|
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ФИНЛЯНДИИ ПОД РЕДАКЦИЕЙ КАРЕЛИНА
С ПРИЛОЖЕНИЕМ КАРТЫ, ПЛАНОВ, ИЛЛЮСТРАЦИЙ И СЛОВАРЯ
Издание 2-ое, исправленное и дополненное
С.-ПЕТЕРБУРГ 1913
Тип. Т-ва А. С. Суворина - "Новое Время", Эртелев, 13
Особенный наплыв русских туристов наблюдается обыкновенно в восточной Финляндии, почему там и русский язык получил большее распространение, чем в иных частях края.
Восточная Финляндия, как известно, входила в состав Водской пятины Великаго Новгорода еще во времена Иоанна III.
Население восточной Финляндии состоит из карелов, в значительной части православнаго вероисповедания, что совокупно с экономическим гнетом, проистекающим для простого люда из особенностей финляндскаго законодательства, заставляет его проявлять большее тяготение к нам, чем к остальным частям Финляндии.
Еще в 1827 году статс-секретарь по делам Финляндии граф Ребиндер представил Государю Императору проект об обратном присоединении к России трех Кексгольмских уездов (нынешних: Кексгольмскаго, Кроноборгскаго, Сердобольскаго и Сальмисскаго), а также приходов Кивинеб, Мола и Валкьярви. Согласно представленной графом Ребиндером всеподданнейшей записке, названная местность "изобилует имениями, принадлежащими русским. Там существуют также и учреждения, непосредственным собственником которых является Имперская казна. Те и другия управляются лицами, в большинстве случаев совершенно не понимающими языка, принятаго в делопроизводстве местных властей". "Карелия расположена вблизи столицы государства и Ладожскаго озера, воды котораго почти непосредственно сообщаются с С.-Петербургом и омывают берега двух русских губерний. Указанное местоположение, столь выгодное для внешней торговли Карелии, как бы наглядно связывает эту местность с одной из названных губерний. Уже в течение целаго столетия карелы привыкли возить свои продукты на продажу в столицу (единственное место, где последняя может быть производима с выгодой) и оттуда получать все необходимое для их нужд. В настоящее время, входя в состав Финляндии, отделенной от Империи вдоль границы цепью таможенных учреждений, они невольно вынуждены испытывать в своей торговле стеснения, которых прежде не знали и на которыя должны, следо-вательно, не мало жаловаться".
Проект этот, однако, практическаго осуществления не получил.
С течением времени враждебное против русских направление перешло впоследствии в определенную политическую систему, поставившую себе целью уничтожить в Выборгской губернии все признаки русской государственности и офиннить ея население. Старинный русский край, составлявший в прежнее время Водскую пятину Великаго Новгорода, а затем Карельский уезд, подвергнут был процессу последовательной денационализации, и печальные для русскаго самосознания плоды этой политики проявились ныне уже вполне осязательно. Финляндская казна щедро жертвовала казенныя суммы на учреждение в Карелии народных школ, а при Сердобольской семинарии учреждены были учительские курсы для приготовления учителей и учительниц в так называемыя передвижныя школы специально для православных карел. Учителя Сердобольской семинарии явились деятельными пропагандистами финскаго национализма, внушая, как своим воспитанникам, так и вообще населению Карелии, что русский народ и русский язык являются для них совершенно чуждыми и что все культурное спасение их в твердом сознании себя финляндцами.
В июле 1906 года, в Таммерфорсе образовался "союз беломорских карел", основанный осевшими в Финляндии русскими карелами, который начал издавать антирусский журнал, одновременно открывая школы тайнаго обучения. Постепенно число панфинских журналов было увеличено, а финляндские агитаторы отправились даже для политической пропаганды в пределы Имперских губерний, прикрываясь религиозными целями-проповедью Евангелия "язычникам-карелам", то есть в действительности православным. Панфинисты стали появляться в наших пределах и под видом экскурсантов и ученых, получающих средства от финскаго литературнаго общества.
