Православный календарь


4 декабря - Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Введение во Храм Пресвятой Богородицы – это второй двунадесятый богородичный праздник православного церковного года. Он продолжает тему праздника Рождества Богородицы. В его основе лежит одноименное событие из детства Девы Марии, заимствованное из древнехристианских памятников «История Иакова о рождении Марии», или «Протоевангелие Иакова» (II в.) и «Евангелие Псевдо-Матфея»:

«...Дитя достигло трехлетнего возраста, и сказал Иоаким [отец Марии]: "Позовите непорочных дев еврейских, и пусть возьмут светильники и зажгут их, и пусть не обращается назад Дитя, и дух Ее да не отделится от Дома Божия". И девы сделали так, и вошли в Храм. И первосвященник принял Дитя, поцеловал Ее и сказал: "Мария! Господь дал величие имени Твоему во все роды, и в конце дней Господь проявит в Тебе цену искупления сынов Израилевых". И он поставил ее на третью ступень жертвенника, и Господь Бог излил милость Свою на Нее. ... Пошли родители Ее (домой), дивясь и славя Бога, что Дитя не обернулось к ним. Мария воспитывалась, как голубица, в Храме Господнем, и принимала пищу из рук ангелов" (гл. 7-8).

Средневековые интерпретаторы этого сказания добавляют, что первосвященник (а им промыслительно оказался сам Захария, будущий отец Иоанна Крестителя!) даже ввел Марию в сокровеннейшую часть Храма – во Святая Святых. Пресвятой Деве было предоставлено помещение в одном из зданий, примыкавших к Храму, где Она и воспитывалась до четырнадцатилетнего возраста, считавшегося у древних евреев совершеннолетием.

Конечно же, сказание оценивается христианскими богословами не в историческом плане, но исключительно в богословском, символико-назидательном аспекте. Хорошо известно, что «Святое Святых» (своего рода «алтарь») Иерусалимского храма – единственного в дохристианские времена святилища, посвященного Истинному Богу, – было местом, скрытым не только от простых людей, но даже и от рядовых священников. Лишь один раз в год, в День Очищения (праздник «Йом кипур»), туда входил первосвященник с жертвенной кровью, приносимой им за себя и за «грехи неведения» всего Израиля.

Дева Мария готовилась стать «Одушевленным Храмом» (как Ее называют праздничные песнопения), Богородицей, поэтому Ее чистота и святость не только, безусловно, соответствовали величию Святого Святых, но несравнимо его превышали.

Появление праздника (не ранее VI-VII вв.) вызвано логикой развития христологии (учения о равночестном соединении двух природ воплощенного Сына Божия) и мариологии (учения о Деве Марии как о Богородице, как о соучастнице дела спасения человечества). Об этом хорошо пишет о. Александр Шмеман. «В эпоху, когда Церковь в напряжении всех своих духовных сил "возрастала" в понимании Человечества Христова, она не могла не включить в это созерцание образа и Той, от Кого Христос получил Свое Человечество, Свое Тело. Если Своим Храмом Бог отныне избрал Человека, то в особом и самом буквальном смысле таким Храмом Бога была Дева Мария: "ибо Рожденное от Нее Свято есть"». Тем не менее, в основе праздника все-таки «лежит несомненный исторический факт: вхождение Девы Марии, как каждой еврейской девушки, во Иерусалимский храм». Но в богослужебных текстах праздника это неприметное для современников Марии событие «обрастает постепенно поэтическими или символическими подробностями, подчеркивающими тот смысл, который увидела в нем Церковь. ...То же самое можно сказать и о других богородичных праздниках».

Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Иконография

Существуют изображения принесения ангелом пищи и пития Деве Марии во Храм, но чаще всего живописуется, с различными вариантами, сцена представления Марии ее родителями первосвященнику, почтительно пред ней склоняющемуся (например, фреска преп. Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире). Особенно многочисленны изображения Марии, самостоятельно восходящей по пятнадцати высоким храмовым ступеням, к вящему удивлению собравшихся в храмовом дворе священников, левитов и простых людей. Там, наверху, пред входом в храмовое Святилище, Ее торжественно встречает благословляющий первосвященник. При этом Дева Мария чаще всего живописуется старше трехлетнего возраста. Ее престарелые родители стоят у подножия лестницы вместе со всеми, или же следуют за девочкой, или даже помогают Ей взойти вверх по ступеням.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы

 

Rambler's Top100 page counter

© terijoki.spb.ru 2000-2016 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.