Старые дачи:Дачники
 

Старые дачи::Дачники

Содержание:

История семьи Радловых в дачной переписке. (31.12.2016)

Представленные в статье почтовые открытки входят в состав коллекции, собранной Наталией Эрнестовной Радловой-Казанской (1887-1938). Коллекция была собрана в период 1900-1915 гг. и содержала открытки с изображениями произведений искусства, а также природных и архитектурных видов разнообразных мест России и других стран, которые посещали знакомые и члены семьи российского философа Эрнеста Леопольдовича Радлова (1854-1928).

В 1919 г. Н.Э. Радлова-Казанская, уезжая с семьей в эвакуацию, оставила коллекцию в Перми. Так открытки оказались в семье Безруковых, которые бережно хранят их уже почти 100 лет. Елена Ивановна Безрукова, с согласия потомков Н.Э. Радловой-Казанской, подготовила часть открыток, относящихся к Карельскому перешейку к публикации на нашем сайте, снабдив их подробными комментариями и биографическими сведениями о членах семьи Радловых, авторах и адресатах открыток, некоторых упоминаемых в них персонах.

Данная публикация основана на материале, подготовленном Е.И. Безруковой, который дается в сокращении, с дополнительной информацией, имеющейся в распоряжении сайта terijoki.spb.ru.


 

Карельский перешеек – «Русская Финляндия» – был облюбован петербуржскими дачниками с 1870-х годов, когда была построена железная дорога, соединившая Петербург и Выборг. Поэтическая природа, чистый воздух, неспешная жизнь в близкой «загранице» прельщали состоятельных горожан, которые вывозили на дачи свои семьи. Архитекторы и купцы, присяжные поверенные и литераторы, профессора и доктора медицины с чадами и домочадцами, проводили летнее время на дачах.

На таких летних дачах прошли детство и юность Натальи Эрнестовны Радловой, и ее история иллюстрируется открытками, сохранившимися с тех давних лет. С 1900 по 1905 год семья действительного статского советника Эрнста Львовича Радлова снимала дачу Линдквиста в Сяйниё (совр. Верхне-Черкасово) под Выборгом, и старшие гимназические годы Наташи Радловой прошли там. Затем (1905-1909) было имение Турчаниновых «Ламбала» в Уусикиркко, и наконец, в 1912 году дача в Мустамяках.

Радловы (von Radloff) – дворянский род Российской империи. Место происхождения рода Радловых – Саксония. Фамилия образована от чешского слова «радло» – соха, поэтому в дворянском гербе Радловых было помещено изображение сохи. Основателем российской ветви рода Радловых считается Карл Фридрих Радлов (1783-1842), приехавший в Россию в 1806 году. В России Карл Фридрих, выпускник теологического факультета Лейпцигского университета, преподавал латынь и немецкий язык, в частности, был преподавателем латинской словесности в Санкт-Петербургском университете, а также немецкого языка и словесности в Главном немецком училище св. Петра. В 1822 г. принял присягу на подданство России и был внесен в 3-ю часть дворянской родословной книги. Был женат на Филиппине Марианне, урожденной Самсон фон Гиммельстерна (1791-1833). Из их детей наиболее известны двое.

Старший, Лев Фёдорович/Леопольд Карл Теодор (1818-1865), хранитель Этнографического музея Императорской Академии Наук (1846-1863) и архивариус Академии (1855-1858 гг.) Л. Ф. Радлов был женат на Матильде Фёдоровне Стефан. В браке родились четыре сына: Отто (1849), Герман (1852), Эрнст (1854) и Фридрих (1858).

Младший, Эдмунд Фёдорович/Эдмунд Генрих (1828-1911), химик, физик, действительный статский советник, окончил философский факультет С.-Петербургского университета по разряду естественных наук.

Дети Льва/Леопольда Федоровича выбрали разные пути в жизни.

Старший Отто (1849-1916) был морским офицером, генералом флота, участником Цусимского похода.

Средний Герман (1852-1893) стал горным инженером. Был женат на Екатерине Владимировне, урожд. Митяшевой (1857-1936).

Младший Фридрих (1858-1922) также горный инженер. Являлся крупным российским промышленником: был членом совета С.-Петербургского Международного коммерческого банка, директором русского общества "Минимакс", членом правления Верхне-Волжского общества железнодорожных материалов, ответственным агентом в России французского "Общества Франко-Русских заводов". Был женат на Анжелике Андреевне Лавеццари (1860-1939), дочери академика живописи Петербургской академии художеств Андрея Карловича Лавеццари.

Через семью Лавеццари Радловы породнились с семейством Кинг, которые владели дачными участками в Терийоках. Александр Робертович Кинг был женат на сестре Анжелики, Ольге Андреевне Лавеццари. Подробнее о семье Кинг и Лавеццари.

Радлов Эрнст Леопольдович (Львович)

Эрнст Львович (Леопольдович) Радлов (1854-1927) родился в Петербурге. После окончания шестой петербургской гимназии учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета, а после слушал лекции в Берлинском и Лейпцигском университетах. Несколько десятков лет (1880-1899, 1916-1927) работал в Петербургской Публичной библиотеке: вначале заведующим философским отделением, а с 1917 года по 1924 год – ее директором. Одновременно он являлся редактором философского отдела «Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона». Занимался преподавательской деятельностью, читая лекции по истории философии в Александровском лицее и училище правоведения, по логике – на Высших женских курсах, а после революции с 1919 года читал лекции в Социо-библиологическом институте.

Э. Л. Радлов был активным организатором и деятелем Философского общества при Петербургском университете, а в 1921 году, когда общество возобновило работу, был избран его председателем. Входил в редакцию журнала «Мысль» – печатного органа общества.

Основные научные интересы его находились в области истории философии, он был большим знатоком философии Аристотеля. Среди его трудов монографии «Этика Аристотеля» (1884) и «Об истолковании Аристотеля» (1891). Большое количество работ опубликовано им по истории отечественной философии. Ему принадлежат первые переводы «Этики» Аристотеля (1908), «Феноменологии духа» Гегеля (1913), при его участии издано собрание сочинений Платона. Он является автором первого русского популярного «Философского словаря логики, психологии, этики, эстетики и истории философии» (1904).