Только за последнее время по почину высокопреосвященнаго Сергия, архиепископа Финляндскаго и Выборгскаго, был возбужден вопрос об оказании противодействия панфинской пропаганде. После нескольких пастырских сездов были основаны: Архангельское Православное Беломорско-Карельское Братство Св. Архангела Михаила и Православное Карельское Братство Св. Георгия, особенно чтимаго карелами. Цель братств миссионерско-просветитель-ная и благотворительная. Будучи созданы в противовес "Союзу беломорских карел", они должны заботиться о подеме, развитии и укреплении религиозно-нравственнаго сознания среди карел. В этих целях издаются молитвенники, богослужебныя книги и брошюры на языках русском, церковно-славянском, финском и карельском.
Братства также заботятся о возможно более торжественном и благолепном отправлении церковных служб, в особенности в престольные праздники, учреждают народныя церковно-приходския библиотеки и оказывают всевозможное содействие к улучшению церковнаго пения в приходских церквах. Кроме того Православное Карельское Братство издает свой частный орган на русском языке и карельском наречии под названием "Известия Карельскаго Братства", а также небольшую газету "Карельския Известия".
Что касается наиболее излюбленных русскою публикою пунктов Восточной Финляндии, как например - Выборга и Иматры, то здесь уже замечается значительно обрусение населения. Обрусение это совершается естественным, а не искусственным путем. Вообще, если говорить относительно обрусения Выборгской губернии, то таковое, как указано, скорее наблюдалось в 1809 году, чем теперь. Сейчас мы видим мало внешних возбудителей этого явления за исключением естественнаго влияния дачников, на которое раздаются сетования в финляндской печати. Финляндская пресса подтверждает это обстоятельство. Старофинская газета "Aamulehti" (= 207 за 1910 г.) одну из причин обрусения Карелии видит в том, что "русские оставляют в стране не мало денег. Пароходныя общества, железныя дороги, гостиницы, пансионаты и пр. извлекают из этого выгоды, так как туристы вообще народ зажиточный".
"Но, - добавляет, не любящая русскаго языка, газета: - каждому путешествующему в восточной Финляндии невольно бросается в глаза, что русская путешествующая публика оставляет в стране и еще кое-что другое, кроме денег".
"Она оставляет знание русскаго языка и стремление научиться ему".
"Извозчики на Иматре все уже довольно сносно владеют русским языком. Все имеющие соприкосновение с туристами положительно утверждают, что главный источник их дохода это русский кошелек".
Из маршрутов по Восточной Финляндии укажем следующие.
1) Из С.-Петербурга на Иматру через Выборг
следующими путями:
От С.-Петербурга до Выборга:
а) по железной дороге (см. стр. 44), или
б) на пароходе по Финскому заливу (см. стр. 03).
От Выборга до Иматры:
а) по железной дороге (см. стр. 101), или
б) на пароходе по Сайменскому каналу до стапции
Ретти-ярви, а затем в дилижансе до Иматры (см. стр. 107), или
в) на пароходе по Сайменскому каналу до города
Вильманстранда, а затем по Сайменскому озеру до Иматры (см. стр. 116).
2) Из С.-Петербурга в Пунка-Харью и в Нейшлот
следующими путями:
От С.-Петербурга до Выборга (см. маршрут 1-ый).
От Выборга до Нейшлота:
а) по железной дороге до станции Елисеишара, а
затем через Пунка-Харыо до Нейшлота (см. стр. 132).
б) ыа пароходе по Сайменскому каналу до Вильманстранда (см. маршр. 1-ый), а затем по Сайменскому озеру до Нейшлота и Пунка-Харью (см. стр. 134).
Из Нейшлота поездки на пароходе в иоенсу и в Куопио (см. стр. 144, 146).
3) Из С.-Петербурга в Сердобопь, по желанию с заездом в Кексгольм, на Валаам и Коневец и в
Иоенсу
следующими путями:
От С.-Петербурга до Выборга (см. маршрут 1-ый).
От Выборга до Сердоболя по железной дороге, по желанию с заездом на лошадях в Кексгольм (см. стр. 147).
От Сердоболя до Валаама на пароходе (см. стр. 151).
От Сердоболя до иоенсу по железной дороге (см. стр. 149).
От С.-Петербурга до Коневца, а затем до Валаама на пароходе по Ладожскому озеру (см. стр. 156).
