Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой
Девы Марии в царствование императора Августа в городе Вифлееме.
Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи,
к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести
народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и
род имели свои определенные города и праотеческие места, потому
Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от
рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы
внести и свои имена в список подданных кесаря.
В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских
гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла,
среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко
от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную
зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия,
но даже обыкновенного удобства - родился Богочеловек, Спаситель
мира. "Таинство странное вижду и преславное, - с удивлением воспевает
Святая Церковь, - Небо - вертеп; Престол Херувимский - Деву; ясли -
вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог" (ирмос 9-й
песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева,
Сама, без посторонней помощи, "повит Его и положи в яслех" (Лк. 2).
Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было
глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира
услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им
предстал Ангел Господень и сказал: "Не бойтеся: се бо благовествую вам
радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель,
Иже есть Христос Господь, во граде Давидове", и смиренные пастыри
первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему
до "рабия зрака". Кроме ангельского благовестия вифлеемским
пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было
волхвам "звездословцам", и в лице восточных мудрецов весь языческий
мир, незримо для него самого - преклонил свои колена пред истинным
Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец,
волхвы - "падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя,
принесоша Ему дары: злато и ливан и смирну" (Мф. 2, 11).
День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим
двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством
Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим,
всерадостнеишим и чудесным. "Се благовествую вам, - сказал Ангел
вифлеемским пастырям, - радость велию, яже будет всем людем. Яко
родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се
вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же
внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога
и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех
благоволение. Вси слышавший дивишася о глаголанных от пастырей
о рождшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и
хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша" (Лк. 2, 10 - 20). Так
Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное,
сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной
радости для всех людей, "яко родися Спас", Ангельским славословием
родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов,.
благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о
родившемся Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей.
Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в
своих Богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова
величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и
основанием для прочих праздников.