Rambler's Top100 page counter

Электронная революция 2 (27.06.02)

Формирование общественного мнения уже давно приняло формы угрожающих размеров. То что теперь принято считать прогрессивным или развивающимся, как правило является умышленно созданной фикцией, в коммерческих целях конечно. Разборчивость, к сожалению, качество не врожденное. Не волнуйтесь, предприимчивые люди успеют засеять поле. Задачи такие - срезать плоды. И именно поэтому во все времена существовала альтернатива, в более клинических случаях - оппозиция, безжалостно окучивающие мерзостно навязанное общественное мнение. В прошлом номере "По случаю" рассказывалось о современной альтернативной музыкальной электронной культуре в России. Теперь предлагаем вашему вниманию обещанное интервью с идеологом и руководителем петербургской творческой ассоциации "Другая культура" ОЛЕГОМ ЮРЧЕНКО, который как никто другой близок к уже неотъемлемой части культурной жизни Петербурга - электронной музыке.


Олег Юрченко

Творческая ассоциация "Другая Культура" трансформировалась в 1999 году из радиопрограмм "Свободный Полет" выходящих на "ПОРТ-FM" и посвященных эксперименальной/электронной музыке в организацию, миссией которой является продвижение некоммерческого электронного/экспериментального музыкального искусства к российскому потребителю. Способы самые различные: функционирование арт-магазина "Другая культура" и лейбла "Свободный Полет рекордс" выпускающего кассеты и компакт диски экспериментальной/ электронной музыки отечественных музыкантов, организация фестивалей электронной/экспериментальной музыки "Свободный полет", единственного в России, в таком направлении (с мая 2000-го прошло четыре таких фестиваля). "ДК" участвовала в организации фестиваля индустриальной музыки "Heilige Feuer 1и 2" и фестиваля эйсид-джазовой музыки "Funk Off-1", организовала фестиваль импровизационной музыки "Improsila-1". Также "ДК" проводит вечера экспериментальной музыки в клубах города, поддерживает активные связи с музыкантами из регионов и из-за рубежа.

- Олег, у вас не возникало сомнений в правильности выбранного пути?

- За время нашей деятельности в этом направлении мы все больше убеждаемся в правильности выбранного нами пути. Нам оказывают поддержку отечественные и зарубежные музыканты, промоутеры, лейблы, журналисты, дизайнеры, клубы, веб-сайты.


BARDO CENETICCUBE на фестивале
"Свободный полет" (август 2000)
Фестивали "Свободный Полет" проходили при поддержке Института Финляндии в Санкт-Петербурге, Института им. Гётте, Кампании Кока-Кола, Благотворительного Фонда PSI, газеты "На Дне", намечены пути сотрудничества с Британским Советом и Альянс Франсе. Все больше журналистов и деятелей культуры обращают внимание на наши акции. А успех наших друзей музыкантов в Великобритании, Германии, Японии и других развитых странах лишний раз подтверждает, что отечественная
электронная / экспериментальная музыка имеет огромный потенциал развития, являясь при этом оригинальной в творческом плане. Многие западные музыкальные издания и критики смотрят на Россию, и в частности на наш город, как на колыбель новой электронной революции, кладезь идей и открытий. Подтверждением тому может служить неувядающий интерес ведущих британских изданий New Musical Express, The DJ, Muzic и др. к российской, и в частности, петербургской электронной сцене. Наши усилия направлены на то, чтобы наша молодежь, также знакомилась с этой музыкой и не отставала от развития мирового культурного прогресса.

- Кого вы продвигаете под вывеской "отечественная экспериментальная/электронная музыка" и как идет процесс?

