Православный календарь


19 августа - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

19 августа - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Апостолы с самого начала не столько знали, сколько чувствовали, что Иисус из Назарета - Бог. "Христос, сын Бога живого" - так сказал о Нём Пётр задолго до крестных страданий Спасителя. Однако осознать до конца всю Божественную сущность своего Учителя они не могли - как не смог бы ни один человек. Но Спаситель-то точно знал, когда и как завершится Его земной путь и что последует за этим. Поэтому Он начал готовить учеников к Своему Воскресению ещё до Своего распятия.

"Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе", - сказал как-то Иисус Своим апостолам.

А через шесть дней, незадолго до Своих крестных страданий, Спаситель с тремя ближайшими учениками - Иоанном, Иаковом и Петром - поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. Во время молитвы ученики с величайшим изумлением увидели, как Он "преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет".

19 августа - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Феофан Грек. Преображение Господне

19 августа - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Рафаэль. Преображение Господне

В это же время явились на гору два ветхозаветных пророка - Моисей и Илия, причем Моисей к тому времени давно умер, а Илия никогда не умирал, он был взят на небо живым. То есть на встрече с Христом Моисей представлял мир мертвых, а Илия - мир живых. Они беседовали с Иисусом "об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме" - то есть о страданиях и смерти Христа на Голгофе.

Наблюдая это, апостолы были поражены, но не испуганы. Напротив - их души охватила радость, ведь такого очевидного и ясного подтверждения Божественности Учителя никто из них не ожидал. "Равви! - сказал в восторге Петр, - хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии". Куща - это шатер, или палатка: Петру так понравилось на горе Фавор, что он предложил Спасителю остаться там жить.

Но апостолов в этот день ожидало еще более сильное потрясение. Вдруг на них сошло и покрыло светлое облако, из которого раздался голос: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте". С горы все спускались, не проронив ни слова. И только уже у подножия Иисус обратился к апостолам с просьбой никому об увиденном не рассказывать, "доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых".

Вот что писал о Преображении святой Ефрем Сирин: "Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне... Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга: Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освещенного Симона - Петра, домоправитель, поставленный Отцом, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых".

Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два Завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих. Во время службы в праздник Преображения священники надевают белые одежды - как символ того, фаворского, небесного сияния.

В народе Преображение называют Вторым, или Яблочным Спасом. Почему яблочным? Как известно, мы, русские, приняли православную веру от Византии. А по византийскому Типикону (Богослужебному уставу) в этот праздник было принято освящать виноград нового урожая. Виноград в нашей средней полосе не очень приживается, зато к этому времени созревают яблоки. Но освящать в этот день можно любые плоды - главное, не забыть поблагодарить за них Того, Кто, как сказал Иоанн Златоуст, преобразился на горе Фавор, "дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами".

  ТРОПАРЬ

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

  КОНДАК

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

/ 16 августа 2012 г. /

 


 


© terijoki.spb.ru | terijoki.org 2000-2024 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.