Концерт камерной музыки «ГЕНДЕЛЬ, БАХ, ВИВАЛЬДИ - ТРИ ВЕЛИКИХ ГЕНИЯ ЭПОХИ БАРОККО», 20 июля 2024 г.
Концерт камерной музыки «ВОЗВРАЩЕНИЕ», 21 июля 2024 г.
Содержание:
Н. С. Наумкина. Музыкальное чудо в нашем городе. (31.01.13).
Лютеранская церковь Преображения Господня, Зеленогорск, пр. Ленина, д. 13. Зеленогорцам и
многим гостям нашего города знаком этот адрес. В кирхе проходят замечательные музыкальные
концерты, которые часто называют «музыкальным чудом» Зеленогорска. Наш рассказ – о них. Но
сначала немного истории...
Традиция храмовых концертов идет издалека. Под сводами католических храмов с XIII века
игрались сонаты, скрипичные концерты, симфонии. Церкви и монастыри во второй половине
XVI века становились главным источником профессионального искусства. В Европе долгое время
храм (Собор) был средоточием всей культурной жизни. В церкви звучал хор, а с IX века в Западной
Европе – орган. Воздействие хорального пения усиливалось акустическими возможностями
церквей благодаря их высоким сводам, отражающим звук и создающим в восприятии прихожан
эффект божественного присутствия. Деятель Реформации Германии, основатель лютеранства
Мартин Лютер (XVI век) хорошо понимал, какой силой обладает песня, как она объединяет и
воодушевляет людей. Лютер нередко использовал для хоралов знакомые народные напевы с
новыми словами. Эти хоралы стали основой для развития более сложных музыкальных жанров.
Светская музыка получила особую чистоту и возвышенность, а церковная - наполнилась живыми
человеческими чувствами.
В 1904 году в Терийоки образуется местная лютеранская община, а через 4 года открывается
собственная церковь. Лютеранский храм, построенный в 1907-1908 г. по проекту финского
архитектора Йозефа Стенбека был оснащен 12-регистровым органом германского производства.
Церковное здание с высокой колокольней являлось прекрасным образцом неоготики и чудесно
вписывалось в окружающий ландшафт.
На орган зарабатывали всем миром: поступали пожертвования от прихожан, членов общины,
проводились различные благотворительные мероприятия. Швейное общество также принимало
участие в этом благородном деле. Кирха в Терийоках стала центром торжественных мероприятий.
Здесь проходили шествия, отмечали праздники. Из кружка пения был создан церковный хор.
Хор собрали в Терийоках уже в 1891 г. под руководством учителя Хейкки Сутинена. В 1907 году
руководителем стал кантор Эльфгрин. В 1910 году Терийокский смешанный хор из 30 человек
участвовал в соревновании хоров на Терийокском празднике песни. В 1919 г. под руководством
кантора Хаккарайнена основан Терийокский смешанный хор. Хор выступал на майском празднике
и в Иванов день в парке клуба (Сеурахуоне). А на 60-летии Сибелиуса, 6 декабря 1925 г., любители
искусства организовали в клубе праздник в честь маэстро.
На берегу залива, на территории парка находилось певческое поле. Там ежегодно проходили
праздники песни с соревнованием хоров.
Был прекрасный хор и в православном храме Казанской иконы Божьей Матери (в тот период одна
треть населения в Терийоках были русские). С 1905 г. регентом храма стал Федор Васильевич
Миролюбов. Впоследствии регентом был и его сын, Петр Федорович Миролюбов, композитор,
музыкант, автор книги «Русская жизнь в Терийоках». С большим успехом проходили и светские
концерты: сохранились воспоминания о вечере к столетию со дня смерти А. С. Пушкина в 1937 г.
Но в 1939 г. мирная жизнь закончилась. Началась война... После Советско-финской войны 1939-
1940 гг. Терийоки вместе со всем Карельским перешейком отошел СССР. В ходе этой войны
местное население уехало в Финляндию, поселок был полностью разрушен и с 1940 года начал
заселяться переселенцами из разных районов СССР. В 1946 году Терийоки был присвоен статус
города, а в 1948 году он получил свое современное название – Зеленогорск. Сейчас уже мало кто
помнит, что в советское время в здании с разрушенной колокольней был кинотеатр «Победа».
