History Interesting things Photogalleries Maps Links About Finland Guestbook Forum Russian version
Search on this site:  © Search script adapted from spectator.ru

The English version of this paper is not present yet, sorry. Try Altavista Babelfish service to translate this page .

А. К. Молчанов. Жорж де Годзинский.

© А. К. Молчанов


Жорж (Георгий) де-Годзинский (1914-1994), композитор и дирижер польского происхождения, был наиболее видным представителем русской музыкальной традиции в Финляндии. Де-Годзинский родился в музыкально одаренной семье. Его родители встретились в Петербурге, где они учились у Зилоти. Его мать, Мария Оттмар-Нойшеллер была пианистка; его отец, Франтишек де-Годзинский, по образованию инженер, был удивительным импровизатором с великолепной музыкальной памятью, которую унаследовал Жорж. В юности, в Петербурге Франтишек был дружен со многими музыкантами, в числе которых были Падеревский, Глазунов и Рахманинов. Он даже играл в четыре руки с Рахманиновым!

Родители де-Годзинского вскоре развелись, и мальчик и его сестра Елизавета остались с отцом. У Франтишека де-Годзинского было несколько давнишних друзей в Финляндии, и когда семья эмигрировала, они остановились на 3,5 года (1921-1923 гг.) возле Иматры. Отец уезжал по делам в Хельсинки и Тампере, оставляя детей дома. Маленький Жорж вскоре подружился с финнами и научился их языку. <...> Отец под псевдонимом «мсье Франсуа» организовал эстрадную группу (оркестр? - А. М.), и они отправились в Хельсинки.

Дома семья говорила по-русски, и де-Годзинский учился в русской школе. В 1930 г. он окончил русский лицей в Хельсинки. Первые занятия музыкой происходили частным образом. «У меня был частный наставник Николай ван-Гильс ван дер Пальс, племянник моей бабушки. Он учился в Петербургской консерватории. Он был пианист и дирижер, мой первый учитель в течение полутора лет. Он был дирижером Шведского Театра и занимался теорией музыки» (де-Годзинский, интервью, 1988).

Еще будучи гимназистом, де-Годзинский руководил балалаечным оркестром скаутов в более чем 20 человек. По окончании гимназии де-Годзинский поступил в Хельсинкскую Консерваторию, где в числе его учителей были хорошо известные финские композиторы Эркки Мелартен, Селим Пальмгрен и Лееви Мадетоя : «Я учился технике аккомпанемента и «французской легкости» у самого Селима Пальмгрена. Искусная техника пришла позже, когда я отправился в турне с Федором Шаляпиным» (там же, 1988).

Де-Годзинский начал профессиональную деятельность еще студентом консерватории, в 1930-1937 гг. В начале 1930-х гг. он был принят пианистом в Финскую Национальную Оперу, где Жорж Ге и Александр Сакселин работали хореографами. Вечерами он играл в Эстрадном оркестре, в котором было много русских, а также играл в четыре руки со своим отцом в ресторане «Оопперакеллари». Одаренный хорошим абсолютным слухом, де-Годзинский нашел себе еще заработок - он стал настройщиком. Его основным источником заработка в 1938 г., по его слловам, было кафе «Тарина» на Лённротинкату в Хельсинки, где он играл на баяне с русским ансамблем братьев Путилиных и игравшим на мандолине Гроссбергом.

«Дни были расписаны по часам. По утрам я играл, аккомпонируя урокам балета в Школе Балета Оперы. В течение для у меня были уроки в Консерватории, и еще я то и дело подменял Ассера Фагерстрёма и Роберта фон Эссена, которые оба исполняли на фортепияно танцевальную музыку. Иногда, когда была возможность, я играл с оркестром Даллап и Рамблез в турне, а также мог играть с «Мелоди бойз». Это были братья Александр и Борис Виттенберг, а также папа Виттенберг, бывший полковник царских времен, который был великолепный бас и актёр»(Франк, 1992, 49-50).

«В 30-х гг. де-Годзинский организовал свою мужскую танцевальную (так! - А. М.) группу под названием «Ливадия» исполнявшую различные шлягеры на инструментах в Хельсинкском балалаечном оркестре и аккомпонировал на фортепиано ансамблю исполнителей. По четвергам молодой музыкант играл в Русском клубе. Он также участвовал в любительских постановках русской оперы (там же, 41)». Его дебют в качестве концертного дирижера (концертмейстера? - А. М.) состоялся в 1933 г.

«Мне было 20 лет, я был самоучка, помню это как если бы это было вчера. Анатолий Любимов солировал в первой части концерта для фортепиано <…>. Выборг был вторым моим домом. Каждый год Борис Сирпо, директор музыкальной школы приглашал меня в качестве аккомпаниатора. Кирилл Шалкевич и Жорж де-Годзинский были всё время единственными аккомпаниаторами; Сирпо никого больше не признавал. Я хорошо читал музыку. У меня нет зрительной памяти, но слуховая память великолепная: услышав что-то однажды, я запоминал это навсегда. У Шалкевича тоже была удивительная слуховая память» (Жорж де-Годзинский, интервью, 1988).

