Terra Incognita

Содержание:   Фортификация   Маршруты   Достопримечательности   Малоизвестное   Заграница

Кладбище на о. Сорвали в Выборге. (25.06.07).

ИНТЕРРЕГ-ТАСИС ПРОЕКТ ИНТЕРРЕГ-ТАСИС "МЕМОРИАЛЬНЫЙ ПАРК СОРВАЛИ - НАШЕ ОБЩЕЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ"

Карта Сорвальского кладбища.

Карта православной части Сорвальского кладбища.

Расположение Сорвальского кладбища на снимке Выборга.

 - Часть 1. Краткое описание проекта. Хроника работ. Книга.
 - Часть 2. Ханс Эмиль Андерсин. Памятная роща Сорвали.
 - Часть 3. Зинаида Новосёлова. Сорвальское кладбище - хранитель военной истории края.
 - Часть 4. Юлия Мошник. Несколько слов об "инженере" Фримане.
 - Часть 5. Воспоминания о посещении Выборга человеком, которого следует помнить, и о его похоронах.
 - Часть 6. Сеппо Тикка. Воспоминания о кладбище в Сорвали.
 - Часть 7. Сеппо Тикка. Отто фон Феандт.
 - Часть 8. Леена Репо. Сеятели поля будущего. Виллиам и Эстер Отсакорпи.
 - Часть 9. Юлия Мошник. Мемориал семьи Хакман.
 - Часть 10. Храм Успения Божией Матери на Сорвальском кладбище.
 - Часть 11. Зинаида Новосёлова. Карл Готлиб Бем.
 - Часть 12. Леена Репо. Матильда Хоффманн.
 - Часть 13. Зинаида Новосёлова. Е.В. Нигрицкая (1851 - 1925).
 - Часть 14. Зинаида Новосёлова. Храмы на погостах.
 - Часть 15. Матти Рюнен - нити жизни.

Часть 10. Храм Успения Божией Матери на Сорвальском кладбище.

Зинаида Новосёлова. Храм Успения Божией Матери на Сорвальском кладбище.

В 1888 году на территории православного кладбища была построена церковь "В память Успения Св. Девы Марии". По описанию, приведенному в статье О.И. Меурмана, была она "деревянной, крестово-купольной. Здание было достаточно крупным, в русском стиле, притвор маленький, над передней частью основного зала... возвышалась маленькая четырехгранная башенка-шатер, служившая колокольней. Две маленькие башенки с луковичками находились по сторонам, над алтарной частью. Изображение интерьеров церкви показывает, что она была весьма внушительной, но не богатой, без пышного иконостаса. От самого входа в церковь открывался вид на две сверхъестественных размеров иконы в алтаре, над ними - икона в полукруге (над царскими вратами), а еще выше - крест. Светильником служила скромная крестообразная электрическая люстра в стиле модерн. Отделка потолка имитировала арочные своды. Длина церкви - 27 метров (не считая передней части). Храм имел центральное отопление".

Часовня Рымкевича. Находилась с правой стороны от входа в церковь Успения Божией Матери. Фото из личного архива выборгской поэтессы Светланы Немыкиной. Фотография сделана в 1958 или 1959 году. По словам Светланы Петровны внутри часовни находилась могила, которая в это время уже была осквернена.

В Успенской церкви проводились отпевания умерших, иногда и богослужения. Относилась она к военному ведомству, была приписана к гарнизонной церкви во имя апостола Павла (находилась на Выборгском форштадте, ныне Петровский поселок), и в обязанности воинских частей Выборга входило выделение ежегодной суммы на оплату церковного сторожа. Об этом сообщается, в частности, в "Приказе N 4" по гарнизону от 4 января 1911 года, в котором комендант Выборгской крепости генерал-лейтенант А.К. Петров предписал следующее: "По примеру прошлых лет (приказ по гарнизону 1910 г.) для уплаты жалованья вольнонаемному сторожу, при Успенской военно-кладбищенской церкви, в течение 1911 года доставить от частей войск гарнизона в Выборгское крепостное инженерное Управление деньги по... расчету: всего 600 марок".

