История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум translate to:

ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ.

Из книги "Терийоки - Хайнола. Эвакуация 1939 года", составители О.Антоннен и П.Пекконен. - Ярвенпяя, 1997. ( "Terijoelta Heinolan evakkotaival 1939", O. Antonnen, P. Pekkonen, - Jarvenpaa, 1997.)
Перевел с финского А. К. Молчанов

Указания, данные до эвакуации

Первые планы эвакуации Карельского перешейка были составлены еще в 1920-х гг. Строго говоря, первая рекомендация населению быть готовым к эвакуации была дана уже 14.11.1918 г. по инициативе коменданта Пограничной местности К.Н.Рантакари. Для Терийокского ленсманского округа в Выборгском управлении был составлен план эвакуации также в 1931 г. Он был известен под названием плана обязательной эвакуации Перешейка. План касался волостей Терийоки, Кивеннапа, Рауту, Метсяпиртти, Уусикиркко, Муола, Валкъярви, Саккола, Койвисто и Йоханнес. Были составленные и после этого планы, но все они рассматривались как устаревшие осенью 1939 г., когда ситуация, казалось, уже требовала их осуществления. Надо было срочно составлять новые планы, основные положения которых вскоре начали поступать. Уже налицо были признаки угрозы нападения. Никогда прежде не было в Финляндии столь большого количества населения, предназначенного к эвакуации. Теперь всё же считалось, что население должно быть удалено с территории военных действий. За эти планы и за указания по их осуществлению отвечало Министерство внутренних дел (далее МВД - А. М.) и руководивший им министр, которым тогда был Урхо Кекконен. Губернские управления были подчинены МВД, так что высшей ступенью исполнения указаний было Выборгское губернское управление. К этому мы подобрали несколько примеров, касающихся эвакуации.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Хельсинки, 28 сентября 1939
N 11139          Министерству обороны

Настоящим МВД может с уважением поставить в известность Министерство обороны, что Государственный совет на состоявшемся сегодня заседании принял постановление, что необходимо составить план мероприятия по перемещения населения для территории, которая охватывает Карельский перешеек от государственной границы до Кякисальми. В сельских общинах Ряйсяля, Вуоксенранта и сельской общине Выборга, а также находящихся вблизи восточной госграницы общин Сальми, Импилахти, Харлу, Суйстамо, Соанлахти, Корписелькя, Суоярви, Иломантся. Пиелисъярви, Кухмо, Суомуссальми, Куусамо, Салла, Савукоски и Петсамо, и посёлка Лиекса, а также городов Хельсинки, Турку, Тампере и Котка. Этим Госсовет уполнамачивает МВД определить из составления плана перемещения населения другие, впоследствие могущие быть полезными, местности, а также дать задание МВД приступить к мероприятиям по подготовке планов эвакуации для вышеуказанных местностей.

Министр Урхо Кекконен
Начальник отдела М.Е.Коскимиес
N 57/20 K.D.S.M.sal 1939          (MMAF ca 36)


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ          Секретно
Хельсинки, 30 сентября 1939
N 11189

Выборгскому губернскому управлению

МВД объявляет губернскому управлению к сведению и последующему принятию мер, что Государственный совет на состоявшемся 28 числа сего месяца заседании постановил, что должны быть составлены планы мероприятий по перемещению населения территории Выборгской губ., которая включает Карельский перешеек, начиная от гос.границы и общин Кякисальми, Ряйсяля, Вуоксенранта, Антреа и Выборга до сев-западной границы а также общин Салми, Импилахти, Суйтсамо, Соанлахти Корписелькя,Суоярви и Харлу. Этим Гос.совет уполномочивает МВД определить из составления плана перемещения другие, могущие быть полезными меры для местностей а также поставить задачей МВД принять меры к подготовке планов перемещения населения для вышеуказанных территорий.