Э. Л. Радлов – друг и исследователь творчества Вл. С. Соловьева. Он являлся соредактором его «Собрания сочинений» в 10-ти томах, организатором и редактором издания «Писем Вл. С. Соловьева» в 4-х томах (1908-1923), автором статьи о Соловьеве в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона», посвятил ему ряд своих работ, в том числе «Учение Соловьева о свободе воли» (1911).

Из адресного указателя «Весь Петербург на 1911 год»: Радлов Эрнст Львович, действительный статский советник. Член Совета Министра Народного Просвещения; Ученый комитет Министерства Народного Просвещения; редактор журнала Министерства Народного Просвещения и «Известий по народному образованию»; Женский педагогический институт; товарищ председателя Философского общества при СПб университете; председатель комиссии по международному обмену изданиями; постоянная комиссия, состоящая при Императорской Академии наук для пособия нуждающимся ученым, литераторам и публицистам. Кирочная, 23.

Эрнст Львович был женат на Вере Александровне, урожд. Давыдовой. У них были дети: дочь Наталия Эрнестовна, в замуж. Казанская (1887-1938), актриса, преподаватель сценической речи; сыновья Николай Эрнестович (1889-1942), художник и Сергей Эрнестович (1892-1958), театральный режиссер.

Именно семья Эрнста Львовича снимала на протяжении нескольких лет (1900-1912 гг.) дачи на Карельском перешейке, на землях Великого Княжества Финляндского, входившего тогда в состав Российском империи.

* * * * *

Итак, вначале (1900-1905 гг.) арендовали дачу в Сяйниё (совр. Верхне-Черкасово) под Выборгом, о чем свидетельствуют сохранившиеся открытки Радловым на дачу Линдквиста.

Из открытки, отправленной 2 сентября 1900 г. 13-летней Наталье Радловой ее подругой, которая жила на даче или гостила в Терийоках, мы узнаем, что погода в середине августа (по старому стилю, которым жила Россия), была дождливая. На иллюстративной стороне открытки изображен мост через Черную речку (Ваммельйоки) в Ваммельсуу (ныне пос. Серово) с видом на расположенную слева от дороги на Койвисто (ныне Приморск) дачу некоего Генри Хаварда (Henry Havard), после войны на этом месте был построен дом в сталинском стиле.

По финляндской ж.д. ст. Сейнио. Дача Линдквиста.
Е.В. Н.Э. Радловой

Дорогая Наташа, у нас начался холод, и сегодня идет дождь. Как у Вас? Мы собирались на Иматру, да так и не поехали. Напиши мне. Поклон всем. Целую тебя, твоя подруга М.Т <неразборчиво>

Еще одна подруга вспомнила о Наталье Радловой в 1902 г., прислав открытку из дачной местности Гунгербург, под Нарвой. Надо сказать, что Эстляндский Гунгербург напоминал аналогичные морские курорты Балтийского моря, и в частности, по северному берегу Финского залива - Сестрорецк и Терийоки. Но все же как курорт он возник раньше и выглядел более пышно и по-европейски. Гунгербург (сейчас Нарва-Йыэсуу) стал развиваться как модный дачный поселок и курорт с 1872 года. Здесь появились кургауз (второй по времени был построен арх. М. С. Лялевичем, 1912) водолечебницы, санаторий, было открыто пароходное сообщение с Петербургом. Именно здесь впервые в пределах Российской империи появились кабины для купания в морской воде. Их вывозили на лошадях на глубокое место, а затем отвозили обратно к берегу. На берегу также появились шеренги кабинок для переодевания и хранения вещей. Именно они запечатлены на открытке из Гунгербурга. Такой типичный пейзаж морского курорта.

Финляндия, Сейнио
Ея Высокоблагородию Наталии Эдуардовне Радловой

Посылаю тебе, дорогая моя Наташа, в <неразборчиво> поцелуев. Пиши мне и вспоминай м большое письмо, а пока прощаюсь. (Подпись неразборчива)

К тому же 1902 году относится и открытка, адресованная Е. Г. Радловой, с панорамой Выборга с башни Олафа Выборгского замка на иллюстративной стороне.

В 1905 г. на имя Наталии Эрнестовны Радловой пришли две открытки из Калуги и одна из Выборга с изображением виллы Рунолинна (Замок рун) на Сайменском канале. Местности вокруг канала использовались под дачи со времени его строительства. Берега канала были очень живописны, поэтому состоятельные жители Петербурга и Выборга с удовольствием приезжали на лето в симпатичные дачи с башнями, балкончиками и верандами, беседками и причалами в саду, на берегу канала. Некоторые из них использовались в качестве пансионатов. Видимо, одной из таких дач-вилл была «Рунолинна», которая «плачет и глубоко обижена», что Наташа Радлова не хочет «побывать в ее стенах».

Ея Высокородию Наталии Эрнестовне Радловой
По фин. Ж. Дор. Ст. Сейнио

Моя комната обозначена "x"
21/VII 1905 Runolinna плачет по тебе и глубоко обижена, что ты не хочешь побыть в ея стенах.