В период вхождения Выборга в состав Финляндской республики (1918-1940 гг.) храм и кладбище были действующими. В информации, опубликованной в журнале "Содружество" (N4 за 1935 год) сообщалось о том, что 24 и 25 марта 1935 года в выборгских православных храмах был "произведен тарелочный сбор в пользу зарубежных русских инвалидов", в результате которого в Спасо-Преображенском соборе было собрано 797 финских марок, а в Сорвальской церкви - 147.

29 июля 1937 года у стен Успенского храма был похоронен известный в Выборге врач, выпускник Санкт-Петербургской Военной академии М.М. Карпинский (1868-1937 гг.).

Перед началом советско-финляндской войны 1939-1940 гг. священником Успенского кладбищенского храма был Алексей Столяров, сторожем - Владимир Волков.

В 1940 году значительная часть внутреннего убранства храма была вывезена в Финляндию.

Успенский храм был разрушен в ходе боев в июне 1944 года и более не восстанавливался. В послевоенные годы шоссе, идущее вдоль Гвардейского поселка (бывший Сорвали) было спрямлено и прошло через юго-восточную часть Сорвальского кладбища, разделив его на две части: справа от шоссе расположена его основная территория, слева - небольшая часть русского кладбища, ограниченная с южной стороны, вдоль улицы Шестакова, сохранившейся каменной оградой. По некоторым сведениям, именно на этом участке находился когда-то храм Успения.

Поддержав инициативу группы горожан, глава администрации МО "Выборгский район Ленинградской области" Г.А. Порядин 18 июля 2003 года подписал Постановление "О создании на территории исторического кладбища в пос. Гвардейский мемориального парка "Сорвальское кладбище". Был создан общественный комитет, который, в частности, поставил вопрос о постройке на территории бывшего православного кладбища часовни. К сожалению, на деле все ограничилось эпизодической работой (по несколько дней в течение 2003-2006 гг.) молодежного интернационального отряда "Певческое поле" и проведением ряда субботников студентами, учащимися школы ╧ 3, общественностью Выборга.

В начале 2007 года был дан старт совместному российско-финскому проекту "Мемориальный парк Сорвали наше общее культурное наследие".

 

Пяйви Стурм, исследователь. Иконы и церковные предметы Сорвальской церкви Успения Божией Матери в коллекциях музея православной церкви в Финляндии.

Начало зимней войны 30.11.1939 года стало неожиданностью и для православной церкви и для карельского населения. К войне не были готовы, и не существовало готового плана эвакуации церковной утвари. Эвакуация из приходов Карелии проходила как придется, в спешке вывозили то, что успевали взять с собой. И все же большую часть священных предметов Выборгских православных церквей удалось эвакуировать во время зимней войны 1939-40 гг. в центральную часть Финляндии. За эвакуацию церковного имущества Выборга отвечал в основном протоирей Леонидас Хоманен, у которого было официальное разрешение передвигаться по территории города Выборга в начале декабря 1940 г., уже после того, как все население города было эвакуировано. В частности он продолжал вывозить небольшими партиями архивы церкви, и на ссуду, полученную от церковных властей, ему удалось вывезти в центральную часть Финляндии 34 ящика с ценными вещами.

Также удалось спасти значительное количество ценных предметов из церкви освященной в честь Успения Божией Матери в Сорвали.

Однако согласно протоколу, в котором оценен ущерб, нанесенный войной, эвакуировать не удалось иконостас с иконами, запрестольный образ, паникадило, подсвечники и церковный текстиль. Из церкви вывезли и спасли 50 икон, священные предметы, используемые в таинстве Евхаристии, а также облачение священника и облачения престола. Большая часть священных предметов сегодня находятся в приходах Финляндии и используются ими во время богослужений, в первую очередь в церквях, построенных после окончании воин в городах Оулу, Ювяскюля, Киурувеси, Лахти и Миккели.

В коллекции музея Православной церкви в Финляндии насчитывается всего 21 предмет из церкви Успения Божией Матери. Среди икон, размещенных в музее Православной церкви, три аналогичного размера иконы Богородицы. Две из них - иконы Владимирской Божией Матери. Икона Владимирской Божией матери входит в число икон являющих особую Нежность Богородицы, и является одной из известнейших и почитаемых икон в России. На иконе отношение между Божией Матерью и Христом-младенцем показаны с большой теплотой и нежностью. Богородица держит Христа на правой руке, а Богомладенец, обхватив рукой шею Матери, прижался своей щекой к ее щеке. Икона Владимирской Божией матери 1856 г. находится в окладе цвета золота , выполненном из тонких металлических листов. Для украшения одежды и нимба Божией Матери и Христа-младенца использованы особые белые жемчуга и красные полудрагоценные камни, а также крученая серебреная тесьма.

