История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум English version
Поиск по сайту:  © Search script adapted from spectator.ru

Зеленогорск театральный

Зеленогорск театральный... Звучит нелепо в наши дни. Между тем, до революции такое сочетание слов было вполне обычным. Териоки и другие финские поселки, как и большинство дачных пригородов Петербурга - Петрограда, превращались летом в своеобразные культурные центры. На Финляндской железной дороге на расстоянии от росснйскои столицы до Выборга (3 часа 40 минут езды) располагалось четырнадцать театров, в том числе на территории Финляндии - шесть. Каждое лето помещения дачных театров снимали различные театральные труппы, которые ставили спектакли, устраивали музыкальные вечера, детские праздники и другие "увеселительные мероприятия". Театральных антрепренеров манили прежде всего надежды на большой коммерческий успех (не всегда оправданные), поэтому репертуар театров носил обычно развлекательный характер. Но иногда театры привлекали внимание талантливых режиссеров и актеров, и тогда летние театральные сезоны становились заметными событиями в культурной жизни страны.

Один из таких сезонов, отмеченных вниманием публики и театральных критиков - летний сезон 1907 года в Териоки. Он связан с именами известных театральных мастеров - Всеволода Мейерхольда и Владимира Гардина.

Весной 1907 г. В. Мейерхольд поселился в Куоккала (Репино). Ему было необходимо уединиться для серьезной работы - он писал статьи о театре для журнала В. Брюсова "Весы". Работа шла успешно, Мейерхольд был доволен. Часто к нему приезжали его друзья - М, Кузлин, А. Редшяов и другие. Постепенно у Всеволода Эмильевича созрело желание поработать в качестве режиссера в местном театре. В поселке Оллила (Солнечное) была создана Оллиловская музыкальная студия, с которой и стал работать Мейерхольд. В письме актрисе В. Веригиной 2 мая он пишет: "Здесь организуется кружок музыкантов, который в течение всего лета с конца мая будет вместе со мной устраивать: 1) вечера музыкальной студни (пластические пробы) и 2) общедоступные музыкальные вечера.

В связи с этим предприятием (искания в области пластической музыкальной драмы) я хочу поставить в Куоккала ряд коротеньких спектаклей из вещей, не разрешаемых по ту сторону Белоострова (т. е. в России - К. В.): "Саломея", "Пляска смерти" Ведекинда, "Король на площади" и им подобные".

5 июня "Обозрение театров" сообщило: "В. Э. Мейерхольд и несколько композиторов (гг. Эренберг, Шпис, Струкгоф и др.) организовывают в Куоккале и Оллиле ряд "Вечеров музыкальной студии". Предполагается ряд оркестровых вечеров, посвященных разработке новых идей в области музыкальной драмы". У Мейерхольда были очень серьезные намерения, но чего-то значительного не получилось. Главная проблема была в отсутствии хороших исполнителей. Музыкальные вечера носили характер любительских постановок и не привлекли внимание прессы, в газетах, кроме информации, нет ни одной положительной или отрицательной рецензии.

Вечера проходили в основном по воскресеньям, несколько раз студия выезжала "на гастроли" в Сестрорецк н Териоки. В программу вечеров входили отрывки из музыкальных произведений различных композиторов, хореографические миниатюры, инсценировки отдельных сцен из музыкальных и драматических пьес. Работа эта отнимала много времени у режиссера. "Дела идут недурно, но утомляюсь я чрезмерно", - писал он В. Веригиной.

Мечтой Мейерхольда была постановка модной в то время оперы Рихарда Штрауса по пьесе Оскара Уайльда "Саломея", вернее, отрывка из нее - танца Саломеи. "Саломея" была запрещена русской цензурой, поэтому думать о постановке в Петербурге в то время было бесполезно. Мейерхольд хотел использовать благоприятную возможность - в Финляндии цензура была не такой свирепой, то, что было запрещено в Россия, вполне могло пройти в Финляндии, Для воплощения мечты и реального замысла была нужна талантливая исполнительница. "У меня нет артистки, которая взяла бы на себя эту трудную, но в высшей степени интересную пластическую задачу", - писал режиссер. Он предлагал исполнить эту роль В. Веригиной, но она была занята на гастролях далеко от Петербурга. Пришлось искать исполнительницу на эту роль поближе. Мейерхольд решил обратиться за помощью в Териоки. где со своей труппой работал В. Р. Гардин.

Владимир Гардин был молодым режиссером, руководителем так называемого "Свободного театра" (впоследствии он - один из первых русских кинорежиссеров, народный артист СССР. Гардина интересовали прежде всего остросоциальные пьесы, которые были запрещены цензурой. Гардин был революционером - романтиком, российские порядки не давали ему, как он сам считал, свободно творить. Поэтому возникла идея - ставить спектакли там, где это возможно по политическим соображениям - в Финляндии. Выбор Гардина пал на Териокн, где был прекрасный пал при знаменитом териокском казино. Гардин собрал неплохую труппу (так считал Мейерхольд), в нее входили артисты Неволин, Волжский, Орлик, Пасхалов и другие. В планах Гардина были постановки пьес Л. Андреева "К звездам" и "Савва", К. Гауптмана "Ткачи", С. Юшкевича "Голод" и других. Мейерхольд предложил Гардину поставить "Саломею", тот согласился, но попросил Мейерхольда, в свою очередь поставить "К звездам" Л. Андреева.

