Православный календарь

18/31 января: Неделя о блудном сыне
12/25 января: Св.мученица Татиана
11/24 января: Неделя о мытаре и фарисее
6/19 января: Крещение Господне (Богоявление)
 Декабрь
Пн   5 12 19 26
Вт   6 13 20 27
Ср   7 14 21 28
Чт 1 8 15 22 29
Пт 2 9 16 23 30
Сб 3 10 17 24 31
Вс 4 11 18 25  

Рубрику "Православный календарь" ведет Марина Алексеева.


Крещение Господне (Богоявление)

Крещение Господне (Богоявление) Крещение Господне - великий христианский праздник, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем.

Господь наш Иисус Христос принял Крещение в 30-летнем возрасте. Пред тем, как Ему выйти на Свое служение спасению мира, Богом был послан великий пророк Иоанн Предтеча (т. е. предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Господа. Св. Иоанн проповедовал при Иордане и крестил приходящих к нему крещением покаяния. Когда же Сам Господь пришел к нему, чтобы тоже креститься, Иоанн говорил Ему: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" Но Христос настоял на этом - не потому, что Сам имел нужду в Крещении, но для того, чтобы "исполнить всякую правду" - т. е. исполнить закон, "водами погребсти человеческий грех", освятить водное естество и подать всем нам образ и пример Крещения.

Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица. Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить "седящих во тме и сени смертней" (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.

В эти дни в храмах освящается особым чином святая вода. Святая крещенская вода (по-гречески "агиасма" - "святыня"), есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их, исцеляет недуги и болезни. "Освященная вода, - как писал святитель Димитрий Херсонский, - имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею. Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни". Крещенской водой окропляется все жилище, вещи, продукты. Сильнее лекарства, чем святая крещенская вода - нет. Крещенская вода в продолжение многих лет не портится, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!

Крещенская вода - это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Она принимается только натощак. Ее бережно хранят в святом углу возле икон.

Согласно христианскому вероучению, именно после Крещения Иисус Христос начал просвещать людей, озаряя их светом истины. Кроме того, в Крещении Христовом человечество приобщилось к Его Божественной благодати, получив в этом таинстве очищение живой водой, приводящее в жизнь вечную. Поэтому принятие таинства Крещения является обязательным условием принадлежности верующих к Церкви.

Тропарь, глас 1

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.
(Тропарь - жанр церковной гимнографии, краткое песнопение, выражающее суть празднуемого события. Ранние тропари писались ритмической прозой, в IV-V вв. появились стихотворные тропари).

Кондак, глас 4

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный.
(Кондак - жанр церковной гимнографии, созданный преподобным Романом Сладкопевцем; в первоначальном виде представлял собой поэму из 20-30 строф. В современной его форме кондак - краткое песнопение, по форме и содержанию очень близкое к тропарю, так что тропарь и кондак вместе дополняют друг друга).

Крещение Господне::Святоотеческое наследие

 КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Митрополит Сурожский Антоний

"Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды... В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества - но так ярко в Ветхом Завете - мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.

Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений...

И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха - Он, безгрешный."

Крещение Господне::Литература

 Фрагмент из книги "Лето Господне" И. С. Шмелева

Фрагмент из книги "Лето Господне" И. С. Шмелева " - Теперь Крещенье-Богоявленье,- говорит Горкин,- из Кремля крестный ход на реку пойдет, Животворящий Крест погружат в ердани, пушки будут палить. А кто и окунаться будет, под лед. И я буду, каждый год окунаюсь. Мало что мороз, а душе радость...

На стеклах снежок оттаял, елочки ледяные видно,-искрятся розовым, потом загораются огнем и блещут. В снежном тумане-инее громадное огненное солнце висит на сучьях.

Горкин умывает меня святой водой, совсем ледяной, и шепчет:"Крещенская-богоявленская, смой нечистоту, душу освяти, телеса очисти, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа...Как снежок будь чистый, как ледок крепкой", -говорит он, утирая суровым полотенцем.

...Впервые везут меня на ердань, смотреть. Потеплело, морозу только пятнадцать градусов.Мы с отцом едем на беговых. С Каменного моста видно на снегу черную толпу против Тайницкой башни. Отец спрашивает - хороша ердань наша? Очень хороша. На расчищенном синеватом льду стоит на четырех столбиках, обвитых елкой, серебряная беседка под золотым крестом. Под ней - прорубленная во льду ердань. Из-под кремлевской стены, розовато-седой с морозу, несут иконы, кресты, хоругви, и выходят серебряные священники, много-много. В солнышке все блестит - и ризы, и иконы, и золотые куличики архиереев - митры. Долго выходят из-под Кремля священники, светлой лентой. Валит за ними по сугробам великая черная толпа, поют молитвы, гудят из Кремля колокола. Говорят:"Погружают крест!". Слышу знакомое:"Во Иорда-а-не крещающуся Тебе, Господи-и..." - и вдруг грохает из пушки...И радостно, и страшно. Крестный ход уходит назад под стены. Стреляют долго."

