Средняя школа № 445

Школа 445
Школа 445
Школа 445

Зеленогорская средняя школа № 445 (теперь лицей № 445) является старейшим действующим учебным заведением города. Величественное, в "сталинском" стиле, здание, с широкой каменной лестницей, заканчивающейся смотровой площадкой, с которой открывается замечательный вид на парк и Финский залив, построено специально для средней городской школы в 1950 году по проекту архитектора А. А. Афонченко. Занятия в школе начались с 1951 года.

Сейчас в сквере перед школой стоит памятник В. И. Ленину. Однако сначала на этом же месте стоял памятник И. В. Сталину, после развенчания культа личности которого место в сквере пустовало до начала 70-х годов.

В 2001 году 445-я школа отметила свое 50-летие.

Государственное образовательное учреждение лицей № 445 расположено по адресу:
197720, г. Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, пр. Ленина, д.2.
Телефоны:
(812) 433-30-27 - директор,
(812) 433-35-14 - секретарь,
(812) 433-35-24 - зам. директора по учебно-воспитательной работе.
Адрес электронной почты: school445@mail.ru
Сайт ГОУ лицей № 445: school445.ru

Содержание:

 

К 100-летию со дня рождения А.С.Шаркова, первого директора 445-ой школы г.Зеленогорска (18.07.05).

А.С. Шарков

"Будьте честны, трезвы, трудолюбивы. Надо жить активно. Используйте для этого все возможное время . В сутках 24 часа. Поменьше лежать, побольше бодрствовать!"- таким девизом всегда руководствовался Шарков Андрей Сергеевич, первый директор 445 зеленогорской школы. 17 июля исполняется 100 лет со дня его рождения. Хотя в датах ли дело? Просто еще раз хочется вспомнить об одном из настоящих русских учителей- подвижников.

Его судьба - малая энциклопедия ХХ века. Сын священника, депутата от духовного ведомства Демянского уездного собрания, С.И. Шаркова1. Андрей воспитывался в многодетной семье ( 7 детей), где мама, бестужевка, дала ему первые азы знаний, позже он обучался у отца в училище при духовной семинарии. В 1917 году грянула революция... пришло время больших испытаний... уничтожения все старорежимного. Служители культа, особенно сельское духовенство первыми попали под удар, без суда и следствия их сгоняли в избы и поджигали, иконными досками выстилали тропинки в новую жизнь... Андрей так и не узнал, как погиб его отец.

К 1921 г. он остался круглым сиротой на руках с 6 летней сестрой. Надо было как-то выживать. Писарем устроился на строительстве Волховской ГЭС. А через три года Андрей Шарков поступает по конкурсу в Земскую учительскую школу в Петрограде. Это закрытое учебное заведение с 1907 по 1925 год находилось на Петровском острове с видом на великолепный парк. Земскую учительскую школу недаром назвали "городком Сан-Галли": двадцать двухэтажных коттеджей составляли ее архитектурный ансамбль. Здесь жили под одним кровом - "учащиеся", подростки из ближайших к Петрограду губерний 12-18 лет и "учащие", учителя и воспитатели. Сельским детям, ученикам Земской школы, посчастливилось учиться у педагогов с университетским образованием, талантливых творческих учителей-новаторов, создателей первых программ ГУСа (многие из них впоследствии - профессора Ленинградского государственного института им. А.И.Герцена): Н.В.Чехов, Э.Ф.Лесгафт, М.И.Мигай, З.Б.Вулих, И.Н.Кавун, М.Н.Николаевский, П.А.Знаменский, С.А.Павлович, Е.Н.Медынский, А.П.Пинкевич, Е.И.Досычева, В.Н.Вернадский, П.А.Компанийц и др. Дух идей К.Д.Ушинского, именем которого была названа в 1923 году Земская школа, А.С. Шарков пронес через всю свою жизнь - наглядность, научный метод, самосовершенствование и самообразование, творчество.

Шарков Андрей Сергеевич закончил Учительскую школу (Педтехникум им. К.Д.Ушинского) в 1926 году. На выпускной фотографии он изображен рядом со своей будущей женой Шарковой Аполлинарией Сергеевной, тоже воспитанницей городка "Сан-галли". Она стала настоящим другом и опорой в долгом ( более чем 50-летнем ) педагогическом пути А.С. Шаркова.