В начале 30-х гг. де-Годзинский начал писать финскую популярную музыку и танго, которые исполнялись известными музыкантами Арви Тиккала и Теему Грёнбергом. Множество его песен становились известными шлягерами, считаясь классикой по сей день: «Hymyillen» («С улыбкой»), «Sulle salaisuuden kertoa mä voisin» («Могу сказать тебе секрет» ), «Äänisen aallot» («Онежские волны»).

Встреча де-Годзинского с Федорром Шаляпиным, который приехал в Хельсинки в 1935 г., была для молодого композитора большим событием, как в профессиональнов, так и в личном плане. Он вспоминает эту встречу следующим образом.

«Как раз в тот момент, когда Шаляпин знакомился с помещением оперы, мы исполняли »Тоску» в помещении для репетиций, и я сидел за фортепиано. Шаляпин стоял и слушал. <...> И вот настал день, когда Ряйккёнен, тогда возглавлявший оперу, позвонил мне и сказал, что Шаляпин хотел бы видеть меня. Его аккомпониатор, итальянец исчез. И вот теперь он хотел поговорить со мною, поскольку слышал, как я аккомпанировал. <...>

Шаляпин ... позвал моего отца, который остолбенел, когда услышал, что сказал Шаляпин, но дал разрешение. Всегда неплохо попробовать, - подумал он. И вот вдруг меня пригласили встретиться в певцом. Я был через полчаса. Ноги дрожали» (Франк, 1992, 51-52).

Удивительно быстро молодой пианист разучил весь репертуар Шаляпина, от «Блохи» Мусоргского дл заключительной арии «Бориса Годунова». Роль аккомпониатора затруднялась не только тем, что де-Годзинскому был недостаточно знаком репертуар Шаляпина, но и тем, что должен был быстро сменить ключ (тональность? - А. М.). Де-Годзинский поясняет: «Когда Шаляпин заметил, что я могу быстро менять тональность, он пояснил: »Это именно такой человек, какой мне нужен. Иногда, даже не будучи вполне уверен, я начинал петь тоном ниже»» (там же).

Исполнители встретились 15 декабря 1935 г. в Париже, откуда они отправились в Японию. Только само путешествие заняло более пяти недель, и первый крнцерт состоялся в Токио 25 января в 6000-й аудитории. Турне продолжалось 8 месяцев приведя их в Сингапур, Пекин, Харбин и Мукден. Весной 1936 г. Шаляпин и де-Годзинский вернулись в Японию, где они записали 2 долгоиграющих пластинки. Их работа прервалась, когда Шаляпин заболел. Де-Годзинский тоже был нездоров, и им пришлось расстаться. Их планы совместной работы на будущее не осуществились, а весной 1938 г. Шаляпин умер.

Вернувшись в Финляндию, де-Годзинский отправляется в турне в качестве дерижера Финского радио, каковым и работал около 50 лет. Жорж де-Годзинский прославился по всей Скандинавии и за ее пределами как один из наиболее одаренных исполнителей популярной музыки. Де-Годзинский был особенно известен как аккомпаниатор и арранжировщик. Он выступал с женской группой «The Harmony Sisters» (сёстры Валтонен) в Финляндии, Скандинавии и довоенной Германии. После войны он присоединился к квартету «Kipparikvartetti», который гастролировал по всей Финляндии.

В конце 30-х гг. де-Годзинский начал писать музыку к финским кинофильмам, первым из которых был «Varastettu kuolema» («Украденная смерть», 1938). Его наиболее известный фильм - это «Miehen tie» («Путь человека»), основанный на новелле Ф. Е. Силланпяя.

В истории финской музыки Жорж де-Годзинский выступает как выдающийся (extraordinarily profilic) исполнитель и композитор. Он является автором 12 оперетт и мьюзиклов, 4 балетных сюит к сказкам Г.Х.Андерсена, около 50 симфонических и камерных произведений, музыки к 64 опереттам и мюзиклам, включая «Veronica») «Вероника»1946), «Häät prerialla» («Свадьба в прерии», 1949), «Kuisma ja Helena» («Куйсма и Хелена», 1971). Будучи космополитом, де-Годзинский испытал влияние нескольких музыкальных традиций. В своюм интервью он утверждал, что русская музыка была очень близка ему, а композиторами, особенно повлиявшими на него были Чайковский, Рахманинов и Шостакович (Жорж де-Годзинский, интервью, 1988).


Baschmakoff, Natalia; Leinonen, Marja. Russian life in Finland, 1917-1939: a local and oral historia. \ Studia Slavica Finlandio, Tomus XVIII, Хельсинки, 2001.

Материал любезно предоставлен А. К. Молчановым.


Последние комментарии:





History Interesting things Photogalleries Maps Links About Finland Guestbook Forum   

Rambler's Top100 page counter ^ вверх


© terijoki.spb.ru 2000-2016