При ознакомлении с южной Финляндией на первый план следует поставить город Гельсингфорс и весьма живописный по месту положения курорт при портовом городе Ганге. Через Ганге в течение круглаго года под-держивается пароходное сообщение с иностранными государствами благодаря малому замерзанию его гавани. Затем представляет исторический интерес город Або. Города, расположенные у берегов Финскаго залива, как связанные пароходным сообщением из Выборга и находящиеся в небольшом отдалении от железнодорожной магистрали "С.-Петербург - Гельсингфорс", также включены в ряд маршрутов южной Финляндии.
1) Из С.-Петербурга в Гельсингфорс и в Ганге
следующими путями:
От С.-Петербурга до Гельсингфорса.
а) по железной дороге (см. стр. 159), или
б) на пароходе по Финскому заливу (см. стр. 163).
От Гельсингфорса до Ганге.
а) по железной дороге через город Экенес
(см. стр. 227), или
б) на пароходе по Финскому заливу (см. стр. 232).
2) Из С.-Петербурга в Або
следующими путями
Один нуть: от С.-Петербурга по железной дороге до узловой станции Рихимяки, находящейся на пути к Гельсинг-форсу (см. маршр. 1-ый II-го отд.) и затем через город Тавастгус до Або.
Другой путь: от С.-Петербурга до Гельсингфорса (см. маршр. 1-ый II-го отд.).
От Гельсингфорса до Або.
а) по железыой дороге (см. стр. 250), или
б) на пароходе через Ганге (см. стр. 258).
3) Из С.-Петербурга в Фридрихсгам, Котку и Ловизу
следующими путями:
От С.-Петербурга до Выборга (см. маршр. 1-ый I-го отд.).
От Выборга через Фридрихсгам и Котку в Ловизу на пароходе по Финскому заливу (см. стр. 276).
В каждый из последних трех указанных городов можно попасть и по железной дороге, следуя по линии "С.-Петербург - Гельсингфорс" (см. маршр. 1-ый II-го отд.) с пересадкою в Фридрихсгам и Котку на узловой станции Коувола, а в Ловизу на станции Лахти.
4) Из Гельсингфорса в Борго
следующими путями:
а) по железной дороге с пересадкой на станции
Керава (см. стр. 288), или
б) па пароходе по Финскому заливу (см. стр. 289).
Города и местечки этих частей Финляндии посещаются гораздо реже русскими туристами, за их отдаленностью и малым интересом для случайнаго путника. Внимание лиц, интересующихся фабрично-заводской промышленностью, здесь может быть обращено на город Таммерфорс, прозванный финляндским Манчестером. Гора Аавасакса и станция Рованиеми на севере Финляндии привлекают небольшое число русских туристов 9, 10 и 11 июня для наблюдения не заходящаго солнца.
Здесь туристу предоставляется избрать следующие маршруты.
1) Из С.-Петербурга в Улеаборг
следующими путями:
Один путь: от С.-Петербурга по железной дороге до узловой станции Коувола, находящейся на пути к Гельсингфорсу (см. маршр. 1-ый II-го отд.), и затем на север через города С.Михель, Куопио, Исальми до Каяны, откуда на пароходе по озеру Улео, а далее на лодке по порожистой реке того же имени до города Улеаборга (см. стр. 296).
Другой путь: от С.-Петербурга по железной дороге до узловой станции Рихимяки, находящейся на пути к Гельсингфорсу (см. маршр. 1-ый II-го отд.) и затем через города: Тавастгус и Таммерфорс на север до Улеаборга (см. стр. 308).
2) Из Улеаборга на Аавасаксу
следующим путем:
От Улеаборга по железной дороге через Кеми до Торнео (см. стр. 325).
От Торнео на лошадях до Аавасаксы (см. стр. 326).
3) Отдельныя поездки в Бьёрнеборг, в Вазу и в Рованиеми.
В первые два из указанных здесь пунктов можно попасть по железной дороге, следуя по линии Рихимяки-Улеаборг (см. маршр. 1-ый III отд.), а в последний пункт, следуя по линии Улеаборг-Торнео (см. маршр. 2-ой III-го отд.).
Часть 1. Предисловие. Справочный раздел.
Часть 2. Финляндия. Географическое, историческое и бытовое положение.
Часть 4. С.-Петербург - Выборг.
Часть 5. Выборг и его окрестности.
Последние комментарии: