История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум translate to:

Этюд из жизни художника

К. ВИНОГРАДОВ, учитель 445 школы

Недавно исполнилось 125 лет со дня рождения выдающегося русского художника Валентина Александровича Серова. Последние годы его жизни связаны с Карельским перешейком, нашим городом.


Творчество В. А. Серова соединяет собой два этапа в развитии русского изобразительного искусства: конец XIX века, связанный с расцветом реалистической живописи, и начало XX века, время поиска новых изобразительных средств, новых символов. Серов практически осуществил переход к новым творческим принципам. Как заметил один из исследователей творчества Серова, "путь русской живописи за четверть века - от конца 1880-х до начала 1910-х годов - это путь от "Девочки с персиками" до портрета Иды Рубинштейн".

Валентин Серов родился в 1865 году в Петербурге, в семье музыкантов. Отец его, А. Н. Серов, был композитором и музыкальным критиком, мать - пианисткой и композитором. У мальчика рано начали проявляться художественные способности, и родители постарались их развить. С 9 лет Серов начинает заниматься в мастерской И. Е. Репина, а в возрасте 10 лет он впервые попадает в творческую атмосферу Абрамцева, усадьбы мецената Саввы Мамонтова. Здесь в течение многих лет он работает под наблюдением И. Е. Репина. В. И. Васнецова, В. Д. Поленова, общается со своими сверстниками - М. Врубелем, К. Коровиным, М. Нестеровым. Все это способствует творческому росту Серова как живописца.

Известность к нему приходит рано. Прославившие Серова картины "Девочка с персиками" (1887) и "Девушка, освещенная солнцем" (1888) написаны молодым человеком, которому только перевалило за двадцать. С 1890-х годов начинается Серов-портретист. Вскоре он становится очень модным художником, которому заказывают портреты самые известные и богатые люди России. Серов выполняет большое количество парадных портретов представителей высшего света, царской фамилии.

На рубеже XIX-XX вв. начинают проявляться новые черты в творческой манере Серова, он стремится избегать внешнего "правдоподобия" в изображении людей, хочет изобразить внутреннюю красоту человека. Это проявляется сначала не в заказных портретах, а в работах, сделанных "для себя", в минуты отдыха. Одной из лучших таких работ является картина "Дети Саша и Юра", выполненная на берегу Финского залива в Териоках в 1899 г. Летом этого года Серов впервые отдыхал на Карельском перешейке. Жил Серов на даче у своего близкого друга, художника-гравера Василия Васильевича Матэ. На веранде этой дачи и пишет он портрет своих сыновей. Териокское лето 1899 г. стало очень важным в жизни художника - Серов знакомится с одним из руководителей объединения "Мир искусства" Александром Николаевичем Бенуа, который жил недалеко от Райволы (Рощино) на Черной речке. Знакомство это переросло в теплую дружбу, о которой Бенуа вспоминал, как о "самом светлом в своем прошлом". "Мы виделись с ним несколько раз в неделю, - писал в своих воспоминаниях А. Н. Бенуа, - в большинстве случаев это он приходил или приезжал на чухонской таратайке, иногда же мы встречались по предварительному уговору на полпути от нас до Териок. Особенно любимым местом прогулки была шедшая параллельно прибрежному шоссе верхняя дорожка, откуда открывались чудесные далекие виды". На берегу залива Серов написал несколько этюдов, а на даче Бенуа сделал известный рисунок "Васька". Историю этого рисунка Бенуа описал в письме к советскому искусствоведу И. С. Зильберштейну: "Серов, тронутый тем, как моя жена ухаживала за больной лошадью наших хозяев, нарисовал этого "Ваську" с обычным мастерством".

Природа Финляндии, живописные места Карельского перешейка пришлись по душе Серову. "Как хорошо, и как хорошо именно то, что и близко, и далеко видно такое количество подробностей, одинаково прекрасных",-говорил он Бенуа. Серов решил приобрести дачу на берегу Финского залива, чтобы иметь возможность отдыхать в полюбившемся ему месте. Он присмотрел небольшой финский дом в деревне Ино (Приветненское).

