Старые дачи:Комарово :   Статьи
 

Старые дачи::Комарово::Статьи

Содержание:

Вилла "Чайка": дача Н. В. Грушецкого в Келломяках. (26.10.2010)

Как шел процесс строительства дач в Келломяках в начале ХХ века, можно проследить на примере дачи Н. В. Грушецкого. (См.: журнал "Зодчий", №№15 и 33, 1913 г.1)

Николай Всеволодович Грушецкий, согласно справочнику "Весь Петроград" на 1913 год, имел чин титулярного советника и проживал на 3-й Рождественской, 18, с женой, Лидией Ивановной. Род занятий не указан, но известно, что в 1917 г. он имел тот же чин, проживал на Суворовском пр., 6 и являлся директором акционерного нефтепромышленного общества "Петро-Баку".

В марте 1913 года Императорское Общество архитекторов по поручению Н. В. Грушецкого объявило конкурс на проект деревянной двухэтажной зимней дачи вблизи станции Келломяки Финляндской железной дороги.

Участок Грушецкого относился к тем двенадцати участкам, которые были распланированы между Большим проспектом и обрывом. Это были едва ли не самые большие и дорогие участки во всем дачном поселке, преимуществом которых являлось их особое местоположение. Из южных окон домов, построенных на краю обрыва, открывался вид на залив с фортами и Кронштадтом.

Владелец участка выдвинул следующие условия: кроме собственно дома, на территории участка должны были быть размещены дворницкая, прачечная, экипажный и дровяной сараи. Что касается дачи, то проект должен был предусмотреть сени, переднюю, кабинет (около 5 кв. саженей), гостиную (около 9 кв. саженей) и столовую (около 7 кв. саженей). Квадратная сажень соответствует примерно 4,55 кв. м. Таким образом, кабинет должен был иметь площадь около 23 кв.м., гостиная - около 41 кв.м., а столовая - около 32 кв. м. Гостиная и столовая должны были сообщаться широким проёмом, чтобы в случае надобности их можно было объединить в одну большую столовую.

На первом этаже также предусматривались спальня, комната для бонны рядом с ней, ванная и клозет, и небольшая буфетная. Предлагалось спроектировать две веранды площадью около 6 и 7 кв. саженей (южную остекленную и северную открытую) и террасу рядом с остекленной верандой.

На втором этаже предполагалось несколько запасных жилых комнат в срубе, и в отапливаемом чердачном помещении, уборная с умывальником, еще один клозет и помещение для водяного бака.

На даче должен был жить штат прислуги, для которых на первом этаже были запланированы людская, кухня, при ней сени, клозет и небольшая веранда, на которой кухарка летом могла бы чистить овощи и мыть посуду.

Что касается фасадов дачи, то они должны были быть "стильные в характере северной архитектуры, красивые по массам, но без излишних украшений". Цоколь гранитный, сплошной, крыша из оцинкованного железа.

Владелец предлагал архитекторам обыграть название дачи - "Чайка": "желательно чайку, как эмблему, поместить в украшении ворот, входного крыльца и изразчатого камина гостиной".

Ориентировочная стоимость дачи составляла примерно 8.500 рублей.

Для сравнения: снять дачу на лето здесь же на берегу Финского залива стоило от 75 до 600 рублей, в зависимости от качества предлагаемого жилья2. Согласно Энциклопедическому словарю "Россия" Брокгауза и Эфрона, труд рабочих неодинаково вознаграждался в разных отраслях и разных регионах. Так, средний заработок рабочего, занятого в машиностроительной отрасли, поднимался до 525 рублей в год (данные на 1898 год). В хлопчатобумажной промышленности московского района он составлял лишь 166 рублей в год3.

Это могли себе позволить чиновники средней руки, врачи, адвокаты, высокооплачиваемые рабочие.

Для покупки дачи требовались совсем иные капиталы.

Как уже говорилось, адресно-справочный указатель "Весь СПб" не дал информации о сфере деятельности Николая Всеволодовича Грушецкого до 1917 года, когда он стал директором нефтепромышленного общества. Дача была построена в 1913, и деньги могли быть наследственным капиталом.

Тем не менее, Грушецкий смог построить себе дачу на Морской стороне, на престижном большом участке, но не слишком роскошную, в которой было бы гораздо больше комнат и подсобных помещений.

В качестве примера более дорогих дач можно привести виллу "Арфа" архитектора Г. В. Барановского, от которой, к сожалению, осталось лишь несколько фотографий, и описание виллы "Алиса", сделанное дочерью владельца, Фридольфа фон Хаартмана.

Фон Хаартман был главой акционерного общества "Финляндские лёгкие пароходы". Он заказал постройку виллы на берегу Финского залива между Оллинпяя (восточная часть Зеленгорска) и Келломяками в середине 1880-х годов. Дочь Марта писала, что дача была "не особенно велика", состояла лишь из дюжины помещений для господ и двух веранд.