Икона Владимирской Божией матери 1856 г. Написана на доске красками, растертыми на яичном желтке (темпера).

Икона Владимирской Божией Матери, ХVIII век, 32,2 х 27,5 х 2,8.

Фотографии Пентти Потконен.

Сюжет иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" был привнесен в русские иконы в 18 и получил широкое признание.

Икона конца 18 века, принадлежащая церкви в Сорвали, сейчас находится в коллекции музея. Божия Матерь изображена на иконе в полный рост без Младенца Христа. В правой руке она держит скипетр, в левой руке у нее круглый хлеб, который она протягивает собравшимся вокруг нее больным, бедным и страдающим. Толпы просителей о помощи под покровом ангелов обращаются с молитвой к Богородице. Общие названия таких икон :"Обидимых покровительница и алчущих питательница", "Нагих облачающая", "Слепых прозревающая", "Больных исцеляющая", "Ищущих убежище - пристанище".

Вверху над образом Божией Матери на облаках изображен Господь. Иисус Христос благословляющий обеими руками. В правом углу иконы - луна и в левом - солнце. По краям иконы изображены двое святых, возносящих славословие.

В зале музея Православной церкви, где находятся экспонаты из Выборгских приходов выставлена небольшая икона Иоанна Златоуста. Архиепископ Константинопольский, Святой Иоанн изображен в полный рост, на нем одето литургические облачение: красного цвета - саккос, украшенный крестами и белый омофор. Архиепископ поднял правую руку для благословения, а в левой - держит Евангелие. Вверху изображен находящийся на облаках и благославляющий Христос. С правого края иконы изображена во весь рост святая мученица Марфа , а с левой стороны святой евангелист Иоанн Богослов. Икона относится к началу 19 века и имеет серебряный оклад.

Икона Божия Матерь "Всех скорбящих радость". 18 век. Темпера, на доске.

Икона Святой Иоанн Златоуст Начало 19 века. Темпера на доске.

Икона Святого Николая Чудотворца, начало 19 века. Темпера, на доске. Частично оклад из позолоченного серебра датируется 1845 годом.

Фотографии Пентти Потконен.

Николай Чудотворец - один из самих почитаемых святых. Множество легенд окружают его имя. Николай являл множество чудесных дел. Особенно его почитают как заступника детей, мореплавателей и торговцев.

Икона Святого Николая чудотворца из церкви в Сорвали относится к началу 19 века и на окладе иконы стоит пробирное клеймо 1845 г. На иконе Святой Николай изображен в центре, облаченный в епископские одежды. Он поднял правую руку для благословения, в левой держит открытое Евангелие. С обеих сторон от Святого Николая изображены Христос и Божия Матерь как напоминание о на видение , которое было Святому Николаю перед тем, как его посвятили в епископы.

В видении этом явился Христос, которые дал Святому Николаю Евангелие и Божия Матерь, которая протянула ему омофор, знак епископства. Это видение укрепило его веру и он почувствовал себя готовым принять сан епископа.

Вокруг центрального образа иконы изображены события и чудеса, которые связаны с жизнью Святого Николая. Икона находится в серебряном окладе, в центре оклад позолочен. Нимбы тоже позолочены, и украшены полудрагоценными, прозрачными камнями Евангелие и низ рукавов одеяния Святого Николая украшены бирюзой и прозрачными камнями.

В музее Православной церкви находится и другая икона Святого Николая Чудотворца из Сорвальской церкви. Она датируется концом 19 века. Икона написана масляными красками по доске, и находится в окладе из позолоченного серебра. Нимб и митра Святого Николая богато украшена росписью, и подчеркнуты полихромовой эмалевой краской, что часто использовалась в конце 19 века . Из текста, который помещен сзади иконы, становится ясным, что она была подарена от имени Саратовских церквей архиепископу Николаю в 1899 году.

