стены из мощных, плотно прилаженных неизвестным мастером гранитных блоков еще не рухнули, легко представить, как скотники г-жи Бютцов распахивают ворота, а сама она, наверное, стоит неподалеку и сжимает руки от умиления и довольства собой, когда изнутри одна за другой появляются несколько озадаченные и неловко ступающие хозяйские коровы, тщательно обутые в некое подобие валенок... И можно представить себе выражение лиц, а потом и неудержимый хохот изумленных тервайокских крестьян и обывателей, чьи коровы, не в пример бодатым неженкам г-жи Бютцов, уходили пастись необутыми, как то и совершалось издревле в подлунном мире, paljain jaloin kuin Tervajoen lehmat.

Автору очерка нужно сдерживаться: ведь про свою родную деревню хочется рассказать побольше. Но Тервайоки всегда была немножко сама по себе и на отшибе, даже войдя в состав молодой волости. Последняя получила благодаря этому выход к морскому берегу - к Выборгскому заливу в районе Карппиланлахти, Подборовской бухты (Karppilanlahti).

Однако местным жителям совсем не нравилось добираться до волостного центра труднопроходимыми лесными дорогами. Сноситься с Выборгом по всем общественным делам было гораздо легче. И почти сразу же после вхождения в волость Вахвиальскую недовольные тервайокцы, а вместе с ними жители деревень Ханхийоки и Ракколанйоки, пошли на попятный и запросились обратно. Конечно, их не отпустили - Выборгский сельский район был и без того велик и трудноуправляем.

На наш взгляд, в истории любой карельской деревни можно найти интересные страницы. Архаическая древность. Эпоха викингов, эпоха крестовых походов. Средневековье. Новое время: великодержавная Швеция и напористая Россия при Петре и его преемниках. Автономия Великого Княжества Финляндского. Войны, восстания, революции. Мирное строительство в независимой Финляндии: с надеждой, но не без проблем! Катастрофа Зимней войны. Трагический Исход...

И в послевоенный, советский период здесь тоже совершалось, наверняка, много любопытного. Организовывались и распадались колхозы, затем совхозы, и во всех этих рифмующихся с "навозом" организациях кипела какая-то жизнь. Сельхозрабочие вкалывали, как рабы, не щадя себя - думали, что на благо народа, на благо родной страны. Делали карьеру чиновники, кто-то заслуженно становился героем труда, кого-то репрессировали как врага народа. Но жизнь продолжалась, сменялись поколения, и на земле бывшей Вахвиальской волости рождались достойные и талантливые люди. О них, конечно, должен быть отдельный рассказ.

Строили новое и при этом, к сожалению, разрушали старое. Больше разрушали, чем строили, а то, что построили, как правило, мало радует. По крайней мере, на территории Вахвиальской волости и в соседних деревнях ближе к Выборгу. Даже местные жители, родившиеся в Харитоново, Селезнево или пос. им. Калинина (вот дикое название!), если б не подвижничество собирателей школьного музея, не поверили бы, что эти места были знамениты своей природной красотой, изумительными имениями и виллами, богатой древней и новой историей. И названия этих селений звучали музыкой: Суур-Мерийоки, Юкспяя, Тиенхаара.

(Утрата исконных карельских наименований, может быть, не так впечатляет, как разрушение материальных объектов. Однако, среди прочего, она приводит к вычеркиванию из памяти людей важных исторических фактов. Например, заключая в 1323 г. первый по времени Ореховецкий договор со шведами и уславливаясь о первой в истории российско-шведской границе, новгородцы выговорили себе право продолжать рыбную ловлю на нескольких озерах и реках, доставшихся шведам. Среди них - и оказавшаяся "в глубоком тылу" за Выборгским замком река Юкспяя. Это одно из существенных доказательств присутствия русских людей и хозяйственных интересов Новгорода в выборгском краю до крестового похода шведов в 1293 г. Немного странно, что историки мало обращают внимания на этот и подобные факты. Может быть, просто потому, что забывают, где этакая река находилась? И не видят никакого интереса в нынешней речке Селезневке.)