Поэтому МВД рекомендует губ.управлению совместно с соответствующими оборонительными и другими должностными лицами продолжать дополнять уже находящиеся в работе планы перемещения населения для эвакуации вышеупомянутых территорий. При составлении планов губ.управление может использовать в помощь разосланные начальникам полицейских округов составленные в штабе начальника охраны населения специальные руководства N 6. На эвакуируемых территориях есть такая доля населения, которая на местности не нужна для мобилизации и других оборонныхзадач, а также домашние животные и другая ненужная собственность, планомерно перемещаемые так, чтобы на территории губ. Миккели было ок. 15 000, Хяме - 70 000, Турку и Пори - 75 000 и Вааса - 25 000 чел. 0б этом МВД заявило также указанным губ.управлениям и позднее будет объявлено губернским управлениям куда и сколько населения в упомянутые губернии будет перемещаться населения из Выборгской губ.

Кроме вышеуказанных территорий Гос.совет постановил план эвакуации г.Котка, но перемещаемое оттуда население надо стараться размещать на территории своей губернии.

Для подготовки планов перемещения губ.управление может получить дополнительные указания от МВД, ближе всего с этим соприкасающихся штабов защиты населения.

В заключение Министерство обращает внимание, что планы должны составляться срочно и так, чтобы по возможности исключить вызываемые ими в обществе беспокойство.

Министр Урхо Кекконен
Начальник отдела М.Е.Коскимиес

Указания, данные во время эвакуации

В октябре 1939 г. настал, т.о. тот роковой месяц, когда считавшиеся до того лишь подобными дурным снам слухи об эвакуации пришлось испытать на практике. Как теперь проводить эвакуацию - надо было решать срочно. Существовал, в частности, план, по которому 11 300 человек эвакуируются на поездах к станции Ярвеля. Там эвакуированные потом распределялись бы в волости Кяркёля, Коски и Лампи. Станциями отправления были бы Райайоки, Терийоки, Мустамяки и Каннельярви. Этот план сам по себе всё же не осуществился.

Прежде чем перейти к осуществлению планов, следовало бы для ясности упомянуть о двух этапах перемещения населения:
- добровольное перемещение населения (беженцы от войны), до 17 октября 1939 г.;
- обязательное перемещение населения (эвакуация), начиная с 17 октября 1939 г.

Когда зимняя война кончилась в 1941 г., обе группы стали известны под общим названием переселенцы.

Следующие сведения о практическом ходе эвакуации и её осуществлении заимствованы из секретных эвакуационных документов Выборгского губ.управления 1939 г. (MMA/F ca 36/Terijoen piirin nimismies evakuointiasiat).

7.10.1939  Канцелярия Выборгского губернского управления разослала бланки на проездные билеты для добровольного перемещения населения для распределения ленсману Терийокского округа следующим образом: ст.Оллила 200 чел., ст.Куоккала 360 чел., ст.Келломяки 250, ст. Терийоки 1800, ст.Тюрисевя - 350 человек.

10.10.1939  Распределено проездных билетов в Оллила 180 шт., Куоккала 166 шт. и в Келломяки 137 шт. (итого 411-А.М.) В поезде для беженцев отправились с этих станций 533 чел., с пунктом назначения Хейнола. В тот же день из Терийоки записано 402 пассажира, из которых 50 были из Кивеннапы.

10.10.1939  В 14.55 диспетчерское бюро объявило, что внеочередной поезд в 17.05 прибывает в Терийоки и следует до ст.Райайоки. В поезде 59 вагонов (воинский эшелон) и вагон-"коппи". В этот транспорт помещается около 2 400 беженцев. Поезд возвращается из Райайоки в Терийоки в 18.00. Если поместится, будут еще люди из Кивеннапы и Уусикиркко. В 15 ч. канцелярия губернатора объявила, что подходит еще внеочередной поезд, который отправится из Терийоки в Хайнола в 22.30 (отправление задержалось до 23 ч.).

14.10.1939  Терийокская община обеспечила питание малообеспеченных. В комиссию назначены: учитель Матти Тойвиайнен, земледелец Антти Костиайнен и мастер-строитель Пааво Ментту. Питание было организовано в гостинице Клуба, заведовала им г-жа Лейно. Инспектор полиции Кемппайнен назначил патрульные обходы, чтобы следить за собственностью уехавших.