Сохранилось и более подробное описание виллы: "В даче из двух строений в двухэтажной господской половине для семьи из семи человек была отдельная комната для каждого и еще несколько комнат для гостей. На верхнем этаже находились гостиная, зал, столовая и библиотека. В меньшем строении располагались кухня и прачечная, а также комнаты кухарки, горничной, няни и домашнего учителя. Строения соединялись коридором, через который блюда из кухни носили в столовую, где не любили кухонного чада. Дворник с семьей жил в построенной для него избушке, а позднее решили построить еще одну избушку - для садовника. Возле жилища дворника был земляной погреб, куда в конце зимы складывали крупные глыбы льда, накрывая их слоем земли и опилок. Глыбы льда сохраняли в погребе холод до августа-сентября, когда они начинали таять. Хранимые в холодном земляном погребе молочные продукты, мясо, рыба и овощи долго не портились"4.

Вернемся к даче Грушецкого.

За лучшие проекты предполагалось выдать три премии: 200, 100 и 50 рублей, также заказчику предоставлялось право приобрести любой из не премированных проектов по цене в 50 рублей.

Собственно, так и произошло. Когда через три месяца комиссия судей предоставила свой отзыв, Грушецкий выбрал проект, не отмеченный премией.

Всего было представлено семь анонимных проектов под девизами: "Северу", "Лето", "А3", "Берендей". "Харьков", "Тимофей Балакин" и "С юга на север".

Самым существенным в решении поставленной задачи (проект загородного дома на севере), по мнению жюри, было решение проблемы освещения жилых помещений. Оценивалась также компактность всей композиции, без протяженных проходов и коридоров, уменьшающих полезную площадь здания.

С этой точки зрения выше всех был оценен проект "Северу" архитекторов А. Перна и К. Бурмана из Ревеля: "Общий тип здания компактен и по разбивке помещений удачен. Спальня освещена с запада, предпочтительнее было бы освещение с юга или с востока. Расположение ванной и лестницы удобно, также удобны по расположению и освещению верхние комнаты". Правда, были названы и недостатки: "Генеральный план мало разработан. Фасад со стороны моря удовлетворителен по массам, но мало разработан в деталях".

Проект архитекторов А. Перна и К. Бурмана

Проект "Лето", получивший вторую премию, был разработан студентом Института гражданских инженеров С. А. Васильковским. При оценке этого проекта жюри по какой-то причине опустило возможные достоинства и перечислило лишь недостатки: "Сени малы. Веранды расположены далеко от кухни, причем ни одна из них не находится рядом со столовой. Терраса расположена несимметрично к зданию. Спальня расположена на север, что нежелательно┘ Фасад со средней высокой частью, зажатой между выступами, мало интересен".

Проект С. А. Васильковского

Проект под девизом "А3", получивший третью премию, принадлежал технику А. Алексееву. Он удостоился неоднозначной оценки: "Здание немного растянуто, что вызвано желанием автора расположить все жилые комнаты 1-го этажа и большинство верхних на юг... В здании одна из капитальных стен 2-го этажа на весу, что не конструктивно... Фасады удовлетворительны, хотя мало характерны и в деталях неинтересны".

Проект А. Алексеева

Заказчик выбрал для себя четвертый вариант, проект под девизом "Берендей". К сожалению, в соответствии с условиями проведения конкурсов, он не был помещен на страницах журнала, и нам неизвестно, кто был его автором, и как проект выглядел. Название "Берендей" отсылает к древнерусским мотивам. Жюри отметило, что "план составлен грамотно, все жилые комнаты смотрят на солнечную сторону", но "веранда, обращенная на север, узка. Устройство кухни на один из главных фасадов нежелательно. Дымовые трубы перерезывают капитальные стены. Генеральный план мало разработан. Фасады тоже мало разработаны и неинтересны".

Но, видимо, несмотря ни на что, автор проекта и заказчик все же "нашли общий язык", и проект был доработан с учетом замечаний жюри.


1. Выдержки из указанных номеров журнала "Зодчий" см. в "Вишневый сад"::Комарово::Архивы.
2. Р. Н. Гараева. Солнечное - Оллила - Райяоки. СПб, 2007. С. 14.
3. Россия. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Л., Лениздат, 1991. С. 284.
4. Рафаэль фон-Хаартман и его "Вилла Алиса".

/ © Е. Травина, 26 октября 2010 г. /

 

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

ОБЯЗАТЕЛЬНО - введите символы с картинки - цифры и латинские буквы.
Регистр не имеет значения - вводите маленькие буквы.
Цифра ноль - всегда перечеркнута.
Если не можете прочесть - перезагрузите страничку.

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)   


 

Rambler's Top100 page counter

© terijoki.spb.ru 2000-2016 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.