19 августа - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Апостолы с самого начала не столько знали, сколько чувствовали, что Иисус
из Назарета - Бог. "Христос, сын Бога живого" - так сказал о Нём Пётр
задолго до крестных страданий Спасителя. Однако осознать до конца всю
Божественную сущность своего Учителя они не могли - как не смог бы
ни один человек. Но Спаситель-то точно знал, когда и как завершится Его
земной путь и что последует за этим. Поэтому Он начал готовить учеников к
Своему Воскресению ещё до Своего распятия.
"Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не
вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе", -
сказал как-то Иисус Своим апостолам.
А через шесть дней, незадолго до Своих крестных страданий, Спаситель с
тремя ближайшими учениками - Иоанном, Иаковом и Петром - поднялся на
гору Фавор, чтобы помолиться. Во время молитвы ученики с величайшим
изумлением увидели, как Он "преобразился пред ними: и просияло лице Его,
как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет".
Феофан Грек. Преображение Господне
Рафаэль. Преображение Господне
В это же время явились на гору два ветхозаветных пророка - Моисей
и Илия, причем Моисей к тому времени давно умер, а Илия никогда
не умирал, он был взят на небо живым. То есть на встрече с Христом
Моисей представлял мир мертвых, а Илия - мир живых. Они беседовали с
Иисусом "об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме"
- то есть о страданиях и смерти Христа на Голгофе.
Наблюдая это, апостолы были поражены, но не испуганы. Напротив - их
души охватила радость, ведь такого очевидного и ясного подтверждения
Божественности Учителя никто из них не ожидал. "Равви! - сказал в
восторге Петр, - хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну,
Моисею одну и одну Илии". Куща - это шатер, или палатка: Петру так
понравилось на горе Фавор, что он предложил Спасителю остаться там жить.
Но апостолов в этот день ожидало еще более сильное потрясение. Вдруг
на них сошло и покрыло светлое облако, из которого раздался голос: "Сей
есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте".
С горы все спускались, не проронив ни слова. И только уже у подножия
Иисус обратился к апостолам с просьбой никому об увиденном не
рассказывать, "доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых".
Вот что писал о Преображении святой Ефрем Сирин: "Радовались
Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели.
Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого
прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне...
Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они
предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга:
Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел
освещенного Симона - Петра, домоправитель, поставленный Отцом, взирал
на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия
видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной
колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых".
Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус
соединил на ней два Завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть
Податель обоих. Во время службы в праздник Преображения священники
надевают белые одежды - как символ того, фаворского, небесного сияния.
В народе Преображение называют Вторым, или Яблочным Спасом. Почему
яблочным? Как известно, мы, русские, приняли православную веру от
Византии. А по византийскому Типикону (Богослужебному уставу) в этот
праздник было принято освящать виноград нового урожая. Виноград в нашей
средней полосе не очень приживается, зато к этому времени созревают
яблоки. Но освящать в этот день можно любые плоды - главное, не забыть
поблагодарить за них Того, Кто, как сказал Иоанн Златоуст, преобразился на
горе Фавор, "дабы показать нам будущее преображение естества нашего и
будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами".
ТРОПАРЬ
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу
Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный,
молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.
КОНДАК
На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою,
Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют
вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.