15.10.1939  В Тюрисевя задержан русский шпион, который заявил, что его имя Ильмари Пентти Райтамаа, родился он в 1913 г. в Миккели. У него был с собой русский рюкзак и пистолет.
Из Оллила позвонил полицейский Антти Кяяпя, сказав, что люди бояться находиться там и хотят уехать хотя бы в Терийоки.
В ленсманский округ сообщили, что министр Паасикиви едет в Москву, и поезд прибывает на ст.Терийоки в 22.05.

16.10.1939  В октябре из ленсманских кругов пришел запрос ленсману о благонадежности людей различных национальностей. В связи с этим Выборгское губернское управление заявило, что люди, которые политически сомнительны, не могут оставаться в Терийоки, хоть бы они и были трудообязанными, а им надо проследовать в общину размещения вместе с другим перемещаемым населением.

17.10.1939  Из Выборга объявлено, что вскоре может произойти отправление из Терийоки. В Терийоки было еще 1500 человек, в Келломяки 150, в Куоккала около 100 и в ст.Оллила 50. Сегодня же Выборгское губернское управление получило служебную телеграмму из МВД. В ней даётся указание об эвакуации всех местностей, упомянутых в в телеграмме как линия селений вблизи границы (копия телеграммы прилагается).

20.10.1939  Сообщено в Выборг, что из Оллила отправляется в Хейнола еще 24 человека, из Куоккала 36, из Келломяки 41, из Терийоки 379, из Тюрисевя 48. Из Ваммельсуу - 124 человек в Йоройнен.

29.10.1939  Объявлено, что из Оллила отправляется еще 15 человек в Хейнола, из Куоккала - 14 и из Терийоки - 2. - Таким образом Терийоки с окрестностями эвакуировано в октябре 1939 г.

Государственные железные дороги и Главштаб вели переписку об использовании для эвакуации железнодорожного оборудования. Примером служит письмо Управления железных дорог Главштабу от 2.10.1939 :

Копия с копии
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ          с е к р е т н о
УПРАВЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Хельсинки, 2 октября 1939
N S 16/16
Дело: Эвакопоезда Перешейка

В ответ на письмо N 104/Ор.4 секр. От 28 сент. с.г. Оперативного отдела Главштаба, касающееся возможности использования внеочередных поездов, Управление железных дорог с уважением сообщает нижеследующее.

1-й момент времени: следующие по расписанию пассажирские поезда мирного времени идут по расписанию. Армейские перевозки еще не начаты или незначительны.

В данный момент времени железные дороги можно использовать следующие внеочередные поезда:

а) из имеющихся в Выборгском парке пассажирских вагонов можно собрать 3 состава, в целом на 3100 чел.

б) из имеющихся в Выборге и его окрестностях крытых товарных вагонов также собирается 3 состава по 45 вагонов, в каждый из которых войдет 40 человек, т.е. всего 5400 человек;

в) в Кякисальми собирается, в свою очередь, с различных прилегающих станций пассажирские вагоны, отчасти крытые товарные вагоны, на 1 состав на 1800 человек.

На этих составах, которые можно предоставить для использования на соответствующие станции Перешейка минимум через 6 часов после наступления критической ситуации, а в Рауту лишь через 8 часов, можно эвакуировать, т.о., в целом 10 000 человек, предполагая, что перевозки на эвакопоездах пойдут не дальше, чем, например до Миккели через Коувола или до Савонлинна через Элисенваара.

2-й момент времени: пассажирские перевозки оборонительных войск идут, но мобилизация еще не объявлена.