Задачей очерков о волостях и деревнях довоенной Финляндии не может быть их детальное описание. Хочется, однако, напомнить нынешним читателям о том, что живут они на землях необыкновенных, ценность которых отнюдь не в размерах полевых угодий, показателях поголовья скота и надоев. И сообщить некоторые сведения по истории края, как правило, содержащиеся в книгах и статьях на финском языке и потому труднодоступные. Прежде всего следует назвать книгу уроженца деревни Ванхакюля Туомаса Сутела "Вахвиала, ее рождение и судьбы" 1948 г. (Tuomas Sutela. "Vahviala, sen synty ja vaiheet", последнее слово говорит об исторических судьбах, этапах развития Вахвиала). Интереснейший альбом старых фотографий был выпущен коллективом авторов в 1997 г.: "Вахвиала. Родная местность в изображениях" ("Vahviala. Kotiseutua kuvina"). Значительная часть источников - устные воспоминания, рассказы и беседы, письма уроженцев Вахвиальской волости.

Приходится признать, что чтение (как и написание) краеведческих очерков - не очень легкое дело. Места малоизвестные, заброшенные, карты неточные и взаимно противоречивые. Где границы деревень - тогдашних и нынешних? О какой реке, каком озере, ручье или урочище идет речь в воспоминаниях? Что ни топоним - то целая история его возникновения, бытования и исчезновения из людской памяти. Руины материальные и руины, так сказать, ментальные.

Поэтому отдельным поселениям или природным объектам - таким, как деревни Вахвиала, Коскела, Терваярви, Лёютёмяки, Ванхакюля, реки Хоунийоки и Тервайоки, озера Лёютёярви и Хоуниярви - видимо, следует, посвятить специальные исследования и публикации. Рассказать хочется о многом и сохранить от забвения имена замечательных людей, названия речушек и дорог, обычаи и разнообразные забавные случаи, которые того стоят.

Волостному центру, церковной деревне Вахвиала, посвящены несколько изданных в Финляндии книг. Живущий в Артъярви вахвиалец Антеро Антин (Antero Antin, ударение на последнем слоге) издал в 2001 г. объемный сборник архивных исследований и воспоминаний. Здесь указывается, что Вахвиала не то чтобы очень древняя, но достаточно немолодая, при почти пятивековом возрасте, деревня.

Уже в 1546 г. здесь платил налоги со своей земли некий Йоан Вахвиа (Joan Vahuia). Возможно, что его предки все же не были автохтонными карелами, а пришли сюда из более отдаленных финских местностей - Элимяки и Тенниля в юго-восточном Хяме. Согласно очерку Ээви Сууронен (Eevi Suuronen) об истории этого рода, уже в XV в. там отмечались имена Вахвиа (в тогдашнем написании - Waffwia) и Вахвиаласт (Wafuialast).

Можно предположить, что было и встречное движение исконных карел на запад. И тогда, наоборот, судебный заседатель Хемминг Вахвиаласт (Hemming Wafuialast), упомянутый в документах 1467 года, мог быть выходцем из окрестностей Выборга. В любом случае, этимология этой фамилии прозрачна: по-фински "vahva" - крепкий, сильный.

В середине XVI в. под Выборгом значились также деревни Вахвиаярви (Wahwiaierff) и Вахваниеми (Vahuaniemi). Последнее название касается местности довольно любопытной и связанной с историческими личностями. Это узкий и вытянутый, как шпора, в юго-западном направлении вдоль берега Выборгского залива, длиною 3 км полуостров, в предвоенные годы малонаселенный. Деревни Вахваниеми в то время уже не было, однако на полуострове находились виллы отдыхающих из Выборга, Петербурга и т. д.

Земли полуострова Вахваниеми были выделом имения Кийскиля (ныне пос. Подберезье), владения прославленных семей Данненбергов и Кронов. Ближайшее соседство было и с Вайникка - имением Аренбергов. Можно предположить, что на землях прежней деревни Вахваниеми возникла со временем деревня Ахокас (Ahokas), жители которой работали в имении Кийскиля и дети которой стали первыми учениками основанной Кронами школы.