- Речь идет о музыкантах, которые сами сочиняют музыку и играют ее. Они являются и композиторами. Никакой параллели с ди-джеями, которые играют иностранную музыку ради того чтобы поднять танцпол на уши. Сейчас появляются ди-джеи, которые пытаются хоть как-то внедрить в массы интеллигентную музыку, но таких мало. В Москве есть кофейни, в которых играют lounge, вечеринки проходят на которых ди-джеи играют собственную музыку. У нас это все еще редкое явление, несмотря на то что у нас больше клубов, которые называют себя "электронными", live там очень редко появляется или не появляется вовсе. Имеются ввиду "Тоннель", "Паръ" и подобные. Но какие-то клубы независимые от каких-либо пристрастий публики все же готовы к движениям. И в "Red Club" проходили электронные фестивали, и "Молоко" раз в месяц предоставляет площадку для электронных концертов, вновь открывшийся клуб "Орландина" тоже пытается подтянуть электронные проекты, то есть какие-то движения есть. Я не говорю о Галерее Экспериментального Звука (ГЭЗ-21, Пушкинская ул., 10) где можно услышать от IDM (Intellegence Dance Music) до нойзовых экспериментов и в электронике и в акустической музыке. Те группы, которые появляются и тоже являются композиторами, но интересующиеся исключительно коммерческой стороной деятельности не интересуют "Другую культуру". В основном у нас сложились тесные отношения с лейблом "Чебурек", выпускающим IDM, минимал-техно и лейблом "ELECTRUS", которые выпускают относительно коммерческие электронные проекты - ПАРКИ, НОВЫЕ КОМПОЗИТОРЫ, НОЖИК ЧУПС. Конечно, их тиражи должны продаваться для дальнейшего развития деятельности, но сейчас еще нет такого, чтобы даже 1000 экземпляров можно было легко продать. Приходиться работать с западом. Большинство наших электронных групп востребованы на западе и получают предложения от западных лейблов, а также от японских, австралийских, американских, то есть во всех развитых странах где идет прогресс этой музыки, поскольку она предполагает и развитие интеллекта в том числе. У нас это так - есть люди, которые с головой окунулись в эту музыку, слушают ее, любят, видят в российской музыке перспективы. Но для многих и западная, и наша электроника пустой звук. Они слушают такие группы как ППК и другие подобные проекты, которые когда-то были вроде как композиторскими, ходят на ди-джеев, играющих колбасу и думают, вот она какая российская электроника. Слово "электроника" в массах понимается не в том смысле, поэтому я часто употребляю термин "экспериментальная электроника" и это ближе к британскому понятию. Определение IDM считается американским, но у нас оно прижилось, хотя слово "Dance", которое там зашифровано, странно, так как редко когда потанцуешь под IDM, хотя понятие емкое - от APHEX TWIN до SYNTETICA, где-то мягко, где-то жестко.

- Те же APHEX TWIN, AUTECHRE у нас достаточно популярны. Почему российский слушатель пока еще проявляет меньше интереса к российской экспериментальной музыке нежели к западной?

- Разные слушатели делят по-разному для себя категории. Запад для них бескомпромиссен, стиль там настолько продвинут, что возникает абсолютное доверие. Кто-то не доверяет российским композиторам, кто-то их не знает, но большое влияние оказывает промоушн на западе. Если бы ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ и FIZZARUM не выпустили свои работы на западе и не получили бы хорошие отзывы в иностранной прессе, то неизвестно были бы они здесь востребованы. Например, концерты ЕЛОЧНЫХ ИГРУШЕК в "Молоке" и на фестивалях собирают многочисленную аудиторию. Тенденция роста интереса к отечественной экспериментальной электронике заметна, несмотря на "деятельность" российских продюсеров, которые вкладывают деньги в поп-музыку, с целью быстро их вернуть и "снять сливки". Это уже проработанная схема и работать с другим видом искусства они не захотят. Продвижением электронщиков занимается небольшая группа инициаторов, которым непросто, но они упорно работают.

- Тем не менее НОЖ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР, которые изначально были известны лишь посетителям питерских клубов, а издавались за рубежом, сейчас переиздали альбомы у нас в стране, которые хорошо продаются в массы и их можно найти практически во всех магазинах.


