Православный календарь

18/31 января: Неделя о блудном сыне
12/25 января: Св.мученица Татиана
11/24 января: Неделя о мытаре и фарисее
6/19 января: Крещение Господне (Богоявление)
<<Ноябрь>>
Пн   7 14 21 28
Вт 1 8 15 22 29
Ср 2 9 16 23 30
Чт 3 10 17 24  
Пт 4 11 18 25  
Сб 5 12 19 26  
Вс 6 13 20 27  

Рубрику "Православный календарь" ведет Марина Алексеева.


Неделя о блудном сыне

Неделя о блудном сыне С каждым днем приближаемся мы к Великому посту. Второе подготовительное к Святой Четыредесятнице воскресенье именуется Неделей о блудном сыне.

Притчу о блудном сыне, одну из самых известных и самых трогательных в Новом Завете, мы находим в 15 главе Евангелия от Луки.

"У некоторого человека было два сына. И сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил сыновьям имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно.

Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Пришедши же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим.

А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного телёнка, и заколите. Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка.

Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся"(Лк. 15: 11-32)

Притча о блудном сыне неисчерпаема. Она содержит такое множество тем, что их трудно перечислить. Каждый человек, который внимательно и с благоговением вчитывается в неё, находит для себя ответ на многие вопросы о собственном духовном состоянии.

По словам св. Иоанна Кронштадтского, "в притче о блудном сыне, как в зеркале, видны все мы".

На непокорного юношу, покинувшего дом отца,чтобы вдалеке от него вести веселую, разгульную жизнь, похож всякий человек, который душой своей удаляется от Бога и предается жизни своевольной и грешной, а потом, образумившись, из той пропасти, куда низвергло его ослушание Богу, трудным путем раскаяния возвращается к своему Отцу.

"Так отрок Библии, безумный расточитель,
До капли истощив раскаянья фиал,
Увидев наконец родимую обитель,
Главой поник и зарыдал".
(А.С.Пушкин)

Нигде ярче не раскрывает нам Евангелие, в чем состоит сущность истинного покаяния, чем в притче о блудном сыне.

А что же Отец? В этой многогранной по содержанию и замечательной по яркости красок притче едва ли не главное место занимает поведение Отца и Его ЛЮБОВЬ, превосходящая все человеческие понятия.

Сын начал было каяться, но Отец не дал ему договорить.

Он не просит отчета в том, что сын делал в далекой стране. Он принимает возвратившегося без всяких упреков и вопросов. Почему? Просто потому, что тот "пришел в себя" и вернулся домой.

Притча о блудном сыне призывает нас не отчаиваться, как бы тяжко ни случилось нам согрешить, но преодолеть жгучий стыд и приступить к Таинству покаяния с надеждой на беспредельное милосердие Отца Небесного.

Трудно словами передать всю полноту любви Божией к раскаявшемуся грешнику. Пожалуй, никто не приоткрывает нам тайну этой любви лучше, чем Апостол Павел в своем Первом послании к Коринфянам: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, любовь не гордится, ...не ищет своего, не раздражается... Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает..." (1 Кор. 13: 4-7).

Кондак, глас 3

Отеческия славы Твоея удалихся безумно, в злых расточив, еже ми предал еси богатство. Темже Ти блуднаго глас приношу: согреших пред Тобою, Отче щедрый, приими мя кающася, и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих.

Притча о блудном сыне::Литература

 Фрагмент из книги Е.Поселянина "Душа перед Богом"

"...Вдумывались ли вы когда-нибудь в ту картину, которую нарисовал в Своей притче Христос?

Вот этот богатый старик с любящим сердцем, с мягким обхождением, никого не стесняющий... Быть может, невольно душа отца тяготела более к младшему, к тому, кто стал потом блудным сыном. Надо думать, он вложил все старание, все заботы, чтобы воспитать сына сообразно своему состоянию и положению. Но тесный кругозор семьи, с детства знакомая обстановка не удовлетворили юного пытливого ума. Сын захотел узнать свет, - как говорится: себя показать и людей посмотреть.

Он забыл, что он может быть нужен отцу, и что теперь, когда отец слабел, старику хотелось чувствовать на себе его заботы. Он не понимал, что счастье всего доступнее среди тех людей, которые давно нас знают и любят, прощая нам наши недостатки... Он весь был стремление, порыв - и жажда неизведанного заглушила в нем природную любовь к отцу.

