История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум English version
Поиск по сайту:  © Search script adapted from spectator.ru

"Коктейль Молотова" взрывает историю

"Русские украли наш "коктейль Молотова"! "Возмутительное искажение истории", - этими и подобными им цитатами пестрят финские средства массовой информации, рассказывая об очередной атаке на Суоми с востока.

На этот раз, к счастью, речь идет всего лишь о мирном алкогольном нападении. В барах и винных магазинах российских городов, в том числе в Санкт-Петербурге, появился новый девятиградусный алкогольный напиток под названием "коктейль Молотова". Этикетка на бутылке повествует о героизме Красной Армии и истории возникновения "коктейля", когда советские войска с помощью бутылок с зажигательной смесью остановили наступление немецких танков в начальный период войны.

Однако, финны предупреждают любителей "патриотической" выпивки: этот коктейль они опрокидывают во славу финских солдат, впервые применивших бутылки с зажигательной смесью в борьбе с советскими танками в "зимней войне" 1939-1940 годов.

- Появление нового напитка в России - пример того, как мало там известно о "зимней войне", - комментирует неприятное для Суоми событие профессор истории Хельсинкского университета Хенрик Мейнандер, - можно лишь поиронизировать по поводу появления продукта в Санкт-Петербурге. Во время войны "коктейль Молотова" не распространился дальше Карельского перешейка.

И сам тип зажигательных гранат, и даже его название были придуманы в Финляндии. Армия Суоми встретила наступление Красной Армии 30 ноября 1939 года плохо вооруженной и раздетой. Призывников отправляли на фронт в собственной одежде, некоторых наряжали в обмундирование царской армии, хранившееся на финских складах. Еще хуже обстояло дело с оружием. В ход шли музейные трехдюймовки времен Первой мировой, архаичные винтовки и древние танки, полученные от английских и французских щедрот. Советская пропаганда в первые дни войны, когда победа казалась делом пары недель, не упускала случая подчеркнуть ничтожество материального обеспечения финской армии и превосходство наших войск.

"Невольно любуешься доблестными бойцами Красной Армии, вооруженными новейшими снайперскими винтовками, блестящими автоматическими ручными пулеметами. Столкнулись армии двух миров. Красная Армия - самая миролюбивая, самая героическая, могучая, оснащенная передовой техникой, и армия продажного финляндского правительства, которую капиталисты заставляют бряцать оружием. А оружие-то, скажем откровенно, старенькое, поношенное. На большее пороху не хватает", - так писала "Ленинградская правда" второго декабря 1939 года. Однако уже через месяц тон советской печати изменился. Стали говорить о мощи линии Маннергейма, тяжелой местности и морозе - Красная Армия, теряя десятки тысяч убитыми и обмороженными, застряла в финских лесах.

Одной из находок финской промышленности, которая помогла остановить советское наступление, стало изобретение бутылки с зажигательной смесью. Самые обычные винные бутылки заливались смесью бензина, керосина и хлората калия, в качестве запала использовался пропитанный той же смесью жгут ткани. Западные корреспонденты, строчившие свои фронтовые репортажи в одном из баров в центре Хельсинки, превращенном в пресс-центр, тут же придумали название новому чудо-оружию - "коктейль Молотова". Почему не Сталина или, на худой конец, Ворошилова? Да потому что "зимняя война" была известна на Западе как война Молотова. "Отец всех народов" не захотел связывать свое имя с маленькой и несправедливой войной, из-за которой Советский Союз исключили из Лиги Наций. Грязная работа была поручена Вячеславу Молотову, возглавлявшему Совет народных комиссаров. Именно он обратился с речью к советскому народу 30 ноября 1939 года, объявив о начале боевых действий против Финляндии.

"Коктейль Молотова" оказался страшным оружием против легких советских танков Т-26. Финны пропускали их вперед и бросали бутылки на незащищенные броней воздухозаборники за башней. Ответом стало снабжение танков своеобразным прицепом, на котором сидели стрелки. Подобраться к танку было труднее, но он стал еще более неповоротливым в финских лесах.

- Вы знаете, что название "коктейль Молотова" придумано не в России? - с этим вопросом корреспонденты газеты "Хювюд-стадсбладет" обратились к директору Гатчинской винной фабрики Сергею Черкашину, решившему покорить родину и Запад новым "патриотическим" напитком.

Директор ответил, что надпись на этикетке позаимствована из школьных советских учебников истории. Он и понятия не имел, что все выглядит несколько иначе. Вероятно, об истине не догадывались и родственники Вячеслава Молотова, с которыми был подписан контракт на право использования имени этого главного "героя" финской кампании.

"Коктейль Молотова" уже распространился за пределы России, он продается в странах Балтии и Германии. На очереди - рекламная кампания в Финляндии. Последнее обстоятельство особенно веселит жителей Суоми, получивших назад свое собственное изобретение в такой необычной трансформации.

("Новые Известия", 2002, № 102)
Источник:
"24 часа", № 34(686), 22.08.2002


Последние комментарии:





История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум   

Rambler's Top100 page counter ^ вверх


© terijoki.spb.ru 2000-2016