История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум English version
Поиск по сайту:  © Search script adapted from spectator.ru

Путеводитель по Финляндии под редакцией Карелина, 1913 г. Часть 4.

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ФИНЛЯНДИИ ПОД РЕДАКЦИЕЙ КАРЕЛИНА
С ПРИЛОЖЕНИЕМ КАРТЫ, ПЛАНОВ, ИЛЛЮСТРАЦИЙ И СЛОВАРЯ

Издание 2-ое, исправленное и дополненное

С.-ПЕТЕРБУРГ 1913

Тип. Т-ва А. С. Суворина - "Новое Время", Эртелев, 13

Путеводитель по Финляндии
1913 г. Путеводитель по Финляндии
1913 г.

Часть 4. С.-Петербург - Выборг.
(По железной дороге 129 килом. или около 4 час. пути).

Отойдя от Финляндскаго вокзала в Петербурге и постепенно поднявшись на виадук, поезд пробегает несколько верст пригородными полями и огородами и, миновав Сампсониевский проспект, подходит к станции Ланская, где, с постройкой каменнаго вокзала, имеет остановку в течение круглаго года. Далее, пройдя так называемый Лесной, дачную местность, превратившуюся ныне почти в городской посад, и прорезав парк Удельнаго ведомства, он останавливается у станции Удельная, напротив которой, по другую сторону полотна, находится больница для душевнобольных, а еще далее к западу, на разстоянии версты, на небольшой возвышенности расположилась деревня Коломяги, с находящимися возле нея аэродромом и скаковым ипподромом. У станции Озерки справа в отдалении видна Поклонная гора. Самая станция помещается между небольшими озерами "Средним" и "Верхним". Затем поезд оставляет с правой стороны густо заселенную дачную местность Шувалово.

Шуваловский вокзал находится в нескольких саженях от, так называемаго, Суздальскаго озера, на возвышенном берегу котораго расположено богатое кладбище, а на противоположном низком - здания гребного общества и паруснаго яхтклуба. По озеру ходит, согласуясь с расписанием поездов, небольшой пароходик. Невдалеке от станции Шувалово с левой стороны находится вокзал Приморской железной дороги, соединяющей эту местность с Новой Деревней.

Следующею станциею будет Парголово. Это обширный дачный район, расположенный на возвышенностях к востоку от железной дороги. Недалеко от станции находится Успенское православное кладбище, соединенное с нею железнодорожною ветвью.

Направляясь далее к станции Левашово, поезд оставляет с правой стороны верстах в трех деревню Юкки. Расположенная в красивой холмистой местности, эта деревня пользуется большим вниманием у жителей Петербурга, предпринимающих сюда зимою и летом увеселительныя прогулки. Здесь также сдаются дачи и имеется постоянно ресторан. Низменная и сырая местность близ станции Левашово все же застраивается дачами. В двух верстах от станции находится обширный и красивый парк. Отойдя от Левашова и миновав дачныя платформы Графскую и Дибуны, с кирпичным заводом близ последней, поезд подходит к Белоостровукирпичным заводом близ последней, поезд подходит к Белоострову.

Река Сестра, протекающая в Белоострове, является, со времени отторжения от центральной России Выборгской губернии, пограничной чертой, отделяющей автономную во внутреннем управлении нашу окраину, под наименованием Великаго Княжества Финляндскаго. С присоединением завоеванной Императором Александром I Финляндии между нею и центральной Россией возникла таможенная линия, но этим, как говорит история, не имелось в виду отделять вновь приобретенныя земли от центра Империи, а только охранить Россию от иностранных товаров. О снятии этой таможенной черты возникали просьбы и со стороны самих финляндцев г).

Примечание: В 1812 году финляндский Статссекретарь Ребиндер, указывая, что новый устав о торговле и таможенный тариф Российской Империи введены уже в исполнение в Финляндии, ходатайствовал о снятии таможенной черты между Финляндию и прочими российскими губерниями "и о том, чтобы жители Финляндии пользовались тою же свободою по внутренней торговле, как и прочие Его Величества подданные, соблюдая общия Российской Империи о комерции узаконения, кои ныне суть узаконениями и Финляндии".

