Сохранившиеся и разрушенные церкви на бывшей финской части Карелии и Карельского перешейка.

 

 

Finnish version
 Главная страница
 Гостевая книга
 Форум
 Почтовый ящик
 
 

Республика Карелия 

Сводная таблица
Лахденпохский р-н
Лахденпохья
Лумиваара
Куркийоки
Ильмее
Хийтола
Тиурула
Суоярвский р-н
Суоярви
Куйкканиеми
Варпакюля
Леппясюрья
Лоймола
Корписелка
Соанлахти
Питкярантский р-н
Питкяранта
Салми
Орусъярви
Импилахти
Кителя
Харлу
Мурсула
Сортавала
Сортавала
Хелюля
Рускеала
Вяртсиля
Пялкъярви

Ленинградская обл. 

Карта
Сводная таблица
Приозерский р-н
Приозерск
Мельниково
Севастьяново
Мичуринское
Плодовое
Громово
Ромашки
Сосново
Замостье
Запорожское
Выборгский р-н
Выборг
Каннельярви
Приморск
Первомайское
Лесогорский
Светогорск
Барышево
Кангаспельто
Поляны
Каменка
Правдино
Ихантала
Яшино
Кондратьево
Советский
Каменногорск
Вещево
Красносельское
Свободное
Озерское
Красная Долина
Рощино
Кирилловское

Острова Финского залива 

Лавансаари
Сейскари
Суурсаари
Тютарсаари

Острова Ладоги 

Мантсинсаари
Путсаари

Санкт-Петербург 

Зеленогорск

 
 







Варпакюля.

Дер.Варпакюля. Республика Карелия, Суоярвский район.

Varpakylä долгое время являлась центром православного прихода Cуоярви (Suojärvi). Известно, что уже в 16 веке там имелась деревянная церковь. Вероятно, она сохранилась после первой шведской войны и была сожжена во время второй, около 1614 года. По другим сведениям, церковь была уничтожена еще до Тявзинского мира в 1595 году, но была выстроена заново, однако опять таки, не "дожила" до Столбовского мира в 1615 году. Церкви находились в северной части Варпакюля, - Хелюляниеми (Helyläniemi).
После этого новая церковь (и все последующие) была отстроена в 4-х верстах от места расположения старых церквей, - на горке озерного мыса. Согласно легенде, местные жители прикрепили к бревну икону, и, отправив бревно в озеро, решили, что оно укажет место для новой церкви там, где оно пристанет к берегу. Тем не менее, об этой церкви также сохранилось мало сведений, по видимому, она сгорела в годы новой войны в начале 18 века.

Варпакюля Известно письмо тогдашнего приходского священника Г. Федорова коменданту Кексгольма Леонтьеву о необходимости строительства новой церкви, датированное 1716 годом. Письменные источники свидетельствуют, что в 1727 году церковь, упоминаемая как Успенская , уже имелась, т.е. построена до этого времени. Этот храм прослужил прихожанам более 100 лет. Церковь представляла собой соединение старого византийского и нового западного стиля, последний происходил из строившегося тогда Петербурга.

Варпакюля В 1768 году была построена еще одна церковь - святой Троицы. Наличие в приходе двух церквей связывают с имененем Н. Энгельгардта, вице-губернатора, а потом и губернатора Выборгской губернии. Церковь ремонтировалась с частичной перепланировкой несколько раз, в частности заменен купол (рисунок У. Уллберга, позже знаменитого архитектора, известного зданиями в Выборге, на Карельском перешейке, в Сортавале. Будучи студентом, он совершил путешествие по изучению деревянной архитектуры Карелии).

В 1879 году приход принял решение о постройке новой церкви , освящение ее состоялось в 1883 году. Эта церковь просуществовала всего 2 года, 23.07.1885, во время сильной грозы, молния попала в здание, и в результате сильного пожара за несколько часов оно сгорела.
Несмотря на это, в 1894 году была построена новая, и последняя церковь Варпакюля , самая большая за всю историю. Также, как и сгоревшая в 1885 году, она получила название Святой Троицы. Таким образом, в Варпакюля имелось две церкви, - старая (иногда использовалась и получила после постройки новой(ых) имя Девы Марии) и новая. Несмотря на то, что бОльшая часть церковной утвари сгорела, новая церковь постепенно обзавелась различным имуществом, - в частности большой иконостас.

Долгое время священником прихода был местный уроженец К. Логиневский, известный своим переводом Евангелия на карельский язык. Строительство двух последних церквей являлось по большей части его заслугой. При нем также службы в церкви проводились отчасти на финском (карельском) языке. В результате новой волны руссификации в 1898 году службы принудили совершать только на русском языке.

В конце 1920-х годов центр прихода был перенесен в административный центр уезда Суоярви, - Сувилахти (Suvilahti) (ныне "город Суоярви"), церковь потеряла значение приходской.

Во время Зимней войны церковь сгорела. В советское время территорию занимала военная часть, на фундаменте церкви было выстроено некое кирпичное сооружение, которое после исчезновения части в начале 1990-х годов было быстро вандализировано и растащено "по кирпичику".

В 1994 году финны на месте православные церквей 1768 - 1894г.г. установили памятный знак.

( Описание подготовлено автором сайта Salmi-Orusjarvi. )

Варпакюля Варпакюля

Церковь Святой Троицы, построенная в Варпакюля в 1768 г.

Варпакюля Варпакюля

Церковь Варпакюля, построенная в 1883 г.
и погибшая в пожаре 1885 г.

Варпакюля Варпакюля

Последняя церковь Святой Троицы, построенная в Варпакюля в 1894 г. и сгоревшая во время Зимней войны.

Варпакюля

Иконостас последней церкви Варпакюля.

Варпакюля Варпакюля
Варпакюля Варпакюля
Варпакюля

Памятный знак на месте, где стояли православные церкви Варпакюля.



Автор современных фотографий: Кирилл Сорокин.

 

Add your comment:

Your name:  (required)

E-mail  :  (not required)

ОБЯЗАТЕЛЬНО - введите символы с картинки - цифры и латинские буквы.
Регистр не имеет значения - вводите маленькие буквы.
Цифра ноль - всегда перечеркнута.
Если не можете прочесть - перезагрузите страничку.

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)   



Rambler's Top100 page counter

© terijoki.spb.ru 2000-2016 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.