Старые дачи:Зеленогорск :   Основные постройки
 

Старые дачи::Зеленогорск (бывш. Терийоки/Terijoki)::Описание наиболее значимых построек

Содержание:

Дача В. Ф. Леви, Березовый пер., 5

Этот дом был одной из самых интересных деревянных построек Зеленогорска/Терийоки. Находился он не в самом посещаемом месте (см. современную карту), даже не все местные жители его видели. Но, кто видел хоть раз, всегда возвращался посмотреть. В разное время года, в разную погоду. И дом всегда выглядел немного по-разному и всегда создавал какое-то настроение, что не всем постройкам свойственно. С башенкой шлемовидной формы, необычными окнами первого этажа, большими эркерными окнами второго этажа и чердака на южном фасаде, которые осенью изнутри смотрятся как настоящие витражи.

До августа 2014 г. мы достоверно не знали, кому дача принадлежала изначально. Была только легенда, которую рассказывали послевоенные жители этого дома, основанная на информации приезжавших иностранцев, видимо, родственников прежних владельцев. Мол жил в этом доме художник, а сам дом перевезен из центральной Финляндии. Как выяснилось позже, частично легенда оказалось правдой.

После войны дом превратился в большую коммунальную квартиру, в нем жило несколько семей. В 2013 г. дом признали аварийным (хотя зрительно состояние высокого гранитного фундамента и деревянных конструкций никаких опасений не вызывало) и стали расселять. Несмотря на то, что "дача начала ХХ-го века, Березовый пер., д.5" была включена в список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность по Курортному району С.-Петербурга, дом не охранялся. Более того, весной 2014 г. для того, чтобы там не жили бомжи, он был намеренно приведен в "нежилое состояние" - выбиты окна, двери. Ответ КГИОП СПб на запрос заместителя главного редактора "Новой газеты" А. О. Воронина подтверждает и то, что дача с 20.02.2001 г. была отнесена к числу выявленных объектов культурного наследия(6), и то, что "у семи нянек дитя без глаза" - ни одна из перечисленных в письме государственных организаций, ни сам КГИОП сохранить дачу не сумели.

27 июля 2014 г. дом сгорел.

Спустя месяц после пожара мы смогли определить владельца дачи, хотя эта работа была начата много раньше.

Первая попытка установить владельца опиралась на воспоминания Калеви Тилли, сына Оскара Тилли, которому в 1930-х гг. принадлежал дом на Лоухикату (ныне Березовая ул.). В книге "Terijoki. Paratiisi meren rannalla" Калеви Тилли писал, что недалеко "находилось здание с большим окном ателье и что летом там жил пожилой художник Левин с сыном. Сын художника, Наум Левин, был скрипачом и играл в городском оркестре в Хельсинки."(1). Однако, в воспоминаниях Тилли было столько нестыковок, что мы отнеслись к ним с определенным недоверием. И приняли единственное правильное решение - запросить в архиве г. Миккели материалы на интересующий нас участок.

Для этого имеющуюся у нас карту межевания Терийоки 1923 г. совместили с современной картой и определили номер участка - 4-144 (дом обведен красным). Это расположение соответствует и финской топографической карте 1930-х гг.

По этому номеру запросили в Провинциальном архиве г. Миккели (Финляндия) учетную карточку участка 4-144 из хранящейся у них картотеки земельного комитета Выборгской губернии (не могу не высказать свое восхищение работой архивной службы Финляндии - оперативность, вежливость, аккуратность и доверие к заказчику, требуемые отсканированные материалы были высланы до оплаты, цена услуг более, чем разумная).

Согласно карточке Василий Филиппович Леви приобрел участок 4-144 у крупного местного землевладельца Антти Пааволайнена в 1911 г. Дальнейшие записи на карточке частично стерты и требуют дополнилнительных исследований.



Так выяснилось, что в своих воспоминаниях К. Тилли перепутал владельца дачи Леви с Левиным и его сыном-музыкантом, которые, к слову, жили в Келломяках.