С присоединением к Петербургской губернии Териокскаго, Кивинебскаго и Новокиркскаго приходов Выборгской губернии таможенная граница отодвигается далее к северу, а с установлением предуказаннаго Императором Александром III таможеннаго единства и вовсе исчезает.

На обратном пути из Финляндии на станции Белоостров производится досмотр пассажирскаго багажа, причем иногда полицейским офицером требуется паспорт. На станции имеется буфет, где, пользуясь остановкой поезда (10-20 минут), можно хорошо и недорого поесть. К югу от Белоострова в 6 верстах расположен Сестрорецк с его оружейным заводом и Курорт с прекрасными морскими купаньями и видом на море. Дорога, ведущая туда от Белоострова, неважная - песчаная и изрытая рытвинами. Приморская железная дорога соединяет Сестрорецк с Новой Деревней.

Переехав железнодорожный мост через реку Сестру, поезд уже следует по территории Выборгской губернии.

Губерния эта, по завоевании Финляндии русским оружием при Петре Великом, отошла к России по Ништадскому миру. В течение столетия она была русскою губерниею. Лишь по окончательном завоевании всей Финляндии Императором Александром I и по переходе всей ея территории в державное обладание России, Выборгскую губернию, исключительно в видах удобства внутренняго управления, присоединили к вновь покоренным шведским землям (мнение Государственнаго Совета 1811г.). На Финляндию Государь смотрел как на свою провинцию и не считал ее инородческим государством, иначе у него не могло, конечно, возникнуть желания отдать исконныя русския земли и завоевания Петра Великаго в чужия руки. Позднее тем же порядком, для пользы управления, последовало отделение Сестрорецкаго района от Выборгской губернии и присоединение к Петербургской губернии. Такое присоединение Выборгской губернии, конечно, оказалось для Финляндии весьма выгодным. Великому Княжеству оно дало около 200,000 людей населения и территорию в 376 квадр. миль, а Империя лишилась ежегоднаго, значительнаго по тому времени, дохода в 1/4 милл. рублей. Но вместе с тем много тысяч коренных русских превращены были в полуиностранцев, подчиненных действию совершенно чуждых им законов. Юридическое положение вновь присоединенной к Финляндии губернии определено было в смысле полнаго приравнения ея к прочим финляндским губерниям. Русския учреждения были заменены в ней финляндскими, введено гражданское и уголовное уложение Финляндии, все дела, касавшияся Выборгской губернии, переданы из Имперских учреждений в Правительствующий Совет Великаго Княжества, а права и обязанности крестьян и землевладельцев, поселенных в этой губернии, какого бы они ни были происхождения, установлены были на тех же самых основаниях, как и вообще для всех коренных обывателей Финляндии. Исключения были допущены лишь в отношении православных церквей и монастырей, римско-католических духовных установлений и лоцманской и маячной частей, оставленных на прежних основаниях в ведении Имперских учреждений.

Следуя уже по финляндской территории, поезд минует станцию Оллила с прилегающею к ней дачною местностью, густо заселенною летом, причем многие, вследствие близости к столице, остаются здесь жить и зимою. Сухой песчаный берег залива с морским купаньем, сосновый лес и здоровый воздух привлекают сюда петербуржцев. Отсюда путь тянется вдоль Финскаго залива, берег котораго на протяжении многих верст застроен хорошими дачами с красивым видом на залив и виднеющиеся впереди Кронштадт и Сестрорецк. Местность становится довольно пересеченною, и поезд то опускается, то поднимается по холмам.

Дачный район при станции Куоккала почти не отличается от предыдущаго. Наиболее крупным его недостатком следует отметить скученность построек и плохия дороги. Здесь выстроена православная церковь, имеются аптека, лавки и даже театр.

В недавние годы внутренней смуты эта местность давала кров русским революционерам. Здесь даже была организована фабрика бомб. Вообще Финляндия за последние годы была опорным пунктом, где подготовлялись террористические акты и откуда производились преступные набеги на столицу. После подавления Московскаго бунта революционеры массою хлынули в Финляндию, найдя себе там безопасное местопребывание и вступив в тесныя сношения со всеми туземными противоправительственными элементами, видевшими в русской революции наилучшее средство, чтобы достигнуть окончательнаго отторжения Финляндии. Удобство безпрепятственных сношений с нашими эмигрантами и западноевропейскими революционерами, отсутствие паспортных правил, легкость и скорость сообщений с Империею, а главное относительная безопасность со стороны местных властей - создали для этого весьма благоприятную обстановку. В прилегающих к столице местностях Выборгской губернии происходили совещания главарей бунта и подготовлялся целый ряд политических преступлений. Взрыв на Аптекарском острове, убийство Петербургскаго градоначальника фон дер Лауница, экспроприация в Фонарном переулке, убийство начальника главнаго тюремнаго управления Максимовскаго и многия другия революционныя злодеяния были задуманы и подготовлены в Финляндии, и там же снабжались средствами их исполнители. Сами революционеры отлично знают, насколько серьезное значение для них имеет Выборгская губерния. По этому поводу, в журнале "Красное Знамя", русский публицист леваго лагеря Амфитеатров писал: "Финляндия, как по географическому положению своему, так и по настроению политическому, является естественным операционным базисом для вооруженных движений в городских центрах Русскаго Севера и в том числе, прежде всего, для вооруженнаго возстания в самом Петербурге".

После Куоккала поезд подымается на довольно значительную возвышенность, покрытую хвойным лесом, где находится станция Келломяки. Это прекрасная, но в то же время чрезвычайно дорогая дачная местность, прилегающая к морю. Обилие хвойнаго леса, песчаная почва и недурныя морския купанья. Имеется православная церковь, аптека и магазины. Извозчики сосредоточены около станции.

Отсюда через несколько минут поезд подходит к станции Териоки, где стоит около 15 минут. Здесь производится досмотр пассажирскаго багажа финляндскими таможенными чиновниками. Осмотр имеет чисто формальный характер.

"Таможенный доход (Примечание: Поступает в статный фонд, состоящий в единоличном распоряжении Государя Императора.) является главной статьей поступления по росписи Великаго Княжества. Сумма дохода достигает уже 54 миллионов марок".

На станции имеется прекрасный буфет, где можно получить горячия блюда, пирожки, бутерброды, чай, молоко и разные прохладительные напитки. Из спиртных напитков, как и везде на станционных буфетах Финляндии, можно получить лишь пиво полубутылками (иногда портер) и то при условии, чтобы стоимость пива вместе с едою была не менее одной марки. Отдельно от еды пиво не отпускается.

Окрестности станции представляют собою обширный дачный район, раскинувшийся на несколько верст и примыкающий к морю. Численность дачников летом достигала внушительной цифры в 40,000 чел., но за последние годы значение Териок падает и оживления былых годов нет и помину.

В Териоках имеются гостиницы: 1) недавно выстроенная на берегу моря акционерным обществом, приобревшим казино и водолечебницу, и 2) "Бельвю", находящаяся на Териокском шоссе, по местоположению и устройству уступающая первой, открытой круглый год. При гостиницах рестораны. В казино летом подвизаются русския труппы. Имеется также яхтклуб, возникший в 1910 году по инициативе адмирала Скрыдлова, небольшой парк, выходящий к морю, и всевозможные магазины. Хорошия дороги и хороший морской пляж. В окрестностях Териок, в Линтуле, находится православный женский монастырь.