Тогда потребуется часть находящихся в Выборге запасных пассажирских вагонов а также все крытые товарные вагоны для перевозки оборонительных войск. Для эвакуационных перевозок остаются, т.о. пассажирские вагоны лишь для 2-х составов, на которых можно перевезти около 1900 чел. Крытые товарные вагоны должны быть собраны в Карелии, скорее всего с Вуоксенлааксо, и из них можно собрать 2 состава по 45 вагонов, т.е. на 3600 чел. Пустые вагоны из под оборонительных войск можно использовать равно для пути до Вирасойа, 69 вагонов Gdsk, или около 2700 чел. за 1 перевозку. Кроме того, для линии на Рауту можно собрать упомянутый в 1 момент времени 1 состав на 1800 чел. В целом можно, т.о. во 2-й момент времени эвакуировать в первые сутки 8000 чел., а затем по 6000 чел. в сутки. Если из регулярного пассажирского движения высвобождается некоторая часть выборгских местных поездов, а также уменьшением менее важных пассажирских составов можно для эвакуации организовать пару составов дополнительно и на них перевозить пару тысяч человек в сутки.

3-й момент времени: объявлена мобилизация.

В этот момент времени используется тот же вагонный парк, что и в предыдущий 2-й момент времени. Когда, по вступлении в силу расписаний военного времени, численность постоянных пассажирских поездов заметно убывает, пассажирские вагоны могут быть использованы для эвакуационных перевозок шире, чем в предвоенное время. Так что можно считать около 8000 чел. в сутки возможными в 3-й момент времени. Тогда всё же надо отметить, что эвакуационные перевозки надо закончить до начала массированных перевозок, т.к. после этого расписания станут столь плотны, что эвакопоезду будет трудно пройти.

Что касается использования крытых товарных вагонов при эвакуационных перевозках, то в них ни в какой момент времени нельзя предоставлять военных посадок /??/, но вагоны должны быть оборудованы временными, хотя бы сделанными из досок, скамьями. Доски определенных размеров должны быть заранее приготовлены на ст. Выборг и Кякисальми в нужном количестве. И военных каминов нельзя обещать для эвакуационных перевозок более чем 80 шт. в первый момент времени.

Ялмар Кастрн
Тууре Пейсара
Верность копии подтверждает: капитан Мартти Минкинен
(Главштаб,, обслуж. и перев...)
Верность копии с копии подтверждает лейтенант /роспись/

ПЛАН ЭВАКУАЦИИ ОБЩИНЫ ТЕРИЙОКИ /1931 г.; выборочный перевод- А.М./

А) Расчет эвакуации людей, лошадей, скота и пр. для выполнения эвакуации терийокская общена разделена на следующие территории :

ТерриторияСелениеЛюдейЛошадейКрупного рогатого скотаЛодок
IОллила11005426011
IIКуоккала1350419815
IIIХаапала32035120-
IVКелломяки80012174
VТерийоки, Оллинпяя10002811012
VIТерийоки, Кескикюля23003213215
VIIТерийоки, Кякёсенпяя9003612012
VIIIПухтула1501235-
IXТюрисевя365183710
 Итого828526892979

Б) эвакуация принадлежностей для скота,корма и пр.

В) эвакуация архива

В селении Терийоки находятся следующие архивы :

АрхивМестонахождениеВес, кгУпаковкаПримечание
СудьиКякёсенпяя500  
Коронного фогтаКескикюля1500  
Отделения полиции-"-4509 ящиковЯщики гот.
E.R.H:n-"-2000  
Почты, телеграф-"-1000  
Погранохраны-"-1500  
Общины-"-600  
Прихода-"-400  
Финского нац. Банка-"-2009 ящиковЯщики гот.
Нац. акционерн.банка-"-2009 ящиковЯщики гот.

Д) Перевозка архива

Е) Средства транспорта
1/ В распоряжении эвакуационной комиссии 3 грузовика, 3 легковых машины и 10 лошадей/?/
2/все лодки, поскольку их нельзя отвести в Выборг, должны быть уничтожены или приведены в негодность.

Ф) определение и сбор персонала /руко-?/водителей/?/

Г) планирование оповещения

И) формирование групп эвакуируемых, назначение руководителей групп

Й) по времени эвакуация делится на добровольную и обязательную

Х) обязательная эвакуация.