В следующем году исполнится 150 лет с момента организации первой в Финляндии народной школы для деревенских детей. Вряд ли современный Выборг включится в проведение юбилейных торжеств. Однако тем важнее напомнить читателям газеты, что эта школа возникла именно в окрестностях Выборга и по инициативе выборгских жителей. Более того, она в некотором роде существует до сих пор, и преподавание в этом учреждении все полтора века велось практически без перерывов.

Забавно, что школа возникла почти одновременно с поговоркой про босых коров. Вроде бы связи не прослеживается, но кто знает - может быть, она и была. В Тервайоки представители крупного рогатого скота носили обувь, которой были лишены дети из простонародья. Они были лишены и возможности получить образование. Лишь перед конфирмацией в течение недели-двух священник обучал крестьянских детей катехизису, и начаткам грамотности финны старались научить детей сами.

Сострадание, жалость к беднякам, жертвенная готовность оторвать от себя и поделиться с неимущими - вот что жило, видимо, в душе Юлиуса Крона, по отцу - петербургского немца. Неважно, кто ты по крови, - научил его лицейский ректор Аренберг. Если родился в Выборге и живешь здесь, в Финляндии, то не ищи другого отечества. Овладей финским языком, пожертвуй твое время, силы и средства ради блага финского народа.

Юлиус решил стать врачом, чтобы лечить финских бедняков. К медицине его особенно не тянуло, но зато он проявил свои блестящие способности в гуманитарных областях. Собирал фольклор, изучал "Калевалу", сам писал стихи и прозу, преподавал. Но при этом молодой студент убедил своих родителей, а также всех владельцев соседних имений - и на собранные доброхотами деньги возникла Тервайокская школа. Первая, или одна из самых первых в Финляндии, сельская народная школа, за 11 лет до введения в стране системы школьного образования.

Школа в деревне Сипиля, которая лишь много позднее (в 1943 г.) стала называться "Школой села Вахвиала" (Vahvialan Kirkonkylan kansakoulu), была основана в 1900 г. Ее столетний "юбилей" прошел более чем незамеченным в нынешнем поселке Яшино, поскольку и школьное здание было к тому времени сожжено. (После войны большая часть села хорошо сохранилась, да и десять лет назад финских домов было немало. Сейчас уничтожено почти всё.)

Скромное, типично финское здание школы долго использовалось по назначению. Живущий в Лужайке замечательный знаток края В. Н. Максимов передал мне для публикации в газете несколько фотографий Яшинской школы. Здание было построено в начале ХХ в., обновлялось в 1935 г., оно стояло несколько поодаль от остальных зданий деревни, среди сосен и берез. Школьное здание хорошо видно на снимке, сделанном с южной стороны, с пригорка.

Волостной центр быстро развивался в довоенное время. Лесное и сельское хозяйство. Молочный кооператив. Сберкасса и почта. Электрическая подстанция. Акушерка и диаконисса, оказывавшая первую медицинскую помощь. Ремесленники: корзинщики, кузнецы, портные, сапожники, столяры, мастера по изготовлению телег и саней, печники. Были и парикмахер, и фотограф.

Около трети жителей села (и почти половина населения волости, больше 2000 чел.) работали на фабриках и заводах. Вахвиала на глазах превращалась в индустриальный центр Выборгской Карелии.

Наиболее значительными промышленными предприятиями волости были: кафельный завод в Роккаланйоки, лесопилка Нурми (Nurmen Saha Oy), деревообрабатывающий завод Karjalan Puuteollisuus Oy, бумагоделательная фабрика в Ховинмаа, мыловаренный завод в Нурми, крупнейшая в стране фабрика чемоданов Oravan Tehtaat Oy и фирма "Нурми" (Oy Nurmi Ab). В состав последней входила фабрика сульфитной целлюлозы, эта же фирма славилась изготовлением известных коньков "Нурмис".

Фундаменты лесопилки на р. Тервайоки в районе дер. Ванхакюля. Фото А. Браво, октябрь 2008 г.

