События

Содержание:

Памятник примирения. Общественные слушания. (02.03.02).

В Зеленогорске прошли общественные слушания о возможности установки памятника примирения павшим в советско-финской войне 1939 года. И хотя все участники ветераны войны, местные жители, ученые-историки высказались за создание такого мемориала, это решение принято несколько однобоко - финская сторона в слушаниях представлена не была, что делает его не совсем легитимным.

Мнения о ходе советско-финской войны сегодня довольно противоречивы, также как и о ее причинах. Пока еще никто не может с полной уверенностью утверждать, что подтолкнуло маршала Маннергейма к столь благородному поступку, остановить свои войска на прежней русско-финской границе. Любовь к Петербургу, нелюбовь к фашистам или холодный расчет. Были ли напрасные жертвы этой войны глупостью советского руководства или страшной необходимостью перед угрозой оккупации. Все это еще долго будет оставаться предметом научных исследований и ведением ученых-историков.

Сейчас о Зимней, Советско-финской войне 39 года, длиной всего в 105 дней более красноречиво расскажут цифры. 21 396 убитых с финской стороны, против 71 тысячи русских. 43 с половиной тысячи раненых финнов против 188 тысяч русских солдат. К этому можно прибавить еще 17 тысяч обмороженных и 58 тысяч заболевших. Всего от войны, ран и болезней погибло 131 тысяча русских солдат.

И хотя договор о дружбе и сотрудничестве между финской и советской сторонами был заключен в 48 году, о духовном примирении заговорили лишь с началом перестройки, спустя полвека после войны. Сначала на бывшем кладбище перед кинотеатром Победа поставили памятник финским воинам, а еще через несколько лет и сам кинотеатр передали Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Еще одним окончательным символом примирения между соседями мог бы стать мемориал всем погибшим в Зимней войне.

Примеров создания таких памятников примирения в мировой истории, к сожалению, найдется не так много, но все-таки они существуют. Испанский диктатор Франко завещал похоронить себя на организованном по его же приказу кладбище погибших в гражданской войне, как раз посредине между его сторонниками и противниками. Подобные примеры есть и в русской истории. Над Бородинским полем возвышается мемориал в память обо всех погибших в Отечественной войне 1812 года.

Первый памятник погибшим в Советско-финской войне на территории бывшего СССР был установлен в 2000 году в Карелии. Однако он был поставлен только в честь русских воинов. Идея же создать памятник примирения русским и финнам выдвигалась неоднократно. На плите мемориала погибшим в Отечественной войне даже сделали соответствующую надпись. Но этого мало, и с идеей поставить полноценный памятник и организовать слушания возникла только сейчас. После долгих споров инициативу поддержал совет ветеранов советско-финской войны. Его председатель полковник в отставке, участник двух войн финской и отечественной - Борис Походзей считает, что время примирения уже настало:

" Мы долго думали над этим вопросом, зная что, есть люди, которые выступают против. Я с финнами воевал дважды, в Финскую и в Отечественную, все на этом фронте, и поймите мое состояние. Финны в меня стреляли и я в них. Я долго над этим думал, но в принципе считаю, поскольку у нас с Финляндией отношения хорошие, дружеские, поэтому с этих позиций мы пошли на это. Пребывание в Финляндии и общение с финскими ветеранами еще раз убедило меня в этом. Хотя финские ветераны могут смотреть и смотрят на это по-разному."

К сожалению, но именно финская сторона в слушаниях представлена не была. Приглашения были направлены либо слишком поздно, либо лицам не имеющим компетенции в обсуждении этих вопросов. Присутствовавшие на слушаниях финны, никакого отношения к проблеме не имели. Все это сделало обсуждение несколько однобоким. И даже, несмотря на полемику среди соотечественников, по мнению управляющей делами лютеранского прихода Зеленогорска Татьяны Шакиной, любое решение пока не может считаться легитимным :

" Прежде всего, нужно решить вопрос: кому этот памятник ? Советским воинам или же это памятник примирения? Это две совершенно разные вещи. Часть выступающих как раз говорила - это память тем, кто здесь пал, а именно русским. Если же говорить о примирении, безусловно, должно быть поднято общественное мнение в Финляндии. Должна быть заслушана их официальная позиция в присутствии представителей консульства. То, что они не пришли сюда, говорит о многом. Они просто не посчитали себя уполномоченными принимать участие в этой встрече без согласований, на которые у них просто не было времени. Накануне из города Ярвенпяйе приезжали бывшие жители Териоки, их пригласили на встречу, но они также не посчитали себя уполномоченными выступать. Они считают, что война была между странами, а не между городами Териоки и Ярвенпяйе, и этот вопрос должен решаться на более высоком уровне.

Вообще, это хорошо, что такая инициатива появилась, это можно только приветствовать, но должно пройти достаточно много времени, чтобы идея созрела, чтобы это действительно было примирением. Без финской стороны, это решение не может быть легитимным.

Наш Муниципальный совет ездил на встречу в Ярвенпяйе, они поднимали этот вопрос, но он был поднят спонтанно, и они не смогли на него отреагировать. Для них это было слишком неожиданно. После этой встречи они задавали вопросы своему союзу ветеранов, те ответили, что сегодня российская сторона, если хочет ставить такой памятник, то пусть ставит. Но они не считают себя к этому причастными. Это мнение я довела до Муниципального совета."

Пастор Олег, настоятель прихода:

" Здесь предложение было назвать этот памятник "Примирение" . И я шел на эту встречу, на обсуждение именно этого вопроса. Церковь всегда за примирение. Будь то православная, лютеранская, или католическая. Церковь проповедует Блаженные миротворцы.

Вопрос, который здесь ставится политический, а не церковный. И война, которую можно называть по разному, это между двумя странами. И этот вопрос должен решаться на правительственном уровне. Надо учитывать менталитет той стороны, и то, что конфликт был совсем недавно. Сейчас живы люди, которые здесь были крещены. Они приезжают, приходят ко мне в церковь, они плачут вспоминая: Нас здесь, на этом месте крестили , Вот здесь было кладбище, где лежат наши родственники . И пока эта память жива, она больна, и надо обязательно считаться с этой стороной, как бы мы к ней ни относились, как бы там ни относились к нам. Христианская церковь может только так определить подход к трагедии, к потере, к конфликту. Мы можем проводить различия между живыми, но не можем проводить черту между мертвыми, они все нуждаются в нашей молитве.

Памятник должен быть, но его надо обсуждать двум сторонам, и то, что сегодня присутствует мало представителей от Финляндии, здесь никто не виноват. Надо готовить обсуждение. Ведь любая такая акция долго готовится. Сначала на одном, далее на более высоком уровне. Хорошо, что его начали обсуждать, это очень благородно. Но если идти по пути конфликта, то лучше не начинать вовсе. Проще, своей волей поставить памятник павшим в боях, и никто не претендовать не будет. Но раз это памятник примирения обязательно присутствие двух сторон. С кем миримся мы? Надо обязательно привлечь художников, скульпторов, архитекторов. Подумать, как его лучше оформить. Как передать в символе, что было, и чего мы больше не хотим."

Зеленогорск, который в первой половине 20-го века несколько раз переходил из рук в руки, как место очень подходит для установки мемориала. Это своеобразный символ Карельского перешейка и вообще не простых советско-финских отношений. Предложено несколько вариантов размещения Памятника. Один из них - поставить мемориал на поляне между Лютеранской кирхой и Православным храмом Зеленогорска. Или в сквере, напротив типографии, на углу пр. Ленина и Приморского шоссе. Но мест в Зеленогорске много, и главное сейчас другое - договориться с финской стороной, разработать и утвердить проект, найти деньги на его реализацию. Согласно постановлению средства на его установку могут пойти только из внебюджетных источников.

Фотографии некоторых участников слушаний:

Походзей Б.С.,председатель
Совета ветеранов Советско-
Финляндской войны

Профессор СПбГУ, доктор
истор.наук В.Н.Барышников

Доктор истор.наук
Г.С.Усыскин

Директор музея-заповедника
"Ялкалла" Н.М.Семанков

/ В.Снятков, фото А.Браво /

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

ОБЯЗАТЕЛЬНО - введите символы с картинки - цифры и латинские буквы.
Регистр не имеет значения - вводите маленькие буквы.
Цифра ноль - всегда перечеркнута.
Если не можете прочесть - перезагрузите страничку.

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)   


 

Rambler's Top100 page counter

© terijoki.spb.ru 2000-2016 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.