Terra Incognita

Содержание:   Фортификация   Маршруты   Достопримечательности   Малоизвестное   Заграница

Пильская передовая батарея на о.Черновом (Mustasaari) под Выборгом. (18.02.06).

Пильская батарея на о.Черновом На о.Черновом (Mustasaari) находится Пильская передовая батарея, входившая в морскую позицию крепости Выборг и призванная прикрывать огибающий остров с трех сторон Пильский (Северный Транзундский) фарватер. Это самый северный, самый глубокий и самый извилистый из трех фарватеров, идущих через Транзундский архипелаг к Выборгу.

Ближайший населенный пункт - поселок Подборовье Выборгского района Ленинградской области. От поселка дорога ведет на мыс Шатунок, или как его называют местные жители и рыбаки - Форелевую косу. С оконечности косы или с узкой перемычки в ее середине до восточного берега о.Черновой - меньше километра. Идти нужно на развалины пристани, держась левее хорошо видной издалека трапеции тыльного траверса батарей.

Внимание ! Ни при каких условиях, ни при каких морозах не следует идти по льду правее пристани и, тем более, обходить остров по Пильскому проливу между о.Черновой и о.Клёст ! Не следует приближаться по льду к западному берегу о.Черновой ! Из-за перепада глубин в проливе и вдоль западного берега о.Чернового образуются локальные сильные течения, размывающие лед даже в самые сильные морозы. А причина тому - ряжевые заграждения, установленные в проливе в середине XIX-го века. Кроме того в этих местах, в том числе и на подходе к восточному берегу острова, много рыбацких майн, проделанных во льду при установке сетей. Майны обозначены прутиками, не следует подходить к ним слишком близко.

  Часть 1. Пильская батарея на о.Черновом. Описание. Казарма.
  Часть 2. Пильская батарея. Большие (запасные) пороховые погреба.
  Часть 3. Пильская батарея. Малые (расходные) пороховые погреба. Ниши для снарядов. Колодец.
  Часть 4. Южная оконечность о.Чернового. Остров Густой. Танк Т-26 в Выборге.

Часть 1.

I. Пильская батарея на о.Черновом. Описание.

Пильская батарея на о.Черновом
Пильская батарея на о.Черновом

Подробно о Пильских укреплениях написано на сайте В.В. Дмитриева "Морские укрепления крепости Выборг". Поэтому здесь приводим только краткую справку, частично заимствованную с этого сайта.

Слева приведены две карты с пройденным маршрутом. На второй карте изображение острова совмещено, насколько это было возможно, со схемой Пильских батарей, опубликованной на "Морских укреплениях крепости Выборг". На первой карте также хорошо видно расположение батарей на острове и частично обозначены те же объекты, что и на схеме батарей.

Передовая Пильская батарея на острове Мустасаари была построена в 1860-1870х годах в составе новой морской позиции Выборгской крепости, которая развивала схему первой линии обороны периода Крымской войны и образовала ее правый, северный, фланг. Батарея включала 27 орудий различных калибров и была возведена на скальной возвышенности в западной части острова так, чтобы быть обращенной к фарватеру,проходившему в 300 метрах.

Укрепления батареи представляли собой сложные инженерные сооружения, возведенные на скальных основаниях. Батарея была открытого типа с установкой орудий на барбетах по периметру земляных валов. Внутри укрепления были выстроены казарма, пороховые погреба, вспомогательные помещения. Был также построен каменный пирс для судов, осуществлявших связь с материком.

Основные объекты, обозначенные на картах и представленные далее :
1, 2, 3 - соответственно 1-я (1856-го года постройки), 2-я (1865 год), 3-я (1866 год) батареи;
11 - каменный пирс, 13 - тыльный траверс 1869 г., 10 - гарнизонная казарма, 2 и 5 - большие (запасные) пороховые погреба, 1 - один из малых (расходных) пороховых погребов, 20 - колодец.

Во время первой мировой войны пороховые погреба батареи использовались как динамитные склады. После революции с этим связан забавный эпизод. 8-го января 1918г. в записке за номером 176 отправлен следующий рапорт начальнику инженеров Выборгской Крепости :
"Доношу, что караул от 9-ой роты Выборгского Крепостного Артиллерийского полка для охраны динамитного склада на о-ве Мустасаари ушелъ и склад остался без охраны ..." ( ЦГАВМФ, ф.1350, оп.1, д.78 ).

II. Подход к острову Черновой от мыса Шатунок.

Зимой уже при подходе к острову хорошо видна трапеция тыльного, восточного, траверса укреплений, холм большого порохового погреба и дорога, спускающаяся к пирсу. Вот к этому пирсу и надо идти, обходя рыбацкие майны во льду.

Пильская батарея на о.Черновом Пильская батарея на о.Черновом Пильская батарея на о.Черновом

II.1 Вид на восточный берег о.Черновой.

II.2 Развалины пирса.

