История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум English version
Поиск по сайту:  © Search script adapted from spectator.ru

А. П. Остроумова-Лебедева на Карельском перешейке

А. ГРИГОРЬЕВА, заведующая музеем истории Ленинградской консерватории

Живописные берега озера Долгого, золотистые пляжи побережья Финского залива, Зеленогорск и его окрестности вдохновляли на творчество народного художника РСФСР, действительного члена Академии Художеств СССР Анну Петровну Остроумову-Лебедеву (1871 - 1955).

Она родилась 5(17) мая 1871 года в Петербурге, где училась в Академии Художеств (1892 - 1900 г. г.) у В. В. Матэ и И. Е. Репина. Будучи художником большого, многогранного таланта и яркого литературного дарования, она оставила нам множество рисунков, черных и цветных гравюр на дереве, литографий и акварелей.

Остроумова-Лебедева возродила гравюру на дереве как самостоятельный оригинальный вид искусства, вернула ей художественную полноценность. Она много работала в области пейзажа, опираясь не реалистические традиции русской пейзажной живописи. Центральное место в ее творчестве, занимает строгая, спокойная красота Петербурга-Ленинграда, воссозданная художницей с глубокой проникновенностью в ее цветных гравюрах.

В Тяжелые дни Ленинградской блокады Анна Петровна проявила исключительное мужество художника-гражданина. Не покидая родного города, она создала несколько акварелей и гравюр, отражающих героические будни Ленинграда, серию фронтовых писем с видами города, участвовала в оформлении альбома женщинам Шотландии, поместив в нем акварель "Памятник В. И. Ленину у Смольного" (1943 г.), работала над "Автобиографическими записками".

В детские и юные годы художница жила летом в имении "Линтула", которое находилось у Верхне-Выборгского шоссе, близ населенного пункта Огоньки (современное название). Имение, расположенное на крутом холме, представляло собою искусственное древесное насаждение среди сосновых лесов. В серии рисунков, сделанных здесь, Остроумова-Лебедева зарисовала красивые группы деревьев липового парка, горную речку, разливающуюся внизу около парка в большую запруду, вросшую в землю водяную мельницу.

Остроумова-Лебедеве любила хмурую северную природу с бесконечными пространствами густых хвойных лесов, с топкими болотами, светлыми глубокими озерами, с лесными опушками и пригорками, с тоненькими березками, молодыми сосенками и пирамидальными елочками.

В цветной гравюре "Три озера" (1900 г.) с высокой горы открывается величественная панорама севера, где сквозь темные леса проглядывает неподвижная гладь голубых озер. На дальнем плане виднеется озеро Красавица, в центре - Долгое, а впереди -Чертово. Природа погружена в торжественное, суровое молчание. Эта гравюра была представлена и в конкурс в Академию Художеств в 1900 году.

В 1901 году на берегу озера Иколан-Ярви (теперь оба озера Иколан-Ярви и Питки-ярви, соединенные речкой, называются Долгим озером) петербургский архитектор Е. Л. Морозов, муж сестры Остроумовой-Лебедевой, построил дачу, на которой постоянно жила художница. Дом сохранился и поныне (теперь дача Мостостроя). Несколько рисунков и акварелей Остроумовой-Лебедевой 1904 года отображают окрестности озера Долгого ("Лесное озеро", "Опушка леса", "Весна, белые цветы", "Речка весной" и др.).

В акварели "Речка весной" изображен небольшой отрезок извилистой речки Линтуловки (ныне Птичья) с топкими берегами, несущей свои полные, воды через покрытые свежей зеленью леса. В речке отражается ясное голубое небо с розовыми облаками. Акварель проникнута светлым весенним нестроением.

Вместе с Остроумовой-Лебедевой в этих местах бывал ее муж, академик Сергей Васильевич Лебедев (1874-1934), основоположник промышленности синтетического каучука в нашей стране. Увлекающегося спортом Лебедева можно было увидеть на озере за веслами или на коньках. Частыми гостями здесь были профессор консерватории С. И. Габель, поэт Я. П. Полонский и художник А. Н. Бенуа.

В 1946 г. Остроумова-Лебедева проводила лето в Зеленогорске, где в нескольких акварелях запечатлела песчаный берег Финского залива с лесистыми бухтами и мысами.

Работы Остроумовой-Лебедевой, в которых нашли поэтичное воплощение тихие, скромные уголки необъятных лесов, молчаливые озера, берега залива, подернутые легкой дымкой, воспитывают любовь к родной своеобразной северной природе.

«Ленинградская Здравница», 1991


Последние комментарии:





История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум   

Rambler's Top100 page counter ^ вверх


© terijoki.spb.ru 2000-2016