Датировано в Терийоки 19/1-1931

Ниже приводится недатированный и классифицируемый как секретный план официального оповещения, выданный до осени 1939 г :

СЕКРЕТНО

Детализированный план распоряжения по мобилизации и пр. оповещения а также других единовременных мероприятий в общине Терийоки.

1)По получении приказа о мобилизации все свободные полицейские должны собраться в своём охранном пункте.

2)После того, как бланки надлежащим образом заполнены, ст./юли-!/констебль Йоосеппи Сипиляйнен (Келломяки-Хаапала) и ст./ванх.!/констебль Эса Сипиляйнен (Куоккала-Оллила) и запасным ст./ванх.!/констебль Микко Кииски летом на автомобиле или велосипеде, зимой на лошади отправляются отвезти нужное количество бланков полицейским охранникам Келломяки, Куоккала и Оллила.

3)Оповещение в селении Терийоки выполняется следующим образом :
I. В Кескикюля констебль Юхо Теронен (запасной констебль Е.Хюттюнен) крепит оповещения в следующие места: Отделение полиции, стену магазина Кяявя, на углу отеля Пуйстола, к Клубу, к Дому общины, Аптека, развилка дорог у дрожжевого завода, к дому Центральной полиции, Кооперативному предприятию Перешейка, дому Каасинена, рынку, дому Сеппянена, на территории станции снаружи и внутри, Антинкату, Саммонкату, Пеллервонкату и др., насколько хватит оповещений.
II. Севернее железной дороги и в Пухтула констебль Йоос.Тойкка (запасной констебль Антти Сипиляйнен) крепит оповещения: к дому Ихо, вблизи дома Хайконена, на постоялом дворе, рядом с домом Тойвола, на Хельсингинкату, на Виипуринкату, Метсякату, развилке дороги на Пухтула: вблизи домов Тапонена и Химманена.
III. В Оллинпяя констебль Пааво Рейман (запасной констебль Юхо Х.Киннунен) крепит оповещения: к греко-католической церкви, дому Сихвола, дому Уотинена, дому Толонена, дому Ахонена, дому Ванонена и вблизи дома Шитова, на горе Иукконена, к Кортейкко и, насколько хватит оповещений, других местах.
IV. В Кякёсенпяя констебль Арвид Кейстинен (запасной Пааво Калми) крепит оповещения: по Виертотие вблизи домов Хантцеля, Лумберга, Маннермаа, Кооперативного предприятия, Хейккиля, Окесона и Хямяляйнена, на Ноккосенмяки, Сипиляйсенмяки и Холттисенмяки, на ст.Тюрисевя и в селении Тюрисевя, минимум в 3-х разных местах.
V. В селении Келломяки севернее железной дороги а также в селении Хаапала констебль Юхо Хуухтанен (запасной sk. /шюцкоровец?/ Петтер Райакаллио) крепит оповещения в следующих местах: на ст.Келломяки, на Кауппакату, на аптеку, дом Хонканена на Ярвикату, в Хаапала на дом купца Пимия, дом Микко Пуллинена, дом Никканена и дом Пекки Пуллинена.
VI. В Келломяки южнее жеоезной дороги констебль Аугуст Хонканен (запасной sk. /шюцкоровец?/ Аллан Хиетанен) крепит оповещения: на Мерикату, к дому Вейкколайнена, к дому Алгрена, на Кирккокату, на большой Валтакату, остановке Канерва и 7-й улице.
VII. В селении Куоккала, южнее железной дороги констебль Аугуст Порвали крепит оповещения в следующие места: к посту полиции, магазину Пимия, аптеке, дому Костиайнена, дому Каннуса, магазину Никканена, у дороги на Оллила: к дому Пугни, дому Рипатти, дому Коукку и дому Колари.
VIII. В Куоккала севернее железной дороги и частях селений Луутахянтя и Тулокас ст./юли-!/констебль/ К.Вестерлунд крепит оповещения следующим образом: на ст.Куоккала, к воротам Сахантие /?!/, вблизи дома Хакули, к переезду Лянтинена, на углу Похъёланкату, в селении Луутахянтя вблизи домов Куппинена, Антиайнена, в селенииТулокас вблизи домов Лифляндера, Саволайнена.
IX. В Оллила констебль С.Какко крепит оповещения следующим образом: на посту полиции, ст.Оллила, пожарной станции, торговому дому Кяявя, магазину Килльстрёма, дому Скютца и вблизи дома Хуумонена, на дороге к Райайоки у кооперативного магазина Оллила, Красным воротам, главному магазину Кяявя, магазину Яатинена, таможне, магазину Кяявя в Дюнах.
X. В Райайоки констебль полиции Антти Кяяпя крепит оповещения следующим образом: на ст.Райайоки, Кооперативном предприятии, Райайокском мосту, на дом Миеттинена, к переезду, вблизи дома Раатикайнена.