НОЖ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР на фестивале
"Свободный полет" (август 2000)
- НОЖ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР изначально выбрали для себя стиль близкий к easy-listening. Они получили отклики на западе, где был всплеск популярности этого направления. Плюс успешная совместная работа Бартенева и Кострова в Британии, вследствие чего Бьорк, ознакомившись с творчеством НОЖЕЙ, публично заявила об интересе и пошла обратная волна. Но, к сожалению, у этой интересной группы что-то начало пробуксовывать. Они должны быть замкнуты в этом стиле, иначе их не так поймут.

- Коммерциализация проекта?

- Да, он все более и более коммерческий, что тоже неплохо.

- Вызывает ли интерес электронная музыка у российских СМИ?

- Очень редко. Молодые журналисты хотят об этой музыке написать, но есть редактор у которого другие интересы - нужно чтобы издание было коммерческим. Специализированные СМИ очень часто замыкаются на одном из популярных стилей. Происходит замкнутый круг - они распопсовывают итак уже популярное и это проще всего, так как чтобы писать об электронной музыке нужно обладать необходимыми знаниями. Многие не могут понять, где есть мировая величина. Да, с Трики им все понятно, а ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ или FIZZARUM они слышали, но не поняли. И так далее. Хотя существует масса вариантов работы со СМИ, но два-три издания нужно окучивать 24 часа в сутки чтобы получилось плодотворное сотрудничество.

- Люди, интересующиеся электронной музыкой и посещающие концерты. Кто они?

- Это могут самые разные люди. Но в основном, люди с искрой божьей в глазах, потому как искусство предполагает наличие интеллекта. В большинстве случаев это студенты - люди, которые готовы к какому-либо движению. Обучение дает все-таки прогресс. Просто так, с ходу к этой музыке трудно приобщится. Много взрослых людей, которые в свое время слушали и различный рок, и CAN, и THE RESIDENTS, прошли через MUSLIMGAUSE и DEATH IN JUNE, а затем поняли, что и в электронике есть не менее экспериментальные проекты, которые делают новые интересные звуки, тем более немало электронных коллективов используют живые инструменты и психоделическую подачу материала. То есть это те люди, которые были готовы к развитию современной музыке.

- Мне всегда казалось, что в электронной музыке красота, гармония, выразительность инвертируемы...

- Где-то да, это некий нигилизм все-таки, потому как сладкоголосых мелодий наслушались и двадцать лет назад, и тридцать. Хотя и сейчас продолжают культивировать электросимфоническую музыку. В электронике не обязателен отказ от мелодии, как раз многие предпочитают среди битов и рифов внедрить мягкую мелодию, так как это очень хорошо срабатывает. А для широких масс эта музыка не будет никогда. И на западе этого нет. Существует определенный сегмент, который потребляет ее и будет потреблять, просто там он количественно больше и активнее. У нас это еще и связано с пресловутыми финансовыми затруднениями.

- Последний альбом ЕЛОЧНЫХ ИГРУШЕК "Reframing" мне показался цельным и даже концептуальным. Это хорошо, но не случится ли такого, что русская электроника будет излишне академична?

- Недавно ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ были инициаторами вечеров импровизационной музыки, где они собрали другие коллективы и вживую играли некие петли, секвенции заложенные, никаких подкладок не было. Применялись живые инструменты, как бас-гитара у PCP, австралийские трубы у FIZZARUM. Такого еще в мире не происходило. Это и есть отказ от академизма. Нет такого, чтобы все было завязано на машине.

- Тем более, что питерские группы ZELANY RASHOHO и POLUSE ставят акцент именно на живые инструменты...


ZELANY RASHOHO в клубе МОЛОКО
вместе с Н.Рубановым(Аукцыон,СКА)

- ZELANY RASHOHO ближе к пост-року, то есть на живых инструментах извлекают звуки близкие к электронным. У POLUSE основная канва записана электроникой, которая обыгрывается гитарами и клавишными. При выступлении группы зрителю всегда приятнее увидеть сам процесс воспроизведения материала. Эти музыканты находятся в выигрышном положении перед теми, которые на сцене воспроизводят уже готовый свой материал через ноутбук.

- В народе бытует мнение, что экспериментальная и психоделическая музыка неразрывно связна с различными стимуляторами. Каково мнение "Другой культуры" по этому вопросу?

