История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум English version
Поиск по сайту:  © Search script adapted from spectator.ru

Железнодорожный вокзал

Как театр начинается с вешалки, так и город начинается с вокзала. История вокзала в Терийоках во многом отражает историю самого города - как дачного пригорода Петербурга, и как арены гражданской войны в Финляндии, и как центра финского Приграничья. Нынешнее здание вокзала, несмотря на изменившийся облик, помнит многие бурные события первых десятилетий 20 века.

Ж.д. вокзал в Зеленогорске

Первый деревянный вокзал в Терийоках появился в 1870 году, одновременно с окончанием строительства железной дороги. Вначале это была первая станция на финской стороне после Белоострова. Тогда еще никто не ожидал, что "дачный бум" охватит все финское Побережье, от Дюн до Ваммельсуу и дальше. Петербуржцам, имевшим дачи, например, в Куоккала, нужно было выходить из поезда либо в Белоострове, либо в Терийоках, и затем брать извозчика. Через несколько лет выросли промежуточные платформы: Куоккала (1889, станция с 1897), Келломяки (1901, станция с 1903), Оллила (1901, станция с 1906), Тюрисевя (1908), Канерва (1914, между Келломяками и Куоккалой, ныне не существует). Наконец, в 1917 году была введена в действие новая пограничная станция на финской стороне - Раяйоки, на берегу одноименной реки (по-русски - р. Сестра). Таким образом, в окрестностях Терийок появилось шесть станций и остановок - Тюрисевя тогда ещё числилось в волости Уусикиркко. До Петербурга было 30-40 км. Но движение на этом участке пути было интенсивнее, чем где-либо в Финляндии. Пассажирское сообщение обслуживали ежедневно до 40 пар поездов. Только на Терийокских дачах было около 5000 жителей, которые по утрам ехали из Терийок на работу, вечером возвращаясь на свои дачи. По данным на 1911-15 гг., на одной лишь станции Терийоки железнодорожных билетов продавалось больше, чем на какой-либо из станций Финляндии, кроме Хельсинки.

Старый вокзал Старый вокзал
Старый (деревянный) вокзал в Терийоках

Путеводитель по Финляндии 1911 года сообщает: "На станции Терийоки поезд имеет остановку около 15 мин. На станции буфет, в котором можно получить горячие блюда, бутерброды, пирожки, чай, молоко и прохладительные напитки. Из спиртных напитков здесь, как и вообще во всех станционных буфетах Финляндии, можно получить только пиво полбутылки (иногда портер), и то лишь при еде с таким расчётом, чтобы стоимость съеденного вместе с платой за 1/2 бутылки пива была не ниже 1 марки. Продолжительность стоянки объясняется производством здесь таможенного осмотра чинами финской таможни. Финляндская таможня избегает беспокоить публику, в Терийоках она исключительно почти посвятила свою деятельность охоте на мелких русских торговцев, которые стремятся с провозимыми сюда товарами ускользнуть от таможенного досмотра..."

Резкий рост пассажиропотока привел к тому, что старое здание вокзала перестало удовлетворять потребности пассажиров. Поэтому одновременно со зданием ст. Раяйоки началось строительство нового, каменного, здания вокзала в Терийоках. Ввиду военного времени, строительство велось медленными темпами. Оба здания были введены в эксплуатацию лишь 1 декабря 1917 года. Архитектором обоих зданий был Бруно Гранхольм. В его творчестве явственно просматривается влияние "национального романтизма" и модерна. Особенно это проявилось в облике здания ст. Раяйоки (не сохранилось). Оба здания настолько напоминали ж.-д. станции Выборга и Хельсинки, что многие принимали их за творения самого Сааринена.

Новый вокзал Новый вокзал Новый вокзал
Новое здание вокзала в Терийоках

Новая Терийокская станция строилась почти в 700 метрах к западу от Старой станции, в районе Койвикко. Между нею и Старой станцией образовалась Асемакату ("Станционная улица"), которая вела мимо Новой станции через Кивеннавантие (Кивеннапская дорога - продолжение Виертотие) к Старой станции. Перед перекрёстком Асемакату была настолько широка, что там возникла стоянка извозчиков. Там же в 1930-х годах была стоянка такси. Железнодорожный переезд через Виертотие был теперь оформлен великолепным путепроводом. Для этого пришлось поднять насыпь и заглубить полотно дороги. Так образовалась пологая дорожная выемка длиной почти 250 м. Новая станция и мост были закончены к 1917 г.

Железнодорожный мост Вокзал. Внутренний вид. Вокзал. Ресторан.
Железнодорожный мост. Вокзал. Внутренний вид Вокзал. Ресторан.