Усадьба Рунолинна на Сайменском канале за Выборгом (см. на карте). Справка:
Вилла-замок Рунолинна находилась в деревне Ватикиви вблизи Лавола на Сайменском канале. Построена по проекту архитектора Теодора Хёйера (Theodor Höijer). Этой землей владел генерал Карл-Хенрик фон-Шульц, который в 1871 г. и заказал виллу. Затем он продал ее богатому выборгскому предпринимателю Йоханн-Фридриху Рихардту (1825 Тамбов-1894 Выборг). Й.-Ф. Рихардт в 1849 г. основал в Выборге собственную фирму по оптовой торговле бакалейным (колониальным) товаром, к концу века ставшую крупнейшей в Восточной Финляндии. Вскоре он занялся судоходным промыслом, в 1853 г. стал владельцем контрольного пакета акций Папульского пивоваренного завода, в 1881 г. его пивоварня объединилась с фирмами Роте и Диппеля в "Ассоциацию пивоварения". Й.-Ф. Рихардт был доверенным представителем многих иностранных фирм, членом правления нескольких учреждений и фондов, и был удостоен звания коммерц-советник. После смерти Йоханна-Фридриха Рихардта в 1894 г. дело продолжили вдова Клара-Хедвига-Мария (урожд. Стифель) и сын Евгений-Фридрих Рихардт (1892 Выборг-1972).
Вилла была отремонтирована в 1917 г. На первом этаже, где жили Евгений с женой Ханной и детьми, было 5 жилых комнат, кухня, 2 хозяйственные комнаты и круглый зал под башней с четырьмя зеркалами по стенам, куда вход детям был запрещен. Наверху у матери Клары-Хедвиги было 6 жилых комнат, кухня и комнаты в башне, устроенные по ее желаниям, "Убежище". Вилла была обставлена богатой антикварной мебелью, и использовалась только как летняя дача. Но на территории усадьбы в небольших домах круглый год проживали некоторые служители, в т.ч. обслуживавшие большие конюшни. Вне лета Рихардты жили в Выборге, госпожа коммерц-советница в собственном доме на Катаринкату, семья Евгения - на Вахтиторнинкату.
Евгений и Ханна были последними владельцами виллы на 1939 г. Вилла была в сохранности до лета 1944 г.

* * * * *

Следующей дачей для Радловых стала «Ламбала» в Уусикиркко.

Волость Уусикиркко Выборгской губернии примерно со второй трети XIX века стала популярным местом отдыха петербуржцев. Их не останавливало даже то, что до их имений и дач надо было добираться долго и «на перекладных»: только с 1870-х г.г. стало возможным доехать по железной дороге до Терийок и Райвола, а оттуда уже на извозчиках до финских деревенек, на окраинах которых постепенно появлялись все новые и новые имения и целые дачные поселки. Правда, первые «отшельники» появились в этих краях еще в середине XIX века.

Волость Уусикиркко известна с сер. XV века. Административным центром была одноименная деревня, использовались также топонимы Кирккокюля (Церковная деревня) или Кирккоярви (Церковное озеро).

Сведения о «старой» кирхе теряются в глубине веков, да и точное месторасположение первой католической «новой» церкви Уусикиркко, построенной шведами не позднее 1445 г., и давшей название деревне, неизвестно. В последующие столетия в приграничных конфликтах церковь неоднократно горела дотла, но ее восстанавливали вновь и вновь. Стало постоянным только ее местоположение - на холме, который получил название Кирконмяки/Церковная горка, спускающемся к Кирккоярви. Последняя по времени церковь была построена по проекту арх. Матти Салонена в 1800 г. и освящена в память Св. Йоханнеса. Капитальный ремонт был произведен спустя сто лет, в 1903 г. В церкви была установлена статуя Мартина Лютера, выполненная скульптором П. К. Клодтом, у которого было имение в ближайшей деревне Халола (С 1850 г. в Рантамяки – части деревни Халола - была дача П. К. Клодта. Здесь же скульптор скончался 8 (20) ноября 1867 г. Позже в бывшей усадьбе Клодта размещалось одно из отделений санатория Патру, а в советские годы – пионерский лагерь). Последняя уусикиркская церковь была сожжена 4 декабря 1939 г. финскими егерями по приказу своего командования в виду наступления Красной Армии.

В деревне Кирккоярви была также православная церковь Преображения Господня, построенная на средства окрестных петербургских дачников по проекту арх. А. А. Полещука в 1913 г. Она также сгорела в 1939 г.

К нач. ХХ века в волость Уусикиркко (или Новокирхскую) входило несколько десятков деревень, больших и малых, некоторые из которых просто были частями или «концами» больших, но имели, тем не менее, свои названия. Вот некоторые из них с современными названиями, данными после Второй Мировой войны.

Уусикиркко (варианты: Кирккокюля или Кирккоярви)/Поляны;
Айриккала/Семашко;
Антерола, Каллиола и Кауппола/Межозерное;
Инонкюля (Ино)/Приветнинское
Кайпиала (Лампаала)/Уткино;
Каукъярви (дачная местность Бобочино)/Каменка
Кирстиняля/Тарасовское
Кискола/Владимировка;
Китола/Подгорная
Кууярви и Патру/Краснофлотское
Местеръярви/Местеръярви;
Неувола и Кирьявала/Горьковское; ж.д. ст. Мустамяки/Горьковское.
Патру/Зеленый Холм;
Пейппола/Заполье;
Райвола/Рощино;
Расватту/Сопки;
Сюкияля/Бойково;
Тарккала/Сенновка;
Халила/Сосновый Бор;
Халола, Рантомяки/Клеверное
Хюттила/Старорусское;
Уискола/Урожайное;
Элиняла, Анттанала, Вихмала/Зеленая Роща;
Юлякюля/Вишнёвка;
Яппиля/Яппиля.

Дачники Радловы, которым посвящена эта статья, получали письма со следующим адресом: «Финляндия, Новая Кирха, имение Турчаниновых Ламбала». В названии имения были вариации: «Ламбола», «Лампала», «Лампала-хови».

По всей вероятности, имение находилось в дер. Кайпиала (второе название Лампаала) на юго-восточной оконечности оз. Халоланярви (в настоящее время, деревня Уткино). Дачники русифицировали название Лампаала в Ламбала. Имение принадлежало семейству Турчаниновых, из которых известен надворный советник, присяжный поверенный и присяжный стряпчий Александр Николаевич Турчанинов. Он был также председателем Совета присяжных поверенных и входил в Общество попечения о бедных и больных детях. Место жительства: Кирочная, 48. (ВПБ-1898). Турчаниновы остались в своем имении и после революции.

Турчаниновым принадлежало, по крайней мере, три земельных участка в этой местности. Основной дом находился в деревне Китула (часть дер. Кайпиала), два других поблизости они, вероятно, сдавали дачникам.