Эта ускоренная "индустриализация" Вахвиальской волости опиралась на давние традиции, корни которых уходили в позднее средневековье. Верьте не верьте, но и тут приоритет за Тервайоки. Выгонка дегтя - важнейшего в старину экспортного товара из Выборга - началась здесь в незапамятные времена, что отразилось в самом названии "Дегтярной реки": финское "terva" - деготь. Река была некогда полноводной и быстрой, на речных порогах возникали мельницы и лесопилки, использовавшие силу водного потока.

Шведский король Густав Васа в 1559 г. приказал построить в Выборге водяную лесопилку. Замок тогда возглавлял Клаус Кристерсон Хорн. Он счел пороги Тервайоки наиболее подходящим местом для этого дела. Король направил сюда умелого мастера из стокгольмского имения Накка, который привез с собой необходимое оборудование. Так возникла в 1560 г. самая первая в Восточной Финляндии лесопилка, следующую построили через 16 лет в Сяйниё (ныне пос. Черкасово). Для того времени это были важные промышленные предприятия, обеспечивавшие досками замок и выборгских бюргеров. Из всех замков и имений Финляндии именно Выборгский замок больше других занимался лесопилением, а наибольший объем продукции давала Тервайокская лесопилка.

В XVII в. подобная лесопилка была построена и в Нурми, однако ее сожгли русские солдаты во времена "Большой злобы" (Isoviha), как финны называют Северную войну начала 1700-х гг.

На территории Вахвиальской волости имеется несколько озер, почти каждое из них заслуживает отдельного рассказа. Одно из красивейших - Саариярви, Островное озеро (Saarijarvi, на картах - Лесоостровское, местные жители называют его "Светлым"). На нем два островка, побольше и поменьше. "Саариярви - это красавица в двух километрах от села Вахвиала на юго-запад", - начинает воспоминания о проведенном там детстве Юрьё Павлофф (Yrjo Pavloff). Отец этого известного впоследствии в Финляндии и в современном Выборге музыканта, певца, педагога и общественного деятеля, Михаил (Микко) Павлов, еще в 1914 г. купил для постройки дачи на берегу озера участок с подходящим названием Каунисто (Kaunisto, от "kaunis" - красивый).

Среди других владельцев вилл в Вахвиала можно назвать фабриканта Юлиуса Бедекера (Julius Boedeker).

Помимо тервайокских имений, на территории волости пользовалось известностью имение Ракколанйоки. Еще с начала XVIII в. им владел знаменитый род Сеземанов. Когда после гражданской войны семья Парландов-Сеземанов покинула имение Тиккала, она на некоторое время нашла приют на берегах Ракколанйоки (таково название реки в среднем течении, в верховьях она - Хоунийоки, а ближе к устью - Юкспяянйоки; забавно, что река носила еще с полдюжины имен по названиям каждой деревни, где она протекала!). О пребывании в указанном поместье автору очерка рассказывал проф. Герман Парланд. Детям этой семьи приходилось несладко в окружении финской ребятни: их все время обзывали "ryssa".

Архитектор Эдуард Диппель.

В ту смутную эпоху, до 1920-х гг. владелицей имения была вдова широко известного выборгского архитектора Эдуарда Диппеля, который умер в 1912 г. (имение было куплено в 1889 г. его братом, консулом В. Диппелем). Самой известной из построек этого архитектора была неоготическая "новая кирха" - главный выборгский собор довоенного периода. Все знают, что кирха пострадала в войну, и окончательно ее стены были разобраны согнанными на субботники выборгскими жителями в 1950-х гг.

Однако жители современного Выборга хорошо знают несколько других построек Э. Диппеля. Он расширил и перестроил "дом Векрутов" на Северном Валу, 3 - нынешнее состояние которого до боли огорчает каждого любящего Выборг человека. Он автор дома на Прогонной, 9 - здесь располагается клуб "Балтика", а финны весьма подозрительно называли этот дом "Чертовой церковью" ("Pirunkirkko", потому, очевидно, что заказчиком строительства была компания, торговавшая спиртными напитками, и в здании размещалась распивочная). Всем известен угловой дом с эффектной гранитной рустовкой между улицей Выборгской и Южным Валом. Это здание фирмы "Торкель" тоже было построено по проекту Э. Диппеля. Контора же, а заодно и жилые помещения рода Диппелей занимали двухэтажный дом по улице Серых Братьев, 1 (Краснофлотской). Правда, к 1921 г., когда его построил Уно Ульберг, братья Эдуард и Вильгельм Диппели уже скончались. Сам же этот род ганноверских немцев поселился в Выборге с начала XIX в.