Владельцем сгоревшего дома на Лоухикату (Березовый пер., 5) оказался адвокат Василий Филиппович Леви. Но, не просто адвокат. И "atelieeri-окно" в доме, упоминаемое в воспоминаниях К. Тилли – это не эркер, как казалось. В доме размещалась мастерская художника, которую в старые времена называли "ателье". Из воспоминаниий П. Ф. Миролюбова"...Было здесь и ателье художника Леви...". И это тот самый Леви, который "выставлял" Репина.

Биографическая справка

Василий Филиппович Леви (1878 Харьков – 13.02.1954 Стокгольм) юрист, адвокат, художник, коллекционер.

Отец Василия Леви – Филипп Давыдович Леви, известный ветеринарный врач, сотрудник Страхового общества "Россия", мать – Анна Яковлевна. Брат – Максимиллиан Филиппович, врач-гинеколог Императорского повивально-гинекологического института, практикующий врач.

В. Ф. Леви окончил юридический факультет Харьковского университета. Семья переехала в С.-Петербург.
Помощник присяжного поверенного, к 1916 г. присяжный поверенный и присяжный стряпчий.
Художник-любитель. В 1916 г. оставил службу и решил посвятить себя искусству.
В этом же 1916 г. он переселился в Терийоки, где построил дом.
В 1916-1917 гг. познакомился с И. Е. Репиным и стал его доверенным лицом при устройстве выставок. С 1919 по 1930 гг. им было проведено более 50 выставок Репина - в Хельсинки, Амстердаме, Гааге, Гамбурге, Выборге, Праге, Копенгагене, Осло, Стокгольме, Гётенбурге, Нице, Каннах и других европейских городах. С 1922 г. В. Леви выставлял на этих выставках и свои работы.
Одновременно продолжал писать картины. В 1925 г. в Финляндии состоялась совместная выставка И. Репина, Ю. Репина и В. Леви.
В 1930-1939 гг. жил в Париже, с 1939 г. – в Стокгольме, продолжал заниматься живописью.
Жена Беатриса-Евгения Федоровна (урожд. Кондратьева) (1889 – 1980), известен ее портрет кисти Репина 1918 года.
Дочери – Наталья Леви (1914 – ?), художница и Нина Леви (в замужестве Францен).

В 1945 г. В. Ф. Леви передал Государственному литературному музею в Москве 160 писем И. Е. Репина к нему, рукопись воспоминаний под названием "Материалы для комментариев к переписке И. Е. Репина с бывшим присяжным поверенным В. Ф. Леви"(5) и свою копию репинской картины "Поэт-футурист" (портрет К. Олимпова). В 1946 г. подарил Государственной Третьяковской Галерее два этюда Репина к "Запорожцам". Работы В. Ф. Леви представлены в ряде музеев Швеции и Финляндии.(2)

Более подробную информацию о В. Ф. Леви удалось найти благодаря портрету его жены, Беатрисы Федоровны, выполненному И. Е. Репиным в 1918 г.

Во-первых, у нас была фотография 1924 года с 80-летия И. Е. Репина, на которой осталось несколько неопознанных персон, в том числе "неизвестный художник в шляпе", стоящий второй справа, и его жена с двумя дочерьми, на снимке 4-я слева, дочери вокруг:

Сопоставив портрет Б. Ф. Леви и эту фотографию, мы с большой уверенностью можем утверждать, что "жена неизвестного художника" - это Б. Ф. Леви с дочерьми Натальей и Ниной, а сам "неизвестный художник" - это В. Ф. Леви.

И. Е. Репин. Портрет Б. Ф. Леви, 1918 г.

Беатриса Федоровна Леви, жена В. Ф. Леви, с дочерьми. Фрагмент фотографии с 80-летия И. Е. Репина, 1924 г.

Василий Филиппович Леви. Фрагмент фотографии с 80-летия И. Е. Репина, 1924 г.

Портрет Б. Ф. Леви долгое время находился в частной коллекции и только в 2011 г. был выставлен на продажу шведским аукционным домом "Буковскис". К этому событию была специально выпущена брошюра с фотографиями из архива семьи Леви и статьей искусствоведа Е. Баснер, посвященной истории создания этой картины, неразрывно связанной со взаимоотношениями И. Е. Репина и В. Ф. Леви(3). В брошюре подробно цитируются воспоминания В. Ф. Леви.