"Лето Господне" (1927-1948) - роман русского писателя И. С. Шмелёва. Является самым известным произведением автора. Был издан в полном варианте в Париже в 1948 г.
Обращаясь к годам детства, Шмелёв запечатлевает в романе мировосприятие семилетнего ребёнка, принявшего в своё сердце Бога. Автор рисует подлинный уклад русской жизни не столь давних лет.В "Лете Господнем" чрезвычайно полно и глубоко воссоздан церковно-религиозный пласт народной жизни. Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев, остающихся неизменными из века в век, раскрыт настолько ярко и талантливо, что роман стал подлинной энциклопедией жизни русского православного человека. Язык Шмелёва органически связан со всем богатством и разнообразием живой народной речи, в нём отразилась сама душа России.

Крещение Господне::Исследования

 Вади-эль-Харар - подлинное место Крещения Иисуса Христа

Река Иордан зарождается на границе Сирии и Ливана, и через Тивериадское озеро бурным потоком устремляется к Мертвому морю. Вода в Иордане настолько чистая, что ею снабжается население Израиля, не прибегая к очистке.

Нескончаемый поток людей устремляется сюда ежедневно, чтобы окунуться в воды, освященные прикосновением к телу Христову. Верующие совершают погружение в специальных белых сорочках. По благочестивому обычаю эти сорочки хранят в течение всей жизни и используют в качестве погребальной одежды.

Точное место Крещения Господня до недавнего времени было неизвестно. Преобладало мнение, что место Крещения расположено в окрестностях селения Каср-эль-Яхуд на Западном берегу реки Иордан.

Однако, новейшие археологические исследования показали, что обряд Крещения был совершен в другой точке - на восточном берегу реки, где сейчас находится иорданский поселок Вади-эль-Харар. Во время раскопок была обнаружена основа греческой колонны, представляющая собой мраморную плиту в форме квадрата со стороной в два метра. Во времена раннего христианства она была установлена на месте Крещения. В сочинениях, написанных паломниками по святым местам времен расцвета Византийской империи,часто упоминалась греческая колонна с крестом на вершине, обозначающая это место.

Мраморная плита была обнаружена во время исследования развалин византийской церкви, от которой вели ступени, спускавшиеся прямо в реку. Недалеко от последней ступени и было найдено основание знаменитой колонны.

Новейшие исследования международной группы ученых помогли вернуть человечеству одну из святынь христианства.

Крещение Господне::Архитектура

 Николо-Богоявленский Морской собор

Празднику Богоявления посвящен один из старейших и красивейших храмов Петербурга - Николо-Богоявленский Морской собор. Златоглавый шедевр зодчества высокого барокко с его изумительно стройной колокольней образуют исключительный по красоте и цельности архитектурный ансамбль на пересечении канала Грибоедова и Крюкова канала.

Собор был воздвигнут в 1753-1762 гг. по проекту архитектора С.И Чевакинского. На голубом фоне стен рельефно выделяются белые колонны, фигурные наличники, выразительная лепка. Великолепно и внутреннее убранство. В верхней церкви сохранился резной иконостас работы мастера И.Ф.Канаева.

Рядом с собором, на берегу Крюкова канала, высится четырехъярусная колокольня. Эффект ее плавного движения ввысь достигнут мерным убыванием членений, чередованием выпуклых и вогнутых объемов, небольшим шпилем, завершающим всю композицию. Грациозный силуэт колокольни придает неповторимое очарование этому поэтичному уголку старого Петербурга.

С собором связаны многие страницы военно-морской славы нашего города.

Одно из памятных событий, происходивших в стенах этого храма - отпевание здесь в 1966 году Анны Ахматовой.

 Иорданская лестница в Эрмитаже

В XVIII в. лестницу называли Посольской - послы иностранных держав поднимались по ней, направляясь во дворец на прием. Позже лестницу стали именовать Иорданской - по ней во время праздника Крещения из Большого собора Зимнего дворца спускались члены императорской фамилии и высшее духовенство к Неве для совершения великого освящения воды, для чего во льду реки делалась прорубь ("иордань").Крестный ход назывался "ходом на Иордан".

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

ОБЯЗАТЕЛЬНО - введите символы с картинки - цифры и латинские буквы.
Регистр не имеет значения - вводите маленькие буквы.
Цифра ноль - всегда перечеркнута.
Если не можете прочесть - перезагрузите страничку.

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)   


 

Rambler's Top100 page counter

© terijoki.spb.ru 2000-2016 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.