Ракколаниокский кафельный завод.

По площади своих земельных угодий, составлявшей 770 га, имение Ракколанйоки заметно превосходило почти все окрестные поместья. В главном здании имения, крыльцо которого украшали белые колонны, было десять комнат. Этот дом уцелел в Зимнюю войну, но сгорел во время "войны-продолжения".

Братья Диппели одновременно с имением приобрели в собственность и кафельную фабрику Ракколанйоки. Основал же ее в 1877 г. российский подданный Н. Эрбер (N. Erber). Продукция фабрики, выпускавшей превосходные печные изразцы и настенную кафельную плитку, в художественном отношении стремившиеся соответствовать модному югенд-стилю, пользовалась большим спросом.

Яшино - Вахвиала

Архивная фотография кирхи в Вахвиала.

Украшением волостного центра Вахвиала стала церковь, воздвигнутая в 1920 г., на следующий год после основания самостоятельного прихода. Строили ее как специалисты, так и простые жители вахвиальских деревень, собиравшиеся "на толоку". Это русское слово и понятие (по-фински "talkoot") на Руси прочно забыто. Выходят из обихода, забудутся и заменявшие толоку советские "субботники" да "воскресники". В Суоми же издавна жила и продолжает жить эта традиция добровольной безвозмездной работы на общественные нужды.

Прихожане жертвовали, кто что мог - например, бревна, строевой лес. Печи в церкви стали подарком кафельной фабрики Ракколанйоки. Купили и привезли в Вахвиала просторную старую бревенчатую виллу с териокской "Ривьеры" (окрестности нынешнего г. Зеленогорска). Стенную роспись и алтарную картину, изображавшую Христово Воскресение, исполнил художник Матти Юлянне (Matti Ylanne). Местные жители, за исключением тервайокцев, новую церковь на 400 сидячих мест сразу полюбили.

Как уже говорилось, жители Тервайоки не хотели ездить лесами в волостной центр и упрямо предпочитали церкви Выборга и острова Равансаари (Ravansaari, ныне о. Малый Высоцкий). Так что для вахвиальского настоятеля Алексантери Вехнияйнена (Aleksanteri Vehniainen) деревня Тервайоки была, как вспоминают, "долиной скорби".

Но и скорбеть по усопшим родственникам тервайокцы желали за пределами родной волости: чаще их хоронили на Карппильском кладбище или везли в Выборг на кладбище церкви Выборгского сельского прихода (там сейчас финнами поставлены памятные стелы, у обезображенных стен бывшего Доминиканского собора). Как правило же, полагалось хоронить жителей волости на кладбище центрального села Вахвиала.

На кладбище и по сей день сохранились финские могилы, хотя большая часть их уничтожена. Общим памятником всем усопшим местным жителям, погребенным на вахвиальском кладбище Раухамаа (Rauhamaa, "Земля покоя"), служит крест из серого полированного гранита. У него часто видишь букеты цветов, причем их кладут не только приезжие финны, но и жители современных поселков Яшино и Усадище. Отдельный памятник установлен в память павших финских воинов - для него большой природный валун был привезен Юри Вахвелайненом (Juri Vahvelainen) из Тампере. Автор очерка имел некоторое отношение к установке обоих памятников, но эта история ждет отдельного рассказа.

И нельзя не отметить активнейшего участия многих членов и, конечно, руководителей Вахвиальского общества (Vahviala-seura) и фонда Вахвиала (Vahviala-saatio) в этих мемориальных заботах и во множестве других добрых дел. Ямы копали, кустарники сажали, саженцы холили, камни выравнивали, дорожки песком усыпали. И беседовали, и старались помочь, чем могли, местным яшинцам и прочим "новым карелам", чтобы в сердцах людей жила доброта, а горечь смягчалась. И, надо надеяться, они и ближайшим летом, и еще много раз приедут, и поклонятся праху отошедших в иной мир, и помолятся, и возложат цветы, и споют печальные песни утраты. И прочтет проповедь и объединит всех общей молитвой пастор. И, конечно, вновь будет играть на своей скрипочке неизменно вникающий во все дела Пентти Сипиляйнен (Pentti Sipilainen).