А.С.Шарков и его первый выпуск Начальной школы в пос. Купино.

Примечательно, что выпускники Земской школы имели право на получение диплома только через год работы. Надо было на деле доказать, что диплом учителя присвоен не зря. И таким образом Шарков в первый свой год работы направляется по распределению учителем начальных классов в сибирский пос. Купино (Барабинская обл.), затем руководит работой школ в Ленобласти (пос. Гостилицы) и Магнитогорске.

В 1930 году по обвинению НКВД молодой педагог оказывается в в Барабинском окружном Доме заключения - без надлежащих документов обеспечивал подопечных школы продовольствием и одеждой. Шаркова А.С. с грудным ребенком едет на перекладных в Новосибирск "искать правды". Ей удается спасти мужа от расстрела, но "ценой" жизни Бориса ( который не перенес тяжелой дороги и умер от скарлатины ). И второй, и третий раз ( по делу о скрытии социального происхождения, и ленинградскому делу) жена А.С. Шаркова стойко будет защищать своего супруга. Даже под страхом исключения из педагогического института им А.И.Герцена на публичном собрании она не отречется от мужа. "Мизинца его вы не стоите", такова ее короткая отповедь.

Это фото грамоты, которую вручили благодарные ученики 185 школы А.С Шаркову в пос. Каменка. В этот поселок в августе 1941 года ученики 185 ленинградской школы были эвакуированы на эшелоне, сформированном в Ленинградской области и прибывшем на станцию Свеча ( Кировская область ).

И все же при всех перипетиях жестокой эпохи культа личности шарковский оптимизм побеждает! В 1939 году, уже будучи директором 185 средней школы в Ленинграде, А.С.Шарков заканчивает ЛГПИ им. А.И. Герцена по специальности "Русский язык и литература". В начале Великой Отечественной войны, он назначен начальником эшелона нескольких эвакуируемых на восток ленинградских школ ( около тысячи детей). Ни один ребенок из эшелона, прибывшего на станцию Свеча ( Кировская область) не погиб! А сам А.С.Шарков после мобилизации на фронт в 1943 году получил тяжелейшее ранение на переправе Днепра, до конца жизни ходил с осколком в легких. Но никогда и не думал жалеть себя.

После войны А.С.Шарков возглавляет коллектив 3-го Ленинградского педучилища (на Костромском проспекте), где учатся дети, потерявшие родителей в годы войны. Он постарался воссоздать атмосферу в среде учащих и учащихся, которой когда-то славился "городок Сан-Галли". Преподаватели жили так же - в одном здании со своими подопечными. Так же, как когда-то в Земской школе, был буквально сколлекционирован преподавательский состав: Шарков скомплектовал свои учительские кадры, движимый идеей К.Д.Ушинского, полагающего что "от первоначальной закваски зависит главный успех семинарии". Ушинский считал, что песня воспитывает "чувство, притом чисто человеческое чувство". Поэтому не удивительно, что Педучилище Шаркова было "поющим", выпускники до сих пор вспоминают с благодарностью уникального педагога хора Ф.И.Каряки - и сегодня можно увидеть на каждом этаже училища пианино, на которых можно было заниматься в свободное время. В послевоенные годы Шарков в подмосковный городок Коломну выслал приглашение занять вакансию учителя химии Н.Д Маловой - потомственному педагогу, также неслучайно оказалась в педучилище и преподаватель литературы Ардабацкая Ираида Михайловна ("Аргентиночка")- удивительного дара рассказчик; Шаркову удалось заинтересовать в сотрудничестве профессиональную балерину, которая на добровольных началах ( получая только питание ) обучала танцам учащихся. Атмосфера настоящей творческой лаборатории была создана Шарковым в стенах Педучилища на Костромском, работало множество кружков, приглашались деятели искусства и культуры, выезжали на лето на свое приусадебное хозяйство, ходили в турпоходы. У каждого из студентов Педучилища был свой подопечный- ученик базовой школы ( она располагалась на третьем этаже), за жизнью которого в течение учебного года надо было наблюдать и оказывать необходимую помощь. До сих пор, так же как некогда собирались выпуски Земской школы, собираются каждый год в день памяти своего учителя и директора Шаркова его выпускники ( 1948-49 гг).