4)Оповещения должны быть на территории всей общины публично прикреплены кнопками в течение: летом 3-х часов и зимой 6 часов после поступления приказа о мобилизации.

5)Для распространения всегда резервируются на складе минимум 500 кнопок, которые вместе с оповещениями раздаются персоналу.

Вероятно, что и нижеприводимые указания об эвакуации, данные населению публиковались вышеизложенным образом.

Служебная телеграмма        17.10.1939 14.45
Выборгскому губернскому управлению
Выборг

По данному сегодня Гос.советом указанию, МВД приказывает, что все лица :
- которые не на государственной или общинной должности или не служащие
- лица не военные полицейские или представители власти по защите населения, откомандированные на задание
- а также лица, которые по общей трудообязанности военного времени отданной на законном основании или
- иным законным образом определенные или резервированные для выполнения предназначенной им работы или государственной, общинной или деловой жизни
должны быть удалены со следующих территорий:
- находящихся на Карельском перешейке вблизи границы деревень самой задней /дальней?/ границы всех нижеприведенных (топокарта карельского перешейка 1:100 000) : Ваммельсуу (часть восточнее реки) - Райвола - Ялкала - Линтула - Роннункюля - Хольттила - Сааренмаа - Сииранмяки - Вехмайнен - Корпикюля - Вайттила -Юлянтёля - Орьянсаари - Маанселькя - Риикола - Хатаккала - Сааройнен.

- Эвакуацию осуществляет губернское управление с помощью назначенной командиром 2-го армейского корпуса военной администрации.

- Эвакуации подвергается как население, так и его движимая собственность, оставление которой могло бы доставить врагу ощутимую пользу.

Министр Урхо Кекконен
полицейский инспектор В.К.Хальме.

Oповещение

С 6 ноября 1939 на основании выданного положения о временном ограничении передвижения Губернское управление запрещает под угрозой указанного в нем наказания, считая от настоящего дня, перемещение граждан :

1) В любое время суток на территории и акватории общины Терийоки, а также всех находящихся вблизи границы Перешейка территориях и акваториях общин Уусикиркко, Кивеннапа, Валкъярви, Рауту и Метсяпиртти, северной границей которых являются следующие нижеперечисленные селения, а именно: Ваммельсуу (часть восточнее реки) - Райвола - Ялкала - Линтула - Роннункюля - Вайттила - Юлянтёля, селение или группа домов Хальсси - Орьянсаари - Маанселькя - Риикола - Сааройнен.

2) Во время между 20 - 7 часами:
- на тех территориях и акваториях общин Саккола и Пюхяярви , которые находятся восточнее шоссе, ведущего от Тайпале в Кякисальми , включая территорию указанного шоссе;
- в обшине Метсяпиртти на территориях и акваториях иных, нежели указанные в п.1) ;
- на территориях общин Рауту и Кивеннапа, находящихся южнее шоссе, ведущего от Метсяпиртти через Рауту и Кивеннапу к станции Райвола, включая указанное шоссе, насколько они остаются вне территории, указанной п.1);
- на территориях и акваториях общин Уусикиркко, Куолемаярви и Койвисто южнее железной дороги, ведущей от Терийоки в Койвисто до селения Хумалйоки, включая его;
- а также - на островах Койвисто и окружающих их акваториях и в юго-западной части Койвистониеми к югу от дороги между Хяркяля - Киискиля, включая эту дорогу и окружающих мыс акватории.