Большая часть церковной утвари Сорвальской церкви находиться в новых приходах. Самые ценные святые чаши ( или потиры) нашли свой новый дом в церкви г. Варкаус

В коллекции же музея православной церкви находиться только несколько из них: священный ларец ( ковчег) или иначе дарохранительница, напрестольный крест, святая чаша или потир, ковш , дискос и звездица , несколько блюд для просфор( дискосы).

Священный ларец (ковчег) или дарохранительница размещается в алтаре церкви на престоле. В нем хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Святые Дары освящаются для этой цели один раз в год в Великий Четверг. Как и все дарохранительницы, так и Сорвальская, была сделана в виде маленькой церкви. Она изготовлена из позолоченного серебра в Москве в 1836 году. На ней кроме городской печати, нанесено и пробирное клеймо мастера Семена Дементьева. Нижняя часть ларца выполнена в форме квадрата, а его верхняя часть - это опирающийся на колонны, свод, увенчанный сверху звездой. Там же закреплена миниатюра из эмали - Вознесение Христа. В нижней части свода маленькая, отдельно выполненная коробочка для хранения святых даров, их охраняют рипиды или опахалы, которые вьются над дарами при освящении их. В углах свода изображены херувимы. К нижней части ковчега, с передней стороны закреплена миниатюра из эмали в рамке прозрачного камня, которая рассказывает о погребении Христа. С других сторон выгравированы сцены из крестных мук Христовых.

Священный ларец (ковчег) или дарохранительница , 1846 г. позолоченное серебро, миниатюры - эмаль. Фото Мика Воутилайнен.

Потир, 1834 год, позолоченное серебро, миниатюры - эмаль, прозрачный камень и драгоценные камни. Фото Марке Пенттинен.

Напрестольный крест конец 19, начало 20 веков, позолоченное серебро, полихромовая эмаль. Фото Марке Пенттинен.

Находящиеся в Музее Православной Церкви священные чаши или потиры, когда-то принадлежащие Сорвальской церкви, не являются предметами одной серии, хотя и датируются одним и тем же временем изготовления. Потир или святая чаша, в которую перед Литургией вливается вино с водой, прелагаемое во время Литургии в кровь Христову, изготовлена в Москве в 1834 году. Изготовлена она из позолоченного серебра. Потира украшена кружевообразным чехлом растительного орнамента. Чашу украшают четыре овальной формы эмалевые миниатюры, на которых изображены Иисус Христос, Божия Матерь и Иоанн Предтеча , а также Христос в терновом венце. Миниатюры в оправе из прозрачного камня. По бокам сосуда на церковно-славянском языке - текст: "Примите тело Христа, пейте из бессмертного Источника". На конце изящной ручки чаши - куб, который со всех сторон украшен эмалевыми миниатюрами, изображающими жизнь Христа.

В число священных предметов, используемых в Евхаристии, которые были эвакуированы из Сорвальской церкви, входят дискос и звездица. Дискос - это небольшое круглое блюдо на подставке. На нем полагается хлеб для освящения на Божественной Литургии, для преложение его в тело Христово. Дискос знаменует собой одновременно и ясли и гробницу Спасителя. Поэтому на нем изображены ясли Христа и Его могила. На блюде выгравировано изображение лежащего в яслях младенца Христа, которого на облаках охраняют два коленопреклоненных ангела. Сверху спускается к Христу в образе голубя Святой Дух. По краю дискоса выгравирован текст: "Вот, Агнец Божий, который берет на себя грех мира" ( от Иоанна 1:29).

Во время Литургии на дискос устанавливают звездицу, состоящую из двух небольших металлических дуг, соединенных посередине винтом так, чтобы их можно было или сложить вместе или раздвинуть крестообразно . Звездица символизирует собой Вифлеемскую звезду, явившуюся при рождении Спасителя и Печать, которой был опечатан камень, закрывавший вход в пещеру, где был похоронен Христос. В центре Звездица, вывезенная из Сорвальской церкви, обрамленная прозрачными камнями эмалевая миниатюра, на которой изображен Господь Саваоф. Звездицу на концах украшает гравировка.

Звезда изготовлена из позолоченного серебра в Москве в 1834 году.

В коллекции музея Православной церкви находятся также 2 блюда (дискоса) для просфор. Оба блюда из позолоченного серебра. Они представляют собой круглые тарелки с невысокими краями. На одном из них выгравирован крест Голгофы, копье, которым воин пронзил ребра Спасителю на Кресте и тростник, на втором - икона "Предзнаменование Божией Матери".

