История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум English version
Поиск по сайту:  © Search script adapted from spectator.ru

ОБРАЩЕНИЕ

В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК, В ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА (К ПЛЕНУМУ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ), В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ "ИЗВЕСТИЯ" ОТ ОБЩЕСТВА "ИНКЕРИН ЛИИТТО".

ЕСЛИ кому-нибудь сейчас задать вопрос: "Знаете ли Вы, кто такие инкери или ингерманландцы?", то в основном ответ будет отрицательным. О земле Инкери (Ингрии), ее жителях, местоположении в литературе и публицистике встречается очень мало сведений. А инкери, наряду с ижорой, водью  это коренной финноязычный народ, живущий на территории Ленинградской области. Хотя по отношению к води, наиболее древнему народу, а, возможно, и к ижоре, следовало бы употребить прошедшее время. Сейчас водью себя считают человек 20-30: один из самых малочисленных народов нашей страны. Численность ижоры порядка тысячи и уменьшается прямо на глазах. Исчезновение грозит в недалеком будущем и ингерманландсним финнам (ингерофиннам), если не принять экстренных мер по спасению народа.

Ингерманландия, которую в XVIII веке Петр 1 отвоевал у Швеции, была одной из 8 частей административного деления Государства Российского. Позднее она вошла в состав Санкт-Петербургской губернии и как административная единица перестала существовать, хотя продолжала иметь все автономные атрибуты: герб, гимн, флаг. К концу двадцатых годов нашего столетия население Интерманландии составпяло около 200 тысяч человек: 180 тысяч ингерофиннов (инкери), 19 тысяч  ижора и около тысячи  водь. По переписи 1979 г. в Ленинграде и области зарегистрировано всего 25 тысяч финнов. Про ижору и ведь сказано выше.

Так что же произошло с народом? Естественный ход исторического развития финноязычных народов Ленинградской области, начиная с 1929 г., был насильственно нарушен. Репрессии, массовые. выселения коренных жителей, закрытие национальных школ, учебных заведений, церквей, изданий и радиовещания на национальном языке, военные действия на территории области, запрет возвращаться в родные места, действовавший до середины пятидесятых годов  все это привело к рассеянию компактно жившего финноязычного населения, полному уничтожению его интеллигенции и поставило народ как культурно-этническую общность на грань исчезновения. По существу речь идет о национальной катастрофе, спровоцированной внутренней политикой сталинщины.

За тридцатые-пятидесятые годы можно насчитать шесть волн репрессий и массовых переселений народа. Первая волна (1929-31 гг.) связана с "великим переломом" в деревне, а если учесть, что средний уровень жизни в финской деревне был выше среднего по стране, то и раскулачивание прошло с большим "размахом". В середине тридцатых годов было вывезено на восток почти все население севернее Ленинграда до границы с Финляндией. В это же время началось планомерное закрытие всех учебных заведений, школ, церквей, средств массовой информации, которое завершилось в 1938 г. варварским уничтожением памятников истории, культуры, архитектуры, сжиганием книг и физическим уничтожением учителей. Комментировать третью волну (1937-38 гг.) мы думаем излишним.

Во время войны (1942-43) все финноязычное население было вывезено. По плану германского командования всех финнов из оккупированных районов переселили в эвакопункты в Эстонии, а оттуда через залив в Финляндию. После мирного договора 1944 г. жителям, вывезенным в Финляндию, было обещано возвращение на родину, в свои дома. Но это пятое "великое" переселение оказалось обманом. Запломбированные вагоны прямо от границы через родные края пошли на восток и в нечерноземные районы. Народ оказался на новых местах без каких-либо средств к существованию: без домов и без денег. В пустующие же деревни Ленинградской области по оргнабору направлялись жители других областей. "Великое" переселение народов продолжалось.

Только с середины пятидесятых годов ингерофиннам было разрешено возвращаться в свои дома. Но чего стоило это возвращение! В домах-то почти 10 лет жили люди, которые считали их своими. Ведь не сами же они заняли пустующие дома, а получили соответствующее приглашение. До "топоров" дело не дошло, но злоба с обеих сторон не способствовала налаживанию отношений. Вот так "великая сталинская национальная политика" уменьшила численность финно-язычного народа Ленинградской области в шесть, а может и в десять, раз. Добавим еще, что в настоящее время около сорока тысяч ингерофиннов разбросано по всей стране: Нечерноземью, Вологодской и Тюменской областям, Северному Уралу и Красноярскому краю, Казахстану, Киргизии и Якутии, а также республикам Прибалтики.

В январе 1989 г. в Ленинградском областном Совете Народных депутатов официально зарегистрировано общество "Инкерин Лиитто", ставящее своей основной целью возрождение ингерманландского народа как этнической общности на родной земле, В первую очередь  это возрождение языка. Ведь до тридцатых годов в Ленинградской области было около 280 школ с преподаванием всех предметов на финском языке. В настоящее время финский язык для коренного населения не преподается. Поэтому мы обращаемся в центральные органы власти за помощью. Общество "Инкерин Лиитто" согласно совместно с отделами народного образования заниматься поисками учителей, учебников, составлением программ, но для этого должно быть соответствующее постановление Государственного комитета по народному образованию.

Просим вас также оказать нам помощь в вопросах сохранения и реставрации исторических, культурных и архитектурных памятников, подготовки условий для возобновления периодических изданий и радиовещания на финском языке в Ленинграде и области.

Сейчас многое известно о репрессиях против народов Северного Кавказа, Поволжья, Крыма. Все эти народы были обвинены в измене Родине, а затем реабилитированы, причем им были возвращены все национальные атрибуты, вплоть до создания автономных республик и областей, К финноязычным народам, Ленинградской области, насколько нам известно, никогда не предъявлялось никаких официальных обвинений, а поэтому не было соответствующей реабилитации. Так что мы оказались в еще худшем положении, чем официально репрессированные народы,

Мы просим вернуть нашему народу право говорить, писать, учиться, слушать радио и смотреть телепередачи на родном языке, а также возвратить ему отнятые духовные, исторические, культурные и материальные ценности и правовые акты.

С уважением общество "Инкерин Лиитто"


"Зеленогорский Вестник", № 3 (5), январь 1991


Последние комментарии:





История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум   

Rambler's Top100 page counter ^ вверх


© terijoki.spb.ru 2000-2016