Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения
Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели - от 14 до
27 августа. Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства.
В беседе свт. Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим
ясное указание на Успенский пост: "Церковные посты расположены в году
так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания.
Так для весны весенний пост - в Четыредесятницу, для лета летний -
в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний - в седьмом месяце
(Успенский), для зимы - зимний (Рождественский)".Святой Симеон
Солунский пишет, что "Пост в августе (Успенский) учрежден в честь
Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда
подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не
имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась
перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела
чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны
поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве
за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю
двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю
необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного - как
подающего нам освящение, а другого - умилостивление и ходатайство за
нас".
Успенский пост не такой строгий, как Великий, но более строгий, чем
Петров и Рождественский посты.
В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви
предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост,
без отваривания пищи; во вторник и четверг - "с варением пищи, но без
елея", то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино
и елей.
Икона Успения Пресвятой Богородицы
До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград
и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. По преданию
свв. отцов, "если же кто от братии снесть гроздие прежде праздника, то
запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц
август".
В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на
трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание
обязательно входили плоды нового урожая.
Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того,
как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет
с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека.
И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и
духовно: "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк
союз неправды", - заповедует Святая Церковь.
В посте телесном на первом плане - воздержание от обильной, вкусной и
сладкой пищи; в посте духовном - воздержание от страстных греховных
движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там -
оставление пищи скоромной - более питательной и употребление пищи
постной - менее питательной; здесь - оставление любимых грехов и
прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.
Сущность поста выражена в следующей церковной песне: "Постясь от
брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся
неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена
будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не
ядущим".
И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям - в
императорской России даже гражданские законы запрещали во время
Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.
Крест Христов
Успенский пост начинается с праздника "Происхождение (изнесение)
честных древ Животворящего Креста Господня". Впрочем, таинственное
выражение "происхождение древ Креста" обозначает просто крестный ход.
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого
праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе,
издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо
Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней.
Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой
трапезе Великой Церкви (в честь Святой Софии-Премудрости Божией). С
настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии
по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть
предъисхождение Честного Креста".
В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с
воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне Крещения
Руси сохранилось в Хронографах XVI века: "Крестися князь великий
Владимир Киевский и вся Русь августа I". В "Сказании действенных чинов
святыя соборныя и апостольский великия церкви Успения", составленном
в 1627 году по повелению Святейшего Патриарха Московского и всея
Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на
происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного
и просвещения ради людского, по всем градам и весем".
В этот день же установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу
и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея
Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора
Михаила над сарацинами.
По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается
поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и
малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед
нового сбора (отсюда народное название праздника - медовый Спас).