Деревня Кайпиала (Лампаала) на фрагменте довоенной финской карте

Деревня Китула, где находился основной дом Турчаниновых на фрагменте современной карты (информация любезно предоставлена Е. А. Балашовым)

Эрнест Львович Радлов снимал дачу «Ламбала» для своей семьи в 1905-1909 годах. Во всяком случае, так датированы сохранившиеся открытки.

Первое по времени письмо пришло в августе 1903 года, хотя еще в июле Наталья Радлова жила на даче в Сейнио (причем первоначально оно было адресовано в Мустамяки – третий дачный адрес Радловых). Можно высказать предположение, что разные ветви семьи Радловых снимали дачи в Сейнио, Уусикиркко и Мустамяках и время от времени гостили друг у друга.

Открытка из Швейцарии в имение Турчаниновых «Ламбала» на первый взгляд, бытовая: петербуржцы круга Радловых часто ездили за границу для отдыха или лечения. Известия об общих знакомых, красоты природы... В данном случае, на лицевой стороне открытки представлен вид на живописную горную гряду в Швейцарии Dents du Midi. Деревня Villar-sur-Ollon, в которой живет отправитель, находится на высоте 1350 м над уровнем моря и известна сейчас как горнолыжный курорт. В 1910 г. там была открыта элитная частная школа Collége Alpin International Beau Soleil, которая считается одной из самых дорогих частных школ мира.

Ея Превосходительству Наталье Эрнестовне Радловой
Финляндск. Жд. Ст.Ламбала (им. Турчаниновых)
Russie (via St/Pe`tersbourg)

21.VIII. 03
Милая Наташа, мы уже несколько недель пребываем в Швейцарии. Теперь живем в Villar-s/ollon, где уже жили три года тому назад. Здесь же жили одно время Терешины и молодая пара Никифоровых. Но им не очень посчастливилось, т.к. мы тогда почти всё время сидели в туче. После же их отъезда погода стояла великолепная. Шум здесь "велий". Народу наехало масса.

Открытки, отправленные в Уусикиркко в 1905-1907 г.г., получала уже не беззаботная гимназистка Наташа Радлова, а барышня, которая выбирает свой путь в жизни. Выбрала она путь артистки и позднее театрального педагога.

Родилась Наталья Эрнестовна Радлова 11 марта 1887 г. в Петербурге, там же окончила 8-ю женскую гимназию. Актерскому мастерству училась у знаменитой финской актрисы, основательницы финского театра Иды Аалберг, в труппе которой начала выступать на сцене, принимала участие в ее постановках и гастролях. Ида Аалберг являлась не только учителем, но и близким другом Наталии Эрнестовны.

В 1913 г. вышла замуж за Бориса Васильевича Казанского, с которым её брат, Николай Радлов, учился на одном курсе в Петербургском университете. В 1917 г. с мужем и двумя детьми уехала в Пермь, куда Б.В. Казанский был направлен для работы во вновь организованном Пермском университете. В Перми организовала литературно-художественный кружок, занималась постановкой спектаклей в созданной ею вместе с мужем студии Пермского народного театра (ныне – Пермский городской театр, основателем которого они признаны). В 1919 г. преподавательский состав университета войсками Колчака был эвакуирован в Томск, откуда в 1920 г. семья Казанских вернулась в Петроград.

С 1920-х годов и до конца жизни Наталия Эрнестовна занималась преподаванием сценической речи в различных театральных студиях и группах, в том числе в ленинградском ТРАМе – Театре рабочей молодежи. В 1930 г. была издана книга Н.Э. Радловой-Казанской «Работа над речью».

Скончалась Наталия Эрнестовна 27 августа 1938 г. в Ленинграде, похоронена на Смоленском лютеранском кладбище в семейном склепе Радловых.

Муж: Казанский Борис Васильевич (1889-1962) – лингвист, литературовед, профессор Ленинградского университета.

Дети: Казанская Мария Борисовна (1914-1942) – художница, Казанская Татьяна Борисовна (1916-1989) – филолог, переводчик.

Но в 1905 году Наталья Радлова только готовилась стать артисткой и дружила с Варварой Враской, поступавшей в Школу Московского Художественного театра. Ее открытка в Имение «Ламбала», вероятно, именно об этом.

Наталье Эрнестовне Радловой
Новая Кирка. Имение Турчаниновых

Наташа милая только сегодня получила ответ от своего знакомого из Москвы, что конкурс назначен на 1-е авг. Обыкновенно он продолжается дня 3-4. Всего хорошего. Пишите. Привет Вашим. Целую.
В. Враская
Что Ида Ал.? Где она теперь?

Враская (Котляревская) Варвара Степановна (1885-1950) – дочь сенатора Степана Борисовича Враского, вторая жена первого директора Пушкинского дома академика Нестора Александровича Котляревского, драматическая актриса, выступавшая под псевдонимом Варвара Стахова.

Родилась в Киеве, окончила Закавказский девичий институт, училась на Высших женских курсах в Санкт-Петербурге В 1905 г. поступила в школу Московского художественного театра, которую окончила в 1911 г. По традиции, одновременно с обучением играла в спектаклях МХТ. Первая исполнительница ролей: Танцующая ("Жизнь Человека", 1907), Неродившаяся душа ("Синяя птица", 1908), Машенька ("На всякого мудреца довольно простоты", 1910), Соня ("Miserere", 1910); вводилась на роли Натальи Дмитриевны в "Горе от ума", Души Света в "Синюю птицу". Ссылаясь на слабость здоровья и настояния семьи, простилась с МХТ полным благодарности письмом и вернулась в Петербург. Станиславский, ценивший и ее преданность делу, и тонкую воспитанность, в записных книжках выражал огорчение ее уходом и считал ошибкой театра, что ее не сумели удержать. В 1911-1924 гг. - актриса Александринского театра.

В 1914 г. служила сестрой милосердия.

В первые годы после революции вышла замуж за академика Н.А. Котляревского. В 1924-1927 гг. работала в библиотеке Академии Наук.