445-я школа в наши дни.

В 1949 году А.С.Шарков, как зав. РОНО Курортного района, задумал и добился строительства 445 школы в Зеленогорске, ставшей воплощенной мечтой его юности, проведенной им в "городке Сан-Галли". Он стал первым директором замечательного школьного архитектурного ансамбля "вдали от шума городского": великолепной школы-дворца на высоком холме, с лестницей, ведущей через комсомольский сквер (посаженный руками старших школьников) к "Золотому пляжу" Финского залива. Комсомольский сквер для Андрея Сергеевича был как бы воссозданным через время Петровским парком, где под сенью каштанов провел он свои лучшие юношеские годы.

Известно, что Шарков А.С. в 445 школу так же собирал коллектив, приглашая учителей из разных регионов послевоенной страны. Библиотекарь Иванова Е.Ф. приехала из Ашхабада. Кирсанова Н.Д. - из Рыбинска, Малову Н.Д. Шарков разыскал под Москвой.

Заслуженный старейший педагог 445 школы Волкова Р.А была скромным работником садово-паркового хозяйства, когда на ее добросовестную работу обратил внимание А.С. Шарков. И когда он пригласил ее преподавать биологию в школе, она поначалу отчаянно сопротивлялась. Как это, без специального образования - и учить детей? Но не выдержала-таки атаки директора и впоследствии стала не просто учителем - а Учителем с большой буквы. Каким-то образом (история умалчивает о том, как это произошло) Шаркову удалось переманить в свою школу и преподавателя из Ленинграда, кандидата биологических наук Алексеева Н.Н., ставшего "отцом" чудесного фруктового сада.

Как и в училище на Костромском А.С. Шарков, заботился о формировании единой семьи преподавателей и учащихся. Об этом пишет в своих воспоминаниях Лукина Мария Федоровна, первая учительница начальных классов. В ее первый класс в 1951 году пришли 55 малышей, - все родители Курортного района стремились отдать своих детей в новую школу. "110 пар ног"! -и ничего, решительно взялась за дело Мария Федоровна, и через четыре года благополучно выпустила почти всех своих питомцев (47 человек).

В 1951 году А.С. Шарков, принимая на работу Е.А.Гусеву и О.М.Пышновскую, учителей из семей репрессированных2, да еще на должность завучей - шел на огромный риск. Ведь тогда еще был жив И.В. Сталин! Однако он руководствовался чувством, каким были преисполнены когда-то директора школы его юности: А.К. Янсон (1906-1917) и М.Н. Николаевский (1917-1925). Они отбирали педагогов, не особенно интересуясь прошлым вновь прибывших учителей, но смотрели на живое отношение последних к делу и к ученикам.

Е.А.Гусева и О.М.Пышновская были не только умелыми руководителями, но и эрудированными интеллигентными педагогами. Первая пионервожатая школы Усыскина Софья Александровна нашла очень точное определение, характеризуя в своих воспоминаниях первый преподавательский состав новой школы: "Это были "осколки" прежней интеллигенции, интеллигенции в поколениях."

Заведующая библиотекой - Иванова Евгения Федоровна, образованнейшая женщина, формировавшая кругозор учащихся и учившая разыскивать нужные для работы материалы.

Волкова Раиса Андреевна - преподаватель биологии, "Отличник народного образования" , которой принадлежат оригинальные идеи проведения естественно-научных опытов на пришкольном участке, создания дендрария, живого уголка с вольерами для животных: поющих попугаев, белок, кроликов. (Одно время в школьном сарае держали даже медвежонка "Машу").

Блестящим мастером своего дела был Михайлов Василий Игнатьевич - преподаватель литературы. Он умел каждого научить писать хорошие сочинения.

Никогда не забудутся звуки задушевных мелодий в исполнении баяниста "от бога", уникального педагога музыки, Алексеева Николая Ивановича. Без его аккомпанемента не обходился ни один школьный праздник.