- С любой музыкой можно связать любые допинги. И я считаю, что создание или прослушивание электронной музыки погружает настолько в процесс, что никаких допингов не нужно. Они уже там присутствуют. Допинги никогда не несли положительного результата в плане развития творчества. На первом этапе это стимул, далее - барьер. Даже самые легкие наркотики нужны для расслабления, но не для работы.

- Если бы российские электронные музыканты попали в ротацию, например, на MTV или на радио "Максимум"...

- Пусть это будет отдельная программа выходящая в эфир хотя бы раз в неделю, даже ночью. Радиостанции, которые ставили в эфир электронику, никогда ничего от этого не теряли и даже выигрывали. Тем более эту культуру всегда относят к андеграунду, так как она всегда находится в оппозиции к поп-музыки. Это способствует созданию определенного имиджа, так как выход в эфир таких программ приобщает их к культовости. Поэтому все до сих пор помнят радио "ПОРТ-FM", радио "Фантом", программы, возникавшие ранее и существующие на радио "Рокс".

- Олег, почему на ваш взгляд, сейчас не существует радио отдающее предпочтение неформатной музыке, как например, давно закрывшаяся "Катюша"?

- "Катюша" - это был эксперимент, то есть нужно было показать, что частота работает и работает передатчик, а затем его продать. Что и было сделано. Но в период функционирования радио подтянулись неформальные люди и создалась некая культовость. Считается, что при нормальном промоушне пласт культуры был бы более востребован, то есть на данном этапе подобное радио успешно бы функционировало. Но видимо, пока еще некому за это дело серьезно взяться.

- Советы начинающим электронщикам от "Другой культуры" - каким образом и в какой последовательности нужно продвигать свои творения?

- Конкретных советов не существует. Мой субъективный взгляд - нужно быть по-хорошему самоуверенным в своем творчестве и использовать любые способы для информирования общественности о своей музыке. Можно выставлять Mp3 в Интернете, высылать демо на какие-либо студии, в том числе и западные, искать связи с клубами. Например, ко мне приходит много записей, в большинстве случаев это сырой материал, но где-то есть и искра. Нужно давать людям понять, что можно пробиться, тем более если есть тяга к творчеству и талант. Все это касается только тех, кто не преследует заведомо коммерческих целей.

- Как складывается деятельность "Другой культуры" на данном этапе времени и какие ближайшие планы?

- После переезда магазина на новое место был длительный период недостатка финансов для выпуска релизов "Свободный Полет рекордс", но сейчас ситуация стабилизируется. Вышел диск и кассета проекта 2012 - отличная смесь эмбиента, индастриала и этники с вокалом Тани Свахи из ОЛЕ ЛУКОЙЕ. Появился контакт с ГЭЗ и там стали проводится концерты коллективов записывавшихся на нашем лэйбле. Очень хороший бонус для лейбла - это договоренность с московской группой VOLGA записывающейся на лейбле "EXOTICA" о выпуске концертного выступления на "Свободный Полет рекордс". И POLUSE - молодые ребята, ворвавшиеся на электронную сцену Санкт-Петербурга, также выпустили релиз на нашем лейбле, причем ребята приняли участие в финансовой стороне дела. Пора уже собирать сборник "Intel Music 2", его уже все ждут, сборник включает в себя сочинения музыкантов, выпускавшихся или планирующих выпускаться на этом лейбле. Следующий сборник может собрать артистов, принимавших участие в фестивалях "Свободный Полет", это и финские артисты, и НОВЫЕ КОМПОЗИТОРЫ, и НОЖ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР.

/ Беседовал АЛЕКСЕЙ БАЖИН /

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

ОБЯЗАТЕЛЬНО - введите символы с картинки - цифры и латинские буквы.
Регистр не имеет значения - вводите маленькие буквы.
Цифра ноль - всегда перечеркнута.
Если не можете прочесть - перезагрузите страничку.

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)   

Комментарии

1. 2004-09-13 20:01:08 u.m.a. (uma_ua@mail.ru)
хорошо/...

   Содержание:




© terijoki.spb.ru, 2000-2009