Ковш используется при совершения таинства евхаристии, 1834 год, серебро. Фото Веса-Пекка Такала.

Ковш который являлся частью церковной утвари , использовался в Сорвальской церкви в таинстве Евхаристии, сделан он из серебра в стиле ампир. Он был изготовлен в Москве в 1834 году. Боковая часть ковша - гладкая , а нижняя часть выпуклая, чеканная. На конце его ручки гравировка - крест Голгофы. С боку на ковше на церковно-славянском языке слова: "Теплота Веры - Святого Духа Полнота". В начале Литургии вино, и вода соединяются в ковше и выливается в святую чашу.

Напрестольный крест изготовлен из позолоченного серебра, богато украшен орнаментами из цветов и листьев. С боку выгравирована надпись, из которой явствует, что подполковник Бородин подарил его одной из русских военных церквей. Оттуда крест когда-то попал в церковь на Ристимяки и далее в церковь Сорвали. В центре креста закреплено отлитое рельефное изображение Распятия Христа. В горизонтальной части - круглые медальоны, в которых отлиты рельефы: слева Божия матерь, а справа апостол Иоанн. В вертикальной части, вверху изображен в круглом медальоне Бог Саваов, а в низу череп и кости. Для украшения лицевой части креста была использована полихромовая эмаль синего и зеленых оттенков.

Несмотря на то, что количество предметов из Сорвальской церкви Успения Божией Матери не велико, они значительно дополняют коллекцию экспонатов карельских приходов, которая многообразно представлена в музее Православной церкви.

 

Использованные источники:
- "Православные церкви Карелии и Печенги и церковное искусство. От Антреа до Яуряпяя- тихие церкви" Ювяскюля,1997 г.
- Ярвинен Илмари :Выборгский Сорвали" Хювинкяя, 1993
- Похйола Лео "Умолкнувшие храмы" Ювяскюля 1953
- Архив Музея православной церкви в Финляндии ( ОКМ), инвентарные, описи 1-8.
- Архив Музея православной церкви в Финляндии ( ОКМ), картотека экспонатов
- Архив Музея православной церкви в Финляндии ( ОКМ), архив Лео Касанко
- Национальный архив, Хельсинки, Государственный конторский архив, архив по делам компенсаций 1924-1940. Общины, приходы, монастыри, Fbb 36 Viipuri - OKM инв.NN 201, 239, 357, 107, 435, 197, 87, 138, 974, 975, 74, 75, 141, 1800.


  Часть 1.   Часть 2.   Часть 3.   Часть 4.   Часть 5.   Часть 6.   Часть 7.   Часть 8.   Часть 9.   Часть 11.   Часть 12.   Часть 13.   Часть 14.   Часть 15.


/ Все материалы предоставлены АНО "Центр Виипури". Менеджер проекта по восстановления Сорвальского кладбища - Алла Матвиенко. /

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

ОБЯЗАТЕЛЬНО - введите символы с картинки - цифры и латинские буквы.
Регистр не имеет значения - вводите маленькие буквы.
Цифра ноль - всегда перечеркнута.
Если не можете прочесть - перезагрузите страничку.

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)   

Комментарии

1. 2012-11-03 00:14:26 сергей ()
почему на берегу и в воде где это кладбище очень много битой посуды попадаются брошки,манеты.В песке у берега как будто специально сыпали, или дома были?

2. 2016-10-01 23:35:52 Петр (peter.dubrowsky@yandex.ru)
Смотря на такое, никак не пойму. Ведь не война такое сделала, все это происходило в послевоенное время. Люди так много сделали для города, жителей... Нет, не понимаю я такого отношения, за гранью моего понимания.


Содержание

 

Фортификация

Карельский укрепрайон (КаУР)

Форт Ино

Крепость Выборг

Линия Маннергейма, Зимняя война, Великая Отечественная война

Финская береговая оборона

Линия VT

 

Маршруты

Пешком по Карельскому

 

Достопримечательности и знаменитости

Выборг и его окрестности, острова Выборгского залива

Зеленогорск/Терийоки, Курортный район Санкт-Петербурга, Карельский перешеек

 

Малоизвестные факты и проекты

 

Заграница


 

Rambler's Top100 page counter

© terijoki.spb.ru 2000-2016 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.