Причины упадка Териок следует искать, вопервых, в нежелании финляндской железнодорожной администрации увеличить скорость дачных поездов, которые плетутся черепашьим шагом по 25-ЗОкилометров вчас, принуждая дачников, коим необходимо ежедневно бывать в Петербурге, терять слишком много времени в пути; во вторых, причиною охлаждения публики к дачным местностям Финляндии вообще является также чрезмерное повышение пассажирскаго железнодорожнаго тарифа, особенно на сезонные билеты, введенное несколько лет тому назад. Но главную причину следует искать в самих местных дачевладельцах, запрашивавших в последние годы непомерно высокия цены, не предоставляя нанимателям в то же время никаких удобств.

После Териок поезд останавливается у платформы Тюрисевя, к западу от которой по прибрежной дороге расположены лучшия дачи, а к северу, в 3 верстах, находится гора Пухтула с небольшим озером. С горы открывается великолепный вид на Финский залив и окрестности. В последнее время вся эта местность быстро застраивается.

Следующею станциею является Райвола. Более зажиточное русское Райвола расположено в 2 верстах от станции по берегу речки Райволовки, а к югу от него, на разстоянии одной версты, на довольно значительной возвышенности находится более бедное финское Райвола. За русским Райвола в 4 верстах от железной дороги находится дачный район, отличающийся обилием сосноваго леса и сухостью почвы. В русском Райвола имеется православная церковь, лавки и почтовая станция с довольно сносными меблированными комнатами.

История села Райвола заслуживает особаго внимания. В 1820-1825 годы Имперское артиллерийское ведомство скупило в Выборгской губернии около 70,000 десятин земли. Эти земли, на которых находились, между прочим, чисто великорусския селения Райвола и Красное, заселены были русскими крестьянами из Орловской губернии, переведенными сюда их прежними владельцами и сохранившими до настоящаго времени свой родной язык, православную веру и русские обычаи. Бывший в Райволе чугуннолитейный завод подчинен был начальству Сестрорецкаго оружейнаго завода. В 1864 году этот завод был выделен из Выборгской губернии и присоединен к Петербургской. В 1867 г. мастеровые Райволовскаго завода, вместе с Сестрорецкими, были освобождены от обязательных заводских работ и устроены по Положению 19-го Февраля 1861 года на правах крестьян-собственников. В 1874 г. они получили земельные наделы, и в том же году Райволовский завод со всеми причисленными к нему землями продан был артиллерийским ведомством князю Ухтомскому, перепродавшему его специально образовавшейся для сего французской компании, а последняя, в свою очередь, перепродала эти земли финляндцам, от которых оне были приобретены финляндскою казною (Примечание: Подобная же судьба постигла и другия земли, принадлежащия русской казне и дарованныя Петром Великим именитым русским родам. Эти последния земли были выкуплены фипляндскою казною, образовавшею для этой цели особый фонд, и заселены финляндцами. Громадныя площади, принадлежавшия русской казне и удельному ведомству, были переданы финляндской казне почти без всякаго вознаграждения. В 1847-48 г. г. той же участи подверглись земли и рыбныя ловли Алекоапдро-Невской лавры и Валаамскаго и Коневецкаго монастырей. Русское население Финляндии ослаблялось в своей численности и другими правительственными мерами. В 1816 году были переселены из Финляндии в Мелитопольский уезд, Таврической губернии, на Молочныя воды, так называемые духоборы. В 1908 году фпнляндския власти возбудили вопрос о прирезке еще 200,000 десятин из Имперских казенных дач, по мера эта не получила осуществления благодаря протесту Совета Министров.). В результате райволовцы, устроенные в земельном отношении по Общему Положению о крестьянах, оказались в нескольких верстах от границы Петербургской губернии в совершенно неопределенных условиях управления, не упорядоченных и по сие время. В судебном и полицейском отношении они подчинены финляндским властям, по вопросам общественнаго управления и надельнаго землепользования подлежат ведению Сестрорецкой волости, к которой приписаны, Сестрорецкаго земскаго начальника и крестьянских учреждений Петербургской губернии; в порядке податного обложения уплачивают земельные и общинные подати и сборы, установленные финляндскими законами, воинскую повинность отбывают наравне с прочим населением Империи (финляндцы личной воинской повинности не несут) и, в конце концов, фактически не пользуются ни правами финляндских граждан, ни правами русских крестьян, неся, однако, двойныя тягости. В силу таможеннаго обособления Финляндии, райволовцы стеснены даже в безпошлинном сбыте в Петербург своих кустарных изделий и только в последние годы, по особому соглашению Министерств Торговли и Промышленности и Финансов, им разрешается ввозить в Империю без уплаты таможенных сборов не свыше 500 пудов своих ручных изделий из железа, чугуна, меди и других металлов. Осложнения и недоразумения, порождаемыя неупорядоченностью юридическаго положения села Райвола, возникают безпрерывно.

Следующая станция Мустамяки. Местность здесь скучная и однообразная. Имеются дачи, но расположены оне вдали от станции. Не отличается разнообразием и дальнейший путь до станции Усикирка или Новая Кирка. Здесь местность, несколько более возвышенная, изобилует сосновыми лесами и живописными озерами и представляет весьма благоприятныя условия для дачной жизни. Деревня Усикирка, возле которой сосредоточено наибольшее количество дач, отстоит от станции на разстоянии 10 верст. На станции есть буфет и невдалеке от нея находится почтовая станция, где можно переночевать и получить лошадей по установленной таксе; кроме того, к услугам приезжающих у станции всегда имеются крестьянския лошади. В деревне есть аптека и несколько лавок. Гордостью местнаго населения является существующий в Усикирке народный университет.

В 10 километрах от станции Новая Кирка, на берегу озера Халилан-ярви, в сосновом лесу находится Императорская Санатория Халила для чахоточных больных. Санатория распадается на три отделения: мужское, женское и для воспитанниц институтов ведомства Императрицы Марии.

В основание лечения слабогрудых положено: постоянное пребывание на чистом воздухе, правильное и усиленное питание и принятие мер к охранению больных от простуды.

ПРАВИЛА приема в Императорскую Санаторию "Халила" в Финляндии.

§ 1. В Императорскую санаторию "Халила", принимаются больные, преимущественно жители С.Петербурга и его окрестностей, обоего пола, не моложе 12-ти лет, всякаго звания и вероисповедания, страдающие туберкулезным поражением одной или обеих верхушек легких без явнаго распада ткани, без туберкулезнаго заболевания других органов и при удовлетворительном общем состоянии здоровья.
  Применание 1. Согласно Высочайшей воле Августейших Основателей Санатории, состоящие на действительной службе офицеры гвардии С.-Петербургскаго военнаго округа и флота имеют преимущество перед прочими больными на безплатный прием в Санаторию.
  Примечание 2. Лица иудейскаго вероисповедания, на основании законов Финляндии, должны лично ходатайствовать у Выборгскаго губернатора о разрешении на проживание в Санатории.

§ 2. Больные, желающие поступить на пользование в Санаторию, подают о том прошение в Врачебную Комиссию по приему больных в Санаторию "Халила" (Литейный просп., 56). Желающие быть принятыми на безплатную кровать представляют при прошении удостоверение о бедности.

§ 3. Больные, желающие поступить на пользование в Санаторию, подвергаются освидетельствованию в особой Врачебной Комиссии.
  Примечание. О времени освидетельствования больные извещаются отдельными повестками.

§ 4. Больные, признанные Врачебной Комиссией подлежащими приему в Санаторию, как на платныя, так и на безплатныя места, получают, при наличности в ней свободных вакансий, от Комиссии особый билет для предявления Инспектору по медицинской части (Казанская, д. 7), который незамедлительно и выдает им, с разрешения Главноуправляющаго, приемный билет на право поступления в Санаторию.

§ 5. Больные, признанные Комиссией подлежащими приему в Санаторию, но не помещенные туда за неимением свободных мест, определяются в Санаторию порядком, указанным в предыдущем §, по очереди, по мере открытия вакансий, без вторичнаго освидетельствования, если со времени осмотра их прошло не более двух недель, в противном-же случае они освидетельствуются вновь в той-же Комиссии.
  Примечание. Больной, не явившийся за получением приемнаго билета в течение трех дней, а также получивший билет, но не прибывший в Санаторию в течение трех дней со дня получения билета и не представивший о том уважительных причин, считается отказавшимся от поступления в Санаторию.

