История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум English version
Поиск по сайту:  © Search script adapted from spectator.ru

Дилемма Великого князя

«Известия», 2003, № 87

Нелегко объяснять в России преимущества чего-то малого и узкой специализации. В России все огромно. Промышленность, как и общество в целом, остается пленником образа величия. Фетиш величия отнюдь не является изобретением большевиков. Экстенсивный рост - это фундаментальный настрой всей российской истории. Именно поэтому сравнение с Америкой всегда находило отклик в сердцах россиян.

Лучше всех эту мифическую установку описал внук Александра II, кузен и зять Николая II, великий князь Александр Михайлович (1866-1933). В своей книге, вышедшей в США в 1932 году, он пишет: «Я думал о моем деде, дяде и двоюродном брате. Они управляли государством, которое было больше и богаче этой новой страны, наталкиваясь на те же самые проблемы: громадное население, включающее в себя несколько десятков национальностей и вероисповеданий, колоссальные расстояния между промышленными центрами и районами земледелия, которые требовали железнодорожных линий большого протяжения, и т. д. Трудности, стоящие перед американским правительством, были не меньше наших, но наш актив был больше. Россия имела золото, медь, уголь, железо; ее почва, если бы удалось поднять урожайность русской земли, могла прокормить весь мир. Чего же не хватало России? Почему мы не могли следовать американскому примеру? Нам не было решительно никакого дела до Европы, и у нас не было никакого основания подражать европейским нациям, которые были вынуждены прибегать к соответствующим методам управления в силу своей бедности. Европа! Европа! Это вечное стремление идти в ногу с Европой задерживало наше национальное развитие Бог знает на сколько лет».

Дилемма Александра Михайловича - это дилемма новой России, точнее, соблазн прежнего. Соблазн довольствоваться существующим. Речь идет об отношении промышленного развития, основанного на энергоносителях, к развитию за счет технологического прогресса. Все мы знаем, что Россия - богатая страна, хотя народ ее небогат. Противоположная ситуация сложилась в Дании и Японии: ни одна из этих стран не имеет богатых природных ресурсов. Финляндия представляет собой более свежий пример бедной страны, которая стала богатой.

Финляндия - один из основных торговых партнеров России. Совокупный торговый оборот между нашими странами приближается к 7 млрд евро. Это больше, чем торговля России с Японией или Францией. В 2002 году общий объем экспорта Финляндии составил почти 50 миллиардов евро. А доля России в импорте и экспорте Финляндии составляет менее 10процентов.

Северный сосед России ведет торговлю со всем миром. Экономический успех Финляндии во многом базируется на технических знаниях. Более половины инвестиций финской промышленности направлены за пределы Финляндии. Более половины рабочих мест, созданных финской промышленностью, находятся за пределами страны. Если бы капитал, вывезенный из России, не тратился на роскошную жизнь, а инвестировался в промышленность и предпринимательскую деятельность за рубежом, позиция России в глобальной экономике была бы гораздо сильнее.

Финляндия - это пример относительности величия. Сочетание небольшой численности населения с промышленностью мирового уровня можно объяснить лишь специализацией, которую делает возможной и которой требует глобализация. Специализация, в свою очередь, предполагает прежде всего инвестиции в людей. Поэтому в традиционном мышлении Финляндия является антитезисом России.

Граница между Финляндией и Россией, пожалуй, одна из самых глубоких в мире пропастей в уровне жизни. Это относится и к размеру зарплаты, и к ожидаемой продолжительности жизни. Но образ пропасти характеризует и различия в технологических решениях. Финляндия - страна северная. Связанные с этим климатические проблемы знакомы и россиянам. Но в Финляндии трубы не лопаются и магистральные дороги не приходят в негодность после морозов. Финляндия - страна, которая импортирует энергоносители, но экспортирует энерготехнологии.

В начале года я принимал участие в открытии новых мощностей фанерной фабрики в г. Чудово Новгородской области. Я спросил у финского руководства СП, используют ли они древесные и другие отходы производства как топливо, как в Финляндии. В ответ я услышал, что в России газ столь дешев, что о других видах топлива даже думать не стоит. На мой вопрос о том, как они поступают с отходами производства, директор фабрики ответил, что отходы вывозятся в Финляндию - и используются в качестве топлива на заводах, расположенных вблизи границы. Отходы, которые по эту сторону границы никому не нужны, становятся ценным топливом по другую сторону, даже с учетом перевозки на 400 километров.

Финская энергетика представляет собой один из лучших примеров, когда мы размышляем о логике большого и малого. Приведу два ярких примера. Древесной биомассой покрывается 20 процентов энергетической потребности Финляндии. До 70 процентов энергии, потребляемой финской лесной промышленностью, производится на основе древесины. Ни в одной другой развитой стране использование биоэнергетики не получило такого широкого распространения. Специализацию Финляндии на энерготехнологиях можно приравнять к ее специализации на информационных технологиях и производстве бумаги. Сегодня 6 процентов совокупного экспорта Финляндии приходится на экспорт энерготехнологий.