В 2008 году с помощью финских друзей из города-побратима Зеленогорска – Ярвенпяя (Jarvenpää)
и объединения приходов Хямеениинна-Ваная, кирха полностью отреставрирована. В ней снова
действует приход Евангелическо-лютеранской церкви. В храме ведется активная просветительская
работа.
Фестиваль «В сторону Выборга»
Обратимся опять к истории. Прекрасная природа, аура загадочности, «домашняя заграница»
- все это притягивало сюда и дачников, и творческую интеллигенцию на заре XX века.
Приезжали «додумывать то, чего нельзя было додумывать в Петербурге». Звучала музыка, пение
раздавалось в храмах, усадьбах, домах, читали и сочиняли стихи, ставили спектакли - домашние,
профессиональные. Прошло столько лет, событий, а отзвуки многообразных культурных традиций
витают в воздухе. И эти отзвуки нашли отклик в душе Алексея Гориболя, инициатора фестиваля «В
сторону Выборга».
В рамках фестиваля проводятся концерты в разных уголках Карельского перешейка.
Заключительный концерт проходит в Выборге. На концертах традиционно исполняются
популярные и редко звучащие произведения известных композиторов, поэтов и деятелей
культуры, живших и творивших на Карельском перешейке. Фестиваль связывает культурные
традиции России и Финляндии и дает возможность современным музыкантам выступать на одной
сцене. Программы фестиваля составлены с большим знанием дачно-салонной жизни «русской
Финляндии», отмечаются памятные события, важные даты.
Организатор фестиваля, Алексей Гориболь, известный пианист, продюсер, заслуженный
артист России, лауреат международных конкурсов. Из летних музыкальных вечеров, которые
проходили в Репинском Доме творчества композиторов, с участием Беллы Ахмадулиной, Леонида
Десятникова и других, родилась мечта о возрождении музыкальных, театральных, поэтических
вечеров на уникальном русско-финском пространстве. Идею взаимопроникновения русской и
финской культур горячо поддержал институт Финляндии в Санкт-Петербурге... В 2012 году прошел
пятый музыкально-поэтический фестиваль «В сторону Выборга».
В 2012 году концерт «Музыка в кирхе» представил прекрасную программу, собранную для
исполнения в особом камерном духовном пространстве. Бах, Пьяццолла, Таривердиев, Валпола
– в исполнении Рустама Комачкова, Владимира Розанова, Алексея Гориболя. Все исполнители
– признанные виртуозы. Слушатели особо отметили Владимира Розанова, баян, постоянного
участника фестиваля. В 2012 году он окончил Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н. А.
Римского-Корсакова. Лауреат и дипломант международных конкурсов, он является автором ряда
транскрипций органных произведения для баяна. Баян звучит как орган. «Фуга ля-минор» Баха в
его исполнении неизменно вызывает удивление, восторг и овации.
На каждом фестивале исполняется музыка Леонида Десятникова и Микаэла Таривердиева.
Таривердиев не только автор песен и киномузыки, им написаны 24 хорала для органа. Некоторые
из его произведений также исполняет Владимир Розанов.
Неизменный ведущий концертов Алексей Гориболь делится со слушателями редкой интересной
информацией.
Фестиваль проходит в августе и закрывает летний сезон. А начинается лето с международного
фестиваля «Лето в Терийоках».
Фестиваль «Лето в Терийоках»
В 2012 году прошел девятый международный фестиваль «Лето в Терийоках». Бессменный
организатор и вдохновитель – Владимир Алексеевич Шляпников, выдающийся музыкальный
деятель, органист, пианист, педагог, ученый. По его собственному признанию: «терийокские
летние фестивали – моя давнишняя мечта», а цель самая реальная – возрождение культурных
традиций прошлых лет. И место проведения фестиваля – замечательный зал кирхи с
прекраснейшей акустикой. В концертных программах фестиваля выступают солисты Мариинского
и Большого театров, филармонии им. Д. Д. Шостаковича, Государственной академической
капеллы, а также молодые исполнители, лауреаты международных конкурсов Санкт-Петербурга.