§ 6. Плата за содержание и пользование в Санатории вносится за месяц вперед в канцелярию Санатории и не возвращается, в случае выбытия больного до истечения срока, за который уплачены пеньги.

§ 7. Принятые в Санаторию больные должны представить в канцелярию Санатории узаконенный вид на жительство и приемный билет.

§ 8. Отказывается больным в приеме: а) детям, не достигшим 12ти летняго возраста; б) беременным женщинам, близким к разрешению; в) больным, страдающим разстройством умственных способностей; г) больным, страдающим заразительными болезнями, както: дифтериею, свежими формами сифилиса, оспою, скарлатиною, корью и т. п.; д) всем тем больным, у которых процесс в легких сопровождается явным распадом ткани, а также и больным с осложнениями в других органах.
Примечание. 0 больных, обнаружив ших во время пребывания в Санатории признаки разстройства умственных способ ностей или заболевания одною из упомянутых в § 8 заразительных форм болезней и требующих помещения в соответственныя больницы, директор сносится с подлежащими учреждениями и больницами и представляет о сем по принадлежности.

§ 9. Больные, находящиеся на пользовании в Санатории, обязаны безпрекословно подчиняться распоряжениям директора и установленным в Санатории правилам. Директору Санатории предоставляется право, в случае неисполнения больными этих правил или распоряжений директора, выписывать из Санатории таких больных безотлагательно.

§ 10. Для посещения больных родственниками или знакомыми назначаются, по усмотредиректора, определенные часы. В особых случаях дозволяется посещение больных и в другое время, но не иначе, как с разрешения врача отделения. Посторонним лицам, посещающим Санаторию, вменяется в обязанность строго соблюдать установленныя в Санатории правила; в случае неисполнения последних, директору предоставляется право воспретить им вовсе дальнейшее посещение Санатории.


Хорошее состояние дорог в районе Усикирки, одинаково удобных как для экипажей, так и для велосипедов, дает возможность совершать интересныя прогулки в Мурила (30 кил.) и в Бьерке (48 кил.). В Мурила имеется почтовая станция с комнатами для ночлега.

Направляясь далее к станции Перкярви, поезд минует платформы Лаунатиоки, в районе многообещающаго, но пока мало устроеннаго дачнаго поселка Леовилла, и Сюкярви.

Местность у станции Перкярви отличается прекрасными условиями для дачной жизни. Обилие сосноваго леса, песчаная сухая почва привлекают сюда многочисленных дачников. Лучшия дачи находятся в отдалении от станции по берегам озер. Имеется православная церковь.

В 18 километрах от Перкярви находится русское, по составу населения, Красное Село. По завоевании Петром Великим Выборгской губернии сюда были двинуты русские переселенцы с целью оживления тракта между Петербургом и Выборгом. Село отличается зажиточностью и является одним из наиболее населенных мест губернии. В нем имеется православная церковь, школы и гостиница при почтовой станции. Жители его до ныне сохранили свой родной язык, веру и обычаи, они пользуются правами финляндскаго гражданства и как таковые участвуют в политической жизни края. Главное их занятие - гончарное производство; доведенное до высокой степени совершенства.

От Перкярви до самаго Выборга местность скучная и пустынная, покрытая однообразным сосновым лесом, прерываемым неболыними полянами и болотами. Находящияся здесь станции Голицыно и Кямяря никакого интереса не представляют.

Столь же мало интересна и последняя перед Выборгом станция Сейнио, представляющая собою незначительный дачный район, занятый летом преимущественно жителями Выборга.

Близь Выборга местность становится ровнее, коегде начинают встречаться небольшие валуны финляндскаго гранита. У самаго города открывается красивый вид на Папульскую скалу, и поезд, миновав мост и поднявшись на виадук, подходит к новому перрону Выборгскаго вокзала.