Второй, интересный с точки зрения России, пример относится к атомной энергетике. Финляндия - единственная страна ЕС, которая собирается построить дополнительные ядерные мощности. В Финляндии работают два ядерных реактора советского производства и два шведских. Сопоставим эффективность использования АЭС в Финляндии и России. Четыре атомных реактора Финляндии генерируют 21,4 ТВтч в год, а 30 российских -141,6 ТВтч. Коэффициент использования установленной мощности финских АЭС составляет 94 процента (в 2001 году, самый высокий показатель в мире). В России - примерно 70 процентов.

Специализация глобализованной промышленности - ключ к пониманию успеха Финляндии. Приведу один традиционный и один новый пример: целенаправленная работа по углублению переработки обеспечивает Финляндии лидирующие позиции в лесной промышленности в мире. Лесные ресурсы Финляндии составляют 0,5 процента мирового лесного фонда, но доля Финляндии от всего мирового производства мелованной бумаги составляет 25 процентов. Интенсивное повышение степени переработки основано на технологических знаниях и значительных инвестициях. Но лесная промышленность Финляндии не ограничивается выпуском бумаги и лесопилением. Вокруг лесного хозяйства и лесной промышленности образовалось значительное средоточие высоких технологий - лесной кластер: производство бумагоделательных машин, деревообрабатывающего оборудования и лесохозяйственных машин, автоматизация производственных процессов, исследовательская и консультационная деятельность.

В силу своей географической и исторической близости Финляндия предоставляет отличную возможность посмотреть на новую Россию, на ее экономическую дееспособность, образовательную и научно-исследовательскую политику в перспективе.

Сегодня Россия - в отличие от СССР, стремившегося к автаркии, - страна, которая зависит от внешней торговли. Промышленный и демографический центр России сместился к западу и северу. Логистическое средоточие внешней торговли России находится на северо-западе страны. Россия, которая интегрируется в европейские и мировые структуры, до сих пор чуждается идеи взаимозависимости. Твердое решение России построить необходимые для внешней торговли порты собственными силами - прекрасный тому пример. Если Германия согласна с тем, что ее самые крупные порты - это Роттердам и Антверпен, а не Гамбург или Бремерхафен, то Россия хочет, чтобы используемые ею порты ей и принадлежали.

Эффективные перевозки - условие существования для страны, зависящей от внешней торговли. Логистика является одним звеном производственной цепочки. И лгистика - хороший пример отрасли, в которой Финляндия добилась успеха по необходимости. Эффективность повышалась в условиях длинных расстоянии, слабых товарных потоков и неблагоприятных климатических условий. Но в Финляндии суда не застревают во льдах на многие дни, а то и недели, как это происходило у Санкт-Петербурга этой зимой.

Минувшая зима, которая выдалась на редкость холодной, показала, что обеспечение безопасности мореходства в экологически уязвимых морских акваториях предполагает международное сотрудничество. В 2004 году в Финском заливе будет введена в эксплуатацию одобренная Международной морской организацией (ММО) система связи и управления движением судов (VTMIS). Прошедшей зимой власти Финляндии и России договорились о сотрудничестве в гармонизации ледовой классификации судов. Идут интенсивные переговоры о заказах на строительство новых ледоколов.

Финский залив и Балтийское море, сухопутная граница с Финляндией (Выборг/Юго-Восточная Финляндия) и в будущем также свободное ото льдов Мурманское побережье - вот основные экспортно-импортные маршруты России. По официальным оценкам, через 10-15 лет 35 процентов экспортных перевозок России будут осуществляться по Балтийскому морю. Регион Санкт-Петербурга - новый логистический центр российской внешней торговли. Финский залив - новый Эресунн, на котором развивается синергия, создаваемая портами Финляндии, России и Эстонии, по законам экономики и прежде всего внешней торговли. Быстрее всего на Балтийском море растут порты Санкт-Петербурга и Таллина.

И хотя Россия пока не стала европейским обществом, по своей истории и культуре она - европейская страна. Так, 300-летие Санкт-Петербурга стало значительным событием европейского масштаба. Изоляция России от Европы на протяжении многих десятилетий все еще мешает строительству гражданского общества. Целенаправленная работа может сократить существующий разрыв в уровне жизни и в технологиях. Финляндия и ЕС готовы внести свой вклад в эту работу.

Рене НЮБЕРГ, посол Финляндии в России

Дайджест «24 часа», 2003, № 32


Последние комментарии:





История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум   

Rambler's Top100 page counter ^ вверх


© terijoki.spb.ru 2000-2016