Чарующие звуки классической музыки, эмоции исполнителей, редкие инструменты, теплая
камерная обстановка - создают атмосферу музыкального салона. «Наш фестиваль – это праздник
музыки и просветительства», - написано в программках. Концерты ведет Шляпников, делится со
слушателями своей эрудицией. И каждый концерт - это действительно праздник, и дарит «минуты
счастья, радости и отдохновения». Концерты проходят в июне каждую субботу и воскресенье.
Фестиваль «Музыка и церковь»
Фестивали в кирхе буквально спешат сменить друг друга. В июле 2012 г. проходил III музыкальный
фестиваль «Музыка и церковь». В нем принимал участие ансамбль старинной музыки PRATTTICA
TERZA. Музыканты исполняют западноевропейскую камерную музыку позднего Ренессанса и
барокко (1580- 1750 гг.), придерживаются принципов аутентичного (подлинного) исполнительства.
Они играют на инструментах той эпохи или их современных копиях: виола, флейта-траверс,
барочная скрипка, натуральная труба, барочный гобой, клавесин, орган. Солисты ансамбля -
лауреаты престижных международных конкурсов - участвуют в крупнейших международных
музыкальных мероприятиях.
На фестивале прозвучал концерт Ангелины Бычковой (сопрано) в сопровождении ансамбля
с программой «Сейченто» - музыка Италии XVII века: Д. Каччини, А. Корелли, К. Монтеверди
(Сейченто – период итальянской культуры, охватывающий XVII век, время заката эпохи
Возрождения и восхода нового стиля – барокко).
Большой любовью слушателей пользуется коллектив «SAVE tempo». SAVE – от английского save
-«сохранять» и tempo (итал.) – «ритм, темп, время». Кредо ансамбля: «сохранять красоту прошлых времен».
Участник фестиваля ансамбль флейтистов «Cuento» (в переводе с испанского «сказка») - лауреат
международных и всероссийских конкурсов - использует сказочно-фантазийный подход к
интерпретации музыкальных сочинений. Репертуар ансамбля состоит из оригинальных сочинений
композиторов от барокко до современности: П. И. Чайковский «Апрель», «Танец пастушков» из
балета «Щелкунчик»; А. Н. Черепнин «Квартет»; Феликс Мендельсон-Бартольди «Скерцо».
С древних времен музыка считалась способом общения с Богом, и церковь прекрасно понимала,
какую роль в духовном пробуждении человека играет музыка. Ансамбли старинной музыки
позволяют нам не только почувствовать дух старины, но и прикоснуться душой к корням истинной
гармонии.
Любители классической гитары могут насладиться игрой классического гитариста Антона
Баранова, в его репертуаре - И. Э. Вила-Лобос, М. Джулиани и испанская музыка.
Вечер скрипичного дуэта. Музыкально-поэтическая композиция «В душе и лира, и молитва»
представляет собой своеобразную творческую иллюстрацию духовных переживаний человека.
Классическая музыка, старинный романс, русская народная песня – все связало современное
поэтическое слово. Автор и исполнитель стихов – талантливая актриса, тонкий поэт Светлана
Петрова-Амбрасовская.
Прекрасный заключительный концерт для органа, голоса и валторны. Мария Литке (сопрано)
солистка Михайловского театра, лауреат международных конкурсов, Вячеслав Лебедев (валторна)
и Дарья Мееркова-Бояринцева (орган-гармониум), лауреат Всероссийского и дипломант
Международного конкурсов, художественный руководитель фестиваля «Музыка и церковь».
7 июля 2012 в кирхе прошел замечательный концерт. Коллектив «SAVE tempo» представил
программу «Венеция эпохи барокко» - Вивальди, Корелли. Музыка и не только...