Учителя музыки Алексеева Н.И. Шарков нашел в доме пионеров. Николай Иванович, не имея музыкального образования, умудрился создать ансамбль баянистов, слава о котором гремела по всему району. По настоятельной рекомендации Андрея Сергеевича Н.И. Алексеев закончил музыкальную школу для взрослых в Ленинграде, совмещая учебу с преподаванием по классу баяна в той же школе.

Конечно, нельзя обойти вниманием и еще один любопытный факт. Как это и положено, во "дворце" (так многие называли школу) был свой придворный учитель танцев Владимир Ильич Островский, который во время школьных вечеров, проходивших в актовом зале, ненавязчиво обучал фигурам бального танца всех желающих прямо в процессе самих танцев.

Вообще, в 50-60-х годах в педагогическом коллективе было много мужчин, что являлось крайне важным для детей, оставшихся без отцов в послевоенную пору, им был необходим именно мужчина наставник.

Первые ученики с благодарностью вспоминают имя Германа Михайловича, математика. Ничем вроде бы особенным не выделялся этот учитель. Уроки он вел молча, писал несколько десятков примеров на доске, и все ученики были заняты их решением. Бездельникам он нещадно ставил "колы" и "двойки", но в конце четверти всегда давал шанс исправиться. Галина Андреевна Осипова вспоминает случай, когда одному из учеников, которому грозила "двойка" в четверти и который вечно списывал у нее все задания, Герман Михайлович пообещал исправить все текущие "двойки" за один верно решенный пример. Тот пыхтел-пыхтел, но решил-таки. Учитель тут же вывел поверх позорных "двоек" честно заработанную "троечку". И эта с таким трудом давшаяся "тройка" была дороже Игорю Касаткину (так звали "однокашника"), чем иному "пятерка".

Проповедываемый когда-то в Земской Учительской школе принцип неформальной оценки знаний учащихся Шарков А.С. также перенес в стены 445 школы и неукоснительно требовал соблюдения его от своих педагогов. В ЗУШ были только две отметки "уд" и "неуд", что просто означало: "знает" или "не знает" учащийся предмет. Так же просто, без мелочных придирок относился Шарков и к своему педагогическому коллективу: он никогда никого не отчитывал на совещаниях, никогда не требовал соблюдения всех предписаний, которыми "чиновники от образования" каждый год то и дело пытались корректировать учебный процесс. В основе подхода А.С. Шаркова, как к ученикам, так и к учителям, лежал один и тот же принцип индивидуального подхода к человеку - не как к части коллективного механизма - "винтику", а как к единственной, неповторимой личности. Об этом же писал и К.Д Ушинский: "Дух учебного заведения нужно лелеять и беречь как дорогое многоплодное растение. Его воспитательная сила растет с каждым годом и подчиняет себе новые личности" (II, 65).

А.С. Шарков до последних дней жизни: и как Зав. РОНО , и уже на пенсии как председатель Товарищеского суда всегда стремился помочь и поддержать людей. На гранитном памятнике супругов Шарковых на зеленогорском кладбище рядом с их фамилиями надпись "Жили для людей и в людях". Это действительно так.

Примечания :
1. Отец А.С.Шаркова, Сергей Иванович Шарков, в начале XX века как депутат от духовного ведомства Демянского уездного земского собрания активно содействовал распространению начального образования в Новгородской губернии, начав свою педагогическую деятельность с преподавания Закона Божия в земских и церковно-приходских школах. Сергей Иванович Шарков отдал дань и делу воспитания учителей: будучи избранным членом школьной комиссии Демянского уездного училищного совета, преподавал на краткосрочных педагогических курсах.
2. Завучем начальных классов была Елизавета Антоновна Гусева, муж которой погиб в застенках НКВД еще до войны. Завуч средней школы Пышновская Ольга Михайловна, которую тоже пригласил работать А.С. Шарков, приехала в Зеленогорск в то время, когда муж ее (в прошлом ректор Киевского университета) был в лагерях.