С 1927 года Варвара Степановна поселилась в качестве послушницы в монашеской общине Иоанновского монастыря на территории Александро-Невской Лавры. Духовным наставником ее стал епископ Мануил (Лемешевский), передавший ее со временем под духовное руководство старца Серафима Вырицкого, также жившего в то время в Лавре. В течение нескольких лет Варвара Степановна была келейницей старца Серафима. В 1930 г. пострижена в рясофорные монахини с именем Вероники. В 1932 году рясофорная монахиня Вероника была арестована по «церковному делу», приговорена к трем годам исправительно-трудовых работ и отправлена в Свирьлаг. В 1933 году её досрочно освободили по инвалидности, но вернуться домой не разрешили, оставили на поселении.

После освобождения эмигрировала во Францию (подробности того, как именно и когда это произошло, неизвестны), где прожила до своей смерти (1950). В Сан-Франциско была издана её книга «Мать Вероника (Котляревская). Воспоминания монахини». Последние годы жизни провела в Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа, похоронена на местном кладбище.

В своем письме от 1905 г. Варвара Враская неспроста задает вопрос о Иде Аалберг, зная, что Наталья Радлова является ее ученицей. Об Иде Аалберг спрашивает также неизвестная в открытке от июня 1907 года.

Finland, Uusikirkko, Lampala-Hovi
ЕВБ М.А. Прониной (для Н.Э. Радловой)

Raseborg
Дня неизвестного 7 июля.
По дороге из Hongö в Helsingfors заехали посмотреть эти руины. Около Куопио видели чудный водопад Korkea Kroki. Часто вспоминаю о тебе. Напиши в Петербург на имя Бориса. Когда едешь к Иде? Сейчас поедем 15 верст в таратайке под проливным дождем. Целую. (Подпись неразборчива)

Ида Аалберг

Выдающаяся финская актриса Ида Аалберг (1857-1915) родилась в финском местечке Янаккала в семье железнодорожника. В 17-летнем возрасте уехала в Хельсинки, где встретилась с основателем и руководителем Финского театра Карла Бергбумом (1843-1906). Бергбум разглядел в девушке потенциал будущей актрисы и взял её на работу в Финский театр, где она начала осваивать актерское мастерство. Позднее, совершенствуя свою актёрскую игру, Аалберг брала уроки в Германии и Франции. В Финском Театре она сыграла серию великих ролей мировой драматургии – от Шекспира и Шиллера до Ибсена и Сюдерманна, но роль Норы в «Кукольном доме» Генрика Ибсена стала одной из лучших в её карьере. Аалберг была первой финской актрисой, преодолевшей языковой барьер и добившейся признания также в Швеции, Дании и Германии. За актрисой постепенно закрепился статус национального достояния.

В 1883 году Аалберг покинула Финский театр и несколько лет выступала, в основном, за рубежом, а в 1893 году основала собственную труппу.

В 1887 году актриса вышла замуж за адвоката и политика Лаури Кивекяса, с которым прожила 5 лет до его кончины. В 1894 году Ида Аалберг вышла замуж за заядлого театрала – действительного статского советника, барона Александра Иоганна фон Икскуль-Гилленбанда и переехала в Санкт-Петербург. Там актриса много играла, с особым успехом выступая в спектаклях «Дама с камелиями», «Леди Макбет» и др., а также много гастролировала по России, Германии, Скандинавии. В 1906 году после смерти Карла Бергбума взяла на себя руководство Финским Национальным театром.

В 1915 году актриса внезапно заболела и умерла в Петрограде. Похоронена в Хельсинки.

Рядом со зданием Финского Национального театра установлен памятник Иде Аалберг, а одна из улиц Хельсинки названа в её честь. Также её имя носит площадь в Янаккале. Кроме того, в родном городе открыт музей актрисы. Фонд Иды Аалберг раз в два года присуждает крупнейшую театральную премию в Финляндии.

Первый муж Иды Аалберг - известный фенноман Лаури Кивекяс (1852-1893). Его настоящее имя Густав Лаурентиус Стенбек. В молодости, пришедшейся на время финского национального подъема, он сменил свою шведскую фамилию на патриотическую финскую, отражающую борьбу партизан-кивекясов с русской армией времени Александра I. Лаури - родной брат известного финского архитектора Йозефа Стенбека, по проектам которого построено 35 церквей в Финляндии, в том числе сохранившиеся по сей день на территории Карельского перешейка кирха Преображения Господня в Терийоках/Зеленогорске, кирха св. Марии Магдалины в Койвисто/Приморске и кирха в Ряйсяля/Мельниково, Приозерского р-на.

Второй муж Иды Аалберг, барон Александр Иоганн (Александр Александрович) Икскуль фон Гильденбанд (1864-1923), принадлежал к старинному баронскому эстляндскому роду. Его отцом был камергер и Лифляндский губернатор Александр Александрович Икскуль фон Гильденбанд. (А дед, генерал русской армии и тоже Александр Александрович Икскуль фон Гильденбанд (1799-1880) был женат на Эмилии Перетц. Одни источники называют её дочерью коммерции советника банкира и откупщика Абрама Перетца, другие – дочерью коммерции советника Александра Перетца. См. историю «не-известной» барышни Людмилы Константиновны Акимовой-Перетц).

К этому же роду принадлежал и Карл Петрович Икскуль фон Гильденбанд (1818-1894), русский посланник в Риме. Его женой стала Варвара Ивановна по первому мужу Глинка (1846/1850-1928). Баронесса Варвара Икскуль была известной светской дамой, благотворительницей, противоречивой фигурой, о которой остались диаметрально противоположные воспоминания. Ее портрет писал И. Е. Репин, ее друзьями были выдающиеся люди своего времени, а одной из подруг Мария Всеволодовна Крестовская, имение которой «Мариоки» в Ваммельсуу, за Черной речкой, она часто посещала.