Многоточие подразумевает видеоряд с изображением произведений искусства, архитектурных
шедевров, а также фрагменты литературных произведений. Добро пожаловать в Италию с ее
древнейшими центрами мировой культуры! Видеоряд сливается с музыкой и способствует
погружению в другую эпоху. Спустя несколько дней такой же концерт прошел в Камерном зале
Академической капеллы. Восторженная рецензия была опубликована в «Санкт-Петербургских
ведомостях».
Каждый месяц «SAVE tempo» выступает в кирхе: прелестные одухотворенные лица музыкантов,
трепетное отношение к своим инструментам, в репертуаре - архивные, неизданные сочинения.
Рождественские и пасхальные фестивали
Год открывает Рождественский фестиваль, потом – Пасхальный. Эти фестивали охватывают
время празднование от Рождества до Пасхи – как в западной, так и восточной традициях. Очень
насыщенный Рождественский фестиваль 2012-2013 гг. 23 декабря – «В ожидании Рождества»
исполнили «SAVE tempo». А с 3 января концерты проходили каждый день. Художественный
руководитель фестиваля Дарья Миркова-Бояринцева.
В не-фестивальные дни бывает от одного до четырех концертов в месяц. В кирхе звучат романсы
и песни. Каждый концерт дарит радость и восторг. И в каждом концерте что-то очень редкое.
Концерт Светланы Чуйкова-Литовко (сопрано), псалом из «Песни песней царя Соломона» на языке
оригинала. Вокальный цикл на стихи А. Ахматовой, музыка М. Петрашень. Как я потом узнала,
ноты попали к певице случайно, и композитор, женщина, живет в Израиле.
Не могу не вспомнить незабываемый концерт «SAVE tempo» 26 февраля 2012 года «Взгляд
в историю - Финляндия и Швеция XVI-XVIII веков. Музыка и не только...» На программке –
портрет музыканта без подписи. Редко звучащая музыка композиторов Йохана Хельмих Румана,
Карла Микаэля Бельмана, Тельмана Сузато... Прекрасную музыку иллюстрировал видеоряд:
репродукции картин, архитектурные шедевры, портреты композиторов, афоризмы великих
людей этих стран. Потрет на программке – Карла Микаэля Бельмана (1740-1795), шведского
Пушкина, как он был представлен. Поэт, композитор, любимец короля и простых людей, автор
сборников «Послания Фредмана», «Песни Фредмана», искрометный талант, поэтическо-
музыкальные экспромты рождались у него моментально. (Приезжающих в Стокгольм на
привокзальной площади встречает памятник Карлу Микаэлю Бельману.) А после концерта в кирхе
был накрыт стол: блины, варенье, чай, кофе. На дворе широкая масленица.
****
Кирха стала центром культурной жизни нашего города. По примеру Финляндии и других стран
Европы, где в небольших селениях проводятся в храмах концерты и фестивали. Большую помощь
и поддержку в проведении музыкально-просветительской работы в кирхе оказывает местная
администрация и лютеранская община Зеленогорска.
Лютеранская община в настоящее время собирает средства на приобретение органа, и каждый
слушатель, посещая концерты в кирхе, вкладывает в это свою лепту. Когда-то в терийокской
кирхе был один из лучших органов «Валькер». Деньги на него тоже собирали всем миром.
Сейчас в кирхе прекрасный инструмент – фисгармония с мягким тембральным звучанием, но
возможности ее ограничены. Может быть, удастся приобрести орган и для нашей кирхи, и
тогда исполнится сверхидея Владимира Алексеевича Шляпникова – проводить в Зеленогорске
фестивали европейского уровня. Ведь царь инструментов – орган – великолепно звучит в стенах
кирхи. На Рождественском фестивале 2012-2013 годов впервые после стольких лет зазвучал
орган (Смольный собор предоставил инструмент на время проведения фестиваля). Чудо –
музыка «обожествила земное и оземнила божественное».
/ Наумкина Н. С. Фотографии из архива сайта terijoki.spb.ru. Январь 2013 г. /