История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум English version
Поиск по сайту:  © Search script adapted from spectator.ru

"ХОЧЕТСЯ МНЕ В КОМАРОВО"

С. М. Хентова

Так писал Дмитрий Дмитриевич Шостакович и пояснял: "Очень многое связано в моей затянувшейся жизни с этим местом".

Связь касалась семьи: здесь росли дети - дочь Галина и сын Максим, сюда постоянно приезжал Шостакович с их матерью Ниной Васильевной, после ее смерти - со второй женой, брак с которой не удался; потом, когда женился на Ирине Антоновне Супинской, она тоже полюбила живописный Карельский перешеек.

Но главное в том, что именно здесь Шостаковичу хорошо работалось, сюда он сбегал из шумной Москвы, чтобы самозабвенно отдаться сочинению музыки, что являлось целыо жизни, ее смыслом, спасением, величайшей радостью.

Впервые Д. Д. Шостакович появился вблизи Зеленогорска в 1940 году, последний раз приехал сюда в мае 1975 года, за два с половиной месяца до смерти, когда был тяжело болен и даже из автомобиля не мог выйти самостоятельно. Хорошо помню тот май, когда все мы ощущали тень, омрачившую ясную и солнечную весну 1975 года.

Шостакович в Ленинград не ездил, иногда выходил на лужайку у коттеджа и сидел на скамейке. Солнце будто не касалось его лица, оставшегося бледным. И все-таки он не походил на старика, несмотря на гнетущую малоподвижность оставался порывистым; сохранившиеся детская наивность и простодушие придавали его облику неповторимую трогательность.

Его отдых был краток: торопился сочинять, непосредственным образом записывая музыку непокорной правой рукой, поддерживая ее левой.

Последнее сочинение Шостаковича - Альтовая Соната была задумана здесь, в коттедже № 20 Дома Творчества Композиторов, на пятидесятом километре у Финского залива. Этот коттедж состоит из трех небольших комнат. Дверь с веранды ведет в кабинет, где большую часть пространства занимает рояль "Фёрстер". У окна - небольшой письменный стол с телефоном, напротив рояля - диван. К спальне примыкает гостиная, обставленная более нарядно: мягкие кресла, сервант с посудой, телевизор, чтобы больной не лишался удовольствия смотреть футбольные и хоккейные матчи.

Распорядок его в Репине был твердым. Вставал, как обычно, в шесть часов утра и до завтрака успевал поработать, "День свой - надо продлевать с самого начала", - замечал он. Когда еще мог ходить, в одиночестве выходил на узкую дорожку в лесу, названную почему-то Лермонтовским проспектом. Иногда переходил шоссе, чтобы отдохнуть на берегу Финского залива. Купаться не любил: очки мешали. Прохаживался у длинной узкой косы, вглядываясь в видневшиеся в ясную погоду Кронштадт с очертаниями купола Морского собора, форты - места, где разворачивались события, о которых рассказывали фильмы с его музыкой.

Трудовые привычки оставались неизменно устойчивыми, вплоть до мелочей; писал до последнего времени ручкой, обмакивая перо в чернила. На вопрос, почему не переходит на ручки шариковые, ответил, что старый способ позволяет ставить нотные точки, и показал, как это делал. Больная рука двигалась удивительно ловко, с выраженным автоматизмом. Процесс записи сам по себе возбуждал его воображение, поток мыслей передавался руке, он даже письма, будучи больным, не мог диктовать - должен был сам писать, говорил: "У меня ум в руке".

В Репине он много потрудился. В книге записей, где композиторы отмечали то, что каждый из них в Доме Творчества сделал, Шостакович записал: "Когда я бываю в Репино, то много работаю. В 1973 году, будучи в Репине, я сочинил свой Четырнадцатый Квартет. В январе 1974 года сделал редакцию для Камерного оркестра моей Сонаты для контральто на стихи Марины Цветаевой". К этому перечню можно добавить и Десятую, Пятнадцатую Симфонии, романсы на стихи М. Лермонтова, кантату "Над Родиной нашей солнце сияет", пять романсов на стихи Е. Долматовского, музыку к многим кинофильмам.

Сюда приходили те, кто писал о нем - узнать или проверить факты. Сюда я приносила ему рукописи биографических книг о нем: всегда буду помнить эти беседы удивительного доброго гения.

Здесь, в Репине, Шостаковича навестила Анна Андреевна Ахматова, проводившая летние месяцы неподалеку, у дороги на Щучье озеро. Поздно, но все-таки увиделись художники во многом общей судьбы. Ахматова в стихотворении, многозначительно посвященном Д. Д. Шостаковичу, поведала, что значила для нее музыка Шостаковича:

В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах ее края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвел глаза,
Она была со мной в моей могиле
И пела, словно первая гроза,
Иль будто все цветы заговорили.

Шостакович ответил ей музыкальным воплощением стихотворения Марины Цветаевой "Анне Ахматовой":

... В певучем граде моем купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий...
- И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! - и сердце свое в придачу.

В общей сложности Шостакович провел в Репине, начиная с 1961 года, двадцать месяцев... Двадцатый коттедж так и стали называть Шостаковическим. Где бы ни находился, стремился туда. Когда поездка откладывалась, сокрушался: "Очень жалею, что не могу быть сейчас в Репине... Очень там хорошо".

Стоит указать еще два адреса, важных для жизни Шостаковича: это дом на Большом проспекте 18, поселка Комарово, предоставленный Шостаковичу в аренду в 1940-1941, 1946-1952 годах, и дачу на Четвертом Курортном переулке, 10, выстроенную его тестем.

В 1947 году в кабинетике дома на Большом проспекте, на втором этаже была написана "Поэма о Родине" для меццо-сопрано, тенора, двух баритонов, баса, хора и оркестра - сюиты из песен, характерных для разных периодов отечественной истории. Сочиняя сюиту, Шостакович сообщал: "Я живу прекрасно. Наслаждаюсь природой. Здесь хорошо, хотя и бывают дожди".

В 1948 году в том же доме сложился цикл "Из еврейской народной поэзии". В ту пору усиления сталинской тирании цикл был выражением протеста, сопротивления. Премьеру цикла пришлось отложить на семь лет.

На даче, благоустройством которой активно занималась Нина Васильевна, сочинялась 11 Симфония, Первый виолончельный концерт, который здесь впервые сыграл Мстислав Ростропович.

Ныне на этой даче иногда живет внук Шостаковича Николай, родственники Нины Васильевны - ее племянница Алла Варзар. Хорошо, что здесь сохраняется балкон второго этажа, где сочинялась 11 Симфония, обстановка комнат, которыми пользовался Шостакович.

Изучая его жизнь, публикуя книги о нем, я подсчитала, что в общей сложности в Курортном районе он прожил около шести лет. Большой срок! Пришло время запечатлеть такую память в мемориале.


"Терийоки - Зеленогорск 1548-1998". Сост К. В. Тюников. СПб., 1998. С. 65-66


Последние комментарии:





История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум   

Rambler's Top100 page counter ^ вверх


© terijoki.spb.ru 2000-2016