Как следует из этих воспоминаний, В. Ф. Леви познакомился с И. Е. Репиным лишь весной 1918 г. Будучи художником-любителем и поклонником таланта Репина, узнав, что тот живет недалеко от Терийоки на своей даче "Пенаты" В Куоккала, В. Ф. Леви набрался смелости и приехал в гости к знаменитому художнику. И застал его совершенно одиноким и без средств для существования. В первый же день знакомства И. Е. Репин попросил у В. Ф. Леви 200 финских марок в долг. И, когда со временем этот долг вырос до 1000 марок, И. Е. Репин предложил написать портрет жены В. Ф. Леви, чтобы рассчитаться.

В воспоминаниях В. Ф. Леви содержится свидетельство того, что И. Е. Репин навещал его в Терийоках: "Приехал он довольно скоро и неожиданно. И какой же была радость, когда о его приезде возвестили прибежавшие из сада дети, и вдали на дорожке нашего путанного и заросшего сада показалась сухая фигурка Репина в пальто-крылатке и большой черной шляпе. И. Е. попал как раз к обеду и после тощих куоккальских харчей он ему, несмотря на всю свою скромность, показался лукулловским пиршеством."

Хотя В. Ф. Леви называл свою жену «взрослым милым ребенком» (она была его на 11 лет моложе, в 1918 году ей исполнилось 29 лет), на ней лежали все заботы о доме и детях и она была прекрасной хозяйкой.

Биографическая справка

Беатрис-Евгения Кондратьева (Июль 1889 – 1980).

Отец – Федор Викентьевич Кондратьев, лютеранского вероисповедания, купец, держал ренсковые погреба на Кронверкском 75 (ренсковые погреба – погреб-склад-магазин, где производилась торговля спиртными напитками только «на вынос» – «ренсковые погреба могут продавать крепкие напитки количествами не более 3 ведер, за исключением виноградных вин, которые могут быть отпускаемы всякими количествами; в отношении разлива вина и спирта городские ренсковые погреба приравниваются к ведерным лавкам, вне городских же поселений разлив вина и спирта в них воспрещается».)
После 1898 г. род деятельности Ф. В. Кондратьева неизвестен.

Мать – Амалия Йоганновна (урождённая Бодманн), домовладелица. Семья проживала в собственном доме на углу Большого пр. П.С., 27/1 и Введенской ул. Она унаследовала доходный дом после смерти обоих родителей в 1891 г. Федор Викентьевич был в доме жены управляющим. В 1909 г. дом по неизвестной причине был продан купцам Колобовым. И до 1917 г. семья проживала по различным адресам. Отец Амалии Йоганновны – купец Йоханн-Йодокус Бодманн (? – 1891 СПб), вел торговлю на Невском пр. 48 – «торговля в Пассаже Швейцарскими изделиями». Его жена с 1860 г. Катарина (урождённая Вёлькер) (? – 1891 СПб).

Эта информация подтверждается и в приводимом ниже свидетельстве о рождении и крещении Беатрис.

Свидетельстве о рождении и крещении Беатрис Кондратьевой (в замужестве Леви), 1889 г.

Б. Ф. Леви, Петербург, 1910 г.

Б. Ф. Леви с дочерью Ниной и няней

Дочери Леви Наталья и Нина на пляже в Териоки

Два года спустя и у Леви, и у Репина закончились средства к существованию. И портрет Б. Ф. Леви пришлось продать. При этом на вырученные средства обе семьи смогли прожить целых два года. В 1950 году В. Ф. Леви предлагал новому владельцу портрета Э. Миннбергу выкупить его обратно, но тот отказался. И лишь в 2011 г. потомки Миннберга решили картину продать.

Из воспоминаний В. Ф. Леви становится ясно, что дом он построил по собственному проекту: "Прекрасный дом, который я сам строил по своим рисункам, утопал в зелени, вблизи рокотал морской прилив, шла нормальная учеба у детей, а раз в неделю даже приходила целая гурьба эмигрантских ребятишек, и предприимчивый артист Шмаков руководил ритмическими танцами Далькроза. Никто бы не поверил, что в двадцати километрах кипел вулкан революции."

Дети Леви действительно учились в Териоках, сохранилось свидетельство об окончании Натальей Леви Териокского реального училища в 1930 году(4).