Притча не говорит о том, сразу ли согласился отец на его просьбы отпустить его, или уговаривал пожить еще с ним и размеренным трудом успокоить пылкое воображение. С болью в сердце отец, не желая насиловать волю сына, отмерил ему причитающуюся долю наследства и простился с ним.

Произошла обычная история...Быть может, расставаясь с отцом, юноша думал пополнить свое образование, изучить серьезно чужие языки и нравы. Но денег было много, кровь кипела ключом, соблазны манили к себе.

Бессильная воля не могла оказать никакого сопротивления соблазну. Сын богатого отца, за несколько недель до этого не отказывавший себе ни в чем, теперь принужден был наняться свинопасом и был рад насыщаться пищею, приготовленною для свиней.

Ложные друзья, которые окружали его, когда он был богат, не вспомнили о нем, когда иссякло его золото. Он проклинал себя за то, что лишил себя тихого счастья жизни с отцом. Все ярче в его мозгу проступали картины мирного быта в родном доме. Какой-то чистотою, задушевностью веяло на него теперь от того, что раньше казалось скучным. И во всех этих воспоминаниях с удивительной притягательной силой стоял его старый отец.

Стыдно было, хотелось выдержать характер, не хотелось идти просить прощения туда, откуда он недавно вышел радостный, с гордыми надеждами на широкое счастье, и куда теперь пришлось бы вернуться в невиданном уничижении. Но выбора не было. Или питаться свиным кормом, или идти к отцу и упасть ему в ноги.

С какими чувствами приближался блудный сын к родному дому! Как встретит его отец? Простит ли, или он навсегда останется бездомным, никому не нужным скитальцем?

Вот вырисовались перед ним очертания родного дома. И слезы закапали из истомленной груди.

И тут совершилось то, что казалось ему невероятным. Отец, которого он так страшился, увидав его, сам бежит ему навстречу, и не успел он сказать приготовленных заранее слов: "Отец, я согрешил перед небом и перед тобою, я недостоин называться сыном твоим; прими меня как одного из наемников твоих!" - как старик привлек его к груди, и из старческих глаз закапали слезы всепрощения, умиления и счастья. И каждая слеза падала бальзамом в исстрадавшееся сердце юноши, и от теплоты этих слез воскресало в нем все, что в нем было хорошего и что было задавлено под грузом легкомыслия и заблуждения..."

Поселянин Е. - литературный псевдоним Погожева Евгения Николаевича, русского публициста и духовного писателя (1870-1931). Его перу принадлежит целая библиотека православного характера - многочисленные книги, статьи и очерки, которые пользовались большой популярностью в дореволюционной России.

Е.Поселянин был репрессирован и расстрелян в 1931 году. Приговор отменили только шестьдесят лет спустя...

Ныне книги талантливого писателя возвращены читающей России, и читаются православными людьми с живейшим интересом и пользой для духовного устроения.

Притча о блудном сыне::Живопись

Возвращение блудного сына Евангельский сюжет о блудном сыне издавна привлекал художников.

Впервые эта тема встречается в витражах французских кафедральных соборов XIII века.

В Эрмитаже хранится картина великого голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна "Возвращение блудного сына" (1669 г.)

На протяжении всей жизни Рембрандт много раз возвращался к этой теме, и представлял ее каждый раз по-новому. В ранних вариантах сын бурно выражает свое раскаяние и покорность. В серии более поздних рисунков душевные порывы отца и сына не так явно выражены, элемент назидания исчезает.

Впоследствии смысловой акцент был перенесен на старика-отца, ставшего главной фигурой композиции.

На полотне изображен момент встречи отца с измученным, оборванным сыном, который прячет лицо на груди благообразного старика. Коротко остриженные волосы на голове блудного сына и его потрепанная одежда говорят сами за себя, а вышитый воротник хранит намек на былую роскошь. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий.

Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Он мягко обволакивает фигуру отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну.

Его старческие, нетвердые руки ласково и бережно лежат на спине сына. Эта минута по своему психологическому состоянию равна вечности, перед обоими проходят годы, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук...

Именно в эту картину вложил Рембрандт весь свой жизненный и творческий опыт, и, пожалуй, ни одно другое полотно великого живописца не внушает столь возвышенных чувств, как "Возвращение блудного сына".

 


 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

ОБЯЗАТЕЛЬНО - введите символы с картинки - цифры и латинские буквы.
Регистр не имеет значения - вводите маленькие буквы.
Цифра ноль - всегда перечеркнута.
Если не можете прочесть - перезагрузите страничку.

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)   


 

Rambler's Top100 page counter

© terijoki.spb.ru 2000-2016 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.