Когда новое здание станции было готово, Старая станция осталась прежде всего местом проживания служащих станции и таможенников.

Под влиянием русской революции начало ощущаться беспокойство, которое чувствовалось уже на станции. Здесь было много шуму, полиция была разоружена и заменена милицией, жандармы исчезли, коммерция затихла.

В январе 1918 года Финляндия подошла к грани гражданской войны. Собравшиеся в Выборге финские красногвардейцы ожидали большого груза оружия из России. Когда часть его 24 января была на подходе, железнодорожные служащие Ниеман и Лайтинен пытались подорвать его подложенным на железной дороге между Тюрисевя и Райвола зарядом. Однако это не удалось. 24 января в Терийоки прибыл красный командир Кальюнен2 с группой красногвардейцев, Ниеман и Лайтинен были схвачены и расстреляны.

Начались дни под властью красных. Кальюнен свирепствовал на Терийокском вокзале, где красные устроили свой штаб. Зал вокзала стал местом казней, и ещё много лет следы от пуль на его стенах напоминали о злодеяниях Кальюнена. Железнодорожные служащие были арестованы и отправлены на работы по расчистке снега, женщины - на чистку картофеля. Таможенники с Раяйоки были помещены на ночь в холодный железнодорожный вагон. Рано или поздно каждый, занимавший на станции руководящее положение и почти каждый хозяин побывал под арестом. Кальюнен же имел "свиту", устраивал "праздники победы" и танцы.

Красногвардейцы на Терийокском вокзале Красногвардейцы хоронят погибших товарищей. В центре - Хейкки Кальюнен Хейкки Кальюнен со своим штабом

Вечером 23.04.1918 белые отряды под руководством майора Бонсдорфа овладели станцией Куоккала. Здесь был жестокий бой, стоивший жизни 28 белым воинам и примерно 60 красным. Захватив станцию, майор Бонсдорф двинулся в сторону Терийок на помощь находившимся там белым войскам. Кальюнен не стал дожидаться столкновения и рано утром 24.04, погрузившись со своим отрядом в бронепоезд, направился в сторону Петрограда. Уходя, белые намеревались взорвать вокзал. Всё было готово - шнур уже подожжён - но станционный служащий Нихтиля успел перерезать его и таким образом спас совершенно новое красивое здание. Проезжая ст. Куоккала, Кальюнен не заметил там никакого движения. Он приказал остановить поезд и тихо вошел в здание станции. Оставленные там для охраны усталые люди спокойно спали. Все эти 5-6 человек были расстреляны на месте спящими. Это был последний "подвиг" Кальюнена, теперь ему оставалось лишь срочно уходить через границу.

После окончания гражданской войны в Финляндии мирная жизнь железнодорожной станции продолжалась 20 лет. К середине 20-х годов Терийоки снова стали модным курортным местом - уже для независимой Финляндии. Вокзал снова обслуживал многочисленных летних гостей.

П. Ф. Миролюбов, живший в Терийоках в 1918-1939 годах, вспоминает: "Терийокский вокзал был по-городскому комфортабелен. В здании находился высокий, светлый зал для ожиданий. По соседству с залом располагались рестораны первого и второго классов. Здесь можно было получить чудесный кофе. Особенностью терийокского ресторана было также то, что здесь стоял на виду самовар, чего не было нигде в других частях страны. Два перрона вокзала были соединены туннелем, который сохранился и поныне. Привокзальная площадь казалась огромной, липовая аллея, красиво окружавшая её, напоминала о том, что Терийоки - не деревня, а город, хотя официально в те годы этот посёлок к городам причислен не был".

Во время военных действий 1939 и 1941-44 гг. здание сильно пострадало, железнодорожный мост был разрушен. В 1950 году здание было подвергнуто реконструкции по проекту архитектора А. А. Гречанникова.

Вокзал. 1942 год. Вокзал. 1942 год. Вокзал. 1946 год.
Вокзал. 1942 год. Вокзал. 1944 год. Вокзал. 1946 год.
Вокзал. 2001 год.

Хейкки Кальюнен (Heikki Kaljunen) - военный деятель красных финнов. После поражения красных бежал в Советскую Россию. В 1918-1919 командовал войсками в Сибири. В 1920-1930е гг. работал директором одной из московских фабрик. Погиб в годы репрессий.

По материалам газеты "Зеленогорский Вестник", а также
Э. Кяхенен. Прежние Терийоки. - Коувола, 1982.


Последние комментарии:





История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум   

Rambler's Top100 page counter ^ вверх


© terijoki.spb.ru 2000-2016