Интересно, что в последние годы жизни В. Ф. Леви написал пьесу, главными действующими лицами которой стали И. Е. Репин (выведенный там под именем Ефима Григорьевича Громова), члены его семьи, ученик Репина Валентин Серов, знаменитый критик Василий Стасов и генерал Драгомиров (последние в пьесе представлены под настоящими именами). Себя Леви представил в пьесе как "бывшего адвоката и коллекционера, устроителя и товарища Громова на выставках" по фамилии Коган. Елена Баснер пишет(3), что Леви удалось весьма убедительно представить атмосферу репинского дома.

В. Ф. Леви в возрасте около 50-ти лет

Портрет В. Леви кисти М. Малявина, 1939 г.

В брошюре, посвященной репинскому портрету Беатрисы Леви, есть еще одна интересная фотография. На ней изображены дочери Леви Наталья и Нина, сидящие на крыльце дома в Терийоках с пожилым господином. Подпись под фотографией гласит, что это их отец Василий Леви, но это явная ошибка. Можно остородно предположить, что дочери сидят со своим дедушкой, отцом Беатрисы Леви Федором Кондратьевым. Этот пожилой мужчина точно относился к тому же кругу русских "дачников поневоле", оставшихся в Финляндии после революции. Его можно увидеть и на групповой фотографии, сделанной в "Пенатах" в день 85-летия И. Е. Репина, - в верхнем ряду гостей, третий справа, обозначенный номером 39. То есть этот человек явно относился к общему для Леви и Репина кругу людей. Кроме того, вряд ли является случайностью то, что соседняя дача на Лоухикату (ныне Березовая ул., дом 5) принадлежала некоему Кондратьеву.
А сидят дочери Леви с дедушкой на несохранившемся крыльце дома, которое было у его юго-западного угла, с западной стороны. В советское время гранитное основание деревянной лестницы исчезло, как и сама лестница. На этом месте из основания гранитной площадки смастерили бетонную лесенку, а потом и заложили вход в дом в этом месте.

Дочери Леви, предположительно со своим дедушкой (подпись под фоотографией ошибочна), на крыльце своего дома в Териоках

Угол бывш. дачи В. Ф. Леви, где располагалось это крыльцо, май 2013 г.

Эту дачу, в которой бывал И. Е. Репин, где жил его сподвижник и помощник В. Ф. Леви, сохранить не удалось. И исчезла она не в военное время, а в самое что ни на есть мирное. В конце июня - начале июля 2014 г., менее чем за месяц до пожара, силами студентов архитектурных специальностей петербургских ВУЗов под руководством С. С. Левошко, О. Б. Ушаковой и Б. И. Роенко успели выполнить полные архитектурные обмеры дома.

Дома, в отличие от рукописей, горят, но хотя бы останутся чертежи, рисунки и фотографии. И память о красивом деревянном доме и его владельце.


1. "Terijoki. Paratiisi meren rannalla", ("Терийоки, рай над морем"). 1982, Издательство Karisto, ISBN 951-23-2031-2, s.64-65.
2. О. Л. Лейкинд, К. В. Махров, А. Я. Северюхин "Художники русского зарубежья", С. 374-375.
3. «Стройная муза в белом». Портрет Беатрис Леви кисти Ильи Репина.
4. Статья о Наталье Леви и ее доме в Швеции.
5. Воспоминания В. Ф. Леви "И. Е. Репин в годы революции".
6. Ответ КГИОП СПб на запрос заместителя главного редактора "Новой газеты" А. О. Воронина от 26.08.2014 г.

 

©  Публикация terijoki.spb.ru, 26.08.2014 г.
©  Авторы материала А. Браво, П. Корвенкюля
©  Современные фотографии А. Браво
Последнее обновление: 14.10.2014 г.
Благодарим за помощь архитектора Нетту Бёёк (Netta Böök) и председателя Общества Уусикиркко Майялиису Каллиомяки (Maijaliisa Kalliomäki).
Без письменного согласия авторов запрещается воспроизводить текст частями или полностью, включать в память вопроизводящих систем или переводить в иные формы посредством электронных, механических и прочих систем.











 

Rambler's Top100 page counter

© terijoki.spb.ru 2000-2016 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.