27 мая Гардин открыл сезон спектаклем "К звездам" в постановке Мейерхольда. "Актеры играли неплохо, за исключением двух-трех, сыгравших отвратительно. "К звездам", как выяснилось, очень слабая вещь. Успеха она не имела ни малейшего. Меня газеты выругали за "стилизацию", которой в постановке не было и не предполагалось" - так отозвался режиссер об этом спектакле. Следующий спектакль был запрещен местной полицией (основной мотив - "пьеса Андреева привлекает публику из Петербурга").

Для исполнения роли Саломеи Мейерхольд пригласил актрису В. Чирикову (Иолшину), но вскоре он вынужден был отказаться от репетиций. "С Гардиным я порвал всякие сношения. Он оказался человеком иенадежным". Что произошло между двумя режиссерами, неизвестно. Гардин в воспоминаниях свое недолгое сотрудничество с Мейерхольдом вообще не упоминает. Мейерхольд был вынужден работать с другой актрисой - оперной певицей М. Аксариной, которая не смогла воплотить в танце идею режиссера.

А. Гардин поставил еще ряд спектаклей, которые оказались в основном неудачными. Критики, которые поначалу возлагали большие надежды на замысел Гардина, вскоре избрали его основным объектом для высмеивания. Общее мнение выразил Н. Тамарин в "Театре и искусстве":

"Гардину пришла на ум счастливая идея, создать под боком у Петербурга художественный "свободный театр" с репертуаром самого живого интереса. Но осуществить эту идею он не сумел.

Гардин всю надежду возложил на "сладость запрещенных плодов", а одного этого мало. Быть может, молодая труппа Гардина и он сам полны благих порывов, но на сцене это какая-то "беспастушная", скучная компания людей, играющих бледно, ...часто нетвердых в ролях и произносящих иногда фразы, от чистоты речи и синтаксиса которых мурашки бегут по спине, а автора должно передергивать. И главное, режиссера не видно..."

Главным в работе Гардина было не искусство, а политика. Один из критиков верно заметил: "За "Ткачами" с их социалистической тенденцией - местная дирекция преподнесла "Савву" с анархической и, наконец, "Дурных пастырей" Октава Мирбо с их "последним словом" западно-европейского рабочего движения - с окраской анархо-синдикальной".

Единственное, что положительно отметили критики - это "Вечер нового искусства", который прошел в териокском казино 13 июля 1907 г. Главным режиссером вечера был В. Мейерхольд, вот что он писал В. Вершиной: "Вечер был устроен кем-то с какой-то благотворительной целью. В первом отделении (литературном) читали: Блок, Городецкий, Мунт Дагмар, Рославлев, Пяст, Василевский. Обстановку для этого отделения придумал я. Вообще постановочной частью всего вечера руководил я... Блок прочитал гениальную вещь. Во втором отделении я инсценировал два романса Чайковского. И в конце вечера - "Саломея" (только танец, конечно). Танец Саломеи вызвал "шиканье" большинства публики и аплодисменты своих и близких".

Театральный сезон в Териоки для Гардина закончился скандально: финские газеты сообщили, что он бежал от долгов. Сам Гардин уверял, что он покинул Териоки по политическим мотивам (наблюдение за ним действительно было установлено, но никаких последствий это не имело).

Опыт Гардина привлек внимание Немировича-Данченко, он разрабатывал, например, такие планы: "Вот проект: покинуть Москву, собрать новых капиталистов для постройки театра в Выборге и играть там лучшие пьесы, запрещенные драматической цензурой (Финляндия свободна)... Эффект, что Художественный театр, стесненный цензурой, уехал творить в Финляндию, будет так велик, общественное значение этого шага будет так значительно. В истории освобождения России мы сыграем блестящую и почетную роль". Планы эти не осуществились, но они подтверждают общее мнение, что идея у Гардина была хорошая, но, к сожалению, ничего из нее не вышло.

Кроме Мейерхольда и Гардина в этом сезоне в Финляндии работали другие режиссеры. Так, например, в Келломяки П. Дриго Ратмиров поставил оперетту "Ниниш" и "Обозрение Келломяк" "изготовления" самого режиссера. Спектакль, лишенный каких-либо художественных достоинств, собрал тем не менее большое количество публики в местный театр, который раньше никогда не окупался. В Келломяки и Куоккала этим летом состоялись "Детские праздники", поставлены несколько оперетт. Во всех театрах было много музыкальных вечеров, наиболее значительный из них - Концерт финского скрипача Сермуса в Териоки. Что и говорить, у дачников в те далекие времена был выбор, отдых проходил не так уныло и бесцветно, как сейчас. Когда просматриваешь старые афиши в театральном музее или листаешь подшивки газет, становится немного грустно: город наш давно перестал быть культурным центром, старые традиции утеряны, кажется, безвозвратно. Летний театр в парке "культуры и отдыха" обычно пустует. Только название одной из улиц города - Театральная - как бы напоминает, что Териоки театральный все-таки был.

"Ленинградская Здравница"


Последние комментарии:





История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум   

Rambler's Top100 page counter ^ вверх


© terijoki.spb.ru 2000-2016