Яшино - Вахвиала

Памятный знак на месте кирхи Вахвиала.

После Зимней войны церковь оставалась неповрежденной. Но помолиться в ней финнам больше не довелось. Когда в конце августа 1941 г. финские войска вернулись в Вахвиальскую волость и подходили к селу, они застали группу красноармейцев, выполнявших, видимо, задание военного начальства поджигать при отступлении, что удастся. Церковь запылала. Финский отряд бросился тушить ее, но безуспешно. Тогда обозленные финны бросились в погоню за красноармейцами-поджигателями, догнали их около моста на реке и не пощадили никого.

Рассказывая об этом случае с чужих слов, вахвиальские финны несколько неточно указывают место расстрела советских солдат. Помню, как прилетевшая из канадского Ванкувера Кертту Васелиус, урожденная Коскелайнен из дома Юляйоки (Kerttu Waselius, o. s. Koskelainen, "Ylajoen Kerttu", последнее добавление необходимо, поскольку в деревне, населенной десятками Коскелайненов, жило несколько Кертту), показывала в 1990 г. свою родную деревню Коскела и место на правом берегу реки, где зарыты (вероятно, и по сей день) тела по меньшей мере двоих красноармейцев. Похоже, что именно они и были поджигателями церковного здания Вахвиала.

Удивительное дело - пожар уничтожил церковь дотла, и колокольня обрушилась в огне, однако церковный колокол остался абсолютно цел и в настоящее время продолжает нести свою звонкую службу в церкви финского города Ярвенпяя.

И, наверное, каждый сам способен дать ответ на вопрос, по ком звонит этот колокол.

Михаил Костоломов, дер. Тервайоки - пос. Большое Поле и Подборовье.

/ © М. Костоломов. Статья любезно предоставлена автором. /

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

ОБЯЗАТЕЛЬНО - введите символы с картинки - цифры и латинские буквы.
Регистр не имеет значения - вводите маленькие буквы.
Цифра ноль - всегда перечеркнута.
Если не можете прочесть - перезагрузите страничку.

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)   

Комментарии

1. 2015-01-18 19:43:05 дмитрий ()
к какой исторической облости относился выборг

2. 2015-01-18 20:02:08 abravo ()
Дмитрий, а какой исторический период Вас интересует? После присоединения Петром I Карельского перешейка к России (зафиксированного Ништадским договором 1721 года) Выборг был центром Выборгской губернии. Если Вас интересует более ранний период, то можно почитать, например, вот этот материал - http://terijoki.spb.ru/vyborg-fortress/vf_middleages5.php

3. 2015-01-19 14:11:01 Дмитрий 2 ()
Швеция - Выборгский лен Великого Финляндского герцогства. Российская империя - Ингерманландия Российская империя - Выборгская губерния. Российская империя - Выборгская губерния Великого Финлядского княжества. Финляндская республика - Карелия. СССР - Выборгский район. Россия - Выборгский район.

4. 2015-01-19 14:26:15 Дмитрий 2 ()
2015 - Выборгский район Ленинградской области. 2051 - Выборгский уезд Санкт-Петербургской губернии.

5. 2015-01-19 15:09:18 abravo ()
Дмитрию 2: прогноз оценил :)


Содержание

 

Фортификация

Карельский укрепрайон (КаУР)

Форт Ино

Крепость Выборг

Линия Маннергейма, Зимняя война, Великая Отечественная война

Финская береговая оборона

Линия VT

 

Маршруты

Пешком по Карельскому

 

Достопримечательности и знаменитости

Выборг и его окрестности, острова Выборгского залива

Зеленогорск/Терийоки, Курортный район Санкт-Петербурга, Карельский перешеек

 

Малоизвестные факты и проекты

 

Заграница


 

Rambler's Top100 page counter

© terijoki.spb.ru 2000-2016 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.