Две открытки Наталья Радлова получила в 1907 г. из Германии от Е. Брикс. На одной штемпель Belvedere-Furka, одного из красивейших мест в швейцарских Альпах на высоте более 2.000 метров над уровнем моря. Отправитель Е. Брикс – это, возможно, Елена Густавовна, жена инженера-механика Федора Александровича Брикса, директора Акционерного общ-ва Франко-Русского завода, бывш. Берда. В открытке она передает приветы бабушке, маме и тёте Натальи Радловой.

St.Petersburg, Russland
Ея Высокородию Наталии Эрнестовне Радловой
Финляндия, Uusikirkko, Lampalо

18/31 июля.07. Дорогая Наташа, благодарю Вас, милый человек, за радость, которую доставило мне Ваше письмо. Я эти дни с мужем и еще близкими моей душе людьми нахожусь в горах, среди величественной природы. Это так хорошо! Себя так близко чувствуешь к источнику всего бытия. Мой привет Вашей маме и тете. Крепко целую Вас и бабушку. Е. Брикс

Бабушка по материнской линии, Екатерина Григорьевна Давыдова, урожд. Басаргина, фигурирует в записках Александра Дюма-отца «Из Парижа в Астрахань» как весьма образованная молодая дама, знакомая с французской литературой. Ее родителями были вице-адмирал, картограф Григорий Гаврилович Басаргин (1790-1853), военный губернатор, командир порта Астрахани, и Анна Карловна фон Краббе. Кроме Екатерины у них было еще три дочери: Анна, в замуж. Врубель (1836-1859), мать художника М. А. Врубеля; Мария, в замуж. Домогацкая и Ольга. Сын Владимир Григорьевич Басаргин (1838-1893) – вице-адмирал, географ, исследователь залива Петра Великого и Русской Америки. Преподавал цесаревичу Николаю Александровичу курс военно-морского дела.

Мужем Екатерины Григорьевны Басаргиной был адмирал Александр Александрович Давыдов (1810-1885). Службе в Российском Императорском флоте он отдал почти 60 лет жизни. После окончания Морского кадетского корпуса в Петербурге в 1826 г. служил на Черноморском и Балтийском флотах, в Каспийской флотилии, был командиром Бакинского порта; в 1871 г. был переведён в Санкт-Петербург. 18 марта 1856 г. в Омске крестил своего новорождённого племянника – Михаила Александровича Врубеля – будущего русского художника.

У Давыдовых были дети: Георгий Александрович Давыдов, Вера Александровна Давыдова (в замуж. Радлова) и Ольга Александровна Давыдова.

Таким образом, приветы Наталья Радлова должна была передать бабушке Екатерине Григорьевне Давыдовой (Басаргиной), тёте Ольге Александровне Давыдовой и матери Вере Александровне Радловой (Давыдовой).

Морская традиция Давыдовых была подхвачена двоюродным братом Натальи Радловой, Львом, сыном Германа Леопольдовича/Львовича Радлова (морским офицером был и его дядя Отто Львович Радлов). Сохранились две его открытки, отправленные летом 1907 г. из Бьерке и Ревеля.

Финляндия. Ея Высокородию Наталье Эрнестовне Радловой По Ф.ж.д. ст. Уссикирко. Имение Ламбало

17/V 1907
После шестидневного перехода из Гельзингфорса в Бьёркэ, получил сразу 4 письма, в том числе и твоё, – большое спасибо. О картинах поговорю с удовольствием, у меня есть каталог. Не могу сказать, чтобы было особенно "дивно" в жаркие дни, т.к. палуба так раскаляется, что на неё горячо ступить. Поклон всем. Лёва.
Прости, что грязно – но <неразборчиво> письмо из плавания. Серёжу [брата Н. Э. Радловой] с прошедшим днём ангела, и извинись, что поздно вспомнил, но "лучше поздно, чем никогда".

Финляндия, Ея Высокородию Наталье Эрнестовне Радловой
По Ф.ж.д. ст. Уссикирко, имение Ламбало

26 июля, 3 часа.
Привет из Ревеля. Приехал сюда за правдой. Сейчас сижу на станции и пью кофе. Идет дождь, не знаю, как убить время. Поезд в Балт.п. уходит только в 10 1/2 ч. вечера. Город очень симпатичный. Привет всем Вашим, надеюсь, скоро увидимся. Пусть Коля и Леля отв. скорее. Лев
Местность, в которой легко заблудиться, что я и сделал.

Памятная доске в Морском соборе в Кронштадте с фамилией Льва Радлова

Лев Германович Радлов (1890-1917) в 1905 г. поступил в Морской кадетский корпус и, не окончив его, в 1908 г. вступил в службу. Участвовал в Первой мировой войне. В 1915 г. произведен в мичманы. Погиб 30 июля 1917 г. при взрыве на миноносце «Лейтенант Бураков», подорвавшемся на германской мине в Ботническом заливе в районе Ледзунда, о чем свидетельствует надпись на памятной доске в Морском соборе в Кронштадте.

У Натальи Радловой было и двое родных братьев: Николай и Сергей.

Радлов Николай Эрнестович

Николай Эрнестович Радлов (1889-1942) – художник, работавший в области книжной иллюстрации, карикатуры, портрета, художественный критик – автор книг и статей, профессор. Николай Радлов родился 10 марта 1889 года в Петербурге. В 1911 году окончил классическое отделение историко-филологического факультета Петербургского университета. Не прерывая учёбы в университете, поступил в Академию художеств, где занимался у Е. Лансере и Д. Кардовского.

Как художник Николай Радлов начал работать в 1913 году в качестве карикатуриста в журнале «Сатирикон». В 1920-х годах он был сотрудником сатирических журналов «Смехач», «Бегемот» и др. В 30-х годах работал в журнале «Крокодил», особенно активно после переезда в Москву в 1937 году.

Был одним из организаторов «Окон ТАСС», возникших на четвертый день после начала Великой Отечественной войны. В 1942 году за работу в «Окнах ТАСС» и политические карикатуры Николай Радлов удостоен Сталинской премии второй степени.