С 1901 года Серов вместе с семьей каждое лето приезжает в Финляндию из Москвы. Финский рабочий дом он перестраивает в дачу, которая при сравнении с соседними особняками смотрелась очень скромно: никаких украшений, башенок, пристроек - обычный двухэтажный дом. На первом этаже были жилые комнаты, наверху - мастерская художника. Во дворе остались старые финские постройки (баня, сарай).

Здесь, в маленькой финской деревушке, отдалившись от столичной суеты, от многочисленных заказчиков, Серов получил возможность отдыхать и спокойно работать. В Ино художника навещали его друзья - А. Н. Бенуа, В. В. Матэ, часто на велосипеде приезжал писатель Леонид Андреев, дача которого находилась в шести километрах. Художник А. Бакст так описывает помещение Серова в одном из писем: "Я в восхищении от поездки, от их житья на берегу моря и от милой, доброй, славной Ольги Федоровны (жены Серова - К. В.). Погода была неестественная, дул отчаянный ветер, пока доехали до Серова, мы с Бенуа вымокли, как губки, потом ветер нас высушил, и еще побежали опять на берег моря! Чудесно! Ели за четверых, возились, гуляли, бродили по мокрому берегу при неугасающем ветре...

Дети Серова славные, загорелые, целый день босиком, полощутся в море. Все у них просто, без забот, и сам Антоша (дружеское прозвание Серова - К. В.) мне очень по сердцу посреди своей мирной семьи.

...Страшно весело было, и даже нервозную, немного пугливую Ольгу Федоровну развеселили очень, и она была с нами, как девочка". Таких веселых дней было много, потому что много было гостей.

Вместе со старшими сыновьями Серов построил небольшую яхту с белыми парусами, на которой семья совершала частые прогулки по Финскому заливу.

В Ино Серов не только отдыхает. Он, как всегда, весь в работе. Мастерская его была очень проста, как весь дом. "Это была небольшая, светлая комната, в которой ничего не было такого, что напоминало бы мастерскую художника: ни мольбертов, ни картин не видно" (описания скульптора И. Гинзбурга).

В начале 1990-х годов происходит эволюция живописной манеры Серова. Это отразилось и в работах, сделанных в Финляндии. Наиболее значительное полотно - "Купание лошади" (1905), ставшее одним из этапных произведений Серова. В нем современники увидели новое восприятие природы, новые ритмические принципы, продолженные в других работах художника. На Карельском перешейке Серов написал и другие картины: "Финляндский дворик" (1902), этюд "Финская мельница" (1902), портрет Л. Андреевой (1907). В 1909-10 гг. выполнены эскизы композиции "Одиссей и Навзикая" и др.

Последний раз Серое приезжает в Ино в середине июля 1911 г. Об этих днях остались воспоминания его сводной сестры Н. В. Немчиновой-Жилинской, гостившей у брата: "Семья Серовых вся была в сборе. Валентин Александрович только что вернулся из-за границы, из Рима, был веселый, оживленный, необыкновенно приветливый... Втроем - Валентин Александрович, Ольга Федоровна и я - часто отправлялись на прогулку или в сосновый отдаленный лес, или на песчаный берег залива, любовались снующими по его водам лодками, яликами, яхтами. И особенно интересно было разыскивать среди них яхточку с белым острым парусом, на которой покачивались два старших сына Валентина Александровича... Прожила я в Финляндии у Серовых недолго. При расставании мы крепко обнялись с братом, поцеловались". Это лето было последним в жизни Серова. В ноябре 1911 его не стало.

Маленький домик в Ино, конечно, играл не такую большую роль в жизни Серова, как, например, "Пенаты" в жизни Репина или знаменитый дом на Черной речке в жизни Л. Андреева. Место было не очень удобным для напряженной жизни художника, наполненной выставками, поездками, работой над заказными портретами, участием в общественной жизни. Но отдых здесь, на Карельском перешейке, Серову был необходим. Его ученик, художник Н. П. Ульянов писал: "Попадая на берег Балтийского моря, которое он считает не настоящим морем, а озером, Серов надолго хотел бы засесть тут и никуда не двигаться". "Вода, - говорил он, - не соленая, море - не море, зато песок и воздух - какой воздух!"...

"Ленинградская Здравница", 1991


Последние комментарии:




История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум   

^ вверх

© terijoki.spb.ru 2000-2023 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.