II.3 Тыльный траверс укреплений.

III. Гарнизонная казарма.

Если от пирса подняться по дороге вверх и посмотреть налево, то видно здание гарнизонной казармы. Как и все основные сооружения на острове, оно сложено из кирпича. Казарма имеет характерные оштукатуренные кирпичные контрфорсы вдоль фасада. Появились контрфорсы, судя по всему, позже, изначально их не было. Видимо фронтальная стенка стала отваливаться (там болото рядом), вот и пришлось укреплять.

Внутри казарма представляет собой несколько сводчатых помещений, соединенных между собой двумя проходами, идущими параллельно фасаду. Один - это коридор вдоль фасада, а второй - это вентиляционный коридор, разделявший внутреннюю кирпичную стену и наружную из валунов. Он нужен для того, чтобы кирпичная стена дышала и не сосала влагу. Такие же коридоры и вент.каналы есть во всех остальных кирпичных подземных сооружениях. Именно поэтому кирпичи и сохранились, что проветривались.

Задние стены помещений сложены из камня. Ближняя к пирсу часть казармы сохранилась лучше, хотя некоторые помещений частично засыпаны землей и имеют обрушения. Дальняя часть казармы разрушена сильно, свод не сохранился.

Сохранность строительного кирпича вызывает удивление, все-таки уже 150 лет на открытом воздухе, из них почти 90 - без всякого обслуживания. Кирпичи хорошо сохранились во многом благодаря тому, что помещения хорошо проветривались.

Металлические предметы сохранились хуже, это хорошо видно по трухлявым металлическим "серьгам" в потолке.

Видимо надо помянуть добрым словом начальника выборгской инженерной команды инженера-капитана Жураковского, начавшего строительные работы в 1863 году и продолжившего их с 1864 года инженера-полковника Зверева.

Пильская батарея на о.Черновом Пильская батарея на о.Черновом

III.1-2 Вид казармы снаружи.

Пильская батарея на о.Черновом Пильская батарея на о.Черновом Пильская батарея на о.Черновом

III.3-5 Внутренние помещения казармы.

Пильская батарея на о.Черновом Пильская батарея на о.Черновом Пильская батарея на о.Черновом

III.6 Крайнее помещение уже остальных.

III.7-8 Проходы между помещениями.

Пильская батарея на о.Черновом Пильская батарея на о.Черновом Пильская батарея на о.Черновом

III.9 Некоторые помещения засыпаны снаружи землей.

III.10 Трухлявые металлические "серьги" в потолке.

III.11 Обрушенная часть казармы.

В предыдущей поездке на о.Овчинный (Turkinasaari) среди развалин финских казарм мы обнаружили подземное помещение, первоначально принятое нами по ошибке за сортир довоенных времен. Мы не могли позволить себе ошибиться второй раз. Сначала недалеко от казармы был найден чугунный обломок своеобразной формы, а недалеко обнаружилась бетонная выгребная яма с четырьмя сливными трубами и таким же обломком унитаза внутри. Надо отметить, что хотя это заведение выполнено из бетона и, значит, моложе основых укреплений на острове, уровень комфорта гарнизона на острове похоже существенно превышал сохранившиеся во многих частях современные армейские удобства в виде дырок в полу.

Пильская батарея на о.Черновом Пильская батарея на о.Черновом

III.12 Гарнизонный сортир. Вид снаружи.

III.13 Вид внутри.

Пильская батарея на о.Черновом Пильская батарея на о.Черновом

III.14-15 Обломки унитазов.


  Часть 2.   Часть 3.   Часть 4.


/ ©  А.Браво, А.Павлов. Выборг - о.Черновой - о.Густой. 11.02.2006. Фото А.Браво, А.Павлова.
Благодарим Сергея и Виталия за помощь в организации и проведении поездки.
Использованы материалы сайта "Морские крепости" и статьи В.В.Дмитриева "Морские укрепления Выборга" из сборника "Выборг. Фортификация", СПб, 2005, ISBN 5-8015-0190-8. /

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

ОБЯЗАТЕЛЬНО - введите символы с картинки - цифры и латинские буквы.
Регистр не имеет значения - вводите маленькие буквы.
Цифра ноль - всегда перечеркнута.
Если не можете прочесть - перезагрузите страничку.

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)   


Содержание

 

Фортификация

Карельский укрепрайон (КаУР)

Форт Ино

Крепость Выборг

Линия Маннергейма, Зимняя война, Великая Отечественная война

Финская береговая оборона

Линия VT

 

Маршруты

Пешком по Карельскому

 

Достопримечательности и знаменитости

Выборг и его окрестности, острова Выборгского залива

Зеленогорск/Терийоки, Курортный район Санкт-Петербурга, Карельский перешеек

 

Малоизвестные факты и проекты

 

Заграница


 

Rambler's Top100 page counter

© terijoki.spb.ru 2000-2016 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.