Много работал в области книжной иллюстрации: М. Твен «Приключения Тома Сойера» (1923), А. Франс «Остров пингвинов» (1938), О. Форш «Радищев» (1939), А. Волков «Волшебник изумрудного города», В. Катаев «Цветик-семицветик», книги М. Зощенко, А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского. В 1937 году Николай Радлов выпустил книгу «Рассказы в картинках», получившую премию на международной выставке книги в Нью-Йорке.

В 20-х и 30-х годах выступал в роли театрального художника (Театр музыкальной комедии, Театр комедии, Театр им. Ленсовета). Николай Радлов является автором целого ряда искусствоведческих работ: статья «Современная русская графика и рисунок» (1913), книги «Современное искусство» и «В. Серов» (1914), «О футуризме» и «От Репина до Григорьева» (1923).

Много лет посвятил педагогической деятельности: с 1919 по 1924 годы читал лекции по истории искусств в Институте истории искусств, с 1922 по 1937 годы был профессором рисунка Академии художеств, с 1938 года – профессором Московского Государственного художественного института, вел курсы книжной иллюстрации и рисунка. Автор книги «Рисование с натуры» (1935).

Его первой женой была художница Эльза Яковлевна, урожд. Зандер (1887-1924). Она училась в Академии Художеств в 1910-1914 гг. Входила в круг поэтической и художественной среды Петербурга (Ахматова, Гумилев, Кузьмин и т.д.). Участвовала в выставках: Мир Искусств – Петроград, май-июнь 1922 г.; Мир искусств – Ленинград, июнь 1924 г.; Московское общество «Жар-Цвет» – Москва, 1924-1925 гг.; Отчетная выставка Высшего художественного училища при Академии Художеств в Петербурге 1914 г. Работы Радловой имеются в Государственном Русском Музее («Цветы на окне» – живопись) и в Вороновской картинной галерее в Подмосковье (7 живописных работ). Скончалась 29 ноября 1924 г. от скарлатины, заразившись от своей 10-летней дочери Лидии.

Сохранилась открытка к Наталье Радловой от Марии Алексеевны Зандер, матери Эльзы Яковлевны. Открытка была отправлена в 1912 году на дачу в Мустамяки, вероятно, вскоре после свадьбы Николая Радлова и ее дочери Эльзы. Курорт Самоен (Samoen), где отдыхала Мария Зандер, находится в долине Жиффре в регионе Рона-Альпы в юго-восточной Франции и расположен на высоте 750 метров над уровнем моря.

Russie Россия, Финляндия, Станция Мустамяки, Secku-Ярви, Имение Покровских
Ея превосходительству Наталье Эрнестовне Радловой

Samoens 5/18 VI 1912
Дорогая Наталья Эрнестовна! Спасибо за добрыя пожелания. Шлю сердечный привет с далеких гор Вам и всей Вашей семье. Крепко целую Вас. Ваша М. Зандер.

Второй женой Николая Эрнестовича стала также художница, Надежда Константиновна Шведе, урожд. Плансон (1894-1944). Она училась у Е. Лансере и М. Добужинсого в «Новой художественной мастерской», окончила Академию художеств (1923). Входила в художественную группу «16», и «Общество живописцев». Известны ее портреты Николая Гумилева (1920), Анны Радловой (1921), Владимира Маяковского (1930), Бориса Пильняка (1933), Галины Улановой (1936), серия картин о жизни Пушкина (1930-е) и другие работы.

Несколько открыток в «Ламбалу» адресованы брату Натальи, Сергею Эрнестовичу Радлову (1892-1958): от сестры Натальи, тётушки Ольги Александровны Давыдовой, матери Веры Александровны Радловой.

Russland ЕВ С.Э. Радлову
По Финл. ж. д. Почтовая ст. Новая Кирка, им. Турчаниновых, Финляндия

Миленький Серёженька, мальчик мой хорошенький. Сердечно поздравляю тебя с днем Ангела, желаю всего наилучшего. Исправилась ли у вас погода? Как здоровье Наташи? У нас все время чудные солнечные дни, и мы все загораем и чувствуем себя отлично. Крепко целую тебя и всех. Мама
Все целуют и поздравляют.
Приписка на иллюстративной стороне: В 20 мин. от нас

Радлов Сергей Эрнестович

Радлова (Дармолатова) Анна Дмитриевна

Он родился 23 августа 1892 г. в Санкт-Петербурге. В 1916 г. окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1914 г. женился на поэтессе и переводчице Анне Дмитриевне Дармолатовой (1891-1949). Две ее младшие сестры были замужем, Сарра – за художником В. В. Лебедевым; Надежда – за Евгением Эмильевичем Мандельштамом.

Дом Анны и Сергея Радловых был очень популярен в среде петроградской интеллигенции: у них образовался своего рода литературный салон (антагоничный «салону» Анны Ахматовой). Здесь бывали писатели, поэты, художники, ученые. Большой известностью в первые послеоктябрьские годы пользовались театральные зрелища, которые ставил Радлов у портала Фондовой биржи с участием тысяч исполнителей. Всегда был переполнен созданный им Театр народной комедии, дававший спектакли в Железном зале Народного дома. Видную роль играли Радловы и в ТЕО Наркомпроса, который возглавляла М. Ф. Андреева. Все начинания Радлова поддерживал М. Горький, у которого и Анна, и Сергей часто бывали. В 30-е годы Сергей Радлов получил особую известность как постановщик Шекспира. Он ставил английского драматурга не только в собственном театре и в Петрограде, но также и в Москве: такие широко прославившиеся спектакли, как «Король Лир» с Михоэлсом в заглавной роли в Еврейском театре и «Отелло» в Малом театре с Остужевым.

Анна Радлова впервые выступила со стихами в журнале «Аполлон» в 1915 г. Ей принадлежат три стихотворных сборника: «Соты» (1918), «Корабли» (1920), «Крылатый гость» (1922). В начале двадцатых годов Радлова входила в группу эмоционалистов, возглавлявшуюся М. Кузминым.