Этот запрет не распространяется ни на находящихся на рассматриваемых территориях ведущих охрану или служебную деятельность служащих армии и полиции, ни на лиц, имеющих распоряжение или решение властей на перемещение там.

Выборг, губернская канцелярия, 10 ноября 1939.
Губернатор Арво Маннер
N А.3979 Губернский советник Хуго Юрьёля
АО Торговая типография, Выборг.

Терийокский евангелическо-лютеранский приход также отправился в эвакуацию в Хейнола, а канцелярия римско-католического прихода переместилась в Миккели. Член правления общины Матти Салокас вёл дела общины в Хейнола, где был также мастер-строитель Пааво Ментту. Контора ленсмана Терийокского округа потом переехала в Лаппеенранта, где работала всё время Зимней войны. Канцелярия Выборгского губернского управления, выполняя задание МВД, вела весь переезд пограничного населения на новые места.

Таким образом, на территории могли еще оставаться должностные лица государства и общины, служащие армии и полиции, а также должностные лица по защите населения или назначенные ими для выполнения различных задач трудообязанные.

Целый месяц относящиеся к вышеуказанной группе ведали охраной, эвакуацией и прочим в опустевшем от прочего населения Терийоки и его окрестностях. Так что когда потом 25 и 26 ноября в кинотеатре Калева показывалось по инициативе 1-го Егерского батальона морское кино "Последний на палубе", по 2 сеанса за вечер, эти киносеансы смогли оказаться последними киносеансами в Терийоки. Через 4 дня орудия Кронштадта без объявления войны начали бить по Терийокскому побережью.

Железнодорожные перевозки Терийоки-Хейнола

Как уже упомянуто, население Терийоки начало эвакуироватья по железной дороге 10 октября 1939 г. Железнодорожные перевозки были тогда единственно мыслимой формой перевозки. Главштаб 28 сентября послал Управлению железных дорог запрос, касающийся железнодорожных перевозок. На этот запрос он получил ответ железнодорожного управления в письме, датированном 2.10.1939 г. Как явствует из него, для перевозок предоставлялись прежде всего крытые товарные вагоны, которые звались также хярькя-вауну /бычий вагон"/. Этто были поезда, которые привозили военных, или оборонительные подразделения в приграничные волости после того, как 6 октября было осуществлено "YH", или внеочередные учения. Оборудование этих вагонов было непритязательным. Как явствует из письма, даже оборудование для армейских перевозок было не во всех вагонах, а были временные скамьи для сидения, сделанные из неоструганных досок. Обогрев нельзя было обеспечить во всех вагонах.

Как личное впечатление можно рассказать, что запомнил еще 6-летним мальчиком. На станции Куоккала было темно. Мы с матерью и отцом стояли в толпе с двумя чемоданами, ожидая поезда. Поезд пришел, и мы с матерью вошли в товарный вагон, с помощью отца. Сам он в поезд не пошел, а оставался в Куокккала до начала войны. Наверное, вскоре я уснул. Помню, что на станции Выборг поезд стоял, так что мы пошли купить чего-нибудь попить. Мне купили бутылку лимонада, которую я жадно опустошил. Следствием было то, что прежде чем мы спустились со ступенек вокзала, меня вырвало. Наверное, вызванное суматохой напряжение и выпитое на пустой желудок были причиной этого. Больше ничего о пути я не помню. Было лишь темно и шумно.

Прибытие в Хейнола

Городу Хейнола совершенно неожиданно пришлось принять тысячу эвакуированных . Времени на предварительную подготовку почти не было. То, что тихий городок Хейнола с этим справился наилучшим образом -заслуга многих проявивших патриотизм и любовь к ближнему жителей Хейнола. Дадим сначала слово "шеф-матери" семинарии Хейнола - Хельми Лехтонен, чтобы рассказать о тех днях.