Для едущих на Иматру и далее здесь пересадка. Имеются также безпересадочные поезда.


Обстоятельства постройки железнодорожной линии от С.Петербурга до Рихимяк таковы.

"Дорога, открытая в сентябре 1870 года, построена финляндскими инженерами. Железныя части мостов и подвижной состав заказывались в Англии и Германии, но по проектам финляндских строителей. В финансовом отношении это предприятие осуществлено при широком содействии русскаго правительства, которое выдало на сооружение дороги 2 1/2 миллиона рублей и упразднило девять поселенных батальонов для погашения сбережениями от них железнодорожнаго займа".

"Благодаря низкой рабочей плате линия от Петербурга до Рихимяки (длиною в 372 километра) обошлась в 27.525.000 марок, хотя разсчитано было, что она будет стоить 30.000.000 марок.Однако, впоследствии потребовалось множество весьма дорогих дополнительных работ. Оне привели к тому, что дороги от Гельсингфорса до Тавастгуса и до Петербурга, которыя первоначально стоили 41.948,000 марок, впоследствии представили ценность не менее как в 67.045,000 марок, т. е. почти 6О°/о сверх первоначальнаго капитала. Доход с дороги оказался вначале незначительным, да и теперь на линии Петербург-Гельсингфорс пассажирское движение преобладает над товарным. Это явление само по себе ненормальное. Соединение финляндских и русских путей исправит этот недочет".

Освобожденная от целаго ряда общегосударственных расходов, Финляндия действительно могла покрыть свою территорию обширною сетью железных дорог во многих частях бездоходных, чего не в состоянии сейчас сделать центральная Россия.

В настоящее время положение финляндскаго железнодорожнаго хозяйства нельзя признать хорошим. Если проследить отчеты финляндскаго железнодорожнаго управления за целый ряд лет, то надо будет придти к заключению, что финляндская железнодорожная сеть обладает только одной линией, приносящею доход, а именно Гельсингфорс-Петербург или даже точнее: Петербург-Выборг.


К сведению туристов еще следует добавить, что знание русскаго языка по закону 1903 года обязательно для лиц, обслуживающих пассажирское движение по финляндским железным дорогам и соприкасаюшихся с пассажирами. Таковое же знание обязательно для лиц, состоящих на службе в телеграфных учреждениях Финляндии и в почтовых учреждениях, находящихся в городах края и во всей Выборгской губернии.


С.-Петербург - Выборг. (Морской путь).

В тихую погоду поездка в Выборг на пароходе может доставить большое удовольствие. Небольшие пароходы с каютами, крытой палубой и столовой, отходят из Петербурга обыкновенно в пятом часу дня, три, четыре раза в неделю.

По отходе от Петербургской пристани пароход из Невы направляется Морским каналом до Кронштадта. На южном берегу виднеются Петергоф и Ораниенбаум. Миновав остров Котлин, на котором находится крепость Кронштадт, пароход выходит в открытое море и берет курс к Бьёрке, где часто имеют стоянку Императорския яхты во время морских прогулок Высочайших Особ. Благодаря значительной глубине залива в Бьёрке производятся испытания подводных лодок. Отсюда пароход следует к Выборгу.


Часть 1. Предисловие. Справочный раздел.
Часть 2. Финляндия. Географическое, историческое и бытовое положение.
Часть 3. Маршруты по Финляндии. Маршруты по восточной Финляндии. Маршруты по южной Финляндии. Маршруты по средней, северной и западной Финляндии.
Часть 5. Выборг и его окрестности.


Книга "Путеводитель по Финляндии под редакцией Карелина" предоставлена М. Казариным
© Сканирование и подготовка интернет-публикации terijoki.spb.ru. При перепечатке ссылка обязательна.

Последние комментарии:





История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум   

Rambler's Top100 page counter ^ вверх


© terijoki.spb.ru 2000-2016