И Сергей Радлов начинал как поэт – в 1911 году выступал на поэтических вечерах вместе с Анной Ахматовой, в дальнейшем вся его жизнь была связана с театром. В 1913-1917 гг. сотрудничал с В. Мейерхольдом.

В 1920-1922 гг. в Петрограде организовал «Народный театр», где ставил спектакли в духе В. Мейерхольда – в его постановках актеры импровизировали, выделывали сложные акробатические номера, жонглировали огнями. Лишь немногие из них пришли из традиционного театра (в их числе – жена Блока Любовь Менделеева), большинство Сергей Радлов набрал в цирке и варьете. Участвовал в его постановках и Георгий Баланчин, которого позднее он привлек и к своей работе в Александринском театре (Академическом театре драмы), который возглавлял в 1936-1938 гг.

В период с 1929 г. по 1936 г. был главным режиссером, а затем – художественным руководителем Ленинградского академического театра оперы и балета, где он поставил такие известные балеты с участием Галины Улановой, как «Бахчисарайский фонтан» и «Ромео и Джульетта» (1940). Сергей Радлов участвовал в создании «Ромео и Джульетты» – самого знаменитого балета друга его юности Сергея Прокофьева, написав (совместно с Адрианом Пиотровским) сценарий балета.

Он осуществлял постановки в Московском государственном еврейском театре, Малом театре – спектакль «Отелло» с Алексеем Остужевым в главной роли (1935). В 1929 году при Государственном техникуме сценических искусств в Ленинграде им был организован «Молодой театр», затем превратившийся в Театр-студию под руководством Сергея Радлова, ныне театр Ленсовета.

Когда началась война, популярный Молодой театр Радлова не был эвакуирован. В блокадном Ленинграде театр некоторое время еще работал. В марте 1942 по «Дороге жизни» артистов эвакуировали в Пятигорск. В марте театр начал снова работать. В августе в Пятигорск вошли немцы, театр не успели эвакуировать. В начале февраля немцы перевезли театр в Запорожье. Там состоялась премьера «Гамлета». В сентябре 1943 немцы привезли театр в Берлин. Одна часть театра во главе с Радловым оказалась на юге Франции, где они показывали для русского зрителя спектакль «Без вины виноватые» А. Н. Островского. После освобождения Франции Радловы приезжают в Париж и обращаются в Советское посольство с просьбой вернуться на родину. Они сразу же получают разрешение и вылетают в Москву. Эта была ловушка, на родине их ждал арест, обвинение в измене Родине и приговор – 10 лет заключения. Радловы были отправлены на 10 лет в лагерь под Рыбинском.

В лагере был создан музыкально-драматический театр, оригинально названный одним из начальников НКВД, «Джаз». Ставили только классику, так как играть произведения советских авторов заключенным не доверяли. Изможденные артисты играли не только для заключенных, сотрудников НКВД, но и для жителей Углича и Рыбинска. Многие артисты успели сыграть только несколько спектаклей, так как смертность была велика.

Лагерное начальство сделало некоторую поблажку Сергею и Анне Радловым – им разрешили жить вместе. У них был четырехметровый закуток, как его называли «кабинка». Там он и спали, туда же к Анне приходили актеры, которых она учила правильно читать шекспировский текст. В 1949 г. Анна Радлова умерла в лагере.

В 1953 г., после смерти Сталина, Сергея Радлова освободили без права проживания в Москве и Ленинграде. Ему вновь разрешили заняться режиссурой – в латвийском городе Даугавпилсе, где он осуществил блестящие постановки в духе своих ранних спектаклей. В 1957 г. Сергей Радлов был реабилитирован.

Скончался С. Э. Радлов 27 октября 1958 г. в Риге, где и был похоронен на кладбище Райниса.

* * * * *

В 1912 г. Наталья Радлова получила две открытки, отправленные на «ст. Мустамяки, Secku-jarvi, имение Покровских» – последний из известных адресов семьи Радловых на Карельском перешейке. Мустамяки – это и топоним («черная Гора»), и название ж/д станции. Финские деревни Неувола и Кирьяла, вокруг которых стали строиться дачи, находились в нескольких километрах от станции. Сейчас и станция, и деревни, и дачный кооператив советского времени – всё это пос. Горьковское Выборгского р-на Ленинградской области. Первые дачи стали строиться с конца 1870-х г.г. с появлением железнодорожной станции. Со временем здесь открылись магазины, гостиница и пансионаты. В Мустамяках были дачи В. Д. Бонч-Бруевича, Н. И. Иорданского, А. К. Горбик-Ланге. На даче последней в 1914-1917 г.г. жили Максим Горький и М. Ф. Андреева. В 1919 г. на даче Фальковского умер писатель Л. Н. Андреев. В Мустамяках гостили в разное время М. Н. Пришвин, В. В. Маяковский, О. Э. Мандельштам, Д. Д. Бурлюк, В. А. Серов, В. Е. Маковский. К сожалению, пока не известно точно, где находилось имение Покровских.

Russie. St.Petersbourg, Наталье Эрнестовне Радловой
Via Петербург. Финляндия. Ст. Мустамяки Финл. Ж. Д., Им. Покровских

Милая Наташа, напишите как живете, что играете? В Вогезах было холодно, и мы спустились южнее. Привет Вашим. В. Враская
Swisse. Ferritet. Pension La Collin.
M-ell B.M. Wraski.
Швейцария.
Дорогая Наташа жду от Вас письма. Напишите, пожалуйста, когда родители мои приедут в <неразборчиво>. Буду очень благодарна. Н.В.

 

/ ©  Е. И. Безрукова. Екатеринбург, 2016 г., специально для сайта terijoki.spb.ru
©  Подготовка публикация, комментарии Е. М. Травина, terijoki.spb.ru, 31.12.2016 г. /

 

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

ОБЯЗАТЕЛЬНО - введите символы с картинки - цифры и латинские буквы.
Регистр не имеет значения - вводите маленькие буквы.
Цифра ноль - всегда перечеркнута.
Если не можете прочесть - перезагрузите страничку.

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)   


 

Rambler's Top100 page counter

© terijoki.spb.ru 2000-2017 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.