"С угрозой войны с начала 1939 г. карелы на границе Перешейка неожиданно получили приказ оставить свои дома и собственность, и переехать в более безопасные места, чтобы ожидать развития событий. Хейнола и было то спокойное место, которое было сочтено более безопасным для них местом эвакуации. Столь же неожиданно, как в Терийоки был получен приказ об отправлении, к нам в Хейнола пришел приказ о принятии, за осуществление которого мы взялись с большим самозабвением, благодарные за то, что смогли в таких напряженных для отчизны условиях участвовать, делая что-то и жертвуя всем в устройстве судьбы наших граждан.

Семинария Хейнола была определена местом размещения и проживания около 300 терийокцев. Учителя получили известие об этом поздно вечером 10-го числа и сразу принялись устраивать помещение, ибо прибытие ожидалось уже завтра утром. Всё же они прибыли только на следующий день в полдень. Поэтому мы успели освободить классные комнаты от парт и заготовить на полах соломенные постели. Рабочей силы было достаточно, т.к. все учащиеся семинарии были сгруппированы в рабочие группы - были на размещении, другие на питании. Грузы соломы один за другим прибывали во двор, где 100 матрасных мешков NKY заполнялись, чтобы отнести на пол в актовом зале. Другие носили солому на пол классных комнат, покрывая их большим ?рессу?. Дворник подкладывал дрова в печи, чтобы комнаты и постели прогрелись к прибытию гостей.

Подобные же спешные хлопоты были в школе практики, где наши практиканты готовили места и постели тоже для 300 размещаемых. Мужчины и ребята из защиты населения ходили с одного места на другое, доставляя солому и предлагая помощь в тяжелых делах.

Трогательное было зрелище во дворе семинарии, когда поезд доставил к нам усталых, встревоженных карел. На крыльце семинарии я со слезами на глазах произнесла приветствие им и надежду на то, что их отъезд из дома был лишь кратковременным, случайным и попыталась ободрить их как могла.

В вестибюле имена всех прибывших, место и год рождения должны были быть записаны, прежде чем усталые страдальцы могли быть размещены в комнатах. Так начиналась дальнейшая жизнь - те незабываемые дни 1.10-20.11.1939 г. Хотя я сразу же забыла имена почти всех наших гостей, я не могу забыть их самих и их лица."

Добровольная трудовая повинность женщин

Учительнице Алли Хейнямаа позвонили по телефону домой 10 октября в 22.30. Глава города Т.Миконсаари приглашал её и других учителей на сррочное собрание в семинарии. На собрании выяснилось, что глава города дал указание срочно протопить классы семинарии и школы практики. И всю движимость надо было убрать. Собравшихся очень удивило известие, что в город через несколько часов прбывают беженцы, которым нужны лишь крыша над головой и теплое помещение. Когда же на следующий деньстали прибывать беженцы из Терийоки, необходимая подготтовка была уже проведена. Потом эвакуированные прибывали 3 дня подряд, несколькими поездами.

Когда 12 октября в "Хейнолан Саномат" было объявление, содержавшее приглашение женщин на трудовую повинность, уже на следующий день собрались 128 готовых на трудовую повинность женщин в кинотеатре "Кино". В группе были матери семейств, у которых было полно забот в семье, но когда отечество в опасности, домашними делами можно было пренебречь. Комиссия на народному снабжению уже выбрала учительницу Алли Хеянямаа руководителем женской трудовой повинности. Еёпоследующаядеятельность на благо эвакуированных показала, какой удивительно удачный выбор был сделан. Начальником питания женской трудовой повинности была избрана преподаватель Хелена Сюрьяля, начальником по уходу за одеждой г-жа Тююне Ангерво, её помощницей г-жа Айли Кауппи и по уходу за маленькими детьми г-жа Линнеа Кёлер.


Последние комментарии:




История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум   

^ вверх

© terijoki.spb.ru 2000-2023 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.