/ Е.В.Захаревич /

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

ОБЯЗАТЕЛЬНО - введите символы с картинки - цифры и латинские буквы.
Регистр не имеет значения - вводите маленькие буквы.
Цифра ноль - всегда перечеркнута.
Если не можете прочесть - перезагрузите страничку.

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)   

Комментарии

1. 2005-07-18 09:16:26 Никита ()
Спасибо! Интереснейшая статья!

2. 2005-07-18 11:43:38 Михаил ()
Спасибо! Очень интересно.

3. 2005-07-26 11:33:14 Nataliya ()
Отличная статья! Большое спасибо.

4. 2005-07-30 00:16:02 Марина ()
Интересно

5. 2005-08-14 13:05:11 Александр ()
Спасибо ! Интересно! НО в Зеленогорске есть ещё школа и два интерната. Буду ждать!

6. 2005-10-15 14:45:23 Ван ()
А как же 450 школа!!!

7. 2005-10-15 17:31:52 abravo ()
Про 450-ю школу материал обязательно будет, пока собираем информацию.

8. 2005-10-21 12:55:34 Ника ()
А как же моя родная 450... Жду с нетерпением...

9. 2005-10-29 01:33:18 Andrew ()
Бы ло бы очень хорошо, если бы были фотографии выпускных классов. Да и вообще побольше инфо о Зелике.

10. 2005-12-01 05:47:00 Рождественский М.Г. (rakso@rambler.ru)
С большим волнением прочитал Вашу статью. Я очень хорошо помню А.С. Шаркова. Это был отличный педагог и прекрасный человек. Мои родители очень хорошо к нему относились. И я многим обязан Александру Сергеевичу, но это уже личное. Спасибо за теплые слова о моем отце - Рождественском Германе Михайловиче. У меня остались самые лучшие воспоминания о 445 школе, о коллективе учителей, об одноклассниках. Это было трудное время, но тот заряд, который я получил в 445 школе сохранился у меня на всю жизнь. С уважением и благодарностью Михаил Рождественский.

11. 2006-02-07 14:30:51 Ольга ()
Очень рада,что нашла такую статью, я сама училась в Зеленогорске у Елизаветы Антоновны Гусевой в 444 школе,у Нины Дмитривны Крсановой, Софьи Александровны Усыскиной, но в 450 школе. Иванова Евгения Федоровна моя двоюродная бабушка, о Германе Александровиче я слышала от родственников которые у него учились. Очень жаль,что никогда не встретилась с Германом Александровичем и его женой, к тому времени они уже переехали в Выброг. Из рассказов своих подственников и их школьных друзей - это была эпоха настоящих учителей. Огромеое спасибо. Сатья потрясающая.

12. 2006-06-21 08:31:51 Владимир (kosmos1956@yandex.ru)
Спасибо. Надеялся найти ссылку на сайт для бывших учеников 445 школы, где можно обменяться воспоминаниями,фотографиями и т.д.

13. 2007-02-04 17:13:56 Капитолина ()
Очень интересно! Помним учителей, директора школы Шаркова, супругов Рождественских, Ходневич, Федорову и многих других. Выпускники 1958 года, школы №445, встречаемся до сих пор и вспоминаем всех, знаем о многих.

14. 2008-03-21 23:15:16 Викулёна ()
Я ученица этой школы,и очень её люблю!у нас хороший директор и учителя.Очень рада что нашла историю своей школы.Спасибо школа что ты есть!!!!

15. 2009-09-27 21:15:14 Лев Зайцев (urha@yandex.ru)
Вечно буду благодарен Андрею Сергеевичу за все то хорошее, что сделал он для меня. А Евгении Федоровны Ивановой я месяцами жил в школе, над библиотекой, в "скворешнике".Дружил я с ее сыном--Володькой. Он на фотографии класса. Окунулся в те времена.

16. 2011-03-20 17:43:49 Маша ()
У меня там бывшие одноклассники учатся.На самом деле это клёвая школа в клёвом районе.Я там живу,но я в 450 школе-она на самом деле лутче школы №445.И это факт.

Содержание


 

Rambler's Top100 page counter

© terijoki.spb.ru 2000-2016 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.